Родительская помощь в развитии речи детей.
консультация на тему

Шумкина Елена Вячеславовна

 Развитие речи – это основной фактор умственного и речевого развития дошкольника. Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка, в общении с окружающими его людьми. Развитие речевой функции происходит с рождения ребёнка и в основном заканчивается к пяти годам (в норме).

Но в последнее время задержкой речевого развития страдает, чуть ли не каждый четвёртый ребёнок. Задержка речевого развития – это тонкое и сложное заболевание, в причинах которого врачам бывает порой трудно разобраться.

Специалисты установили, что к нарушению нормального становления речи у детей могут приводить:

- различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах и даже ранний перевод ребёнка на искусственное вскармливание.

- Причиной отставания в речевом развитии также может служить: тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени.

- Часто страдают задержкой речевого развития дети пьющих родителей, неблагополучных во взаимоотношениях, имеющих психические расстройства.

- Дети от повторной беременности, поздние или из неполных семей, воспитывающиеся в плохой языковой среде, двуязычных семьях – чаще всего с задержкой речевого развития. Отрицательные социальные факторы непосредственно не оказывают на ребёнка патологического влияния, но всегда преломляясь, воздействуют на его психическое развитие, тормозя его в большей или меньшей степени.

- Наследственный фактор тоже играет существенную роль. Если один из родителей или близких родственников страдает косноязычием, то вполне вероятно, что малыш будет иметь проблемы с речью.

- Задержка речевого развития бывает связана с задержкой психомоторного или психического развития. Кроха начинает позже, чем другие дети держать голову, сидеть, ходить. Это симптомы, которые должны насторожить взрослых. У таких проблемных детей может отмечаться дневной и ночной энурез вплоть до младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskaya_pomoshch_v_razvitii_rechi_detey.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Родительская помощь в развитии речи детей.

 Развитие речи – это основной фактор умственного и речевого развития дошкольника. Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка, в общении с окружающими его людьми. Развитие речевой функции происходит с рождения ребёнка и в основном заканчивается к пяти годам (в норме).

Но в последнее время задержкой речевого развития страдает, чуть ли не каждый четвёртый ребёнок. Задержка речевого развития – это тонкое и сложное заболевание, в причинах которого врачам бывает порой трудно разобраться.

Специалисты установили, что к нарушению нормального становления речи у детей могут приводить:

- различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах и даже ранний перевод ребёнка на искусственное вскармливание.

- Причиной отставания в речевом развитии также может служить: тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени.

- Часто страдают задержкой речевого развития дети пьющих родителей, неблагополучных во взаимоотношениях, имеющих психические расстройства.

- Дети от повторной беременности, поздние или из неполных семей, воспитывающиеся в плохой языковой среде, двуязычных семьях – чаще всего с задержкой речевого развития. Отрицательные социальные факторы непосредственно не оказывают на ребёнка патологического влияния, но всегда преломляясь, воздействуют на его психическое развитие, тормозя его в большей или меньшей степени.

- Наследственный фактор тоже играет существенную роль. Если один из родителей или близких родственников страдает косноязычием, то вполне вероятно, что малыш будет иметь проблемы с речью.

- Задержка речевого развития бывает связана с задержкой психомоторного или психического развития. Кроха начинает позже, чем другие дети держать голову, сидеть, ходить. Это симптомы, которые должны насторожить взрослых. У таких проблемных детей может отмечаться дневной и ночной энурез вплоть до младшего школьного возраста.

Первое, что должны знать родители, заподозрившие у своего малыша проблемы с речью – это то, что необходимо провести комплексное обследование ребёнка у детского невропатолога, психоневролога, логопеда, отоларинголога, дефектолога, психолога.

Очень важно, чтобы родители, заметив у малыша признаки задержки речевого развития, не просто уповали на специалистов, но и сами активно занимались с ребёнком.

Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют достаточно обширный словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью проходит одинаково.

Наличие у дошкольников даже слабо выраженных отклонений в речевом развитии является серьёзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.

Сегодня наша задача рассмотреть возможности родительской помощи в дошкольном возрасте, т.к. родители – первые учителя своих детей; предложить некоторые виды упражнений, способствующие речевому развитию детей.

 

Помощь, которую могут оказать родители своим детям:

1. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, штриховки, обводки, работы с ножницами, пластилином.

В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики, расположены близко друг к другу и тесно связаны. Однако, рука развивается раньше и её развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Человек, не находящий нужных слов для объяснения, часто помогает себе жестами. И наоборот, ребёнок, сосредоточенно пишущий или рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык. Всё это подтверждает, что движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Следовательно, развивая тонкую моторику рук, мы стимулируем развитие речи.

Здесь поможет пальчиковая гимнастика.

- Игра «Пальчики ходят в гости» - на правой кисти подушечками каждого пальца по очереди дотронуться до подушечки большого пальца, затем – на левой кисти, потом – одновременно на обеих кистях.

- Игра «Пальчики здороваются» - соединить пальцы одной руки с пальцами другой.

- Игра «Пальчики прячутся» - ладонь прямая. Согнуть каждый из пальцев попеременно вначале на правой, потом на левой руке. Один палец согнут, остальные прямые.

        2. Огромная роль в развитии речи ребёнка принадлежит семье, где ребёнок приобщается к культуре речевого общения. Речь родителей должна быть примером для подражания: чёткой, простой, выразительной, доступной и понятной. Чем больше вы общаетесь с ребёнком, тем богаче и насыщеннее его словарь, тем больше он приобретает навыков общения.

3. Разучивайте с детьми новые стихи, песни, учите пересказывать те или иные истории. Играйте с детьми в такие игры, которые развивают речь, память и внимание.

4. Постарайтесь изолировать  ребёнка от просмотра телевизионных шоу, фильмов, песен, разговоров с детьми, которые научат их неприемлемым нормам языка и поведения.

5. Особое значение в развитии речи детей отводится рассказу – этим путём доставляется ребёнку радость, развивается его ум, чувства и речь. Ребёнка следует учить соблюдать порядок в изложении мыслей и учить не уклоняться от основной темы.

6. Прекрасную выразительную речь дети могут услышать в произведениях устного народного творчества, сказках Пушкина, Ершова, Аксакова, Толстого. «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск», - писал К. Паустовский.

7. Очень хорошо, если в семье практикуется совместное чтение вслух. Это сближает родителей и детей, помогает родителям лучше узнать ребят, понять их интересы и увлечения.

Как читать вместе? Прежде всего, выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера. Читать следует по очереди: сегодня читает отец, завтра – сын. Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, чётко. Продолжительность чтения дома – не более 45 минут. Чтобы оно не утомляло детей, не притупляло интереса к чтению. Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о прочитанном.

8. Ребёнок учится описывать, рассуждать, рассказывать в процессе познания природы. Находя и определяя словом причинную и временную зависимость, взаимосвязь явлений природы, ребёнок учится объяснять, сопоставлять, сравнивать, делать выводы. А эти умения необходимы для формирования таких качеств связной речи, как доказательность, последовательность, чёткость.

9. Необходимо учить детей дифференцировать слова, близкие по звучанию: уточка – удочка, бочка – почка, бабочка – папочка.

10. Хорошо развивают речь задания по развитию фонематического слуха: выделять заданный звук из ряда других звуков и из слов, определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце, последовательно). Придумывать слова на заданную букву или собрать слово из звуков (у-т-к-а)

11. Наиболее трудной для детей с недоразвитием речи является слоговая структура и звуконаполняемость слов. Поэтому следует научить их обращать внимание на изменения смысла слов при пропуске и перестановке слогов (рога – гора). Нанизывание букв как бусинок: я-яг-яго-ягод-ягодк-ягодка.

12. Хороший результат дают упражнения на восприятие и воспроизведение заданного количества хлопков, заданный ритм (простые ритмы - !! !. ! !!, !! ! !, ! ! !!, ! !!!; сложные - !!! ! !, ! !! !!, ! !!! !, !! !!! !).

13. Развитие познавательных процессов (мышления, памяти, слухового и зрительного внимания, а так же способности к концентрации, распределению и переключению внимания) так же влияет на речевое развитие.

Упражнения для развития мышления. Выделение существенных признаков предметов и явлений, включающих операции на умение обобщать (табурет, кресло, стул – мебель)

Упражнения для стимуляции слухового внимания. Игры и упражнения: «Угадай, кто кричит?», «Угадай, на чём играют?», и т.д.

Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания. Длительная сортировка и нанизывание бусинок. Лабиринты (прослеживание взглядом линии от  начала до конца).

14. Совершенствование пространственно-временных ориентировок (право, лево, вверх, вниз, наискосок). Это ориентировки на собственном теле, дифференциация правых и левых его частей; ориентировки в окружающем пространстве; тест «Кулак – ребро – ладонь».

15. Развитие тактильных ощущений необходимо узнать, какую букву написали на спине, на руке, в воздухе рукой ребёнка, узнать буквы на ощупь.

16. Развитие конструктивного мышления путём моделирования букв из палочек (спичек), из элементов букв, складывание картинок, разрезанных на несколько частей, пазлов.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный.

Главными учителями в речевом развитии детей выступают  детский сад ,школа и семья. Речевые упражнения не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа воспитателей и детей. Но система работы детского сада будет эффективна лишь тогда, когда есть фон для речевого развития. Таким фоном является семья, заинтересованность родителей, домашняя здоровая речевая среда, которая дополняет работу детского сада.

И мы надеемся на ваше понимание данного вопроса, вашу поддержку и помощь. Совместными усилиями мы сможем многое достичь и преодолеть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ОБУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИЯМ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ·        ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ·        ТЕХНОЛОГИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА·...

Родительское собрание "Особенности развития речи детей 4-5 лет""

Протокол № 2родительского собрания в средней группе от 23.11.2011г.Тема: «Особенности  развития речи детей 4-5 лет»Повестка дня:1.Доклад «Особенности развития речи детей 4-5 лет»2. Наши праздники...

Логоритмика, как помощь в развитии речи детей дошкольного возраста

В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у детей дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. К сожалению, в силу ряда пр...

Родительская конференция по развитию речи детей. Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Родительская конференция по развитию речи детей.Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....

родительское собрание : особенности развития речи детей 3-4 лет, и способы ее развития

в данной публикации рассказывается об соновных особенностях развития речи детей младшего возраста...

Методическая разработка по теме: «Дидактическая игра как помощь в развитии речи детей дошкольного возраста»

Методическая разработка по теме:«Дидактическая игра как помощь в  развитии речи детей дошкольного возраста»...