План кружка "Почемучка" в подготовительной группе
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему

Мирзебекова Успахи Мирзекулиевна

Кружок по экспериментированию в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemuchka_dlya_publikatsii.docx30.35 КБ

Предварительный просмотр:



План кружка «Почемучка» в подготовительной к школе группе

Пояснительная записка

 Кружок «Почемучка» организован в подготовительной разновозрастной  группе «Буратино» с сентября по май 2018-19 уч.г. Проводится 1 раз в неделю 4 раза в месяц, продолжительность 30 мин.

Педагоги образовательных учреждений считают, что задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.

На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработан план кружка «Почемучка» для детей подготовительной к школе группе. Ведущая идея кружка заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественно-научных представлений дошкольников.

Цель кружка – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.



Задачи:

1. Расширить представление детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

2. Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.

3. Развивать умственные способности.

4. Социально-личностное развитие ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Ожидаемый результат: В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.

Перспективное планирование

Месяц

Тема

Задачи

Оборудование

сентябрь

Знакомство с оборудо-

ванием для экспери-

ментов

Познакомить детей с приборами, которые необходимы для проведения экспериментов и опытов. Вспомнить и закрепить правила безопасности при работе с оборудованием.

Увеличительные стекла,песочные часы,  магниты Разнообразные  материалы (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы   Прочие материалы: зеркала, воздушные шары,   соль,  цветные и прозрачные стекла и др.

 

Почему осенью листья желтеют?

Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Показать детям взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора: с понижением температуры изменяется цвет листьев (осенью холоднее, чем летом)

Береза, растущая на игровой площадке, календарь погоды, уличный термометр, температурный график.

Лупы, кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики.

Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы

 

Живой кусочек

Помочь детям установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения.

Плоская емкость с водой, корнеплоды: морковь.

Иссследование почвы

Уточнить представления детей о свойствах почвы,расширить представления о значении почвы для всего живого,учить бережно относится к подземному царству.

 Видео материал по теме

октябрь

«Пластмасса: ее качества и свойства»

Учить детей распознавать предметы из пластмассы. Побуждать детей определять её качества (гладкая или шероховатая, изделия из неё окрашены в разные цвета), и свойства (водонепроницаемая, ломкая, плавится, гибкая). Воспитывать интерес к современным материалам.

 

Различные

по форме, цвету, величине изделия из пластмассы, (пластмассовые стаканчики, электрический чайник, настольный органайзер, телефонный аппарат), вода, пластмассовые пластинки, спиртовка, спички; алгоритм описания свойств материала.

 

«Металл: его качества и свойства»

Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск). Помочь понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом.

Металлические предметы, емкость с водой, свеча, магнит, сундук, деревянные и резиновые предметы, иллюстрации по теме, варежки с магнитом, лист бумаги, костюм для игрового персонажа.

 

«Бумага: ее качества и свойства»

 

Формировать представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах бумаги, истории ее создания; развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и ее назначением. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Познакомить детей с появлением бумаги, с ее производством, видами, использованием в быту и народном хозяйстве; воспитывать экономное, бережное отношение к бумаге.

Разные виды бумаги; емкости с водой, ножницы, квадратный лист белой бумаги.

 

 

«Древесина: ее качества и свойства»

Научиться узнавать вещи, изготовленные из древесины (вычленять ее качества (твердость, структура поверхности- гладкая, шершавая; степень прочности (толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

 Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски, , презентация «Что сделано из дерева»; спилы для счета годовых колец, емкость с водой.

Ноябрь

Камни

Дать понятие о поверхности земли и свойствах камней. Познакомить детей с разнообразием камней, их особенностями. Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством поисковой деятельности

Разнообразие камушков (гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями и т.д)

Соль и ее свойства

Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах

 Соль, емкость с водой.

Наша планета Земля

Закрепить знания о планете Земля. Дать представления детям о Солнце как о звезде и о планетах солнечной системы.Уточнить представления о Луне как спутнике земли. Воспитывать интерес к окружающему миру. Тематическое рисование «Наша планета»

 Глобус, фонарь

Термометр

 Показать ка работает термометр, научить пользоваться термометром.. Игра «Тепло -холодно»

Термометр

Декаб-

рь

Нужен ли растениям снег зимой?

Помочь детям выявить роль снега в жизни растений.

2 емкости с водой, снег.

 

Лед и снег –

тоже вода

Закрепить и продолжать знакомить детей со свойствами воды.

Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы.

Подвести детей к пониманию того, что лед – это тоже вода в твердом состоянии.

Прививать бережное отношение к воде.

Ёмкости со снегом и льдом, маленький молоток, спиртовка, салфетки.

 

Изготов-

ление цветных льдинок

Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.

Формочки, баночки, гуашевые краски, вода.

 

Опыт: «Вода – раствори-

тель»

 

Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека. Закрепить свойства воды – вода растворитель. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке и дать элементарные представления о процессе фильтрации. Развивать навыки лабораторных опытов, по схемам – закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами.

Прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (узкие, широкие), сосуды фигурной формы, стеклянные воронки и стеклянные палочки, фильтрованная бумага, лупа, сахар, соль, настойка календулы или ромашки, настой мяты, растительное масло.

 

Январь

«Ткань: ее качества и свойства»

Узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

 Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала.

 

«Стекло: его качества и свойства»

Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность).

Предметы, сделанные из стекла. Презентация «Посуда». Стакан с водой, краски, деревянные палочки.

 

Магнит - фокусник

Знакомство с понятием "магнит".

Формирование представлений о свойствах магнита.

Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.

Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

Магниты, металлические предметы (скрепки, болты, саморезы), картон, салфетки, стаканы с водой, крупа.

Мои органы чувств

Путем активного обследования, экспериментирования расширить представления детей о возможности восприятия окружающих предметов, познакомить с внешними признаками и функциональным назначением глаз, ушей, носа, языка и пальцев рук и их функциональными возможностями при различении осязательных, обонятельных, слуховых характеристик предмета.

Музыкальные инструменты, игрушки мягкие и пластмассовые, ароматизаторы.

Фев-

раль

Дружба красок

Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета. Развивать мыслительную активность,умение делать выводы на основе наблюдений, чувство цвета.

 Краски Гуашь, кисточки и пластмассовые тарелочки.  

 

Солнечные зайчики

Познакомить с естественным источником света – солнцем. Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.

Вода, зеркало, баночка.

 

Теневой театр

Продолжать знакомиться со свойствами света тени.

Развивать творческое воображение.

Воспитывать наблюдательность.

Лампа, экран, фигурки теневого театра.

 

Как увидеть и услышать электри-

чество?

Продемонстрировать детям проявление статического электричества.

Теплый свитер, кусочки шерстяной или синтетической ткани, вода, воздушный шарик, расческа.

Март

Песок и глина

Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов. В процессе исследовательской деятельности формировать у детей знания о свойствах глины. Предоставить ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как и почему?» и сделать выводы; при проведении опытов развивать мышление, логику, творчество ребенка. Наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Активизировать словарь: «вязкая, пластичная, маслянистая, гибкая»

Образцы речного, морского и других видов песка, небольшие подносы, клеенки, лупы. Подносы с глиной на каждого ребенка (глина сухая и влажная), салфетки влажные, лупы, карточки с предметами живой и неживой природы.

 

 

Знакомство с камнями. Какими бывают камни?

Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор). Показать изделия из драгоценных камней.

Наборы речных и морских камней. лупа.  пластилин, керамзит, гранит,   . фото: памятники из разных камней А.С.Пушкину, Памятник неизвестному солдату и т.д. 

 

«Живые камни» 

Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.

Разнообразие семян разных садовых растений. Почва, лейка, горшок.

 

Знакомство со свойствами воздуха

Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

Воздушные шары на каждого ребенка, банка с водой, стаканчики и соломинки, свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, духовые инструменты.

 

Апрель

Неизвест-

ное – рядом

Огонь

 Познакомить со способами тушения пожара. При горении образовывается пепел, зола, угарный газ. Соблюдение правил безопасности при проведении опытов.

Камни, свеча, банка, бутылка с отрезанным дном, спички.

 

Этот загадочный космос

Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость.

Фотографии космоса, Солнечной системы, Ю.Гагарина, космических кораблей. Фонарик, линейка.

 

 

Круговорот воды в природе

Познакомить детей с круговоротом воды в природе, с процессом конденсации.

Кастрюля с водой и стеклянной крышкой. Ноутбук, проектор и экран.

 

Испарение влаги с листьев растений

Дать детям возможность проверить, куда исчезает вода с листьев растений.

Растение, полиэтиленовый пакет, нить.

Май

Неизвест-

ные семена

Дать детям возможность, проведя опыт, убедиться в необходимости почвы для жизни растений, понять как качество почвы влияет на рост и развитие растений, выделить разные по составу почвы.

Разнообразие семян разных садовых растений. Почва, лейка, горшок.

 

Почему комар пищит, а шмель жужжит?

Помочь детям выявить причины происхождения низких и высоких звуков.

Аудиозапись со звуками, произносимыми насекомыми, ноутбук, проектор.

 

Используемая литература:

1. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников, Веракса Н. Е., Галимов., О. Р., изд. «Мозаика Синтез», М. 2012г.

2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, изд. «Детство – Пресс», С-П, 2011г.

3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром» (экспериментирование), изд. «Детство – Пресс», С-П, 2011г.

4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ «Сфера» - Москва, 2002 г.

5. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность, изд. «Детство – Пресс», С-П, 2013 г.

6. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами, М.: Карапуз, 2005 г.

7. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой, Москва: Педагогическое общество России, 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи

Перспективный план в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи...

комплексно-тематический план для подготовительной группы

в плане содержание программы "Программа воспитания и обучения в детском саду" М.А.Васильевой. Т.С.Комаровой В.В. Гербовой систематизировано по темам: "Явления общественной жизни", "Предметное окружени...

Комплексно-тематический план в подготовительной группе по теме "Человек и его здоровье"

Перспективное планирование в подготовительной группе по образовательным областям с учётом ФГТ. Тема недели "Человек и его здоровье"Познание, Коммуникации, Художественное творчество, Чтение художествен...

перспективный план старшая, подготовительная группы день здоровья

В данном материале можно найти подробный перспективный план на год  день здоровья для старшей и подготовительной групп ....

План- конспект (подготовительная группа) по теме: «Наша Родина - Россия»

Одна из важнейших задач воспитателя формирование нравствености у дошкольников. Именно на нас возложена"Великая миссия" заложить основу сострадания, воспитать вежливость, уважение, почетание, благодарн...