Методика проведения определения музыкального развития дошкольников
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Фатеева Алена Игоревна

Методика проведения определения музыкального развития дошкольников

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методика проведения определения музыкального развития дошкольников (Целевые ориентиры)

Уровень музыкального развития дошкольников определяется в начале и в конце года в следующих видах деятельности:

1.Восприятие музыки

2.Пение

3.Музыкально – ритмические движения

4.Игра на детских музыкальных инструментах.

5.Детское музыкальное творчество

а) Песенное

б) Танцевальное

в) Импровизационное музицирование.


1.6.2. Диагностический пакет.

Таблица 2.

Виды деятельности

Репертуар

Уровень

Высокий уровень. Ребенок имеет сформированный интерес к музыке, эмоционально откликается

1.  Восприятие

2 младшая группа

на музыку, внимательно слушает до конца музыкальные произведения, знает и различает малые

музыки

Л. Бетховен. Весело –

жанры (колыбельная песня, плясовая, марш). Различает выразительные особенности музыки:

грустно.

настроение, характер (весело- грустно), темп (медленно – быстро), динамику (громко – тихо), ре-

гистр (высоко –низко).

Средний уровень. У ребенка не всегда проявляется интерес к музыке. Он часто отвлекается, не

дослушивает до конца музыкальные произведения. Знает и с помощью взрослого различает ма-

лые жанры (колыбельная песня, плясовая, марш), а также выразительные особенности музыки:

настроение, характер (весело - грустно), темп (медленно – быстро), динамику (громко – тихо), ре-

гистр (высоко – низко).

Низкий уровень. Ребенок чаще всего не имеет интереса к музыке, не может внимательно слу-

шать музыкальные произведения, неуверенно различает или вообще не различает малые жанры

музыки даже при помощи взрослого.

Средняя группа

Высокий уровень. У ребенка сформирован устойчивый интерес к слушанию музыки. Он облада-

Д. Кабалевский. Кло-

ет основами культуры слушания музыки. Знает и различает малые жанры в музыке и некоторые

уны.

их виды: песню (колыбельную, плясовую), марш, танец (хоровод, пляска). Различает выразитель-

ные особенности музыки: характер (задорный, спокойный), слышит смену характера в двухчаст-

ной форме; воспринимает и понимает изобразительные особенности музыки: музыкальный образ

в развитии, средства музыкальной выразительности: темп (быстрый, медленный, умеренный (ди-

намику ( тихое, громкое, очень громкое звучание), тембр (металлофон, дудочка, бубен, барабан),

различает звуки по высоте (септима, секста, квинта).

Средний уровень. Имеет интерес к музыке, желает слушать, проявляет заинтересованность, зна-

ет и различает жанры в музыке и некоторые их виды: песню (колыбельную, плясовую), марш, та-

нец (хоровод, пляска) при словесной помощи взрослого. При небольшой словесной подсказке

взрослого различает выразительные особенности музыки: характер (задорный, спокойный), слы-

шит смену характера в двухчастной форме; воспринимает и понимает изобразительные особенно-

сти музыки: музыкальный образ в развитии, средства музыкальной выразительности: темп (быст-

рый, медленный, умеренный (динамику ( тихое, громкое, очень громкое звучание), тембр (метал-

лофон, дудочка, бубен, барабан), различает звуки по высоте (септима, секста, квинта).


Низкий уровень. У ребенка отсутствует интерес к музыке. Он не умеет внимательно слушать му-

зыкальные произведения, отвлекается во время их слушания, путает малые жанры музыки при

любой помощи взрослого. Затрудняется различать характер музыки, смену частей, почти не раз-

личает отношения музыкальных звуков.

Старшая группа

Высокий уровень. У ребенка устойчивый интерес к музыке, сформированы представления об

С. Прокофьев. Дождь

образной основе музыки, имеющей не только один, но и два музыкальных образа. Хорошо разви-

  • радуга.то представление о первичных жанрах музыки и их видах (песня, танец, марш). Самостоятельно различает и сравнивает музыкальные отношения звуков.

Средний уровень. Имеет интерес к музыке, желает слушать, проявляет заинтересованность, зна-ет и различает жанры в музыке и некоторые их виды: песню (колыбельную, плясовую), марш, та-нец (хоровод, пляска) при словесной помощи взрослого. При небольшой словесной подсказке взрослого различает выразительные особенности музыки.

Низкий уровень. Отсутствует интерес к музыке. Даже после оказания помощи ребенок слабо

проявляет музыкальное воображение, мышление, часто не слышит смены средств музыкальной

выразительности.

Подготовительная

Высокий уровень. У ребенка сформирован опыт целостного восприятия музыкальных произве-

группа.

дений, самостоятельно различает жанры произведений и оттенки настроений в музыке. Различает

М/Д игра «Песня –

комплекс выразительных средств.

танец – марш».

Средний уровень. Ребенок может с помощью взрослого выразить свои музыкальные впечатле-

ния и различает средства музыкальной выразительности после небольшой подсказки.

Низкий уровень. Даже после любой помощи взрослого ребенок не может дать образную харак-

теристику музыкальных произведений и не различает средств музыкальной выразительности.

2.  Пение

2 младшая группа.

Высокий уровень. Ребенок проявляет устойчивый интерес к пению.

Е. Тиличеева. Есть у

Освоил певческие умения и навыки - пение напевным, протяжным звуком, пение на одном дыха-

солнышка друзья.

нии небольших фраз, чисто интонирует несложные мелодии, умеет петь один, со всеми, с сопро-

вождением и без него.

Средний уровень. Ребенок проявляет интерес к пению, но недостаточно выразительно передает

характер песни. Певческие навыки и умения в основном освоены, но ребенок требует помощи.

Низкий уровень. У ребенка отсутствует интерес к пению. Певческие навыки и умения не усвое-

ны – неправильная интонация, невыразительное исполнение, не четкая дикция и т. д.


Средняя группа.

Высокий уровень. Ребенок всегда проявляет устойчивый интерес и потребность в освоении но-

З. Роот. Радуга.

вых песен. Освоил певческие умения и навыки - выразительно передает в пении изменения в ха-

рактере, интонации, чисто интонирует отдельные фразы, иногда всю мелодию песни, правильно

пропевает ритм песни, четко пропевает слова, умеет петь напевно и отрывисто, уверенно поет

один, в хоре, с сопровождением и без него.

Средний уровень. Ребенок проявляет интерес к пению, но недостаточно выразительно передает

характер песни. Певческие навыки и умения в основном освоены, но часто ребенок поет невнятно

пропевая слова, неправильно интонирует мелодию и неверно передает ритм песни.

Низкий уровень. У ребенка отсутствует интерес к певческой деятельности, не проявляет интере-

са к освоению новой песни, не умеет чисто интонировать, не всегда передает  точно ритм песни,

не использует в пении мимику и жест, дикция часто неправильная, невнятная, не использует в пе-

нии мимику и жест.

Высокий уровень. Ребенок всегда проявляет устойчивый интерес и потребность в освоении но-

Старшая группа.

вых песен. Освоил певческие умения и навыки – чисто интонирует мелодию песен, правильно пе-

С. Протасов. Песенка

редает ритмический рисунок, дикция внятная, правильная. В пении использует мимику и жесты,

– чудесенка.умеет правильно передавать яркие интонации, связанные с развитием музыкального образа.

Средний уровень. У ребенка сформирован интерес к певческой деятельности, но он довольно сдержан в эмоциях, недостаточно верно передает средства музыкальной выразительности – тре-буется словесная помощь взрослого. Затрудняется самостоятельно исполнять песни без музы-кального сопровождения.

Низкий уровень. У ребенка отсутствует интерес к певческой деятельности, не проявляет интере-са к освоению новой песни. Недостаточно хорошо овладел певческими умениями и навыками – не умеет правильно передать мелодию и ритм песни, отказывается петь индивидуально. Исполня-ет знакомые песни не эмоционально.

Высокий уровень. Ребенок проявляет стойкий интерес к пению и освоению новых песен. Освоил

Подготовительная        певческие умения и навыки – чисто интонирует мелодию песен, правильно передает ритмический

группа.        рисунок, дикция внятная, правильная. Умеет дать правильную оценку своему пению и пению

С. Соснин. Улыбка.        другого ребенка. Исполняет песни выразительно, эмоционально.

Средний уровень. У ребенка сформирован интерес к пению и освоению новых песен. Правильно исполняет знакомые песни, но при исполнении более сложных оборотов требуется помощь взрос-лого. Умеет передать нюансы при словесной помощи взрослого. Без сопровождения поет только простые песни.


Низкий уровень. У ребенка отсутствует интерес к певческой деятельности, не проявляет интере-

са к освоению новой песни. Слабо развиты певческие умения и навыки, не умеют выразительно

передать характер песни. Отказывается или затрудняется петь без музыкального сопровождения

Высокий уровень. Ребенок проявляет устойчивый интерес к музыкально  ритмическим движе-

3. Музыкально –

2 младшая группа.

ниям, самостоятельно меняет движения в соответствии с изменениями в музыке. Может ритмич-

ритмические движе-

Г. Вихарева. Веселая

но ходить друг за другом, легко бегать под музыку, выполнять легкие прыжки на двух ногах, хо-

ния

пляска.

дить простым хороводным шагом, выставлять правую ногу на пятку, выполнять притопы, «топо-

тушки», кружение в лодочке.

Средний уровень. У ребенка сформирован интерес к музыкально  ритмической деятельности.

Достаточно верно овладеет музыкально – ритмическими  умениями и навыками, но требуется по-

мощь взрослого.

Низкий уровень. У ребенка отсутствует интерес к музыкально  ритмическим движениям. При

оказании любой помощи не воспринимает различия в темпе, регистре, динамике, не различает

многие танцевальные движения, нет согласованности в исполнении движений под музыку.

Средняя группа.

Высокий уровень. Ребенок проявляет устойчивый интерес к музыкально  ритмическим движе-

Т. Копылова. Баш-

ниям, способен легко различать характер музыки и движений, понимает  композицию танца, са-

мачки.

мостоятельно различает средства музыкальной выразительности и понимает необходимость из-

менения движений в зависимости от  их смены. Самостоятельно передает  композицию танца и

качественно выполняет движения танца.

Средний уровень. Ребенок проявляет устойчивый интерес к музыкально  ритмическим движе-

ниям, различает характер музыки и движений, понимает  композицию танца, различает средства

музыкальной выразительности и понимает необходимость изменения движений в зависимости от

их смены при небольшой словесной помощи взрослого.

Низкий уровень. Затрудняется различать характер музыки и движений, при оказании любой по-

мощи трудно осознает изменения движений в зависимости от изменения средств музыкальной


выразительности, не достаточно качественно выполняет танцевальные движения.

Старшая группа.

Высокий уровень. Ребенок проявляет устойчивый интерес к музыкально  ритмическим движе-

Добрый жук.

ниям, способен легко различать характер музыки и движений, хорошо владеет музыкально –

ритмическими навыками и умениями, весь репертуар исполняет самостоятельно и  выразительно.

Средний уровень. В целом у ребенка сформирован интерес к музыкально  ритмическим движе-

ниям, но он испытывает небольшие трудности при исполнении танца, что преодолевает при  сло-

весной помощи взрослого.

Низкий уровень. У ребенка отсутствует интерес к исполнению танца, движения выполняет не

качественно и не выразительно даже при оказании помощи взрослого.

Высокий уровень. Ребенок выразительно передает композицию танца, понимая его эмоциональ-

Подготовительная

но – образное содержание, выделяет средства выразительности и их различные изменения, само-

группа.

стоятельно исполняет танец.

Крылатые качели.

Средний уровень. Ребенок  достаточно выразительно передает композицию танца, понимая его

эмоционально – образное содержание,  при помощи взрослого выделяет средства выразительно-

сти и их различные изменения, но немного затрудняется в самостоятельном исполнении  танца.

Низкий уровень. У ребенка отсутствует интерес к исполнению танца, движения выполняет не

качественно и не выразительно даже при оказании помощи взрослого.

Высокий уровень. У ребенка сформирован устойчивый интерес к овладеванию игрой на музы-

4. Игра на детских

2 младшая группа.

кальных инструментах. Он самостоятельно различает звучание бубна, колокольчика, ложек, ду-

музыкальных ин-

М/Д игра «Веселые

дочки, металлофона.

струментах.

музыканты».

Средний уровень. У ребенка сформирован устойчивый интерес к овладеванию игрой на музы-

кальных инструментах. Он различает звучание бубна, колокольчика, ложек, дудочки, металлофо-

на при небольшой помощи взрослого.

Низкий уровень. У ребенка нет устойчивого интереса к музыкальным произведениям, исполнен-

ным на детских музыкальных инструментах. Он не различает звучания бубна, колокольчика, ло-

жек, дудочки, металлофона.


Средняя группа.

Высокий уровень. У ребенка сформирован устойчивый интерес к игре на металлофоне. Он  са-

Дождик частый и

мостоятельно различает длительности и умеет передать их в игре на металлофоне.

редкий.

Средний уровень. Ребенок с интересом играет на металлофоне, но требуется небольшая помощь

взрослого.

Низкий уровень. Ребенок затрудняется в исполнении простейшей попевки даже при оказании

помощи взрослого.

Старшая группа.

Высокий уровень. У ребенка сформирован устойчивый интерес к игре на металлофоне. Он само-

Е. Железнова. Жук.

стоятельно играет простую попевку на двух пластинах металлофона, правильно передает ритми-

ческий рисунок попевки.

Средний уровень. У ребенка сформирован устойчивый интерес к игре на металлофоне. Он с не-

большими погрешностями играет простую попевку на двух пластинах металлофона, но исправля-

ет ошибки при небольшой помощи взрослого.

Низкий уровень. Ребенок не может правильно исполнить простейшую попевку на двух пласти-

нах металлофона даже после оказания любой помощи.

Подготовительная

Высокий уровень. У ребенка сформирован устойчивый интерес к игре на металлофоне. Он само-

группа.

стоятельно играет простую попевку, правильно передает ритмический рисунок.

Е. Тиличеева. Лесен-

Средний уровень. У ребенка сформирован устойчивый интерес к игре на металлофоне. Он с не-

ка.

большими погрешностями играет простую попевку, но исправляет ошибки при небольшой помо-

щи взрослого.

Низкий уровень. Ребенок не может правильно исполнить простейшую мелодию на металлофоне

даже после оказания любой помощи.

5. Песенное творче-

2 младшая группа.

Высокий уровень. Ребенок активно проявляет творческое самовыражение при исполнении свое-

ство.

Спой свое имя.

го имени.

Средний уровень.

Испытывает некоторое затруднение в пропевании своего имени.

Низкий уровень.

У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в пропевании своего имени.

Средняя группа.

Высокий уровень. Умеет импровизировать в вопросно  ответной форме, импровизирует песен-

«Теремок»

ку мышки, лягушки и т. д.

Средний уровень. Испытывает некоторые затруднения в импровизации песенок героев извест-

ной сказки.

Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в песенной им-

провизации.


Старшая группа.

Высокий уровень. Умеет импровизировать в вопросно  ответной форме.

М. Скребков. Зайка,

Средний уровень. Испытывает некоторые затруднения в импровизации в вопросно  ответной

зайка, где бывал?

форме.

Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в песенной им-

провизации.

Подготовительная

Высокий уровень. Легко импровизирует на заданный литературный текст.

группа.

В. Агафонников. Ко-

Средний уровень. Испытывает некоторые затруднения в импровизации на заданный литератур-

лыбельная.

ный текст.

Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в песенной им-

провизации на заданный литературный текст.

Высокий уровень. Умеет передать характер музыки в свободной пляске, проявляя собственное

2 младшая группа.

видение выразительности движений.

Н. Мурычева. Потан-

Средний уровень. Испытывает некоторые затруднения в танцевальной импровизации.

цуй – ка ты со мной!

Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в танцевальной

импровизации.

Средняя группа.

Высокий уровень. Умеет передать характер музыки в свободной пляске, проявляя собственное

А. Филиппенко. Ну –

видение выразительности движений. Самостоятельно меняет движения в соответствии с измене-

ка, зайка, попляши!

ниями в музыке.

Средний уровень. Испытывает некоторые затруднения в танцевальной импровизации и затруд-

няется в смене движения в соответствии с изменениями в музыке.

Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в танцевальной

импровизации.

Высокий уровень. Умеет придумывать  несложный танец на предложенную музыку.

Старшая группа.

Средний уровень. Испытывает некоторые затруднения в танцевальной импровизации на пред-

Вальс цветов.

ложенную музыку.

Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в танцевальной

импровизации.


Подготовительная

Высокий уровень. Проявляет себя в поиске выразительности движений в различных танцеваль-

группа.

ных жанрах (плясовая, полька, вальс).

М/Д игра «Узнай та-

Средний уровень. Затрудняется в поиске выразительности движений в различных танцевальных

нец и придумай дви-

жанрах (плясовая, полька, вальс).

жения».

Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в танцевальной

импровизации.

7. Инструментальная

2 младшая группа.

Высокий уровень. Проявляет себя в творческом музицировании, ориентируясь на средства му-

импровизация.

Кто как идет?

зыкальной выразительности (темп, динамику, регистр).

(Мышка бежит, мед-

ведь идет)

Средний уровень. Затрудняется в творческом музицировании и справляется с заданием после

помощи взрослого.

Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в инструмен-

тальной импровизации.

Средняя группа.

Высокий уровень. Может импровизировать на металлофоне колыбельную и плясовую.

М/Д игра «Забав-

ный мишка»

Средний уровень. Затрудняется в творческом музицировании и справляется с заданием после

помощи взрослого.

Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в инструмен-

тальной импровизации.

Старшая группа.

Высокий уровень. Может импровизировать на металлофоне вальс и  марш.

Сочини музыку.

Средний уровень. Затрудняется в творческом музицировании и справляется с заданием после

помощи взрослого.

Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в инструмен-

тальной импровизации.

Подготовительная

Высокий уровень. Может импровизировать на металлофоне польку, вальс и  марш.

группа.

Средний уровень. Затрудняется в творческом музицировании и справляется с заданием после

помощи взрослого.

Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в инструмен-

тальной импровизации.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация логопеда для инструктора ФЗК "ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ 5-6 ЛЕТ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ."

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ 5-6 ЛЕТ,ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ....

Таблицы и задания для диагностики музыкального развития дошкольников (на основе методики О.Радыновой)

Адаптированные задания для дошкольников по проверке уровня освоения  умений и навыков в обр.области "Художественно-эстетическое развитие"...

Рекомендации по подготовке и проведению непосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию дошкольников

Рекомендации по подготовке и проведениюнепосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию дошкольников...

Методика проведения мониторинга музыкального развития детей

Основная форма организации воспитания, обучения, развития детей, которая базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников. Именно они вклю...

КАРТОТЕКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АРТОТЕКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

КАРТОТЕКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КАРТОТЕКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Методика проведения диагностики музыкального развития детей в ДОУ

Параметры  и критерии диагностики младшего, среднего и старшего возраста в ДОУ по музыкальному воспитанию...