Статья "Всесторонне развитие ребёнка как личности и обеспечение активности детей через систему игровой деятельности".
статья (средняя группа) на тему

Ракитянская Елена Павловна

Статья "Всесторонне развитие ребёнка как личности и обеспечение активности детей через систему игровой деятельности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 

                                                                   

                                                                                       

Всесторонне развитие ребёнка как личности и обеспечение активности детей через систему игровой деятельности.

Текст статьи педагогических  работников  для публикации в сборнике педагогических

идей Центра дистанционного образования « Проверь себя».

  « Естественное состояние ребёнка состоит в деятельности, подвижности, активности,   непосредственности, в стремлении к познанию окружающего, и этим « угасанием природы» должен руководствоваться учитель-воспитатель». ( С. Д. Ушинский)

     Игра- это естественное состояние ребёнка, его основное занятие, только через игру можно воспитать ребёнка, как всесторонне развитую личность.  Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учёба, игра-труд, игра для них - серьёзная форма воспитания. Игра для детей – это также способ познания окружающего. Играя, ребёнок изучает цвет, форму, свойства материала, пространственные отношения,                

изучает растения, животных. В игре развиваются силы ребёнка, твёрже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства. Игры детей и взрослых - важнейшая часть человеческой культуры, связывающий поколения.

     Конечно же, основная функция игр заключается в воспитании, во всестороннем развитии ребёнка. Игры способствуют развитию мышления, воображения, воспитывают активность, сноровку, сообразительность, инициативу, умение постоять за себя. Дети учатся преодолевать неудачи, переживать неуспех.

     Мы сделаем вывод, что ребёнок запоминает то, что  произвело на него впечатление, что было интересно. Поэтому дети лучше запоминают в игре, однако у самых маленьких  2-3 летних детей и в игре уровень запоминания сравнительно низкий. Разнообразные игры представляют  ребёнку  большие   возможности для развития его памяти. Произвольно запомнить и затем использовать материал в игре дети начинают с 3-4 лет. В игре дети видели один и тот же сюжет с разных позиций  ( камушек – это мел, хлеб, сахар и т.д. ). Маленькие дети сначала играли в одиночку, они воспроизводили действия взрослых.  Потом, наблюдая за детьми, мы видели, что игры постепенно становились совместными. Дети, в этих играх выделяли роли и правила, на которых строились их взаимоотношения. Мы видели, если  ребёнок беспокойный, расторможенный, ему предлагали игру по правилам, причём те, в которых двигательная активность контролировалась бы игровой ролью или сюжетами ( бежать только по сигналу, или некоторое время стоять неподвижным и т. д. ). Один у нас ребёнок был очень тревожный, всего боялся, даже посторонних людей в группе. Мы старались больше с ним играть, так, как в игре легче всего преодолеваются и устраняются самые разные детские страхи. С детьми замкнутыми, плохо вступающими в контакт,  не умеющими дружить с другими детьми, мы предлагали играть в игры, которые помогали бы детям сблизиться друг с другом. Это игры- хороводы, некоторые сюжетные игры. Детские игры отмечаются большим разнообразием: дидактические, сюжетные, народные и т.д.

Все игры можно разделить так:

ИГРЫ

САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ

                                                                   

Игры, в которых дети сами составят цель игры, проявляют самодеятельность, фантазию, творчество.                      

ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ

Правила, придумываются взрослыми, с целью обучения и воспитания детей, а дети должны выполнять эти правила.                                                                                                                    

     К играм с правилами можно отнести игры, подвижные, дидактические народные, спортивные. Если в самодеятельных играх в большей мере развиваются детское творчество, фантазия, организаторские способности, то в играх с правилами активно воспитываются такие качества ребёнка, как умение преодолевать горечь в связи с проигрышем, настойчивость в достижении победы и т.д. Чтобы успешно проводить воспитательную работу с детьми, мы сначала учитывали индивидуальные способности каждого ребёнка, как положительные – настойчивость, честность и другие, так и отрицательные – упрямство, хвастливость.

     В ходе различных игр мы отмечали, что одни дети много знали, смело отвечали, другие знают меньше, и держатся несколько в стороне. Бывало и так, что ребёнок знает много, но не проявляет смекалки, находчивости, а другой при меньших знаниях сообразителен, отличается быстротой. Труднее удавалось выявить индивидуальные особенности у детей замкнутых, малоподвижных. Такие дети любят чаще оставаться в роли наблюдающих за игрой.  Нерешительность, неуверенность в себе преодолевалась в игре. Играя вместе с детьми незаметно, давали им более лёгкие вопросы и задания. Если у ребёнка получалось, то это вселяло уверенность в его силах и постепенно помогало им преодолевать стеснительность. Самое главное в игре старались обратить внимание на правила общения: договариваясь играть, быть добрым,

вежливым, справедливым, не требуй всегда ведущей роли, помни, что и другие хотят быть ведущими, не мешают товарищам, если они заняты игрой, если хочешь вместе играть, попроси разрешения.

     В течение дня каждый ребёнок получает какие – то положительные эмоциональные впечатления от участия самих в самых разнообразных играх. В нашей группе путь развития игры - это совместная игра воспитателя с детьми, создание игровой среды, побуждающей к совместному игровому творчеству в свободном взаимодействии детей с игрушками, предметами, предметами – воспитателями и воспитания доброго отношения детей друг к другу. Через игры у детей формируется игровая позиция, игровое отношение к жизни. Конечно же,  этот процесс достаточно длительный и кропотливый. Формирование игрового отношения к жизни у детей – это прежде всего формирование их особого внутреннего мира  ( более светлого, более радостного, более весёлого, чем реальный мир), это формирование устойчивости к плохим поступкам, к неблагоприятным развитием событий, но и также находить  всё новое решение, в различных ситуациях. Важны игры в одиночку,  важны игры групповые. В коллективных играх вырабатываются дети – организаторы, дети – вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других.

     Мы сделали вывод, что касается любых игр, то они  имеют большое значение организатора. Очень важно не шаблонировать игры, а давать простор детской инициативе. Очень важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цель, этой работой мы очень плодотворно занимаемся. Игра способствует творческому развитию детей, развивает мышление, речь, т.е. учит детей мыслить и думать. Прежде чем начать учить детей придумывать собственные игры, мы проводим подготовительную работу во время занятий. Во время свободной деятельности: дальше знакомим с художественной литературой, анализируем игры, которые дети уже знают, чтобы они могли по аналогии создать собственные игры. В течение дня мы проводим игры - как подвижные, развивающие, дидактические и другие, старались вспомогать  игры в занятиях, в прогулку, утром, вечером, в различные развлечения. Брали целые недели, которые были посвящены играм, с детьми мы разучивали, разбирали и включали в нашу жизнь.  Мы постоянно знакомим детей с новыми играми,  в процессе всей воспитательно-образовательной работы внедряем игры, добиваемся полного выполнения правил игры и сочетания движения с духовным обогащением детей. И, конечно, с помощью новых игр продолжаем всесторонне развивать детей, как личность и обеспечивать их активность. Также нам очень хочется, чтобы наши дети понимали, что всякий  труд важен и почётен, но без тех, кто трудится на земле жизнь просто невозможна.

     Таким образом, можно сделать вывод, что игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной жизни, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство. Работая с детьми, мы всегда помним, что впечатлений детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Особенно игры всегда останутся в памяти детей. Организуя детей с помощью игр, воспитатель развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций. Поэтому, всегда игра в дошкольном возрасте будет ведущей деятельностью детей!                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевой активности детей в процессе игровой деятельности.

Игра в дошкольном возрасте—ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитан...

«Развитие творческой активности детей через опыническо – игровую деятельность»

Инновационную работу по теме «Развитие творческой активности детей через опыническо – игровую деятельность» наша группа начала с 2011года. Она разработана для детей старшего дошкольного во...

Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности детей через поисково-иследовательную деятельность"

Дети любят эксперементировать и иследовать. Для них это самый интересный момент когда они познают мир....

Авторская программа:"Развитие познавательной активности детей через поисково-исследовательскую деятельность"

Авторская программа:"Развитие познавательной активности детей через поисково-исследовательскую деятельность"...

Мастер - класс для воспитателей : «Развитие познавательной активности детей через экспериментально - исследовательскую деятельность».

Обучение воспитателей разработке проектов по развитию познавтельной активности у детей( метед трех вопросов и метод мыслительная карта)....

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности во второй младшей группе на тему: Развитие речи у детей через театрально – игровую деятельность «Теремок».

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности во второй младшей группе на Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности во второй младшей группе на...

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...