«Использование игровых полей для развития игровой деятельности дошкольников».
методическая разработка на тему

Парфенова Елена Анатольевна

             Обобщение опыта работы по теме: «Использование игровых полей для        

 

развития игровой деятельности дошкольников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obyasnitelnaya_zapiska_opyta_raboty.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

             Обобщение опыта работы по теме: «Использование игровых полей для        развития игровой деятельности дошкольников».

Роль игры в развитии ребенка как основной формы работы и ведущего вида деятельности, через которую должны решаться все образовательные задачи, очень важна. Это отмечено и в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования.  При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, способствует формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечивает социальную успешность дошкольника. Три взаимосвязанные линии ребенка «чувствовать-познавать-творить» гармонично вписываются в естественную среду ребенка- игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.                                                                                          К сожалению, сегодня наши дети стали меньше играть. Их игры более примитивны и однообразны. Отсюда вытекает острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей: не все дети могут согласовывать игровые замыслы со сверстниками, испытывают трудности в построении сюжета и обозначении своей игровой позиции. Анализ практики дошкольных учреждений свидетельствует об углублении противоречий между признанием роли игры в развитии ребенка и явным перевесом педагогического процесса в сторону обучения детей. И это понятно: хочется быстрее «выучить», показать родителям, что ребенок «все знает», к школе готов. Но нет игры у дошкольника - нет интереса к учебе у школьника. Эта истина известна всем, но на практике она игнорируется. Да и сама игра сводится либо к игровым приемам, либо к обыгрыванию учебного материала, да и руководство играми дошкольников в детском саду несет на себе отпечаток излишнего дидактизма.                                                             Причины редукции игры очевидны.                                                                                                         Во-первых, это разрыв и эмоциональное отчуждение между поколениями детей, родителей и прародителей. Родители современных детей  принадлежат, увы, уже к «неиграющему» поколению. Они часто сами не умеют играть. К тому же у взрослых регулярно не хватает на это времени.                                                                                            Во- вторых, появились новые формы досуга, вытесняющие игровую деятельность. Конечно, уберечь ребенка от технических новинок, современных гаджетов невозможно, но в наших силах ограничить взаимодействие с ними.                                                                                               И, в-третьих, это повышение ценности высокоинтеллектуального развития в обществе. А. Грин писал: «Теперь дети не играют, а учатся. Они все учатся, учатся и никогда не начнут жить». Имеющиеся проблемы определяют актуальность внедрения в практику работы детского сада современных технологий развития творческой игровой деятельности.                                    Мы считаем, что важнейшей задачей педагогов является оптимизация и организация в детском саду специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности детей. Таким пространством может стать - игровое поле. Игровое поле является полифункциональным, мобильным и привлекательным пространством для детей. Нам показалось интересной идея создания игровых полей различной тематики, и мы с удовольствием стали воплощать ее в жизнь. Особое внимание заслуживает тот факт, что игровые поля не только  представляют собой инструмент развития игровой деятельности детей, а также включают в себя различные формы работы с родителями группы и педагогами доу. Изучая  требования и рекомендации  по созданию игрового поля, надо ответить на ряд вопросов. Что такое игровое поле? Это небольшое игровое пространство, которое легко окинуть одним  взглядом, тем самым получить возможность научиться смотреть на ситуацию целиком и одновременно видеть ее во всей ее сложности. Из чего изготовить игровое поле? Так как игровое поле- это подвижная конструкция, то можно ее изготовить из тонкой фанеры, плотного картона, куска коврового покрытия, ткани или фетра. Материал должен служить долгое время, легко обрабатываться, легко переноситься, быть доступным в любой момент. Какими персонажами наполнить игровое поле? Это будет зависеть от сюжета, но понадобятся предметы фигурки, маркеры пространства, предметы, обозначающие действия, а также предметы-заместители. Игровое поле, аксессуары и наборы персонажей лучше хранить в пластмассовых контейнерах, чтобы  дети всегда могли выбрать нужные элементы в соответствии с замыслом самостоятельной игры.                                                                                        Опыт внедрения игровых полей в практику игры детей в нашем саду показал, что необходимо при этом опираться на технологию комплексного руководства развитием игры, работа проводиться поэтапно. На первом этапе своей работы мы обогащаем жизненный и игровой опыт детей яркими и запоминающими впечатлениями. С этой целью используем такие формы работы, как чтение художественных произведений, беседы, просмотр мультфильмов и видеопрезентаций, экскурсии, целевые прогулки. Для актуализации игрового опыта детей используем игровой прием «Реклама игрушки» с рассказом о ней. Задания такого типа формулируют тему игры. Для активизации фантазии детей используем игровое упражнение « Письмо друзьям». Переписка детей позволяет подготовить детей к умению совместно придумывать сюжет по ходу игры. Для развития у детей умения соединять игровые действия и общую последовательную цепочку используем наборы картинок с изображением различных ситуаций. Рассмотрев картинку, ребята придумывают, что было до этого события и что произойдет потом. После совместного обсуждения дети выбирают персонажей, подбирают материал для создания игрового поля.   На первом этапе дети с помощью воспитателя (а некоторые самостоятельно) могут сформулировать тему игры, развивать по ходу игровой сюжет, подбирать необходимый игровой материал, объяснять партнерам свой замысел.                                                                                На втором этапе происходит развитие сюжетосложения на основе использования полифункционального материала по сюжетам новых или знакомых сказок. Чтобы обогатить содержание игровой деятельности, мы использовали сказку М. Метерлинка «Синяя птица». Работа начиналась с чтения произведения. При обсуждении прочитанного подробно обсуждали характеры героев, их переживания. Для более глубокого понимания повествования сказки демонстрировали отрывки из фильма. Для закрепления представлений о персонажах сказки использовали игровое упражнение «Словесный портрет», в котором дети составляли рассказы о героях. Понравившихся персонажей дети зарисовывали. В играх-этюдах дети изображали мимику героев в различных ситуациях. Здесь в помощь ребятам можно предложить следующие вопросы: Какое было лицо у Митиль, когда появилась Фея Берилюна? Как выглядела кошка Тиллета, когда герои попали в царство Ночи? Следующий этап работы – разработать и изготовить игровые поля для развития сюжета - «Дом детей», «Сказочная страна», «Лес», «Море», «Замок». Игровая обстановка дополнилась продуктами детской деятельности. Дети самостоятельно сделали «ожившие» в сказке предметы: хлеб, огонь, колодцы с «живой» и «мертвой водой», используя подручный и бросовый материал. Далее были созданы условия для совместного сюжетосложения, придумывания вариантов продолжения сюжета сказки.  В работе применялись словесные игры «Придумка» и «Перевирание сказки», где необходимо было рассказать о новых приключениях героев. Использование разнообразных игровых полей и героев в  игре помогают «расшатать» закрытые игровые объединения и включить в них новых членов. Некоторые дети управляют несколькими персонажами, что способствует развитию интереса к игре. Для дальнейшего развития сюжета вводятся новые игровые поля: «Остров на море», «Болото», «Крепость», «Замок в Сказочном королевстве». Эти игровые поля или «маркеры игрового пространства воображаемого мира» выступают в качестве «пускового механизма», которые помогают раскрыть новое содержание игровой деятельности, основанной на борьбе добра и зла. При такой организации предметно-игровой среды возникает своеобразный фейерверк игровых идей, расширяется содержание игр. Для усиления эффекта присутствия в сказке мы используем мультимедийную установку, что позволяет виртуально оказаться внутри самой сказки. На третьем этапе мы создаем условия для дальнейшего развития самостоятельных игр детей. Для решения этой задачи детям предлагалось придумать новую страну, где можно найти Синюю птицу, которая поможет больной дочке Феи Берилюны. Дети активно участвовали в создании новых игровых полей на правах соавторов. На основании их предложений была создана «Страна Счастья». Дети придумали, кто в ней будет жить, сделали дорогу к замку Феи Счастья, украсили райский сад. Следует отметить, что роль воспитателя  на данном этапе меняется, на смену позиции «партнера», выступает позиция «наблюдателя», «консультанта», к которому дети обращаются  при затруднениях. Это связано с проявлениями детьми большей самостоятельности в игре. А чтобы игра развивалась дальше, создается проблемная ситуация и следом за этим новое игровое поле.                                                                                              Конечно, использование игровых полей не ограничивается только этой сказкой. Нами организованы игры на игровых полях по разным тематикам и направлениям. Это и «Волшебный мир моря», «Деревня Простоквашино», «Зоопарк», «Парк динозавров» и другие.                                                                                                       Формирование игровых умений и навыков невозможно без участия родителей. Совместную деятельность мы рассматриваем в двух направлениях:   1. Игровой модуль. В этом направлении ведется работа по созданию игровых полей. С этой целью мы даем консультации и рекомендации «Как изготовить игровое поле в домашних условиях». Интересно был организован конкурс на лучшее мини - игровое поле. Были представлены работы на темы: «Домик Тетушки Совы», «Домик кошечки и собачки», «Пингвины на Севере», «Мой друг Дино». Эти и другие мини-поля пользуются большой популярностью у наших детей.                                                         2. Взрослые учатся играть. Здесь мы обучаем родителей организовывать игры с ребенком дома на игровом поле. Для родителей были проведены практикумы, оформлена памятка «Игра на игровом поле. Советы и рекомендации».                                                                                                      Важную роль играет и работа с педагогами, которая включает себя проведение мастер-классов по созданию игрового пространства и совместных просмотров игровой деятельности.                                                                     Анализируя динамику изменения игровых умений и навыков в сторону увеличения количественных и качественных показателей, нам предоставляется  возможность сделать вывод об эффективности нашего опыта работы. Динамика развития игровых умений на 4 уровне составила 32%,считаем это не плохим результатом для наших детей.                                                                                                                                     Игры на игровых полях способствуют развитию креативности и коммуникативной инициативы, повышают уровень любознательности и познавательного интереса. Они способствуют развитию таких базовых личностных  качеств, как активность, инициативность, самостоятельность, творчество на основе социально-ценностных способов общения, а также формируются ключевые компетенции детей, что соответствует целевым ориентирам ФГОС ДО. Конечно, на этом наша работа не заканчивается.                                             Перспективы развития опыта работы.                                                                                          1.  В будущем планируем систематизировать методические рекомендации по построению предметно-развивающей среды для самостоятельной игровой деятельности.                                                                                                                  2. На наш взгляд необходимо и популяризировать опыт использования  игровых полей для развития игровой деятельности в образовательной среде. 3. Продолжаем создать в ДОУ банк электронных образовательных ресурсов  (компьютерных презентаций) с практикой использования игровых полей в разных возрастных группах.                                                                                      Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаем информационные брошюры, мастер-классы, компьютерные презентации, сайт доу.                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование занимательного материала для развития изобразительной деятельности дошкольников»

Аннотацияк статье воспитателя МБДОУ Центр развития ребенка детскийсад № 79 «Аистенок» г.Новороссийск.Казьминой Ирины Александровны Тема: «Использование занимательного материала для развития...

ИГРОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

На вопрос «В школе учатся, а что делают в детском саду?» любой ребёнок искренне удивится. «Как же вы, взрослые, не знаете, ведь там играют!»Действительно, играют! Должны играть. И не секрет, что в сов...

Использование метода проекта в развитии познавательной деятельности дошкольника

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного– потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; сн...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Важным средством развития музыкальных способностей детей является использование музыкально-дидактических игр и применение игровых ситуаций в процессе музыкальной деятельности. Их главная задача &mdash...

Использование игровых технологий в руководстве изобразительной деятельностью дошкольников

В работе описываются продуктивные виды деятельности ребенка. Разноборазные методы и приемы работы с детьми. Приведены дидактические игры и упражнения....

Внедрение игровых полей для развития самостоятельной игровой деятельности детей

Идея использования игровых полей совсем не нова, но воспитатели используют ее редко. Хотя я считаю, что именно они помогают в поиске способов и методов развития фантазии и творчества детей, во взаимод...

Использование метода проекта для развития экспериментальной деятельности дошкольников

Исследовательская деятельность начинается в раннем возрасте и представляет собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с игрушками, частями своего тела, окружающими вещами...