«Весенняя сказка» по русской народной сказке «Заюшкина избушка» для детей младшего возраста
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Саитова Ксения Николаевна

Конспект занятия по развитию речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ksyusha.docx13.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 20 «Солнышко»

городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан

КОНСПЕКТ

по развитию речи

«Весенняя сказка»

 по русской народной сказке «Заюшкина избушка»

для  детей младшего возраста

   Цель: продолжать расширять знания детей о признаках весны (яркое солнце, перелет птиц, осадки в виде дождя, почки на ветвях деревьев) с помощью мнемотаблицы, продолжать закреплять знания детей о диких животных (лиса, заяц, волк, медведь); имитация движений животных. Упражнять в произношении звука [ч], [к]. Развиватьречевой аппарат и дикцию при предсказывании сказки. Воспитывать любовь к животным. Интерес к устному народному творчеству.

  Задачи:
- Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь по теме;
- Развивать речь детей;
- Развивать внимательность и наблюдательность, мелкую и общую моторику, коммуникативные навыки;
- Упражнять умение работать в коллективе;
- Вызвать у детей радость от проделанной деятельности.

   Демонстрационный материал: музыка «Звуки леса», картинки птиц, игрушки белочка и заяц, иллюстрация весеннего пейзажа, короб, кукла Маша, иллюстрация солнца, веточки берёзы, д\материал: капуста, марковь, веточки, орешки, грибочки, шишки, мнемотаблица, панно с изображением животных и деревьев; театр «кеглей» и «Би- ба-бо»; декорации к сказке.

  Предварительная работа:

Просмотр иллюстраций, видео презентаций по теме "Весна"; прослушивание аудио записей: «Весна»А. Вивальди, «Весенние голоса»Штрауса (отрывки).

Знакомство с книгой Виталия Бианки "Лесная газета", (чтение отрывков о весенних признаках);

Чтение и заучивание стихов о весне и весенних месяцах.

Игры на развитие воображения, по признакам времени года.

Составление описательного рассказа по картине "Весна", (из серии "Времена года"). Наблюдение за изменениями в природе.  

 Воспитатель: Ребята, к нам в гости прилетела вот такая заморская птичка и принесла нам письмо.

Воспитатель: Давайте его прочтем!

(показываю птичку и письмо)

Воспитатель читает:

Воспитатель: Воробей с березы на дорогу - прыг!

Больше нет мороза – чик – чирик.

Вот журчит в канавке быстрый ручеек и не зябнут лапки

Скок, скок, скок!

А каком времени года говорится в этом письме?

Дети: о Весне!

Воспитатель: Молодцы! А Вот Варвара знает стихотворение о весне, которое написала Ирина Токмакова. Давайте послушаем!

И. Токмакова.

К нам весна шагает быстрыми шагами

И сугробы тают под её ногами.

Черные проталины на полях видны.

Верно, очень теплые ноги у весны.

Воспитатель: Ребята, а по каким признакам мы узнаем, что наступила весна?

-Давайте с помощью мнемотаблицы уточним признаки весны.

(рассматриваем мнемотаблицу)

Воспитатель: Молодцы ребята. Сегодня нас с вами птичка приглашает отправится в весенний лес.

Воспитатель: - А поедем мы на автобусе. Какой это вид транспорта?

Дети: наземный

Воспитатель: - Садимся. А чтобы веселее ехать было споем песенку «Мы едем, едем, едем в далекие края…»

Воспитатель: - Приехали!

Воспитатель: - А теперь давайте закроем глазки и прислушаемся (звучит «музыка»леса)

Воспитатель: - Открываем глазки. Что вы услышали?

Дети: звуки леса

Воспитатель: Правильно – звуки леса!

Воспитатель: - Молодцы!

Воспитатель: После зимних холодов просыпается лес. Слышится пение птиц, журчание ручейков, ветер качает ветви деревьев. Таинственный шорох эхом раздается по весеннему лесу. Пригревает солнышко, оно греет ваши щечки, ручки. И как хочется полюбоваться весенним лесом. Давайте пройдем в наш сказочный, волшебный лес.

(подходим к панно)

Воспитатель: Ребята, какие животные живут в лесу?

Дети: дикие.

Воспитатель: Да, в лесу живут дикие животные. Назовите животных, живущих в этом сказочном лесу.

Дети: Заяц. Лиса, волк, медведь.

Воспитатель: А давайте изобразим как заяц прыгает? А как лисичка хвостиком виляет? (имитация движений)

Ребята, а кого боится заяц?

Дети: лису, волка, медведя.

Воспитатель: Как волк рычит на зайца?

Дети: р – р – р.

Воспитатель: Кто по лесу идет, ветки ломает и с ноги на ногу переваливается?

Дети: медведь.

Воспитатель: А теперь давайте нашей заморской птичке покажем как мы умеем солнышку радоваться!

Воспитатель предлагает детям встать в круг.

Физ. Минутка! Пальчиковая гимнастика «Дай нам, солнышко, тепла»

Мы ладони протянули и на солнышко взглянули. (Дети протягивают ладошки вперед и ритмично поворачивают их вверх - вниз.)

Дай нам, солнышко, тепла, чтобы силушка была. (Делают движение пальцами, словно маня к себе)

Наши пальчики – малютки не хотят ждать ни минутки, (Ритмично сгибают и разгибают пальцы.)

Тук- тук, молоточками, (Наклоняются и поочередно ритмично стучат кулачками по коленям.)

Хлоп - хлоп, лапоточками, (Ритмично хлопают по коленям.)

Прыг- прыг, словно зайки, Скачут на лужайке. (Стучат полусогнутыми пальцами по коленям.)

Воспитатель: Молодцы, ребята! А я знаю одну сказочную историю, которая произошла однажды в весеннем лесу. Давайте пройдем в наш лесной театр, сядем на стульчики.

-Слушайте внимательно и запоминайте.

                    Русская народная сказка «Заюшкина избушка».

Жили-были лиса и заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная. Пришла весна, и у лисы избушка и растаяла. А у зайчика стоит по-старому крепкая и красивая.

А лиса хитрая, попросилась к зайчику в избушку погреться, да и выгнала зайчика. Идет зайчик по дорожке и плачет, а навстречу ему собака:

– Гав, гав! Тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?

– Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, попросилась она ко мне, да меня самого и выгнала.

– Не плачь, зайчик! Я тебе помогу, мы ее из избушки прогоним!

Пошла собака к избушке, а лиса с печки кричит:

– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Собака испугалась и убежала. Зайчик опять идет и плачет, а навстречу ему медведь:

– О чём, зайчик, плачешь?

– Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала.

– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу, мы ее из избушки прогоним!

– Нет, не поможешь! Собака гнала, не выгнала. И ты, косолапый, не выгонишь.

– Ну, то — собака, а я — медведь!

Подошли они к избёнке, Медведь как зарычит:

– Уходи, Лиса, вон из избушки!

А Лиса с печи как закричит:

– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Медведь испугался и убежал.

Идёт опять Зайчик, ему навстречу Бык:

– О чем, зайчик, плачешь?

– Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла и она меня из моей же избушки и выгнала.

– Я тебе, косой, помогу! Пойдём, я ее выгоню!

– Нет, бык, не выгонишь! Собака — не выгнала, медведь — не выгнал и тебе не выгнать хитрую лису!

Подошли они к избёнке, Бык как закричит:

– Уходи, Лиса, вон!

А Лиса на печи лежит и кричит:

– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Бык испугался и убежал.

Идет зайчик дальше по дорожке, плачет. Ему навстречу петух с косой:

– Кукареку! O чем, зайчик, плачешь?

– Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала.

– Пойдем, зайчик, я тебе помогу, лису выгоню!

– Нет, петух, не поможешь! Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не прогнал, бык гнал — не выгнал!

Подошли они к избёнке, Петух лапами затопал, крыльями забил:

– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса вон!

Лиса услыхала, испугалась и говорит:

– Одеваюсь…

Петух опять:

– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!

Испугалась лиса и убежала, а петух с зайчиком стали жить поживать и добра наживать.

(воспитатель рассказывает сказку используя театр  «Би – ба – бо», интонационно передавая характер и образы героев)

Воспитатель: (после небольшой паузы)Ребята, наша птичка отвлеклась красотой леса и неуслышала сказку. Она так расстроилась. Давайте порадуем ее и попробуем рассказать сказку вместе с вами?

Дети: Давайте!

(воспитатель – слова автора, дети – фразы и песенки героев сказки)

Воспитатель: Ребята, а вам понравилась сказка? А как? (психогимнастика – дети мимикой и жестами показывают отношение к сказке).

Воспитатель: Хорошо весной в лесу. И животных с вами встретили, и весеннюю сказку слушали. Но нам пора возвращаться в детский сад. Садимся в наш автобус и поехали!

Звучит песня «Мы едем, едем, едем в далекие края…»

Воспитатель: - Приехали!» Вот мы и в детском саду. Наше путешествие закончилось!

Птичка: Спасибо вам, ребята! А мне пора возвращаться! До скорых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Слушаем сказку!» Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Заюшкина избушка»; учить детей внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по ее содержанию; продолжать развивать у детей эмоциона...

Сценарий для постановки русской народной сказки в домашнем кукольном театре "Зайкина избушка"

Действующие лица:ЗаяцЛисаСобакаМедведьБыкПетухРассказчикДействие первоеНа переднем плане слева и справа несколько заснеженных деревьев. На втором плане – зимний лес.РассказчикКак от нашей деревушкиТро...

Материал из опыта работы - проект по ознакомлению детей второй младшей группы с русскими народными сказками " В гостях у сказки"

Знакомство детей с русскими народными сказками с использованием современных образовательных технологий (сказкотерапия, игровая)...

Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...

Перевод русской народной сказки на тувинский язык "Как коза избушку построила" ("Ошку канчап бажын тудуп алганыл")

Перевод русской народной сказки на тувинский язык "Как коза избушку построила" ("Ошку канчап бажын тудуп алганыл")...

Открытое мероприятие по русским народным сказкам «В гостях у сказки» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о русских народных сказках.Программное содержание:1. Обобщить знания о сказках, развивать умение узнавать сказки и их героев.2. Учить детей по иллюстрац...

Электронный образовательный маршрут « Добрая сказка» по русской народной сказке «Теремок» для совместной деятельности родителей с детьми дошкольного возраста.

Электронный образовательный маршрута «Добрая сказка»  по русской народной сказке «Теремок» состоит из семи шагов. В процессе прохождения электронного образовательного марш...