Воспитание ума и сердца (Формирование нравственного здоровья дошкольников)
статья (старшая группа) на тему

Плотнягина Ирина Александровна

В статье рассказывается о проблемах и об организации нравственного воспитания дошкольников, о воздействии музыки на чувства, настроения ребенка и о её способности преобразовывать нравственный и духовный мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon i.a._plotnyagina_vospitanie_uma_i_serdtsa.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №5 «Семицветик»





ДОКЛАД

ВОСПИТАНИЕ УМА И СЕРДЦА

(ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ)




                                                       
Плотнягина Ирина Александровна
                           музыкальный руководитель, учитель- логопед
                                                   



                                            г. Протвино

ВОСПИТАНИЕ УМА И СЕРДЦА

(ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ)

Ирина Александровна Плотнягина, музыкальный руководитель, учитель- логопед МБДОУ «Детский сад №5 «Семицветик»,

г. Протвино

   В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Человек должен быть здоров не только физически, но и духовно, нравственно.

   На современном этапе, как и ранее, педагогическая общественность широко обсуждает проблему формирования нравственного здоровья. Факт этот обуславливается социальными запросами, предъявляемыми образовательным учреждениям, необходимостью приобщать детей к системе нравственных ценностей, которая в свою очередь, способствуют укреплению здоровья, в данном случае нравственного.  Нравственное здоровье включает в себя ценности и ценностные ориентации, адекватную перспективу развития общества и человека в обществе, сформированные ценности в системе образования, ценности в семье и многое другое. На кого возлагается ответственность за нравственное здоровье подрастающего поколения? На семью или образовательные учреждения? Какие методы и средства следует использовать?

    Основой устойчивого поведения и отношения субъекта к окружающему современная психология и педагогика считают ценностные ориентации. Нравственные ценностные ориентации предлагают человеку выбор между добром и злом, который он совершает не в силу необходимости, а в силу своего собственного понимания этой необходимости. Именно свобода выбора является основанием нравственных ценностных ориентаций, что в свою очередь формирует нравственное здоровье. Именно они выступают внутренним регулятором поведения человека даже тогда, когда за ним никто не следит.

   Примечательно, что проблему формирования нравственных ценностей, которые составляют основу нравственного здоровья исследователи решают в основном начиная с младшего школьного возраста, в большей степени - с подросткового и юношеского. Однако ведущие психологи XIX – XX столетий различных научных школ – зарубежных (З. Фрейд, А. Адлер, А. Маслоу, Э. Эриксон, К. Лоренц и др.) и отечественных (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина и др.) – особое значение в становлении личности и ее смыслообразующих ценностных компонентов придают как дошкольному периоду, так и раннему детству. Суть их вывода кроется в следующем: процесс становления ядра личности – системы убеждений, ценностных ориентаций – может осуществляться не только осознанно, но и неосознанно; более того, наиболее интенсивен именно период дошкольного детства. Вот почему так важна правильная организация нравственного воспитания ребенка с самого раннего возраста, в противном случае не исключается ущербность развития, последствия которой устранить чрезвычайно сложно.

   Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о своей семье, родном крае, стране, особенностях русских традиций. Не развито у  дошкольников чувство гордости за достижения своей семьи, родного края, страны. Многим родителям просто неизвестно что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Анкетирование родителей детей одного их подмосковных садов показало, что 50 % анкетируемых, средний возраст которых 27 лет, не в состоянии ответить на вопрос «Что такое патриотическое воспитание?»  Мы живем в сложное время, когда считается нормальным любой ценой отклониться от службы в армии (к сожалению, есть основательные причины), бросить на дорогу из машины пустую банку, не заводить детей ради сохранения материальных благ и т.д. Мы начинаем спокойно относиться  к повсеместному открытию сиротских приютов для детей живых родителей. Индустрия развращения и спаивания народа работает на полную мощность, вторгается ежедневно в каждый дом с помощью телевидения. И мы принимаем это: кто-то с удовольствием, кто-то с безразличием, а кто-то и с доверием.  Многие молодые люди, стараясь подражать чужой, массовой культуре, создают себе кумиров из героев Западного телевидения, очень мало интересуются историей своей страны.

В связи с этим проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальнейших.

   Реформы многое поставили с ног на голову. А многое, напротив, вернули на прежнее место. Изменилась страна. Изменилось и отношение ее граждан к идее патриотизма. В нашем мировосприятии появились новые понятия – терроризм, толерантность, культура мира, иным смыслом наполнились слова – демократия, гражданственность, патриотизм. Слышат такие слова и дети, пытаются разобраться в этих понятиях, с помощью нас, взрослых и самостоятельно, черпая информацию из телевизионных передач, журналов, фильмов. Как помочь детям сначала понять, а затем и принять ценности ненасилия мира, толерантности, как научить их противостоять войне, терроризму, насилию во всех его проявлениях? Как сформировать а, главное, сохранить их нравственное здоровье?  Как молодым родителям разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. А любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь.

   Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков.

Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура.

   Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его воображение, какие уроки извлек он из объяснений о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит становление личности.

   Известно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира и должно стать основой формирования патриотических чувств. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. “Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, – так говорил Аристотель. “Дело искусства – сохранять душу”, – это слова нашего современника В. Распутина.  Если музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, значит, она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.

   Музыка говорит на языке чувств и становится основой для воспитания национальных и патриотических чувств у ребёнка, способом самовыражения его личности. Музыкальные занятия способствуют формированию и усвоению духовно-нравственных критериев и ценностей. Педагог должен иметь ярко выраженную гражданскую жизненную позицию, которая проявляется в общении с ребёнком и его родителями во время проведения различных музыкальных  и других  мероприятий.

   Неверно полагать, что, воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)

   Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств. Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Каждый сентябрь мы проводим День семьи. Это один из самых любимых мною и моими детьми праздников.

Фрагменты  праздника:

Сегодня наш праздник мы посвящаем  семье, семейным  традициям и ценностям. У нас в гостях мамы, папы, бабушки и дедушки, дяди и тети. Собирать всех вместе на праздники - это наша традиция и ценность. Мы рады видеть дружные, любящие семьи.  Особенно семьи, в которых много детей. Это семьи….

Когда рождается ребенок, ему так нужен теплый дом.

С коляской, с ворохом пеленок, игрушки чтобы были в нем.

Нужны конфеты как награда, воздушный шарик и кровать,

Качели во дворе детсада, карандаши, чтоб рисовать.

И  сильный папа очень нужен, и умной мамы нежный взгляд.

И хлеб, и масло всем на ужин, и сказка на ночь для ребят….

…….

Конвенция ООН говорит:

1. Ребенок- это человеческое существо, не достигшее 19 лет.

2. Взрослые должны соблюдать интересы ребенка в первую очередь.

3. Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.

4. Ребенок имеет право знать своих родителей и рассчитывать на их любовь и защиту.

5. Ребенок имеет право на защиту от жестокого обращения.

6. Все дети имеют равные права, независимо от национальности, пола и религии.

Но самое главное право, которое имеют наши дети - это право на нашу безграничную любовь. У поэта Валентина Берестова есть такие замечательные строчки:

Любили тебя без особых причин:

За то, что ты внук, за то, что ты сын,

За то, что малыш, за то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

     На этом празднике мы танцуем и поем песни о маме, бабушке, папе, и т.д., проводим конкурсы, соревнования. Дети и родители очень любят это совместное мероприятие.

   Каждая страна уникальна. И задача любого поколения - сохранить эту самобытность. Мы же в немалой степени растеряли свои национальные  черты, русскую народную культуру, отвергли то, что является сутью русского человека. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности - вот что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека. Традиционным праздником стал для нас День России, который мы отмечаем 12 июня. Здесь можно использовать и фольклорный материал, и современные песни и танцы, показать детям презентации на тему.

Что мы родиной зовем? Дом, где мы с тобой  живем,

И березки, вдоль которых рядом с мамой мы идем.

Что мы родиной зовем? Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни, теплый вечер за окном.

Что мы родиной зовем? Все, что в сердце бережем,

И над небом синим- синим флаг России над Кремлем.

Нет прекраснее тебя - Родина!                   Как нам не любить тебя - Родина?

Сердцу милая земля - Родина!                   Ты у каждого своя - Родина!

Мы живем в краю родном,                         В чистом поле васильки,

Песни о тебе поем,  Родина!                       И березки у реки - Родина!

Словно мамочка, нежна, Родина!

Ты, как воздух, нам нужна- Родина!

Дети исполняют песню Г.Струве «МОЯ РОССИЯ»

……..

Ведущий: Частичка России - наш город.

Дети: Протвино - родной наш город, он красив и очень молод.

           Здесь ученые живут и науку создают.

А еще наш город очень красивый, чистый, зеленый. Нужно любить и беречь его. Не бросать мусор,  не рвать цветов на клумбах…

Дети исполняют «ПЕСНЯ О ПРОТВИНО» А.Курбаковой

Есть у России город красивый,

Он над Протвой весь золотой.

В счастье – окно мне Протвино, Протвино!

   Особое значение имеет рождающее «чувство истории». Действительность раскрывается перед детьми не только в ее сегодняшних проявлениях, но и в фактах, связанных с прошлым России. У маленького гражданина появляется возможность сравнить то, что есть, с тем, что было. Старший дошкольник должен осознать: наша страна – мощная и мирная держава, ее защитники всегда на страже мира и готовы дать отпор любому врагу.  Педагоги и родители помогают открыть Родину маленькому человеку, показывая ему связь его детства с героическим прошлым старшего поколения. Разговор на эту тему не сложен для старшего дошкольника – все дело в доходчивых словах и ярких фактах.  Пусть не все поймет ребенок сейчас, но след в его сердце останется, а позже он осмыслит цену завоеванного для него счастья.

   Самое благодатное время для такой работы - подготовка и празднование Дня Великой победы.   Праздник, посвященный 9 мая - день светлой памяти, должен найти отклик в сердце каждого ребенка. Наша задача - сделать его эмоционально насыщенным, торжественным, запоминающимся. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (прадедушек и прабабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

   Подобные уроки мужества особенно полезны в воспитании мальчиков. Это они – будущие мужчины, а, значит, и будущие воины, должны уметь охранять родную землю и чистое небо нашей Родины. Не менее важны уроки мужества и девочкам. Они – будущие женщины – должны растить достойных сыновей, а, если потребуется, то и уметь воодушевить их на защиту Отчизны.

Фрагмент праздничного мероприятия, посвященного Дню Победы для старших дошкольников

Ведущий: Дорогие друзья! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных  бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков. Для нас война - история. Сегодня   в нашем зале ветераны. Вы -   последние свидетели тех трагических дней. За вами больше никого нет! Этот праздник мы посвящаем вам!

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война,
Ведь эта память - наша совесть,
Она как сила нам нужна…
Ведущий: Война стала общей биографией целого поколения не только взрослых, но и детей. Даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети. Во время второй мировой войны на Земле погибло 13 миллионов детей. Есть поговорка: «На войне детей не бывает» Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством - в обычном, мирном смысле этого слова.

 Взрослые:   А мы не стали памяти перечить и, вспомнив дни далекие, когда                                                

                     Упала вам на слабенькие плечи огромная, не детская беда.                                

Была земля и жесткой и метельной.  Была судьба у всех людей одна.

У вас и детства не было отдельно, а были вместе - детство и война…

Ведущие: Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать? Должен рассказать! Потому что и сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, на пыль дома и горят детские кроватки.  Можно спросить: что героического в том, чтобы в пять, 10 или 12 лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое!   Что помнят о матери, об отце? Только смерть их. Вслушайтесь в эти воспоминания.

«... осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба...»

«отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите. Сына уведите, чтобы не смотрел...»

«Мама не сразу умерла. Она долго лежала на траве, открыла глаза:

- Ира, мне надо тебе рассказать...

- Мама, я не хочу...

Мне казалось, что если она мне скажет то, что хочет, она умрет»

«Не прячьте мою маму в ямку, она проснется, и мы с ней пойдем домой»,- умоляет  солдата маленькая девочка.

   Но помнят они и победу. «Включили репродуктор. Все слушают, а мы маленькие, слов не разобрали, но поняли, что радость идет оттуда, сверху, из черной тарелочки репродуктора. Кого поднимали на руках взрослые...Кто лез сам... Залезали друг на дружку, третий или четвертый малыш доставал до черной тарелочки и целовал ее. Потом менялись...Всем хотелось поцеловать слово «победа»..

………

Дети:1: Еще тогда нас не было на свете, когда гремел салют из края в край,

              Солдаты, подарили вы планете великий Май, победный Май!

          2: Еще тогда нас не было на свете, когда в военной буре огневой,

              Судьбу решая будущих столетий, вы бой вели, священный бой.

          3: Еще тогда нас не было на свете, когда с Победой вы домой пришли.

              Солдаты Мая, слава им навеки от всей земли, от всей земли!...

Ведущие: Что есть у нас дороже наших детей? Что есть у любого народа дороже? У любой матери?  У любого отца?  На земле самый лучший народ - дети. Как сохранить нам его в тревожном 21 веке?  Как сберечь его душу и его жизнь.  А вместе с ним - и наше прошлое, и наше будущее?

        Да будет светлой жизнь детей! Как светел мир в глазах открытых!

О, не разрушь и не убей - земле достаточно убитых!

        Рисуют мальчики войну...

Рисуют мальчики войну, рисуют танки и «катюши»,

Висят во всю листа длину снаряды толстые, как груши.

Рисуют мальчики войну...

          Благодарю свою страну и тех, кто пал в последнем шаге,

          За то, что мальчики войну узнали только на бумаге.  

Дети дарят ветеранам рисунки, поют песни, читают стихи, дарят цветы…

   Воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах,

исторических традициях и правилах, по которым всегда жила могучая Россия. Но при этом надо помнить и о сегодняшнем дне, вместе с детьми прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что ОН  будущий хозяин своей Родины… Я - человек. Я живу на этой земле. Здесь  дом, мои близкие и дорогие люди. Я люблю эту землю, мой родной край, все, что живет и радуется вместе со мной. Я хочу научиться заботиться о них. Я танцую, я пою песни моего народа. Я учусь мастерить, рисовать у лучших мастеров моей Земли. Мне читают сказки, былины, легенды о героях, их подвигах, о доброте, отваге, о вечной победе добра над злом. Это всё - моя Родина!

   Такая совместная деятельность способствует установлению преемственности поколений - интерес к истории своей семьи, Родины пробуждается и у родителей, и у детей. Уважение к семье, роду, бережное отношение к памяти своих предков имеет большое педагогическое и нравственное значение. Не подходите к работе формально.

   Непременное условие успешности формирования нравственных ценностных ориентаций – любовь педагога к детям. Без этого, понятие нравственного здоровья не появится, так как дети не научатся любить окружающих и заботиться о них. Дефицит любви к ребенку часто приводит к проявлению у него черствости, негативного поведения. Недостаток тепла и ласки в отношениях между воспитанником и педагогом, а также с близкими ему людьми приведет к искажению у ребенка способности эмоционально откликаться на другого человека. Ведь не случайно В.Г. Белинский отмечал: «Слово, проникнутое любовью, горит огнем неотразимого убеждения и согревает теплотою умиления сердце, услышавшее его, и дает ему мир и счастье; но слово, лишенное любви, и святые истины делает холодным и мертвым нравоучением, и потому бессильно над умом и сердцем»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алексеева О. Задания для маленьких патриотов / О. Алексеева, Л.

Петропавловская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 2.

2. Воротынцева О. Как научить детей любить Родину / О. Воротынцева //

Предшкольное образование. – 2009. - № 2. – (проект «Я-гражданин, патриот»)

3. Гогоберидзе А. Маленькие граждане большой страны / А. Гогоберидзе //

Ребенок в детском саду. – 2009. – № 3.

4. Деркунская В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников / В. Деркунская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 4.

5. Ермакова Т.В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников / Т.В. Ермакова// Методист. – 2014. - № 3. – С. 66-68.

6. Носова Г. Воспитываем гражданина России / Г. Носова // Ребенок в детском

саду. – 2009. – № 3.

7.Шаламова Е. Патриотическое воспитание: создание предметно-развивающей среды / Е. Шаламова // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 5; 2010. – № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Формирование нравственного здоровья дошкольников"

Формирование нравственного здоровья дошкольников...

Занятия, игры и упражнения, направленные на формирование нравственного здоровья дошкольников (планирование)

Занятия, игры и упражнения, направленные на формирование нравственного здоровья...

"Формирование нравственного здоровья дошкольников".

ДАННАЯ СТАТЬЯ ПОМОЖЕТ ВОСПИТАТЕЛЯМ СФОРМИРОВАТЬ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИВЫЧКУ ВЫПОЛНЯТЬ ОБЩЕПРИНЯТЫЕИ ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ, НАУЧИТ ДЕТЕЙ КУЛЬТУРЕ ОБЩЕНИЯ....

КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей «Формирование нравственного здоровья дошкольников средствами театрального искусства»

Известно, что истоки формирования нравственного здоровья лежат в дошкольном детстве, когда у ребенка начинает формироваться «нравственная шкала отношений», с помощью которой он может &laqu...

Научная статья «Формирование нравственного здоровья дошкольников посредством интеграции музыки и театра в детском саду»

laquo;Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте и человечности. Как гимнастика выпрямляет тело, так и музыка выпрямляет душу человека» В.А. Сухо...