Конспект НОД по позновательной дея-ти для старшей группы
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Желвицкая Дарья Алексеевна

Тема: "Свойства веществ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_sv-va_veshchestv.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности по теме «Свойства веществ» (старшая группа)

Воспитатель:Коновалова Д.А.

Цель: формировать представление о свойствах твердых и жидких веществ; развивать экологическое сознание; развивать способность к преобразованию.

Материал: посылка с деревянными палочками, мелом, пластилином, бутылкой с водой; стаканами.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель. Ребята, к нам в садик пришла посылка? Посмотрите, в какой она красивой коробке? Давайте посмотрим от кого? (Детям старшей группы от Буратино).

Воспитатель. Хотите посмотреть, что же там внутри? (Открывают, лежит записка: «Дорогие ребята! Помогите мне, пожалуйста, что это за предметы и что можно с ними делать?». А также в посылке лежат палочки деревянные, мел, вода в бутылке, пластилин.).

Воспитатель. Ну, что ребята, поможем Буратино? (Ответы детей.).

Воспитатель. Ребята, давайте посмотрим, что же лежит у нас в первом пакете. (Палочки.). Их можно потрогать, можно постучать ими. А какие они? (Деревянные.). Что можно делать с этими палочками? (Рисовать на песке, построить домик и т.  д.). Педагог нечаянно ломает палочку. Предлагает детям тоже сломать ее. Сколько палочек теперь стало у нас? (Две.). А что же нужно сделать, чтобы опять стала одна палочка? (Соединить.). Попробуем соединить. (Не получается.). Палочка была целая, вы ее сломали, и снова сделать ее целой нельзя. Хорошо.

Воспитатель. Давайте посмотрим, что находится в следующем пакете. Что лежит у нас здесь? (Мел.). Возьмем каждый по кусочку мела. Посмотрите на него, пощупайте. Какой он? Что можно про него сказать? (Белый, твердый.). Для чего нужен мел? (Мелом пишут в школе на доске, на улице на асфальте.). А давайте попробуем сломать этот кусок мела? (Дети ломают мел.). Был один кусочек, а стало.? (Два.). Попробуйте соединить два кусочка, чтобы получился один. Дети пытаются соединить кусочки мела.

Воспитатель. Ну что? Не получается? (Не получается.). А теперь подумайте и скажите мне, пожалуйста: деревянная палочка, и мел — что у них общего? (Они твердые.). Правильно, и палочка, и мел — твердые. Если сломать что-то твердое: деревянную палочку, мел, камень разбить, сломать твердую игрушку — машинку, например, то твердое уже нельзя снова сделать целым — вы видели, что части палочки и части мела не соединяются. Если вы сломаете веточку дерева или оторвете листочек, то дерево уже не будет целым — оторванный листочек обратно не приставишь. Поэтому нельзя ломать деревья и кусты — если твердое ломается, то обратно в целое не соединяется.

Воспитатель. Прежде чем открыть следующий пакет, давайте с вами немножечко поиграем и отдохнем. Пройдемте на ковер.

Физкультминутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь

Выше, выше подтянитесь

Ну-ка, плечи распрямите

Поднимите, опустите

Влево, вправо повернитесь

Рук коленями коснитесь

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали. (Дети выполняют действия, в соответствии со словами).

Воспитатель. Ребята, посмотрите, а что это у нас? (Вода в бутылке.). Скажите, пожалуйста, вода какая? (Чистая, холодная, питьевая, морская и т.  д.). А для чего нужна вода? (Пить, в ней живут рыбы, поливать цветы и т.  д.). Воспитатель дает каждому ребенку по два пустых стакана, в один наливает воду из бутылки и предлагает: «Сломайте» воду в стакане так, чтобы из одного целого получилось два «кусочка» воды».

Дети переливают часть воды (половину) из одного стакана в другой.

Воспитатель. У всех получилось две части воды? А теперь из двух частей сделаем одну. (Дети переливают воду обратно в один стакан).

Воспитатель. Очень хорошо. Что мы сделали с водой? (Воду мы разделили на две части, и потом из двух частей получилась одна целая вода.). Что мы можем сказать о воде? (Воду можно «сломать» и сделать опять целой.). А почему? (Потому, что вода не твердая, а … жидкая.). Все жидкое можно разделить и потом снова сделать целым. Можно даже воду из всех ваших стаканов налить в большую кастрюлю. Давайте всю воду нальем в этот тазик. (Наливают в тазик.).

Воспитатель. А что же положил Буратино в последний пакет? Посмотрим? (Пластилин.). Пластилин какой? (Твердый.). Для чего нужен пластилин? (Лепить.). Давайте помнем его пальцем вот так. (Показывает, как надо разминать пластилин.). А теперь пластилин твердый? (Нет.). А какой он? (Мягкий.). Теперь сделайте с пластилином тоже самое, что и с палочкой, и с кусочком мела. (Разделим его на две половинки.). Сколько у кого получилось кусочков пластилина? (Два.). Пластилин твердый или жидкий? (Твердый.). Как вы думаете, если кусок пластилина разделить на две части, то их можно будет соединить или нет?

Воспитатель выслушивает ответы детей, обращает их внимание на то, что были высказаны разные версии.

Воспитатель. Давайте проверим — сложим эти два кусочка вместе, хорошо скрепим, чтобы получился опять один кусочек. Получается, ребята? (Да, получается.). Что у нас было? (Было два кусочка пластилина, а стал опять один.). А теперь давайте ответим на вопрос: почему мел нельзя соединить, а пластилин можно? (Потому что пластилин мягкий.). Пластилин сразу был мягким? Когда он стал мягким? (Мы его в теплых руках подержали.). Правильно, пластилин в тепле становится мягким и его можно разделить на две части и соединить обратно в одно целое.

Воспитатель. Ребята, благодаря Буратино мы многое узнали? А что мы узнали? (Мы узнали о твердых и жидких предметах. Твердое нельзя сломать и снова соединить. Жидкости можно разливать и снова сливать вместе.).

Воспитатель. А еще воду можно наливать куда угодно — в стакан или в блюдце, в тарелку — вода очень легко изменяется. Наберем воду в стакан. (Вода приняла форму стакана.). Наберем в ладошку, вода овальная в ладошке (наливает воду в ладонь). А в тазике вода квадратная (демонстрирует воду в квадратном тазике). Можно переливать из одного стакана в другой, можно при помощи трубочек или при помощи пипетки.

А после сна мы с вами напишем ответ Буратино. Расскажем ему, что мы узнали о твердых и жидких предметах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по позновательному развитию для детей подготовительной группы "День рождения ложки".

Конспект занятия по познавательному развитию для                детей подготовительной группы        ...

Конспект занятия по позновательно-иследовательской деятельности в подготовительной группе. (математика)

Тема: Гости из сказки. Цель: -  Упражнять в делении множества на части и объединение частей в целую группу; совершенствовать умение устанавливать зависимость между множеством и его част...

Позновательно-творческий проект в старшей группе «23 февраля - День защитника Отечества»

Данный проект, рассчитан на детей 5-6 лет.. 23 февраля - это праздник мужества, отваги, самоотверженности. В этот день мы чествуем тех, кто героически защищал и защищает рубежи нашей Родины, кто храни...

Конспект НОД по позновательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Песочная страна - страна чудес».

Цель: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с песком.Программные задачи:Образовательные:- формировать познавательный интерес и познавательные действия р...

Конспект открытого занятия по позновательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Юный путешественник".

Конспект открытого занятия по позновательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Юный путешественник"....

Позновательно-художественный проект в старшей группе «Мое любимое лакомство»

Проект в старшей группе. Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры "Кафе-мороженое"....