"ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ"
статья (подготовительная группа) на тему

Ушакова Ольга Александровна

В статье дается обоснование актуальности проблемы нравственного воспитания в дошкольном детстве, используя мультипликационные фильмы как инновационный метод воспитания детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ 

Ушакова О.А.

МБДОУ д/с комбинированного вида № 39 г. Белгорода

Аннотация: в статье дается обоснование актуальности проблемы нравственного воспитания в дошкольном детстве. Описывается практический опыт педагога по воспитанию нравственного поведения дошкольников, используя мультипликационные фильмы как инновационный метод воспитания детей.

В последние десятилетия, происходящие в общественной жизни, изменения способствуют разрушению нравственных устоев, воспитанию равнодушия к нравственным идеалам, ориентации подрастающего поколения к потребительскому отношению к жизни. В настоящее время современное образование направлено на помощь детям в определении нравственных основ и ориентиров собственной жизни. Уже на этапе дошкольного детства приоритетной задачей для развития личности ребенка является формирование нравственной сферы. Осуществление этой задачи направлено, прежде всего, на приобретение первоначального опыта нравственного поведения.

В исследованиях О.В. Куниченко нравственное поведение понимает апробированную в собственной практике ребенка совокупность сознательных добровольных действенно-поступочных, преднамеренных и спонтанных проявлений и реакций по отношению к окружающим, основанная на готовности действовать во благо другого человека [1].

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования является способность детей к волевым усилиям, следование социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками (п. 4.6). Целевая направленность Стандарта на процесс усвоения нравственных норм и ценностей и следования им на этапе дошкольного детства выдвигает необходимость поиска действенных методов и средств для воспитания нравственного поведения детей. Несформированность нравственного поведения – это деструктивное, агрессивное и конфликтное поведения, и как результат – нарушение социализации ребенка [2].

Согласно исследованиям Д.И. Фельдштейна, в настоящее время происходят изменения жизненного пространства детей. Так, с самых ранних лет в жизнь ребенка входит экранная культура: Интернет, компьютерные игры, телевидение, мультфильмы. Большая часть свободного времени дошкольника отводится просмотру мультфильмов, что, безусловно, сказывается на его поведении [3].  

Как показали результаты анкетирования педагогов МБДОУ д/с комбинированного вида № 39 г. Белгорода, воспитатели единогласно подчеркивают заинтересованность в использовании мультфильмов в образовательном процессе дошкольной организации, в том числе и в нравственном воспитании детей. Исходя из полученных результатов, делаем вывод, что 8,3% педагогов применяют мультфильмы в образовательной работе с детьми, в большинстве случаев мультфильмы используются для заполнения досуга детей (41,6%), 33,3% воспитателей вовсе не используют их в своей работе. Очень часто отмечается отказ педагогов в использовании мультфильмов в ходе педагогического процесса, что связано с недостаточным уровнем умений и опыта в области использования медиасредств, отсутствием методических рекомендаций по использованию мультфильмов в воспитательной работе, риском негативного влияния мультипликационных фильмов на детей.

Для практической работы с мультфильмами, которые направлена на воспитание нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста, нами использованы теоретические положения исследований Ю.Н. Усова и                           А.В. Федорова. Был создан алгоритм обсуждения мультфильма, в качестве основы которого использовали адаптированную нами модель, предложенную  Л.М. Баженовой.

Приведем примеры мультфильмов, направленных на воспитание нравственного поведения дошкольников, которые были использованы нами: «Цветик-семицветик», «Уроки тетушки Совы. Мудрые сказки», «Смешарики» (серии «Сила воли», «Добро, зло и девочки»), «Паровозик Тишка», «Заботливые Мишки. Добро пожаловать в Доброляндию» и др.

Таким образом, перспективным направлением для будущей работы выступает разработка рекомендаций и методик с использованием мультипликационных фильмов по всем направлениям развития детей дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Куниченко О.В. Особенности воспитания нравственного поведения старших дошкольников средствами мультипликационных фильмов: дисс.... канд. пед. наук. – Волгоград, 2016. – 223 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказа Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.
  3. Фельдштейн Д.И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации XXI века // Проблемы современного образования. 2012. – №6. – С. 48-70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов. «Художественная литература как средство формирования социально - нравственного поведения дошкольников».

Консультация для педагогов.«Художественная литература как средство формирования социально - нравственного поведения  дошкольников».Умение правильно воспринимать литературное произведение не прихо...

Доклад "Воспитание нравственного поведения дошкольников средствами мультипликационных фильмов"

научно-практическая конференция в АЛСИ, публикация в сборнике материалов Международной научно-практической конференции АЛСИ...

«ПОВЫШЕНИЕ ДЕЛОВОЙ КВАЛИФИКАЦИИ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ МДОУ ДС №2 «КАЛИНКА» НА ТЕМУ: «Воспитание нравственной личности. Корректировка духовно – нравственного поведения дошкольника посредством чтения и анализа произведений детской художественной литер

Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер, его отношения к людям, природе, к самому себе. Но ведь характер у всех разный и порой не простой....

Нравственное воспитание старших дошкольников посредством мультипликационных фильмов

Нравственное воспитание подрастающего поколения во все времена стояло на первом месте в системе воспитания и считалось основой воспитательного процесса. Менялись порядки общественной жизни, политическ...