Дыхательные упражнения
картотека по коррекционной педагогике по теме

Кармаева Надежда Николаевна

картотека 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_dyhatelnyh_uprazhneniy.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека   дыхательных    упражнений.

Цель:    Развивать  правильное  речевое  дыхание,  тренировать  опору  дыхания

               и  свободу  звучания.

               Расширять  диапазон  и  силу  звучания  голоса.

 1.   «  Бумажный  кораблик »

         Детям  предлагается  сделать  бумажный  кораблик  и  поставить   его  на  гладкую  

           поверхность  стола.  Задача  заключается  в  том, чтобы « перегнать»  кораблик  с  

           одного   конца  стола  на  другой.

Вар:  можно  расставить 2-3   преграды  на  пути  кораблика  в виде  спичечных  коробков.

          Попробуйте  провести  кораблик,  не  задевая  преграды.

          Выдох  должен  быть  сильным, направленным  на  кораблик, но  плечи  и  шею  не  

          напрягать.

2.   Представьте,  что  к  вам  на  ладошку  упала  снежинка…

       Попробуйте  её  тихонько  сдуть.

       ( дети  делают  вдох  носом,  а  затем  длинный  выдох).

 

3.    А  теперь  представьте  себе,  что  снежинка  упала  на  ладошки,  на  плечи,  на  рукава

       одежды.  Сдуйте  их.

( дети  делают  носом  вдох  и  несколько  коротких  выдохов,  как бы  сдувая  с  себя  снежинки).

4.      Представьте,  что  вам  холодно,  ваши  руки  замерзли.  Как  вы  их  погреете? (дети  делают  поочередно  вдох  и  выдох,  направляя  теплый  воздух  на  ладошки).

5.     «Чудо – лесенка »

Ход  игры:  каждую  последующую  фразу  дети  произносят,  повышая  тон  голоса.

            Чу-до-ле-сен-кой  ша-га-ю,

            Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю:

            Шаг-на-го-ры,

            Шаг-на-ту-чи…

            Не-ро-бе-ю, петь  хо-чу,

            Пря-мо  к  солн-цу-я-ле-чу!

6.   «  Игра  со  свечой »

Ход  игры:   детям  предлагают  сделать  бесшумный  вдох  через  нос,  затем  подуть  на  горящую

                     свечу,  стоящую  на  некотором    расстоянии. Задача  в  том,  чтобы  не  погасить  

                     свечу,  а  только  заставить  плавно « танцевать» пламя.  Выдох  делается  тонкой

                     упругой  и  плавной  струей  воздуха  через  плотно  сжатые  губы.

                     Первый  раз  упражнение  делается  с настоящей  горящей  свечой,  а  потом  можно

                     играть  с  воображаемым  пламенем.

-  2  -  

7.      «  Ветер »

        Дует  легкий  ветерок – ф-ф-ф…

        И  качает  так  листок – ф-ф-ф… ( выдох  спокойный)

        Дует  сильный  ветерок – ф-ф-ф…

        И  качает  так  листок – ф-ф-ф..   (активный  выдох)

        Осенние  листочки  на  веточках  сидят,

        Осенние  листочки  детям  говорят:

        Осиновый -   а-а-а….

        Рябиновый – и-и-и…

        Березовый  - о-о-о…

        Дубовый  - у-у-у…

8.      «  Шарик »

       Шарик  мой  воздушный.

       Какой  ты  непослушный!

       Зачем  ты  отвязался,

       Зачем  помчался  ввысь?

       Вернись  скорее, шарик!

       Вернись!

Поднять  руки  вверх – вдох,  медленно  опускать  вниз – длительный  выдох  с  произнесением  звука « Ш-ш-ш…».

9.        « Снежинки »

     Дети  берут  снежинки  на  ниточках  и  долго  дуют  на  них,  наблюдая  за  кружением

     снежинок.

         Кружатся  снежинки  в  воздухе  морозном.

         Падают  на  землю  кружевные  звёзды.

         Вот  одна  упала  на  мою  ладошку.

         Ой,  не тай,  снежинка,  подожди  немножко.

10.      «  Кошка  и  шарик »

    Дети  кладут  руки  на  живот  и  делают  через  нос  вдох,  стараясь  не  поднимать  плечи.  

     После  небольшой  задержки  дыхания  происходит  продолжительный  выдох  с

     произнесением  звука «ш».

                Надувала  кошка  шар,

                А  котёнок  ей  мешал:

                Подошел  и  лапкой – топ!

                А у  кошки шарик – лоп!

                Ш-ш-ш…

11.      « Пузыри »

            Эй,  мышонок,  посмотри,         ( хором,  звать  к  себе  помахивая  кистями,

            Мы  пускаем  пузыри:                  перед  тем, как  назвать  цвет  надо  сильно  надуть

            Синий, красный,  голубой.          щёки  и  быстро  выдохнуть,

            Выбирай  себе  любой!                обе  руки  вверх  развести  в  стороны)

-  3  -    

12.    «  Парус »

      Дети  после  спокойного  вдоха  продолжительно  произносят

      на  выдохе: « ф-ф-ф…»

             Помоги  мне,  ветерок,

             Паруса  надуй,  дружок,

             Пусть  плывет  кораблик  мой

             К  папе  с мамочкой  домой.

13.    «  Пчела »

            Пчёлка  гуди,  в  поле  лети.

            С  поля  лети,  медок  неси.

             Ж-ж-ж…  ам!

Вращать  перед  собой  указательными  пальцами,  продолжительно  произнося  на  выдохе  звук «ж».  В  конце  сделать,  активный  короткий  вдох  и  быстро  выдыхая  сказать: Ам!

14.     «  Дятел »

       Дети  на  выдохе  произносят  как  можно  дольше « д-д-д..»,  ударяя  кулачками  друг о друга.

15.     «  Радиоволны »

       За – зо – зу.                        (произносить  вопросительно,

       Зя – зё – зе – зю,                   утвердительно

       Зве – звя – зви,                      удивлённо

       Зву – зво – звы.                      Радостно)

Цель:  Развитие  эмоциональной,  выразительной  речи.

16.        «  Ёжик »

          Встретил  в  чаще  ёж  ежа.

          - как  погода,  ёж?

          -  свежа.

          И  пошли  домой  дрожа,

          Съёжась,  сгорбясь  два  ежа.

После  активного  вдоха  через  нос,  на  выдохе  произносится « пых, пых…»,  энергично работая  мышцами  живота.

17.       «  Мышка  принюхивается »

   Дети  делают  несколько  коротких  вдохов  через  нос, как  бы  вдыхая  воздух  маленькими  порциями,  затем   небольшая  задержка  дыхания,  после  короткой  следует  продолжительный  равномерный  выдох.

                                            Картотека   упражнений

на  развитие  интонационной

выразительности.

Цель:   Учить  пользоваться  интонациями, выражающими  разнообразные  

              эмоциональные  состояния.

              Формировать  умение  находить  ключевые  слова  в  отдельных  фразах  и

              предложениях  и  выделять  их  голосом.

1.     Исполнить  песенку  козы  из  сказки « Волк  и  семеро  козлят» то  от  лица

        Козы,  то  от  лица  Волка:

        Козлятушки, ребятушки,

        Отомкнитеся, отопритеся,

        Ваша  мать  пришла,

        Молочка  принесла…

2.    Произнести  следующие  стихи  то  удивительно,  насмешливо, то  недоумевая:

       Кумушка,  послушай !

       Вправду,  кроме  шуток,

       Открывают  школу

       Для  утят – малюток.

3.    Произнести  фразы:  « оторвали  мишке  лапу»,  « Побежал  ёж  по  комнате»,

       и  « это  моя  бабушка» -  так,  чтобы  каждый  раз,  благодаря  изменению  

       ударного  слова,  менялась  по  смыслу  и  вся  фраза.

4.     Предложить  ребенку  попросить  у  друга  игрушку  так, чтобы  всякий

        раз можно  было   определить,  с  каким  отношением  или  в каком  

        состоянии    он  её  попросил:  вежливо, нетерпеливо,  с  обидой,  умоляя,  

        радуясь.

5.  Предложить  ребенку  задавать  вопросы  от  лица  Михаила  Ивановича,

     Настасьи  Петровны  и  Мишутки  из  сказки  «три  медведя» так,  чтобы  

     слушатели  смогли  догадаться,  кто  из  медведей  спрашивает  и  как  они  

     относятся к  тому,  о  чем  спрашивают.

6.    Педагог  предлагает  детям сказать  фразу « Я  очень  люблю  свою  маму»  с  различными

      интонациями: нежно,  ласково,  гордо;  с  различной  силой  голоса:  тихо,  громко.

7.    Проговаривать  диалог  с  различными  интонациями.

      Реб:   Мёд  в  лесу  медведь  нашёл…

      Медведь: Мало  меду,  много  пчёл!

Картотека упражнений дыхательной гимнатсики, утренней гимнастики, точечный массаж.

Массаж бедра «Дождик»

Дождик, дождик, капелька.     Легко, в ритме стихотворения по бедрам   от колена вверх

Водяная сабелька,              Делают пилящие движе ния

Лужу резал, лужу резал,               ребрами ладоней.                                                

Резал, резал, не разрезал,

И устал,  и перестал.                Поглаживают ладошками

 Массаж лица и рук «Умывальная песенка»

Хуже наказанья –          Качают головой из стороны в сторону.

Жить без умыванья. Все ребячьи лица           Мягкими движениями

Обожают мыться.                 Проводят ладонями по лицу сверху вниз.

Без воды, без мыла –             Растирают ладонями нос.

Всех бы грязь покрыла.

Чудно, чудно – вымыться не трудно!    Растирают ладонями уши.

Чистым быть чудесно!     Потирают ладони друг о друга.

Теперь нос чистый,          Прикасаются указательным пальцем к носу.

Теперь рот чистый.           Показывают пальчиком на рот.

И подбородок чистый.      Прикасаются пальцем к подбородку.

И глазки блестят -             Прикасаются к внешним уголкам глаз.

Весело глядят.                    Протягивают ладошки вперёд.

Массаж лица «Умывалочка»

Умыли котята глаза и носы,           Мягко проводят  

                                                          пальцами по векам, носу

И щёчки, и лобики,                         щекам, лбу,

Даже – усы.                                     ещё раз по крыльям носа.        

И доброе слово друг дружке        Поглаживают ладонями ушки

Мяукнули в чистые ушки.

Упражнения на развитие дыхания  «Аромат цветов»

Дети делают спокойный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи, задерживают дыхание и на выдохе продолжительно произносят: «А-а-ах!»                                  «Одуванчик»

Дети на выдохе произносят звук «ф-ф…», поднимая вверх руки и мелко перебирая пальчиками, показывая, как летят пушинки одуванчика.

Массаж лица «Нос, умойся!»

Кран, отройся!            Показывают правой рукой, как отрывают кран.

Нос, умойся!                 Указательными пальцами растирают

                                                           крылья носа.

Мойтесь сразу оба глаза.        Мягко проводят пальцами по лбу.

Мойтесь, уши,                         Ладонями растирают уши.

Мойся, шейка!                         Мягко поглаживают шею спереди.

Шейка, мойся хорошенько!   Поглаживают шею ладонями,

                                                  движениями от основания черепа

                                                  вперёд  груди.

Мойся, мойся, обливайся!      Легко гладят щёки.

Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!!!  Трут ладонями друг о друга.

Упражнение «Помощники»

Дружно помогаем маме,           Встают, слегка наклонившись вперёд,

Мы бельё полощем сами.          и двигают руками вправо-влево.

1-2-3-4.  потянулись,                 Тянутся, вытирая рукой «пот» со лба.

Наклонились,                              Продолжают «полоскать бельё».

Хорошо мы потрудились.        Вытирают руку о руку.

Массаж рук «Петушиная семья»

Петя, Петя-петушок               Качают головой вправо-влево.

Поднял красный гребешок,   Прижимают ладошки друг к другу,

                  раздвинув пальцы, и приставляют их к голове («гребешок»)

Громко-громко закричал,       Поглаживают от кисти к плечу сначала

К себе курочек позвал.              левую руку, потом правую.

Курочки-пеструшки               Похлопывают ладошкой левую руку,

Петю услыхали.                        затем правую.

Быстро побежали.                   «Пробегают» пальчиками правой руки

А за ними и цыплятки побежали без оглядки.   по левой-  по правой.

Стали зёрнышки клевать -         Поколачивают пальцами сначала

Клюю-клю-клю, Клюю-клю-клю!       левую руку, потом правую.

Травку сочную щипать – щип-щип, щип-щип!

А потом давай плясать-             Поглаживают левую руку.

Тра-ля-ля, тра-ля-ля!                  Поглаживают правую руку.

Упражнение «Потягушки»

Потягушки! Потягушки!     Тянутся вверх за руками,

Поперёк толстунюшки,        прогибая спинку.

А в ножки ходунюшки,        Сидя на стуле, вытягивают

                                                ноги вперёд.

А в ручках хватунюшки,   Сжимают и разжимают пальцы

А в роток говорок,           Зевают, прикрывая рот ладошкой

А в головку разумок.         Слегка чешут темя.

Массаж ног «Молотки»

Туки-токи, тук-токи! -      Похлопывают ноги ладонями

                                                           снизу вверх.

Застучали молотки.

Туки-туки-туки-точки!-    Поколачивают кулачками.

Застучали молоточки.

Туки-ток, туки-ток!-         Поглаживают кулачками.

Так стучит молоток.

Массаж биологически активных точек «Снеговик» (профилактика ОРЗ)

Раз – рука, два – рука.     Вытягивают вперёд поочерёдно руки. Лепим мы снеговика.      Имитируют лепку снежков.

Три-четыре, три-четыре,  Поглаживают ладонями шею. Нарисуем рот пошире.

Пять – найдём морковь    Кулачки растирают крылья носа.

для носа, угольки найдём для глаз.

Шесть – наденем шляпу косо,   Приставляют ладони ко л    «козырьком» и растирают лоб.

Пусть смеётся он у нас.

Семь и восемь, семь и восемь –

Мы плясать его попросим.     Поглаживают колени ладошками.

Двигательная разминка  «Дети»

Мы – весёлые ребята, мы – ребята-дошколята,     Ходят по кругу.

Спортом занимаемся, с болезнями не знаемся,

Раз-два, два-раз! Много силы есть у нас!     Руки в стороны, пальцы

                       раскрыты – руки к плечам, сжимают пальцы в кулаки.

Мы наклонимся сейчас,             Наклоняются вниз.

Полюбуйтесь-ка на нас!

Раз - два! Не зевай!                         Приседают.

С нами вместе приседай!

Раз – прыжок! Два – прыжок!     Прыгают на обеих ногах в

                                                           чередовании с ходьбой.

Прыгай весело, дружок!

Носиком сейчас вдохнём,          Вдыхают через нос, не поднимая

                                             плечи, на выдохе произносят: «Ш-ш-ш…»  

«Ш-ш-щ..» - скажем все потом.

Массаж рук «Строим дом»

Целый день тук да тук,       Похлопывают ладонью правой

                                                  руки по левой руке от кисти к плечу.

Раздаётся звонкий стук.          Похлопывают по правой руке.

Молоточки стучат,    Поколачивают правым кулачком по левой руке

Строим домик для зайчат.      от кисти  плечу.

Молоточки стучат, строим домик для бельчат. Тоже по правой руке.

Этот дом для белочек,    Растирают правым кулаком левую руку круговыми Этот дом для зайчиков  движениями.     Растирают правую руку.

Этот дом для девочек,  Быстро «пробегают» пальчиками  правой руки по левой Этот дом для мальчиков.        от кисти к плечу. «Пробегают» по правой руке.

Вот какой хороший дом,         Поглаживают ладонью левую руку                                               Как мы славно заживём,          от кисти к плечу. Поглаживают правую руку.

Будем песни распевать, веселиться и плясать.      «Тарелочки»

Массаж пальцев «Блины»

Ой, лады! Ой, лады!              Хлопают то одна рука сверху,

Мы блинов напекли.                 то другая.

Первый дадим зайке,            Поочерёдно массируют пальцы,

зайке-попрыгайке,                 начиная с большого.

А второй – лисичке, рыженькой сестричке,

Третий дадим мишке, бурому братишке,

Блин четвёртый котику, котику с усами,

Пятый блин поджарим и съедим мы сами.

Пальчиковая игра «Пирожки»

Раз, два, три, четыре -    Сжимают и разжимают пальцы.

Ловко тесто замесили.

Раскатали мы кружки          Трут круговыми движениями

Пирожки с начинкой:           ладони друг о друга.

Сладкою малинкой,             Поочерёдно хлопают одной Морковкой и капустой,           ладонью сверху по другой.

Очень-очень вкусной.

 Из печи достали –                Показывают ладошки.

Угощать всех стали.             Протягивают обе руки вперёд,

Пахнет в доме пирогами.     Разведя их чуть в стороны.

Вот и гости. Все с цветами

   Гимнастика для глаз

Сел медведь на брёвнышко,     Сидя на стуле, поднимают голову

              вверх и водят глазами вправо-влево в ритме стихотворения.

Стал глядеть на солнышко.

- Не гляди на свет, медведь!

Глазки могут заболеть!            Прикрывают  глаза  ладонями.  

Игра для коррекции зрения «Комарик»

Комарик летает, летает, летает,          Вытягивают вперёд

Где сесть не знает:          правую руку, фокусируют взгляд

 Ж-ж-ж…                       на указательном пальце. «Рисуют» в

              воздухе 8, круги, кривые линии и прослеживают их взглядом.

Хлоп!               Прикасаются пальцем к левой ладони (комар сел).

Хлопают правой ладонью по левой.

Игра для развития дыхания «Бабочки»

Каждый ребёнок берёт бабочку, прикреплённую за ниточку к палочке, и под звучание музпьесы дует на неё, наблюдая, как она кружится в воздухе. Дети должны следить за продолжительностью и ровностью выдыхаемой воздушной струи.

Массаж рук и ног

(в соответствии с текстом)

Я в ладоши хлопаю и ногами топаю.

Ручки разотру, тепло сохраню.

Ладошки, ладошки, утюжки-недотрожки,

Вы погладьте ручки, чтоб играли лучше.

Чтобы бегали по дорожке.

(деля массаж, следует обратить внимание детей на правильное его выполнение: поглаживать руки надо от кисти  плечу, ноги – от щиколотки вверх до бедра)

Игра на релаксацию «Греемся»

По команде ведущего «Греемся!» стоящие в кругу дети начинают двигать, трясти всеми частями тела.

По команде «Лёд!» застывают на месте в определённой позе. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой.

Динамическое упражнение «Медуза»

И.п. – лёжа на животе, раздвинуть в стороны ноги и руки. Поднять руки, ноги, голову и корпус и держать на 4 счёта. Затем медленно опуститься на пол и немного расслабиться. Повторить упражнение 3-4 раза.

Гимнастика для глаз «Паучок»

Пау-пау-паучок,                  Дети вытягивают перед собой

Паутиновый жучок.            паучка на палочке.

Он на веточке сидел          Фокусируют взгляд на пауке и,

Да на солнышко глядел.    проговаривая слова,

               перемещают  палочку вверх, вниз,вправо, влево,

                              прослеживая движение взглядом.

Паутинку натянул,             Закрывают глаза, опустив паучка вниз.

Покачался и уснул.  Здравствуй, здравствуй, солнышко,

Солнышко-весёлнышко!             Быстро моргают глазами.

Пальминг для расслабления глаз

И.п. – выпрямить пальцы одной руки и положить ладонь на лицо. Положить мизинец другой руки поперёк основания 4-х раскрытых пальцев (руки при этом образуют букву Л). Во время пальминга нужно держать глаза закрытыми. Устранить напряжение в пальцах, расслабить запястья, локти.        Гимнастика для глаз  «Жук»

(Дети садятся на пол, вытягивают ноги вперёд. Указательный палец правой руки – это жук.  Дети поворачивают его, следуя тексту)

К журавлю жук подлетел, зажужжал и запел «Ж-ж-ж..»

Вот он вправо полетел, каждый вправо посмотрел.

Каждый влево полетел, каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть, не дадим ему присесть.

Жук наш приземлился, зажужжал и закружился.

«Ж-ж-ж..». Жук, вот правая ладошка, посиди на ней немножко. Жук, вот левая ладошка, посиди на ней немнож.

Массаж биологически активных зон «Снеговик»

Раз и два, раз и два -                  Имитируют лепку снежков

Лепим мы снеговика.

Мы покатим снежный ком.   Поочерёдно проводят ладонями по  кувырком, кувырком.              шее справа и слева.

Мы его слепили ловко.  Проводят пальцами по щекам сверху вниз.

Вместо носа есть морковка,  Растирают указательными

                                                              пальцами крылья носа.

Вместо глазок – угольки,   Прикладывают ладони ко лбу

                                                 «козырьком» и энергично растирают лоб.

Ручки – веточки нашли.     Трут ладонями друг о друга.

А на голову – ведро.            Раздвигают указательный и средний

           пальцы «вилочкой» и растирают точки перед ушами и за ними.

Посмотрите, вот оно!          Кладут обе ладони на макушку и покачивают головой.

 Массаж рук и ног  «Черепаха»

Шла купаться черепаха         Пощипывают руки

И кусала всех от страха.            от кисти к плечу.

Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!

Никого я не боюсь!

Черепаха – дом ходячий! Поглаживают руки ладонями

Голову под панцирь прячет.     от кисти к плечу.

Крепкий панцирь у неё -         При повторении стиха

И защита и жильё!             Массируют ноги – от  щиколоток вверх.

Массаж биологически активных точек «Крокодил»

(дети сидят по-турецки)

Крокодил ждёт гостей,             Поглаживают ладонями шею

                        движениями от шейного отдела позвоночника вперёд к яремной ямке.

Пасть его полна гвоздей.         Кладут большие пальцы рук на шею под

                                                                     челюстями и мягко поглаживают.

Я спросил у крокодила:           Сжимают пальцы в кулаки, возвышениями

                                                         больших пальцев быстро растирают крылья носа.

«Здесь овца не проходила?»     Приставляют ладони ребром о лбу и

                                                          растирают его движениями в стороны – вместе.

А злодей лежит на дне              Сильно раздвигают указательный и

         средний пальцы, кладут их перед ушами и за ними и с силой растирают кожу.

И подмигивает мне!         Трут ладони друг о друга и подмигивают одним  глазом.

Массаж рук «Моемся, чистим зубы»

Моем шею, моем уши,     Ладонями тереть шею и уши.

Вытираем их посуше.       Имитировать растирание

                                                             полотенцем.

Чистота всего дороже.          Грозить пальцем.

Мы и зубы чистим тоже        Имитировать

                                 движениями чистку зубов вправо-влево.

Порошком, порошком.      Сложить пальцы в щепоть и

                              «посыпать» правой рукой, затем – левой.

Раз, два, три -                       Три хлопка в ладоши.

Зубы щёткой чище три.       Имитировать движениями

                                 чистку зубов в направлении сверху-вниз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...

Дыхательная практика (комплекс дыхательных упражнений)

Учение о дыхании — тема настолько обширная и важная, что ей самой посвящено множество исследований и книг. Существует также множество различных методик, практик и видов правильного дыхания. Некоторые ...

Консультация для родителей " Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой" ( дыхательный упражнения и правила их выполнения)

quot;Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют потому, что болеют, а болеют потому, что не умеют правильно дышать" А.Н. Стрельникова...

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста. Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхатель...

"Пение - уникальная дыхательная гимнастика" (картотека дыхательных упражнений)

Искусство пения – это и есть, прежде всего, правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов здоровой жизни.   Давно известно, что пение является одним из лучших дыха...