Тема по самообразованию на 2018-2019, 2019-2020, 2020-2021 уч.год
материал

Устюгова Любовь Сергеевна
Тема по самообразованию: «Экспериментальная и исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников» 2018-2019 г.; 2019-2020; 2020-2021

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Нижневартовска детский сад №5 «Мечта»

Индивидуальный план развития по самообразованию.

Тема по самообразованию: «Экспериментальная и исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

2018-2023 г.

Воспитатель

первой квалификационной категории

Устюгова Любовь Сергеевна

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

        Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть  стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства.

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира.

Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка - дошкольника одним из ведущих видов деятельности.

Деятельность экспериментирования всё больше пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде.

Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения.

Именно в опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель: расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности; повышение уровня личного профессионального мастерства и компетентности в организации воспитательного и образовательного процесса с детьми.

Задачи:

  • Сформировать личный практический опыт по организации опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
  • Создать условия для опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности детей в группе.
  • Развить устойчивый познавательный интерес дошкольников в поисково-исследовательской деятельности.
  • Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  • Формировать представления у детей о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
  • Поддерживать у детей инициативу в познании окружающего мира.
  • Сформировать предметно-развивающую среду для опытно-экспериментальной деятельности в группе.
  • Стимулировать совместное творчество родителей и детей на основе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • Повысить личный практический опыт по организации опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
  • Повысить уровень познавательной активности у детей.
  • Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
  • Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
  • Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному методу исследования.
  • Повысить уровень владения дошкольниками различными техниками экспериментирования.
  • Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе экспериментирования с использованием простейших техник, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Перспективный план на 2018-2019 уч.год

Мероприятие

Сроки

Отметка о выполнении

Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного   материала.

Сентябрь 2018г.

Проанализирована научно-исследовательская литература, интернет-ресурсы, подобрана программно-методическое обеспечение, наглядно-демонстрационный материал

Разработка плана по теме самообразования

Сентябрь 2018г.

План самообразования

Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования

Октябрь 2018г.

Конспекты занятий, проекты фотовыставки

Изучить методы оценки с целью выявления знаний и умений детей по опытно-экспериментальной деятельности.

Октябрь 2018г.

Проведена оценка детей с целью выявления знаний и умений детей по опытно-экспериментальной деятельности.

Изготовление мини лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для опытов.

Ноябрь 2018г.

Мини лаборатория –оснащение необходимыми материалами и пособиями для опытов.

Работа с родителями.

Работа детско-родительского клуба «Юный экспериментатор»

В течение года

Разработана программа детско-родительского клуба

Открытое занятие

Показательная НОД «Земные почво- строители».

Январь-февраль 2019г.

Показ открытого занятия по теме: «Земные почво- строители».

Посещение районных методических объединений воспитателей ДОУ.

В течении года

Посещение методических объединений

Работа с коллегами.

Мастер-класс на тему: «Использование метода моделирования в опытно-экспериментальной деятельности»

Март 2019г.

Обмен опытом. Мастер-класс

Работа с коллегами

Организация экспериментальной деятельности детей в летний период

Апрель 2019г.

Обмен опытом. Презентация

Работа с коллегами

Содержание центров экспериментирования

Май 2019г.

Обмен опытом. Консультация

Оформление папки-передвижки «Экспериментальная деятельность детей». Изготовление буклета «Познавательно-исследовательская деятельность»

Сентябрь-май

Обобщение опыта детей средней группы в экспериментальной деятельности.

Создание «копилки опытов и экспериментов»

В течение года

Картотека опытов и экспериментов

Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации экспериментальной деятельности детей

В течение года

Организовано предметно-развивающая среда для реализации экспериментальной деятельности детей

Подготовка практического материала для родителей по предметно-развивающей среде.

В течение года

Проведение родительских собраний

Посещать занятия педагогов ДОУ

Постоянно

Посещение занятий педагогов ДОУ

Принять участие с детьми в педагогических конкурсах

Постоянно

Участие с детьми в конкурсах

Обзор в интернете информации по использованию различного материала в опытно-экспериментальной деятельности

Постоянно

Представление опыта работы на сайтах педагогических работников

Постоянно

Публикации; творческие работы детей; методические разработки.

План работы на 2019-2020 уч.год

Мероприятие

Сроки

Отметка о выполнении

Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного   материала.

Сентябрь 2019г.

Проанализирована научно-исследовательская литература, интернет-ресурсы, подобрана программно-методическое обеспечение, наглядно-демонстрационный материал

Разработка перспективного плана на год по исследовательской деятельности.

В течение года

Разработан перспективный план по исследовательской деятельности

Разработка картотеки «Опыты - эксперименты в старшей группе».

В течение года

Картотека опытов и экспериментов

Проект «Огород на подоконнике» (кратковременный  2 месяца)

Апрель-май 2020г.

Оформление презентации проекта

«Моя  семья в лесу»

Март 2020 г.

Тематическая фотовыставка

Приобретение навыков работы с исследовательскими  приборами (лупы)

Февраль 2020г.

Тематическое занятие «Волшебное стёклышко»

Проведение опытов и экспериментирования с детьми  в непосредственно организованной образовательной  и самостоятельной деятельности

В течение года

Подготовка презентации и фотоматериала по результатам экспериментирования

Пополнение  оснащения в мини-лаборатории необходимыми материалами и пособиями для опытов.

В течение года

Организовать сбор природного и бросового материала в мини-лабораторию.

«Эти удивительные камни»

Декабрь 2019г.

Выставка работ

Взаимодействие с родителями.

Подготовка консультаций для родителей по следующим темам:

«Ребенок - исследователь в детском саду»

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

«Развитие любознательности детей, через детское экспериментирование»

В течение года

Оформление папки передвижки

Выступление на родительском собрании.

Открытое занятие.

Практикум: «Тонет? Не тонет!» Цель: предложить практические рекомендации, по организации игр и экспериментов с водой. Познакомить с простыми экспериментами и играми с водой.

Январь 2020г.

Проведено открытое занятие

План работы на 2020-2021 г.

Мероприятие

Сроки

Отметка о выполнении

Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного   материала.

Сентябрь 2020г.

Проанализирована научно-исследовательская литература, интернет-ресурсы, подобрана программно-методическое обеспечение, наглядно-демонстрационный материал

Разработка перспективного плана на год по исследовательской деятельности.

Октябрь-ноябрь 2020г.

Разработан перспективный план по исследовательской деятельности

Разработка картотеки «Опыты -эксперименты в старшей  группе».

В течение года

Оформление картотеки

НОД: «Соль и его свойства»

Декабрь 2020г.

Открытое занятие

Проект «Соль повседневной жизни»

Февраль-март 2021г.

Подготовка презентации и фотоматериала по результатам экспериментирования

Проект «Волшебное семечко»

Апрель-Май 2021 г.

Выращивание рассады для летнего огорода

Пополнение  оснащения в мини-лаборатории необходимыми материалами и пособиями для опытов.

В течение года

Организовать сбор природного и бросового материала в мини-лабораторию

Участие в конкурсе «Радуга открытий»

Апрель 2021г.

Оформление папки передвижки

Консультаций для родителей по следующим темам:

«Требования к проведению наблюдений»

Январь 2021г.

Выступление на родительском собрании.

Работа с родителями.

Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и превращений»

«Научите ребенка любить природу».

«Требования к проведению наблюдений»

В течение года

Проведена работа с родителями

План работы на 2021-2022 г.

План работы на 2022-2023 г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Нижневартовска  детский сад  №5 «Мечта»

«План по самообразованию педагога»

                               

____________________________Устюговой Любови Сергеевны_________________________

(Ф.И.О. педагога)

_______4 года__________                                                                                                                                              _________первая___________

(стаж работы)                                                                                                                                                                              (кв. категория)

Тема: «Экспериментальная и исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»____________

(название темы)

__2018-2019__                                                         _дети дошкольного возраста 4-5 лет__

учебный год                                                                                                                                                                              возрастная группа

 

2018 г.

Тема: «Экспериментальная и исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Цель: расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности; повышение уровня личного профессионального мастерства и компетентности в организации воспитательного и образовательного процесса с детьми

Задачи:

  1. Сформировать личный практический опыт по организации опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
  2. Создать условия для опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности детей в группе.
  3. Развить устойчивый познавательный интерес дошкольников в поисково-исследовательской деятельности.
  4. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  5. Формировать представления у детей о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
  6. Поддерживать у детей инициативу в познании окружающего мира.
  7. Сформировать предметно-развивающую среду для опытно-экспериментальной деятельности в группе.
  8. Стимулировать совместное творчество родителей и детей на основе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.
  9. Повышение компетентности и профессионального мастерства в организации опытно-экспериментальной  и исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

Мероприятие

Сроки

Форма отчета, ожидаемый результат

Самообразование

1

Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного   материала.

Постоянно

Проанализирована научно-исследовательская литература, интернет-ресурсы, подобрана программно-методическое обеспечение, наглядно-демонстрационный материал

2

Разработка плана по теме самообразования

Сентябрь

План самообразования

3

Разработка проектов по теме самообразования

Октябрь

Проекты, презентация на проекты

4

Изучить методы оценки с целью выявления знаний и умений детей по опытно-экспериментальной деятельности.

Октябрь

Проведена оценка детей с целью выявления знаний и умений детей по опытно-экспериментальной деятельности.

5

Изготовление мини лабораторий (центров) и оснащение их необходимыми материалами и пособиями для опытов.

Ноябрь

Организация мини лабораторий (центров) –оснащение необходимыми материалами и пособиями для опытов.

Центр «Изучаем мир»; Центр «Юные исследователи»; «Наша мини – лаборатория».

6

Оформление папки-передвижки «Экспериментальная деятельность детей». Изготовление буклета «Познавательно-исследовательская деятельность»

Сентябрь-май

Обобщение опыта детей средней группы в экспериментальной деятельности.

7

Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации экспериментальной деятельности детей

В течение года

Организовано предметно-развивающая среда для реализации экспериментальной деятельности детей

8

Представление опыта работы на сайтах педагогических работников

Постоянно

Публикации; творческие работы детей; методические разработки.

Работа с обучающимися

9

Создание «копилки опытов и экспериментов»

В течение года

Картотека опытов и экспериментов

10

Принять участие с детьми в педагогических конкурсах

Постоянно

Участие с детьми в конкурсах

Работа с родителями

11

Работа с родителями.

Работа детско-родительского клуба «Юный экспериментатор»

В течение года

Разработана программа детско-родительского клуба

12

Подготовка практического материала для родителей по предметно-развивающей среде

В течение года

Протоколы родительских собраний

Работа с педагогами (диссеминация опыта)

13

Открытое занятие

Показательная НОД «Земные почво- строители».

Январь-февраль

Конспект открытого занятия по теме: «Земные почво- строители».

14

Посещение районных методических объединений, форсайт-центров, семинаров, вебинаров воспитателей ДОУ.

В течении года

Посещение методических объединений

15

Работа с коллегами.

Мастер-класс на тему: «Использование метода моделирования в опытно-экспериментальной деятельности»

Март

Презентация на заседании «Школы молодого педагога»

16

Работа с коллегами

Организация экспериментальной деятельности детей в летний период

Апрель

Презентация на заседании «Школы молодого педагога»

17

Работа с коллегами

Содержание центров экспериментирования

Май

Обмен опытом. Консультация

18

Посещать занятия педагогов ДОУ

Постоянно

Посещение занятий педагогов ДОУ

19

Обзор в интернете информации по использованию различного материала в опытно-экспериментальной деятельности

Постоянно



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Нижневартовска  детский сад  №5 «Мечта»

«План по самообразованию педагога»

                               

____________________________Устюговой Любови Сергеевны_________________________

(Ф.И.О. педагога)

_______5 лет__________                                                                                                                                              _________первая___________

(стаж работы)                                                                                                                                                                              (кв. категория)

Тема: «Экспериментальная и исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»____________

(название темы)

__2019-2020__                                                         _дети дошкольного возраста 5-6 лет__

учебный год                                                                                                                                                                              возрастная группа

 

2019 г.

Тема: «Экспериментальная и исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Цель: расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности; повышение уровня личного профессионального мастерства и компетентности в организации воспитательного и образовательного процесса с детьми

Задачи:

  1. Сформировать личный практический опыт по организации опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
  2. Создать условия для опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности детей в группе.
  3. Развить устойчивый познавательный интерес дошкольников в поисково-исследовательской деятельности.
  4. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  5. Формировать представления у детей о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
  6. Поддерживать у детей инициативу в познании окружающего мира.
  7. Сформировать предметно-развивающую среду для опытно-экспериментальной деятельности в группе.
  8. Стимулировать совместное творчество родителей и детей на основе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.
  9. Повышение компетентности и профессионального мастерства в организации опытно-экспериментальной  и исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

Мероприятие

Сроки

Форма отчета, ожидаемый результат

Самообразование

1

Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного   материала.

Постоянно

Проанализирована научно-исследовательская литература, интернет-ресурсы, подобрана программно-методическое обеспечение, наглядно-демонстрационный материал

2

Разработка плана по теме самообразования

Сентябрь

План самообразования

3

Разработка проектов по теме самообразования

Октябрь

Проекты, презентация на проекты

4

Изучить методы оценки с целью выявления знаний и умений детей по опытно-экспериментальной деятельности.

Октябрь

Проведена оценка детей с целью выявления знаний и умений детей по опытно-экспериментальной деятельности.

5

Изготовление мини лабораторий (центров) и оснащение их необходимыми материалами и пособиями для опытов.

Ноябрь

Организация мини лабораторий (центров) –оснащение необходимыми материалами и пособиями для опытов.

Центр «Изучаем мир»; Центр «Юные исследователи»; «Наша мини – лаборатория».

6

Проект «Огород на подоконнике» (кратковременный  2 месяца)

Апрель-май

Обобщение опыта детей средней группы в экспериментальной деятельности.

7

Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации экспериментальной деятельности детей

В течение года

Организовано предметно-развивающая среда для реализации экспериментальной деятельности детей

8

Представление опыта работы на сайтах педагогических работников

Постоянно

Публикации; творческие работы детей; методические разработки.

Работа с обучающимися

9

Создание картотеки «Опыты - эксперименты в старшей группе».

В течение года

Картотека опытов и экспериментов

10

Принять участие с детьми в педагогических конкурсах

Постоянно

Участие с детьми в конкурсах

Работа с родителями

11

Работа с родителями.

В течение года

Разработана программа работы педагога с родителями

12

Подготовка практического материала для родителей по предметно-развивающей среде

В течение года

Протоколы родительских собраний

Работа с педагогами (диссеминация опыта)

13

Открытое занятие

Показательная НОД

Практикум: «Тонет? Не тонет!»

Январь-февраль

Конспект открытого занятия по теме: «Тонет? Не тонет!»

14

Посещение районных методических объединений, форсайт-центров, семинаров, вебинаров воспитателей ДОУ.

В течении года

Посещение методических объединений

15

Работа с коллегами.

Мастер-класс на тему: «Детское экспериментирование как метод развития познавательного интереса в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности»

Март

Презентация на заседании «Школы молодого педагога»

16

Работа с коллегами

Организация экспериментальной деятельности детей в летний период

Апрель

Презентация на заседании «Школы молодого педагога»

17

Работа с коллегами

Содержание центров экспериментирования

Май

Обмен опытом. Консультация

18

Посещать занятия педагогов ДОУ

Постоянно

Посещение занятий педагогов ДОУ

19

Обзор в интернете информации по использованию различного материала в опытно-экспериментальной деятельности

Постоянно



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Нижневартовска  детский сад  №5 «Мечта»

Аналитический отчет по самообразованию педагога

                               

____________________________Устюговой Любови Сергеевны_________________________

(Ф.И.О. педагога)

_______5 лет__________                                                                                                                                              _________первая___________

(стаж работы)                                                                                                                                                                              (кв. категория)

Тема «Экспериментальная и исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»____________

(название темы)

__2019-2020__                                                                      дети дошкольного возраста 5-6 лет 

учебный год                                                                                                                                                                              возрастная группа

 

2020 г.

Тема:  «Экспериментальная и исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

В 2019-2020 учебном году я продолжала работать по теме самообразования «Экспериментальная и исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников». Определив цель данной темы: расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности; повышение уровня личного профессионального мастерства и компетентности в организации воспитательного и образовательного процесса с детьми. Я перед собой поставила ряд задач:

  1. Сформировать личный практический опыт по организации опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
  2. Создать условия для опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности детей в группе.
  3. Развить устойчивый познавательный интерес дошкольников в поисково-исследовательской деятельности.
  4. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  5. Формировать представления у детей о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
  6. Поддерживать у детей инициативу в познании окружающего мира.
  7. Сформировать предметно-развивающую среду для опытно-экспериментальной деятельности в группе.
  8. Стимулировать совместное творчество родителей и детей на основе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.
  9. Повышение компетентности и профессионального мастерства в организации опытно-экспериментальной  и исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

 

Приступая к работе над данной проблемой, я хорошо понимала, что для целенаправленного результативного осуществления воспитательно-образовательного процесса необходимо основательный, теоретический и практический опыт.

Работу проводила поэтапно:

  • на первом этапе – велась активная работа с детьми на формирование представления у детей о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания;
  • на втором этапе – велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, индивидуальные работы;
  • на третьем этапе – велась работа с родителями. Была разработана и использована  программа детско-родительского клуба детско-родительского клуба «Юный экспериментатор», изготовление буклета «Познавательно-исследовательская деятельность». Велось активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Были использованы следующие средства:

  • Совместная деятельность педагога с детьми;
  • Самостоятельная деятельность детей;
  • Предметно-развивающая среда.

Применяла такие методы:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические;
  • игровые;
  • ИКТ.

Диагностика познавательных  способностей детей на начальном этапе показала:

  • Высокий – 0%
  • Средний – 96%
  • Низкий – 4%

Благодаря проведению данной диагностики, необходимо сформировать у детей дошкольного возраста 5-6 лет, знаний о экспериментальной и исследовательской деятельности, научить иметь представления у детей о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания, сформировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;

В течение всего года я изучала разнообразную методическую литературу по данной теме:

Н. Е. Веракса «Познавательно-исследовательская деятельность»;

О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»;

Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир»;

О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой» в средней группе;

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста»;

Нищеева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ.

Так же изучила опыт коллег на интернет- сайтах: maam.ru, nsportal.ru.

При организации экспериментально-исследовательской деятельности использовала следующие методы и приемы:

  • эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения;
  • моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
  • опыты;
  • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
  • «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
  • подражание голосам и звукам природы;
  • использование художественного слова;
  • дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;
  • трудовые поручения, действия.

Для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей в своей группе я продолжала создавать мини-лабораторию «Юный эколог», в которой имеются необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканчики, тарелки), бросовый материал (камешки, песок, ракушки, семена), инструменты для опытов (лупа, термометр, магнит, зеркало, песочные часы, фонарик и т.д.), огород.

С детьми проводились беседы на тему: «Проведение интереса к исследовательской деятельности», об экспериментирования с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Дети были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.

На протяжении всего учебного времени проводила НОД (непосредственная образовательная деятельность) и опыты-эксперименты по темам, представленными в программе ДПОУ.

В своей работе создавала образовательные ситуации:

  • «Спор игрушек» - учила детей описывать предметы и определять материал, из которого созданы эти игрушки. Выяснили, что стеклянными и керамическими игрушками не играют, они используются для украшения, т.к. они хрупки; бумажные можно порвать, намочить и помять.
  • «На чем полетят человечки» и учила выделять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности: сравнивали резину с тканью, доказывали зависимость функций предмета от материала, из которого он сделан.

На протяжении своей исследовательской деятельности использовала дидактические игры различного характера.

В результате НОД и опытов-экспериментов:

  • ребята овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ;
  • познакомились с явлениями природы;
  • получили представление о круговороте воды в природе;
  • уточнили знания о воде, о ее состояниях;
  • познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения;
  • дети получили представления о свойствах ткани, резины и т.д.;
  • познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления;
  • ребята с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной учились делать выводы.

Для себя я поставила цель на будущее продолжать работу и изучить следующую литературу: Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», О.В.Дыбина, Е.А.Сидякина, А.Ю.Кузина, С.Е.Анфисова, Л.В.Бадул «Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации (по ФГОС)».

В ходе реализации поисково-исследовательской деятельности я реализовала следующие педагогические компетенции:

  • интеллектуально-педагогическая компетентность;
  • информационная компетентность;
  • регулятивная компетентность.

 

Диагностика на контрольном этапе показала:

  • Высокий – 96%
  • Средний – 0%
  • Низкий – 4%

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как экспериментально – исследовательская деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.

Подводя итог, хочу сказать, что главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Перспектива:

1. Продолжить работу по освоению экспериментально-исследовательской деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

рабочую программу деятельности воспитателя на 2018-2019, 2019-2020 учебные года

рабочую программу деятельности воспитателя на  2018-2019, 2019-2020 учебные года...

рабочую программу деятельности воспитателя на 2018-2019, 2019-2020 учебные года

рабочую программу деятельности воспитателя на  2018-2019, 2019-2020 учебные года...

рабочую программу деятельности воспитателя на 2018-2019, 2019-2020 учебные года

рабочую программу деятельности воспитателя на  2018-2019, 2019-2020 учебные года...

Годовой план МБДОУ "Чебурашка" на 2017-2018 учебный год, 2018-2019, 2019-2020 учебный год

Годовой план детского сада на 2017-2018 учебный год.Годовой план муниципального бюджетного  дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Чебурашка» (далее по тексту-ДОУ...

ГОДОВЫЕ ОТЧЕТЫ 2015-2016, 2017-2018,2018-2019,2019-2020 гг.

Годовые отчеты музыкального руководителя Романюта Екатерины Алексеевны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ» НА 2018-2019 (2019-2020) УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»НА 2018-2019 (2019-2020) УЧЕБНЫЙ ГОД...