Создание детской экспериментальной музыкальной мини-лаборатории (из опыта работы)
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Корец Юлия Александровна

Как правило, говоря об экспериментировании, мы подразумеваем экологическое воспитание дошкольников. А ведь экспериментирование как метод может и должно применяться в любой образовательной области. Музыкальная деятельность не исключение.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Создание детской экспериментальной музыкальной

мини-лаборатории

Как правило, говоря об экспериментировании, мы подразумеваем экологическое воспитание дошкольников. А ведь экспериментирование как метод может и должно применяться в любой образовательной области. Музыкальная деятельность не исключение.

Ведь именно через экспериментальную деятельность особенно в старшем дошкольном возрасте ребенок самостоятельно способен выявить причинно-следственные связи предметов и явлений. Например: «что такое звук», «как устроен голос» и др.

Особую педагогическую значимость экспериментирования я вижу в том, что этот метод формирует познавательную активность учитывая детские потребности.

Учитывая всё это, я создала рабочую программу кружка «Музыкальная шкатулка», который, по сути, является  музыкальной лабораторией. Практически все занятия кружка объединены экспериментальной деятельностью.

Программа состоит из шести модулей, цель которых раскрыть определённую тему. Например, познакомить детей со строением человеческого ухо и голосового аппарата, со свойствами звука, с историей музыкальных технических средств, научиться ими пользоваться.

    Музыкальная мини-лаборатория оснащена разнообразным оборудованием: стаканы, палочки для извлечения звуков, схемы опытов, карандаши, тетради для самостоятельной работы, музыкально-дидактические пособия, деревянные линейки, камушки, расчески различного размера, орешки, дощечки, шумовые коробочки, медиаторы пластиковые, музыкальные инструменты. 

На первых занятиях дети вспоминали звуки окружающего мира, искали их в комнате, на слайдах презентаций, слушали звуки природы в аудиозаписи, пытаясь угадать, кому или чему они принадлежат. Цель этих вступительных занятий – закрепить у детей понимание того, что мы живём в мире звуков. Положительным результатом проведения первого занятия явились заинтересованность и активное участие детей в работе экспериментальной музыкальной лаборатории

Модуль «Музыка во всём» раскрывал детям тайный голос давно знакомых предметов. Они с большим интересом исследовали обычные карандаши на предмет звукоизвлечения. И в процессе исследования были удивлены, что один и тот же предмет, например, карадаш, может звучать по-разному. Всё зависит от того, как на него воздействовать.

Оркестр из бытовых металлических предметов детей очень позабавил.

        Знакомство со звуковыми возможностями бумаги показалось ребятам немного таинственным. Они с удовольствием придумывали варианты, как ещё заставить бумагу издавать звук.

        Но больше всего дети были потрясены стеклянными мелодиями. Мы извлекали звук из больших бокалов, из маленьких рюмок, сравнивали звучание. а исполнение мелодии на бокалах, наполненных водой их просто заворожило.

        Убедившись, что нас окружает мир полный различных звуков,  мы начали разбираться с самим понятием «звук», что это такое, откуда он берётся. В этом нам помог разобраться ряд экспериментов.

Детей очень увлекла тема «Почему мы слышим звуки». Чтобы в ней разобраться, мы вновь вернулись к теме «Что такое звук», как он распространяется, рассмотрели строение человеческого уха и через простой опыт с фонендоскопом увидели, как наше ухо воспринимает звук.

Дети очень удивились, когда узнали, что человек издаёт голос, не потому, что во рту есть язык, как все предположили, а потому, что у нас имеются голосовые связки. Мы также провели несколько опытов, на которых увидели, как связки работают.

        Разобравшись с собственным организмом, мы перешли к следующей теме «Почему поют инструменты». На примере имеющихся в музыкальном зале инструментов, дети узнали, как устроены ударные, струнные, ф-но.

Также совместно изготовили несколько шумовых инструментов (маракасы, бутылки-шуршалки)

Наличие музыкальной лаборатории предполагало создание мини-музея «Поющая старина», в котором представлены русские народные инструменты, а также предметы русского быта, на которых можно аккомпанировать.

Работа кружка предполагала не только изучение предметов, музыкальных инструментов. Каждое занятие включало в себя речевые и подвижные игры, импровизации с предметами.

        Работа кружка строится на основе книги Т.Э.Тютюнниковой «Бим-бам-бом».

Работая по этой теме почти год, я убедилась, что она выбрана очень удачно, т.к. дети уже с первого занятия проявили к ней огромный интерес и посещали кружок с большим удовольствием.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Формирование творческих способностей детей с нарушением речи посредством музыкально-ритмического движения" (из опыта работы)

В презентация обобщен опыт работы на тему "Формирование творческих способностей детей с нарушением речи посредством музыкально-ритмического движения". Актуальность темы обусловлена тем, что дети-дизар...

«Создание мини-музея в музыкальном зале для насыщения РППС и знакомства детей дошкольного возраста с музыкальными инструментами» (статья из опыта работы)

Введение ФГОС ДО требует модернизации РППС. Предлагаемый материал описывает опыт музыкального руководителя по созданию и использованию в своей работе ресурса мини-музея музыкальных инструментов. Матер...

"Основные виды музыкальной деятельности детей" (из опыта работы)

Основные виды музыкальной деятельности детей       Деятельность — это активный процесс овладения обществен­ным ответом, достижениями культуры. Музыкальная деятельность дошколь...

СОБСТВЕННАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЙ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА». ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЙ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА».ИЗ  ОПЫТА  РАБОТЫ...

Экспериментально –исследовательская деятельность дошкольников. Из опыта работы воспитателя

Экспериментально –исследовательская деятельность дошкольников.Из опыта работы воспитателя...