Консультация для воспитателей «Слушание музыки с детьми дошкольного возраста» Использование дидактических игр и пособий в процессе слушания музыки.
консультация на тему

Соколенко Жанна Викторовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx22.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                  МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад общеразвивающего вида № 4 «Аленка» города Новошахтинска

Консультация для воспитателей

«Слушание музыки с детьми дошкольного возраста»

Использование дидактических игр и пособий в процессе слушания музыки.

   

                                                                                                              Муз. руководитель: Соколенко Ж.В.

  Слушание музыки один из главных видов музыкальной деятельности дошкольников.  В процессе восприятия у детей развивается музыкальный слух, память, музыкальный вкус и музыкально-эстетическое сознание.

   Но для развивающего эффекта необходимо не «голое» слушание, а наличие наглядного материала, различных пособий и игр.

   При слушании музыкального произведения можно выставить портрет композитора на мольберт. Это даст возможность детям не только слышать музыку, но и видеть ее создателя.

   В процессе восприятия музыкальных произведений хороший эффект  приносят музыкальные игры. Например игры на определения жанра и характера музыки, его темпо-ритмических характеристик. Это помогает анализировать музыкальное произведение, а значит развивать логическое мышление.  

    Эффективность музыкального развития ребенка в процессе музыкальной игры обеспечивается адекватностью переживания ребенком музыкально-игрового образа, активным восприятием музыки, выступающей важнейшим компонентом музыкальной игры, который обуславливает характер действий ребенка. Овладевая игровыми умениями старший дошкольник сознательно участвует в создании игровой ситуации и выполнении игровых правил и действий, способствующих решению поставленных задач в игре.

    Музыкальные игры старших дошкольников имеют ряд особенностей, проявляющихся в следующих показателях:

  1. 1.      Усложнение задач и способов познавательной музыкальной деятельности;
  2. 2.      Обогащение содержания представлений о свойствах и качествах чувственно воспринимаемых явлений;
  3. 3.      Изменение характера игрового общения детей и педагога (проявление направленности на сверстника как на партнера по игровой деятельности; более активное использование таких моделей взаимодействия педагога и ребенка, как взрослый-ведомый, взрослый-наблюдатель, взрослый-консультант.)

Участие старшего дошкольника в музыкальных играх требует качественного изменения мыслительных процессов, более высокого уровня музыкального восприятия, активизации самостоятельных проявлений, умелого использования имеющегося музыкального и жизненного опыта.

Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребенка, выступает музыкально-дидактическая игра. Следует отметить полифункциональный характер музыкально-дидактических игр, которые можно рассматривать как игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знания о музыке; как одну из форм обучения; как самостоятельную деятельность; как средство музыкального развития и общения ребенка.

     Многие музыкально-дидактические игры разучиваются впервые на музыкальных занятиях. Чтобы игра была успешно усвоена детьми, музыкальный руководитель перед занятием может объяснить игру воспитателю. На занятии оба педагога помогают понять детям правила игры. Сначала они участвуют сами в этой игре. Роль воспитателя в детской игре велика: он тактично направляет ее ход, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей.

   Вот почему особенно в младших группах воспитатель не только организовывает игры с детьми, но и сам становится активным участником. Для того чтобы развить в детях самостоятельность, умение творчески мыслить, применять знания, полученные на музыкальном занятии, воспитатель сам должен знать музыкальный репертуар, объем умений и навыков детей своей группы.  Воспитатель должен знать различные распевки, уметь правильно передавать мелодию голосом или ее ритмический рисунок хлопками, что б потом проводить с детьми ту или иную музыкально-дидактическую игру в группе. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей в каждой группе должны быть оборудованы музыкальные уголки, которые создаются с учетом возрастных особенностей детей. Уголки можно оформить вместе с детьми, привлечь к этому делу родителей.

 В настоящее время в магазинах имеются различные музыкально-дидактические игры, но при желании их можно сделать и самим.  Организовываться в группе такие игры должны под руководством воспитателя. Результативность обучения в музыкально – дидактической игре создается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в этой игре, становясь ее полноправным участником. Игра прекрасная форма деятельности, способствующая привитию умения приблизить, расположить к себе всех детей, в том числе и малоактивных. Руководя игрой, воспитатель должен следить, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задания, связанные с содержанием игры.

     Музыкально – дидактические игры проводятся с разным по численности составом детей (всей группой, подгруппой, индивидуально). При объединении детей надо учитывать особенности каждого. Например с малоактивными и застенчивыми детьми стоит заниматься индивидуально, и наоборот.

   Заинтересованное отношение к творческому процессу в музыкальной игре выражается в следующих показателях:

  1. 1.      Увлеченность музыкально-игровой деятельность;
  2. 2.      Степень осознания творческого замысла;
  3. 3.      Инициатива и самостоятельность творческого поиска при выполнении творческих заданий;
  4. 4.      Оригинальность в воплощении творческого замысла и выборе средств его воплощения;
  5. 5.      Адекватность творческих проявлений характеру музыкально-игрового образа;
  6. 6.      Умение привлекать к творческому процессу музыкальный и жизненный опыт;
  7. 7.      Степень законченности и художественность воплощения творческого замысла.

         Музыкально – дидактические игры, находящиеся в музыкальных уголках, надо периодически менять, учитывая интересы и желания ребят. Организуя самостоятельные игры детей надо избегать стихийности. Ведь музыкальная игра, как и любая другая, таит в себе большие педагогические возможности. В ходе игры складываются отношения между детьми, проявляются черты характера. Вот почему воспитатель должен пристально и внимательно следить за игрой и в случае необходимости приходить детям на помощь.

    В процессе слушания музыки можно использовать следующие игры и пособия:

  1.  Д/и «Оркестр» на развитие тембрового слуха
  2.  Д/и «Три цветка» на определение характера музыки.
  3.  Д/и «Цветик-семицветик» на развивитие музыкальной памяти и музыкального слуха..
  4.  Д/и «Удивительный светофор» на определения жанра музыки и характерных черт марша, танца, песни.
  5. Д/и «Поможем Дюймовочке» на развитие музыкальной памяти, закрепление пройденного материала.
  6. 6.      Д/и «Три Кита» на развитие представлений о жанрах музыки,  определения характера музыки.
  7. 7.      Д/и «Сказочный мир балета» на закрепления знаний детей о героях и содержании балета.
  8. 8.      Д/и «Солнышко и тучка» на определения характер музыки.
  9. 9.      Пособие «Симфонический оркестр» на закрепления знаний о музыкальных инструментах
  10. 10.  Пособие «Музыкальные инструменты» на закрепления знаний о муз. инструментах
  11. 11.  Иллюстрации к прослушиваемым произведениям

 

Использование музыкально-дидактических игр в процессе слушания музыки.

 

В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают, испытывают определенные чувства.

Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставить музыкальные образы, мы опять-таки обращаемся к музыкально-дидактическим играм. Дети при этом легко и с желанием отвечают на вопросы по прослушанной мелодии: «Это музыка веселая и быстрая» или «Музыка медленная и печальная» и т. д. Кроме того, применение музыкально-дидактических игр дает возможность детям несколько раз слушать одно и то же произведение в ненавязчивой форме.

Слушание музыки играет большую роль в развитии самостоятельной музыкальной деятельности ребенка. Хороших результатов в этой области можно добиться лишь при условии определенного уровня музыкального развития, которое дети получают прежде всего на музыкальных занятиях. Как будет оно построено, какие поставлены и достигнуты цели, станет результатом активного участия детей в организации различных музыкально-дидактических игр, а следовательно, окажет помощь в развитии детской музыкальной деятельности.

Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста используются различные игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами.

Все это способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению и запоминанию. Например, в «чудесный мешочек» могут спрятаться игрушки, которые пришли к детям в гости на занятие. Звучат знакомые мелодии: «Зайчик» М. Старокадомского, «Медведь» В. Ребикова или «Медвежата» М. Красева. Дети узнают мелодии, и после этого игрушки достаются из мешочка. Они здороваются с детьми, кланяются. Это могут быть обыкновенные мягкие игрушки или куклы бибабо. Такая игровая форма обучения нравится детям, они активно включаются в разговор с куклой.

Еще более интересную музыкально-дидактическую игру можно провести во всех возрастных группах. Называется она «В лесу». В кармашки планшета можно вставлять различные картинки, соответствующие содержанию любой песни, пьесы. Дети подготовительной группы могут встретиться в этой игре и с Чебурашкой, и с крокодилом Геной, и с Винни-Пухом. Таким образом можно включить в эту игру не программные произведения. Причем ребята должны не только узнать песни о любимых героях мультфильмов, но и уметь передать мелодию каждой из них.

Постепенно благодаря играм дети приобщаются к умению распознавать знакомые произведения, различать и узнавать танец, колыбельную, марш и их части (вступление, заключение, запев, фраза). Например, в пьесе «Детская полька» М. Глинки дети различают три ее части (первая и третья одинаковые).

Для закрепления пройденного материала в разделе слушания музыки хорошо использовать в группах старшего возраста музыкально-дидактическую игру «Найди нужную иллюстрацию». Ребятам нравится угадывать знакомую мелодию, подбирать иллюстрации по ее содержанию. И если кто-нибудь затрудняется в выборе картинки, то многие готовы прийти на помощь. Обычно дети узнают произведение уже по вступлению. Например, ребенок выбирает иллюстрацию с танцующими детьми после прослушивания «Детской польки» М. Глинки. А вот на картинке яркая красочная кукла в нарядном платье, она улыбается. Ребенок поднимает эту картинку, прослушав «Новую куклу» П. Чайковского.

Игра «Музыкальная шкатулка» также может быть использована для закрепления знаний о различных музыкальных произведениях. Дети часто организовывают эту игру в свободное от занятий время.

В старших группах дети знакомятся с различными инструментами, произведениями известных русских и советских композиторов М. Глинки, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, Р. Шумана, Д. Кабалевского, А. Пахмутовой и других. В нашем саду имеются портреты этих композиторов, с творчеством которых знакомят ребят на музыкальном занятии. При проведении музыкально-дидактической игры «Кто больше?» детям показывают портрет П. Чайковского и предлагают назвать его произведения. Дети называют: «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Жаворонок», «Камаринская». За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, кто получит большее число фишек.

В игре «Какая музыка?» дети определяют вокальную и инструментальную музыку (звучание различных инструментов: фортепиано, аккордеона, скрипки, флейты, арфы и др.). Число играющих зависит от количества раздаточного материала, т. е. карточек, рисунки которых изображают вокальную и инструментальную музыку. Игру эту можно провести, используя грамзапись. Дети без труда определяют музыку. Закрывают пустую половину своих карточек фишкой, положив ее против инструмента (если ведущий играет) и против картинки, изображающей пение (если ведущий исполняет песню). Программой предусмотрено знакомство ребят с танцевальной, маршеобразной, колыбельной музыкой. Для полного опроса всей группы раздаются карточки с изображением определенного вида музыки, и дети, прослушав ее, поднимают ту или иную карточку.

Большое влияние на воспитание и музыкальное развитие детей оказывают русские народные мелодии. Они просты, выразительны и доступны детям всех возрастов. Это мелодии: «Патока с имбирем», «Лиса по лесу ходила», «Бай-качи, качи», «Чики-чики, чикалочки», игровые песни для младших; дошкольников «Петушок», «Ладушки». Русские народные мелодии легко запоминаются, и дети пробуют некоторые из них импровизировать на металлофоне, арфе, аккордеоне. Эти мелодии могут разнообразить содержание многих музыкально-дидактических игр.

Слушание произведений в грамзаписи — один из приемов восприятия музыкальных произведений. Музыкальная игра «Концерт» наполняет детей эмоциональными впечатлениями, создает приподнятое настроение. Содержание концертов обычно связывается с программой занятий. Концерты как бы подводят итог пройденного материала.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Слушание классической музыки с детьми дошкольного возраста"

Консультация для родителей, которым небезразлична музыка, её мировые шедевры и желание научиться слушать и слышать загадочный мир звуков...

Методическая разработка. Консультация для воспитателей: «Заучивание стихотворений с детьми дошкольного возраста.»

В дошкольном образовании особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспро...

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей«Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста»В ходе проектной деятельности, решая проблему, ребёнок самостоятельно приобретает знания и умения необход...

Консультация для воспитателей "Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Игра – основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир людей, играя, ребенок развивается. Понятие  «развитие интеллекта»  включает в себя раз...