«Русские народные сказки как средство воспитания детей младшего возраста»
статья (младшая группа) на тему

«Русские народные сказки как средство воспитания детей младшего возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

Тема: «Русские народные сказки как средство воспитания детей младшего возраста»

Введение

Фольклор относится к числу основных средств народной педагогики. В то же время это и главный источник знаний о принципах воспитания, сложившихся в культуре разных народов, о его нравственных, религиозно-мифологических основах.

Многообразные жанры фольклора обладают большими и разнообразными возможностями воздействия на нравственно-эстетическое развитие ребенка. В современной фольклористике выделяют следующие пять видов фольклора:

  1. внеобрядовую прозу (ее главные особенности - установка на рассказывание и невключенность в обрядовую жизнь);
  2. внеобрядовую песенную поэзию (определяющий признак — песенное, пропевамое начало как оппозиция рассказыванию и также отсутствие прямых связей с обрядом);
  3. фольклор непосредственно ритуализированных форм (обрядовый, игровой, фольклор магических действий);
  4. собственно драматические формы (также не входящие в обряд);
  5. фольклор речевых ситуаций (малые формы, связанные не с исполнением в обычном художественном смысле слова, а с реализацией в речевых контактах).

Каждая из этих видов, в свою очередь, распадается на элементы.

Так, область внеобрядовой прозы включает два обширных раздела — сказки и несказочную прозу.

Русские сказки подразделяются на сказки:

  • волшебные,
  • кумулятивные,
  • о животных,
  • о растениях и неживой природе,
  • о людях,
  • небылицы,
  • докучные.

Далее идет классификация по сюжетам, темам, персонажам (например, о ловких и умных отгадчиках, о хозяевах и работниках и т.п.).

Образно-символическая природа русских народных сказок, их воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности делает русские народные сказки наиболее адекватным средством ненавязчивостью и в то же время эффективного воспитательного воздействия.

В нашей статье мы рассмотрим более подробно русские народные сказки как средство воспитания детей младшего возраста.

1. Познавательная роль русских народных сказок

Сказки русского народа К. Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов.

Сказки, являясь художественно-литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они - сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т.е. в них содержатся педагогические идеи.

Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Так, В. Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. В. Г. Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Он считал, что в народной сказке - великое и исполненное поэзии дитя - народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы. Как известно, педагогическим идеалом Ушинского являлось гармоническое сочетание умственного и нравственно-эстетического развития. По твердому убеждению великого русского педагога, эта задача может быть успешно выполнена при том условии, если в воспитании будет широко использован материал народных сказок. Благодаря сказкам, в душе дитяти с логической мыслью срастается прекрасный поэтический образ, развитие ума идет дружно с развитием фантазии и чувства. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка; он решительно ставил народную сказку выше рассказов, опубликованных в образовательной литературе специально для детей.

2. Особенности русских народных сказок как средства воспитания детей младшего возраста

Сказки являются важнейшим воспитательным средством детей младшего возраста. Ведь дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа как можно раньше должно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

2.1. Русские народные сказки как педагогическое средство воспитания

В русской педагогике встречаются мысли о сказках не только как воспитательном и образовательном материале, но и как педагогическом средстве, методе. Так, в ежемесячном педагогическом листке «Воспитание и обучение» (№ 1, 1894), указывается, что сказка появилась еще в то отдаленное время, когда народ находился в состоянии младенчества. Раскрывая значение сказки как педагогического средства, здесь отмечено, что, если детям повторять хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них все же останется мертвою буквою; но если же рассказать им сказку, проникнутую тою же самою мыслью, - ребенок будет взволнован и потрясен ею. Далее в статье комментируется рассказ А. П. Чехова. Маленький мальчик вздумал курить. Его уговаривают, но он остается глух к убеждениям старших. Отец же рассказывает ему историю, как вредно повлияло курение на здоровье одного мальчика, и сын обещает никогда не курить.

Сказки как прием убеждения широко использовал в своей педагогической деятельности и выдающийся педагог И. Я. Яковлев. Многие сказки, да и рассказы И. Я. Яковлева, составленные им на манер бытовых сказок, носят характер этических бесед, т.е. выступают как средства убеждения в нравственном воспитании детей. В ряде сказок и рассказов он усовещивает детей ссылкой на объективные условия жизни, а чаще всего - на естественные последствия дурных поступков детей: уверяет, убеждает их в важности хорошего поведения.

Велика образовательная роль сказок. Встречается утверждение, что педагогическое значение сказок лежит в плоскости эмоциональной и эстетической, но не познавательной. С этим нельзя согласиться. Уже само противопоставление познавательной деятельности эмоции в корне неверно: эмоциональная сфера и познавательная деятельность неотделимы, без эмоции, как известно, познание истины невозможно.

Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает: «Так в жизни не бывает». Невольно возникает вопрос: «А как бывает в жизни?» Уже беседа рассказчика с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет познавательное значение. Но сказки содержат познавательный материал и непосредственно. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи.

Например, в сказке «Скупому - копейка» рассказывается о том, как умный портной договорился с жадной старухой платить ей за каждую «звездочку» жира в супе одну копейку. Когда старуха клала масло, портной ее приободрял: «Клади, клади, старуха, больше, не жалей масла, ведь недаром я тебя прошу: за каждую "звездочку" копейку заплачу». Жадная старуха клала масла все больше и больше, чтобы получить за это много денег. Но все ее старания дали доход одну копейку. Мораль этой сказки проста: не будь жадным, В этом основная идея сказки. Но и познавательный ее смысл велик. Почему, - спросит ребенок, - у старухи получилась одна большая «звездочка»?

В сказке «Иванушка-дурачок» рассказывается о том, как он шел, шел по лесу и дошел до одного дома. Вошел в дом, там оказалось 12 печей, в 12 печах - 12 котлов, в 12 котлах - 12 горшков. Иван, проголодавшийся в дороге, начал подряд пробовать еду из всех горшков. Уже пробуя, он наелся. Образовательное значение приведенной детали сказки в том, что в ней вниманию слушателей предложена задача: 12x12x12=? Мог ли наесться Иван? Не только мог, более того - съесть столько в состоянии только сказочный герой: если он перепробовал во всех горшках, то съел 1728 ложек пищи!

Конечно, образовательное значение сказок зависит и от рассказчика. Умелые рассказчики обычно такие моменты всегда стараются использовать, ставя в ходе рассказывания сказки вопросы вроде: «Как вы думаете, ребята, сколько было всего котлов? Сколько горшков?» и т.п.

Общеизвестно образовательное значение сказок в географическом и историческом планах.

2.2. Особенности русских народных сказок как народных средств воспитания

Важнейшими характерными особенностями русских народных сказок как народного средства воспитания являются:

  • народность,
  • оптимизм,
  • увлекательность сюжета,
  • образность и забавность,
  • дидактизм.

1. Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, - и окружающая природа. В большинстве сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.

2. В сказках, особенно в исторических, прослеживаются межнациональные связи народов, совместная борьба трудящихся против иноземных врагов и эксплуататоров. В ряде сказок имеются одобрительные высказывания о соседних народах. Во многих сказках описываются путешествия героев в чужие страны, и в этих странах они, как правило, находят себе помощников и доброжелателей: трудящиеся всех племен и стран могут договориться между собой, у них общие интересы. Если сказочному герою приходится вести в чужих странах ожесточенную борьбу со всевозможными чудовищами и злыми волшебниками, то обычно победа над ними влечет за собой освобождение людей, томящихся в подземном царстве или в темницах чудовищ. Причем освобожденные так же ненавидели чудовище, как и сказочный герой, но освободиться самим сил не хватало. Да и интересы и желания освободителей и освобожденных оказывались почти одинаковыми.

Положительным сказочным героям, как правило, в их трудной борьбе помогают не только люди, но и сама природа: густолистое дерево, скрывающее беглецов от врага, река и озеро, направляющие погоню по ложному пути, птицы, извещающие об опасности, рыбы, ищущие и находящие кольцо, уроненное в реку, и передающие его другим помощникам человека - кошке и собаке; орел, поднимающий героя на недоступную человеку высоту; не говоря уже о преданном быстроходном коне и др. Во всем этом отразилась вековая оптимистическая мечта народа о том, чтобы подчинить силы природы и заставить их служить себе.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость - результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.

3. Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. Макаренко, характеризуя особенности стиля детской литературы, говорил, что сюжет произведений для детей должен по возможности стремиться к простоте, фабула - к сложности. Сказки наиболее полно отвечают этому требованию. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к сказке внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказах учитываются психические особенности детей, прежде всего, неустойчивость и подвижность их внимания.

4. Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации. Так, черта трудолюбия в результате гиперболизации достигает предельной яркости и выпуклости изображения (за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу царя, за одну же ночь посеять лен, вырастить, обработать, напрясть, наткать, нашить и одеть народ, посеять пшеницу, вырастить, убрать, обмолотить, намолоть, испечь и накормить людей и т.п.). То же самое следует сказать и о таких Чертах, как физическая сила, мужество, смелость и т.п.

Группа московских исследователей провела интереснейший эксперимент с учащимися III классов в Москве, Ханое и Улан-Баторе с целью определить устойчивость мифических (сказочных) образов в этническом самосознании младших школьников. Опора была на то, что одни и те же сказочные образы у разных народов могут иметь противоположный смысл. Так, дракон в сказках народов Востока олицетворяет добро и справедливость, а в русских сказках — зло и коварство. Детям было предложено нарисовать дракона после прослушивания сказки другого народа (русским детям -- вьетнамской сказки, а вьетнамским — русской). Исследователи исходили из того, что этнические традиции в соответствии со смыслом данного сказочного образа выражаются, запечатлеваются и в графическом его изображении. Русский дракон изображается тяжеловесным, многоголовым, каждая из голов имеет раскрытую огнедышащую пасть. Цветовая гамма холодная. Восточный же дракон как бы парит в пространстве, он с одной головой. Цветовая гамма пестрая'.

В результате произошло взаимодействие двух разных представлений детского воображения, основанного на этнической традиции, возникшего после ознакомления со сказкой другого этноса. Оказалось, что традиционный образ оказывает тормозящее воздействие, не дает сформироваться новому представлению. Это нашло свое выражение в сохранении старого облика при новом содержании, композиционной структуры при новой цветовой гамме. То есть «новый» дракон предстал в графическом облике «старого», произошла дезориентация ребенка в оценочном отношении к герою сказки. Это позволило исследователям сделать вывод о стойкости нравственно-этических и эстетических представлений, полученных в детстве, о базовом характере первых эмоционально окрашенных образов, оказывающих свое воздействие на бессознательном уровне на вновь получаемые впечатления, и,
таким образом, о значимости этнического материала, питающего
детское воображение.        

Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог-народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были интересными и занимательными. В народной сказке - не только яркие и живые образы, но и тонкий и веселый юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых - позабавить слушателя. Например, сказки «перевертыши»: «Сказка деда Митрофана», «Как же его звали?», «Сармандей» и др; или «бесконечные» сказки, такие, как русская «Про белого бычка». В чувашской присказке «У одного была умная кошка» кошка умерла. Хозяин похоронил ее, на могиле поставил крест и на кресте написал так: «У одного была умная кошка...» и т.д. И так до тех пор, пока слушатели смехом и шумом («Хватит!», «Не нужно больше!») не лишат рассказчика возможности продолжать сказку.

5. Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Сказки всех народов мира всегда поучительны и назидательны. Именно отмечая их поучительный характер, их дидактизм, и писал А. С. Пушкин в конце своей «Сказки о золотом петушке»: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».

Намеки в сказках применяются как раз с целью усиления их дидактизма. Особенность дидактизма сказок в том, что в них дается «добрым молодцам урок» не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Поэтому дидактизм ничуть не снижает художественности сказок. Тот или иной поучительный опыт как бы совершенно самостоятельно складывается в сознании слушателя. В этом - источник педагогической эффективности сказок. Почти все сказки содержат те или иные элементы дидактизма, но в то же время есть сказки, которые целиком посвящены той или иной моральной проблеме.

2.3. Мир компьютеров и мир сказок: что нужнее детям

Сегодня, когда технические, в частности компьютерные, средства позволяют достигать высочайшей степени достоверности изображаемого и возникает новая компьютерная, или виртуальная, реальность, указанная дистанция и соответственно возможность расширения индивидуального опыта чисто художественными средствами оказывается под угрозой. Уничтожение этой дистанции, потеря чувства реальности грозит «смертью» художественной коммуникации.

У компьютерной реальности собственное «мифологическое пространство», свои средства экранного воздействия. Дело еще и в том, что относится к содержанию указанной коммуникации. Современная коммерческая массовая культура, заимствуя у народного искусства простоту, доступность, безусловно, находится по отношению к нему в нравственно-эстетической оппозиции. Индивидуализм, насилие, жестокость, превозносимые в качестве высших потребительских идеалов, идеалов обладания материальными благами в ущерб духовным ценностям, идеалам добра, красоты, справедливости, верности своему народу — главная линия оппозиции.

Здесь, на наш взгляд, одна из узловых проблем современной этнопедагогики, ориентированной на реализацию в формировании личности ребенка нравственно-эстетических ценностей фольклорной традиции.

Сегодня нельзя не учитывать включенность ребенка в экранную коммуникацию, принципиально новую визуальную и звуковую среду его культурного «обитания». Внедрение этнопедагогики в эту среду, а не бесперспективное игнорирование ее означает выработку новых современных методик, учитывающих особенности, в частности, компьютерной коммуникации. Это касается и той ее содержательной стороны, которая до сих пор не подверглась сколько-нибудь серьезной этико-педагогической экспертизе, — компьютерных игр.

Альтернатива массовой коммерческой культуре, ориентирующей на пассивное освоение-потребление, — активизация и актуализация культуротворческих способностей ребенка, т.е. побуждение его к активной творчески созидающей деятельности. Здесь фольклор (в том числе и русские народные сказки) с его простотой, доступностью, открытостью оказывается чрезвычайно плодотворным средством педагогического воздействия. Кроме того, он обладает важнейшим свойством, отсутствующим у коммерческих форм культуры, - укорененностью, проявляющейся на ранних стадиях формирования личности ребенка. Фольклор, образы народного искусства с детства запечатлеваются психикой ребенка.

Ведь только сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочек - это красна девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный,, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину).

Идеал для ребенка - далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Воспитателю в то же время необходимо выяснить, каков идеал малыша, и устранить негативные моменты. Конечно, это непросто, но в том-то и мастерство педагога, чтобы попытаться понять каждого воспитанника.

Работа со сказкой имеет различные формы:

  • чтение сказок,
  • пересказ сказок,
  • обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач,
  • театрализованное исполнение сказок,
  • проведение конкурса знатока сказок,
  • выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

Хорошо, если при подготовке инсценировки сказок дети сами подберут ее музыкальное сопровождение, сошьют себе костюмы, распределят роли. При таком подходе даже небольшие по объему сказки дают огромный воспитательный резонанс. Такое «примеривание» на себя ролей сказочных героев, сопереживание им, делают еще более близкими и понятными проблемы персонажей даже давно и хорошо известной «Репки».

Заключение

Итак, в нашей статье мы рассмотрели более подробно русские народные сказки как средство воспитания детей младшего возраста.

Мы поняли, что сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок.

В силу отмеченных выше особенностей русских народных сказок, мы хотим отметить, что сказки являются - сокровищницей педагогических идей, блестящими образцами народного педагогического гения.

Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Литература

  1. Аникин, В. П. Традиции русского фольклора / В. П. Аникин. – М.: «Просвещение», 1989. – 216 с.
  2. Бережнова, Л. Н. Этнопедагогика: Учебное пособие / Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И.
  3. Дошкольник на современном этапе: Материалы региональной студенческой научной конференции. Тольятти, 1-2 апреля 2010 г.: Выпуск 3 / Сост. О. В. Дыбина, О. П. Болотникова, О. А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2010. – 180 с.
  4. Кукушин В. С. Теория и методика воспитания: Учебник / В. С. Кукушин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 508 с.
  5. Петрова, Л. И. Воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие  / Л. И. Петрова. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2009. – 347 с.
  6. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Сборник научных статей: Выпуск 8: в 2-х частях / Под ред. О. В. Дыбиной. – Тольятти: ТГУ, 2010. –  Часть 1. - 292 с.
  7. Щеглов. – М.: «Академия», 2011. – 240 с.
  8. Волков, Г. Н. Этнопедагогика: Учебник /  Г. Н. Волков. – М.: «Академия», 2006. – 168 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Русская народная сказка как средство воспитания толерантности».

Проект разработан совместно с детьми и родителями в целях воспитания толерантности дошкольников на основе русских народных сказок...

Консультация для родителей на тему "Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"

Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста...

"Русские народные игры, как средство воспитания детей дошкольного возраста"

quot;Русские народные игры, как средство воспитания детей дошкольного возраста"...

Народные сказки как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с традициями русского быта

Народные сказки как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с традициями русского быта  «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крох...

Консультация: "Русские народные игры, как средство воспитания детей дошкольного возраста"

Раннее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время начала формирования ребенка как личности, становления его характера.Взрослые ведут ребенка по п...