Новые подходы к патриотическому воспитанию и формирование нравственного здоровья дошкольников 5-7 лет средствами физической культуры.
презентация на тему

Суедова Юлия Юрьевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Новые подходы к патриотическому воспитанию и формирование нравственного здоровья дошкольников 5-7 лет средствами физической культуры.

Слайд 1

В настоящее время, когда происходят глобальные перемены в экономической, политической, социокультурной жизни страны и одновременно с этим наблюдается снижение нравственной устойчивости человека, его способности к сохранению национальных ценностей, особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан – истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами.

В нашем мировосприятии появились новые понятия – терроризм, толерантность, культура мира, иным смыслом наполнились слова – демократия, гражданственность, патриотизм. Слышат такие слова и дети, пытаются разобраться в этих понятиях, с помощью нас, взрослых и самостоятельно, черпая информацию из телевизионных передач, журналов, фильмов. Многие дети, подражая чужой, массовой культуре, все чаще включают в свою лексику инородные слова, создавая себе кумиров из героев Западного телевидения (Терминатор, Бэтман, Человек паук и др.). Они  очень мало интересуются историей своей страны.

Меняются времена, эпохи, люди… Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящих патриотов, любящих свою Родину. А  самое большое счастье для педагогов и родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

Поэтому в настоящее время особую актуальность приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы формированию нравственного здоровья подрастающего поколения.

Слайд 2

Действительно, истоки формирования нравственного здоровья лежат в дошкольном детстве, когда у ребенка начинает формироваться «нравственная шкала отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам. Однако, в реальной жизни, как показывает педагогическая практика, нравственно здоровых детей, для которых доброта, потребность оказания помощи, откликнуться на нужду другого, становится меньше.

Слайд 3

В данной ситуации, мы не будем останавливаться на выявлении причин такого поведения детей, а предложим некоторые эффективные подходы к патриотическому воспитанию и формированию нравственного здоровья дошкольников средствами физической культуры.

Чтобы достичь положительных результатов в достижении основной цели: формирование здоровой и высоконравственной личности через двигательную сферу ребенка,  я поставила перед собой следующие задачи, которые представлены на слайде.

           Слайд 4

Решение вышеперечисленных задач я осуществляю через организацию различных форм работы с дошкольниками и семьями воспитанников, например: дошкольный туризм, совместный досуг с родителями, фольклорные праздники, народные игры, которые на мой взгляд являются очень эффективными для патриотического воспитания и формирования нравственного здоровья дошкольников.

Слайд 5

Согласно комплексно-тематическому планированию основной общеобразовательной программы ДОУ работа по воспитанию нравственно-патриотических чувств дошкольников ведётся последовательно по принципу дидактики от (семья, детский сад, улица, город) до (Родины, страны, народного наследия).

За многие годы педагогическим коллективом создана богатая палитра различных традиций, обладающих высоким по эффективности воспитательным потенциалом.

Ведущее место среди этих традиций принадлежит мероприятиям по содержанию ориентированные на духовно-нравственное и патриотическое воспитание, познавательный характер самостоятельной деятельности дошкольников, физкультурно-оздоровительную деятельность и различные коллективные творческие дела.

Хочу остановиться на некоторых мероприятиях, которые при тесной взаимосвязи с семьями воспитанников являются важным условием эффективного осуществления воспитания патриотизма, формирования нравственного здоровья и моральных (нравственных) качеств у детей 5-7лет.

Моральные (нравственные) качества многообразны, но к главным среди них относится доброта, душевность, любовь к близким, любовь к своей Родине. Это нравственная основа прочности психической сферы ребенка, правильности мыслей, направленных на достижение целей, преодоление трудностей. Однако эти замечательные моральные качества не приходят сами собой. Они - результат воспитания. Отсюда очевидна тесная связь нравственного воспитания с физическим: с воспитанием в духе патриотизма.  Поэтому  дошкольный туризм создает для этого огромные возможности и, практически не требует создания специальных ситуаций.

Из всего многообразия волевых качеств, определим те, которые можно воспитывать в условиях туристических походов. Это - дисциплинированность, настойчивость, терпеливость, смелость, решительность.

Слайд 6

Дисциплинированность должна воспитываться с первой минуты Вашего общения с детьми: четкие указания детям, соблюдение правил поведения в походе, своевременный сбор детей на привале и т.п. – это то, на что необходимо обращать внимание.

Настойчивость, терпеливость - это проявление силы воли на пути к достижению поставленной цели, не смотря на трудности. Умение поддерживать с помощью дополнительного волевого усилия заданный уровень интенсивности при выполнении детьми физического упражнения или другого задания до конца.

Слайд 7

Решительность, смелость - эти волевые качества играют существенную роль при прохождении маршрута и преодолении препятствий. Воспитание решительности и смелости должно осуществляться постоянно. К приемам воспитания этих волевых качеств относятся: повышение интенсивности упражнений; создание уверенности в выполнении предстоящих трудных заданий; концентрация внимания на выполнении заданий, а также, постепенное увеличение координационной сложности упражнений и повышение требований при их выполнении.

Слайд 8

Итак, указанные волевые качества рождаются и воспитываются у детей в борьбе с трудностями внешней среды и в борьбе с самим собой. Никакими беседами, лекциями и массовыми акциями не воспитать в ребенке чувства дружбы и взаимопомощи, «товарищеского локтя», которые естественно возникают при преодолении природного маршрута. В туристских же прогулках складывается достаточное количество ситуаций для проявления детской дружбы, отзывчивости, щедрости, создаются условия для складывания благополучных взаимоотношений в детском коллективе. Следовательно, в условиях туристских прогулок формируются нравственные нормы поведения детей.

Слайд 9

Также эффективным средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников в туристических походах является природа родного края: один из сильных факторов воспитания любви к Родине. Она вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто нуждается в помощи. Яркие впечатления о родной природе, полученные в походе, нередко остаются в памяти детей на всю жизнь, так как в ее образе  воплощается Родина.

Слайд 10

Именно та Родина -  где ребенок играл в подвижные игры на природе с родителями,  где он видел как папа рубил дрова, мама наливала теплый чай, как дружно ставили палатку.

Как ни велика наша страна, ребенок связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос, где ходил в детский сад, где играл с ребятишками в снежки и катался с ледяной горки.

За годы работы у нас сложились определённые традиции проведения малых туристических походов.

          Слайд 11

В поход мы ходим с одной группой. Общая продолжительность похода 2,5 - 3 часа: мы выходим из детского сада примерно в 9 – 9.30 часов утра и возвращаемся к обеду. Каждый поход имеет свою тематику, например:

  • «Памятники истории и культуры»;
  • «К тайнам природы»;
  • «В мире сказок и приключений»;
  • «Туристская кольцевая ДОУ» и другие.

          Слайд 12

Мы уходим в поход и возвращаемся в детский сад разными дорогами: уходим более длинной, возвращаемся более короткой. Маршруты передвижения продумываются так, чтобы в каждом походе дети могли наблюдать одни и те же объекты в разные сезоны, и видели, что сейчас происходит с нашей любимой сосной, у птичьей кормушки, цветочной клумбы, как поживают обитатели реки, леса.

А самое долгожданное и любимое место в походе для детей это пикник, т.е. чаепитие на природе.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что дошкольный туризм, как средство двигательной деятельности в работе с дошкольниками является эффективным средством созидания здоровой и высоконравственной личности, а, следовательно, и сильного государства.

Слайд 13

Следующая форма, которая оказывает воспитательный эффект в духе патриотизма – это совместные спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей и родителей общими чувствами и переживаниями.

Слайд 14

Например, организованные такие совместные физкультурные досуги как «Вместе с мамой веселей», «День Матери», «Папины дочки – мамины сыночки», «Папа, мама, Я – спортивная семья» и другие  являются эффективным средством для привития чувства любви к матери, к родным и близким, ощущения сердечного тепла, внимания и заботы. Эти первые детские эмоции в ходе развития ребенка приобретают такой же глубокий личностный смысл, как и взаимоотношения с родителями, с родственниками: «любовь к матери – любовь к Родине-матери»,  «любовь к отцу – преданность Отчизне».

Слайд 15

Физкультурные досуги «Богатырские бои», «Зарничка», «Рыцарский турнир», «День защитника Отечества», «9 мая – День Победы» это своего рода уроки мужества, которые особенно полезны в воспитании мальчиков. Это они – будущие мужчины, а, значит и будущие воины, которые должны уметь охранять родную землю и чистое небо нашей Родины.

Слайд 16

Не менее важны уроки мужества и девочкам. Они – будущие женщины – должны растить достойных сыновей, а, если потребуется, то и уметь воодушевить их на защиту Отчизны. Старший дошкольник уже осознает: наша страна – мощная и мирная держава, ее защитники всегда на страже мира и готовы дать отпор любому врагу.

Слайд 17

Разговор о героическом прошлом старшего поколения не сложен для старшего дошкольника – все дело в доходчивых словах и ярких фактах. Пусть не все поймет ребенок сейчас, но след в его сердце останется, а позже он осмыслит цену завоеванного для него счастья. А сейчас в результате совместной деятельности дети воспринимают родителей как союзников, партнеров, соперников, а родители видят своего ребенка с другой стороны. У детей, которые чувствуют постоянную поддержку, понимание взрослого, повышается самооценка.

Слайд 18

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями: своими обычаями, традициями и обрядами. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, древним традициям, фольклору.

Слайд 19

Именно поэтому организация фольклорных праздников: «Масленица», «Ярмарка», «На святки пришли ребятки», «Рождество», «Пасхальное яйцо» и др., помогает детям погрузиться в события прошлых лет, тем самым сохраняя чувства гордости за свою малую родину. Особое внимание уделяю самой подготовке праздника: знакомлю детей с особенностями праздника, устанавливаю его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с характером труда и отдыха человека.

На наших праздниках, что характерно для народной традиции, нет просто зрителей. Дети, родители и сотрудники, -  все активные участники праздников.

Слайд 20

Ни один фольклорный праздник не обходится без хороводов, песен и народных игр. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость.

Слайд 21

Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.

Слайд 22

Традиционные народные игры хороши еще тем, что ребенок воспринимает исконно русскую речь, осознает, что вся народная культура базируется на народных обычаях и традициях.

Слайд 23

Например, игра «Бояре, а мы к вам пришли». Красивый русский текст дает детям сведения, что в прошлом были бояре; во все времена люди ходили в гости, принимали их с радостью; на Руси существовал обычай выбора невесты. Вместо невесты мы выбираем друга; при этом я обращаю внимание детей на дружеские отношения между девочками и мальчиками.

Слайд 24

Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

В одну народную игру «Ерыкалище» и «Родничок» я бы хотела с вами поиграть.

          Слайд 25

Заключение (после игры).

В заключение хотелось бы сказать, что физическая культура является эффективным средством для формирования нравственно-патриотических качеств дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков здорового образа жизни на занятиях по физической культуре

Формирование навыков здорового образа жизни на занятиях по физической культуре...

Формирование навыков здорового образа жизни на занятиях по физической культуре

Формирование навыков здорового образа жизни на занятиях по физической культуре...

Воспитание ума и сердца (Формирование нравственного здоровья дошкольников)

В статье рассказывается о проблемах и об организации нравственного воспитания дошкольников, о воздействии музыки на чувства, настроения ребенка и о её способности преобразовывать нравственны...

Методическое объединение «Новые подходы в работе с семьёй по укреплению здоровья дошкольника»

Один из видов работы с родителями. Расширяет представления родителей о сохранении здоровья детей в семье....

КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей «Формирование нравственного здоровья дошкольников средствами театрального искусства»

Известно, что истоки формирования нравственного здоровья лежат в дошкольном детстве, когда у ребенка начинает формироваться «нравственная шкала отношений», с помощью которой он может &laqu...

Консультация для родителей "Формирование нравственного здоровья дошкольников средствами театрального искусства"

Театрализованная деятельность, театрализованные игры позволяют формировать опыт социальных навыков поведения. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, и выражает свое отношение к добру и злу. ...