Мастер-класс для педагогов «Активное применение методов ТРИЗ в повседневной деятельности педагогов детского сада»
учебно-методический материал на тему

Инесса Халанская

Мастер-класс для педагогов

«Активное применение методов ТРИЗ в повседневной деятельности педагогов детского сада»

Цель:   Познакомить педагогов с методами ТРИЗ и вариантами их применения на практике.

Задачи

• повысить компетентность педагогов в сфере развивающих образовательных технологий

• познакомить педагогов с технологией ТРИЗ;

 • формировать у педагогов творческий потенциал и желание применять полученные знания на практике

Вводная часть:

-Здравствуйте уважаемые педагоги, сегодня мы поговорим о методах ТРИЗ и его применении в детском саду.

Но для начала возьмите со стола листочки и нарисуйте дом и рядом с ним ель.

Обратимся к вашим рисункам. Сравним изображения домиков и деревьев. Что вы заметили? (домики похожи)

Вот наглядный пример психологической инерции.

Порой мы очень хотим решить какую-либо задачу, проблему, используем разные способы, но ответа не достигаем. Все дело в том, что мы привыкли к стереотипам, к которым нас приучили с детства. Если ель, то обязательно зеленая, если дом, то обязательно с крышей и трубой. А почему елка не может быть голубой, цветной? Дом можно изобразить в виде норки для животного. Это в нас срабатывает психологическая инерция, и человек идет по стандартному, наиболее привычному пути.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая. Поисковое поведение является естественным в этом возрасте. Поисковое поведение – это напряжение мысли, фантазии, творчество в условиях неопределенности. Попадая под влияние взрослых со стереотипным мышлением, дети в детском саду одинаково строят фразы, даже говорят порой с одинаковой интонацией, одинаково рисуют, лепят, периодически спрашивая у воспитателя: «Я правильно делаю? ».

Подавление детской инициативы всегда блокирует поисковое поведение, из-за чего может развиться пассивная позиция в будущем, когда при каждом столкновении с трудностями человек не будет стремиться искать пути решения, а капитулирует. В последнее время увеличилось число дошкольников, не желающих идти в школу, успеваемость детей падает, снижается положительная мотивация к учению.

«Воображение важнее знания, » - говорил А. Эйнштейн.

В основе ТРИЗ-педагогики лежат методы и технологии, которые позволяют овладеть способами снятия психологической инерции. ТРИЗ позволяет решать творческие задачи любому, кто вникает в её правила. ТРИЗ располагает конкретными приёмами, правилами, инструментами творчества. Через специальные игры и упражнения дети учатся преодолевать психологическую инерцию, творчески мыслить, изобретать.

Методов ТРИЗ очень много, сегодня мы остановимся на одном  из них.

2 слайд

 Метод моделирования маленькими человечками (ММЧ)                                       

ММЧ – позволяет  моделировать  процессы, происходящие в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное)

Это метод помогает формированию диалектических представлений о различных объектах и процессах живой и неживой природы, развивает мышление ребенка, стимулирует его любознательность. В играх и упражнениях с МЧ развиваются воображение и фантазия, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой творческой личности.

Сущность используемого в игре метода ММЧ в том, что нужно представить себе, что все предметы и явления состоят из множества   разных маленьких человечков. Они могут думать, производить какие-то действия, вести себя по-разному, у них разные характеры, они подчиняются разным командам.

 Знакомство детей с М. М.Ч. можно начинать с 4-5-го возраста на простейших явлениях, когда знакомим детей с водой, снегом, льдом: на морозе вода замерзает, лед в тепле тает, у батареи вода испаряется быстрее.

  Рассказываем детям, что вокруг нас - и камни, и дерево, и лужа, и игрушки, и мы с вами состоит из мельчайших частиц, которые можно увидеть только в электронный микроскоп. Этих частиц столько много, что соединяясь между собой, они и превращаются, например в камень. Частицы эти очень разные и они по- разному дружат между собой.

 

 

3   слайд

Одни частицы, давайте назовем их маленькими человечками, - очень дружны, они всегда держатся за руки, чтобы не потеряться, держатся так крепко, что их и не разъединить. Этих человечков называют- крепкие, твердые, и именно они  живут в камнях, дереве, горах.

4   слайд

Другие человечки тоже не убегают далеко друг от друга, но они не так дружны, стоят просто рядом и только прикасаются локтями. Мы можем легко пройти через них. Такие человечки живут в жидких веществах, поэтому мы с вами можем легко опустить ложку в стакан с чаем и размешать сахар!

5  слайд

Ну, а третьи человечки - вообще хулиганы! Они двигаются, как хотят

бегают, прыгают, летают) и совсем не держатся за руки! Согласитесь, что сквозь таких человечков очень легко пройти! Они живут в таких веществах, как воздух, дым, туман. Такие вещества называются газообразными    

 Задание – эксперимент: игра «В гости к маленьким человечкам»

В ходе игры я превращаюсь в волшебницу «Наоборот», прошу объяснить превращение веществ (изменения агрегатного состояния веществ)

Игра с кругами Луллия  « Подбери пару по агрегатному состоянию».

Есть множество вариаций использования ММЧ: карточки с нарисованными маленькими человечками, кубики, МЧ из пластика и картона, наконец, «живые» человечки, в роли которых выступают дети.

Практическое задание: предлагаю стать человечками

Каждая команда превращается в маленьких человечков.

1. Изобразить, что произойдет, если в стакан с горячим чаем, положить кусочек сахара.

2. Изобразить, что произойдет, если ведро с водой оставили на морозе.

 

 

 

9   слайд

При использовании в занятиях элементов ТРИЗ реализуется главное кредо тризовцев: «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта». (Генрих Альтшуллер).

Дети с развитым воображением, творческим мышлением не бывают эгоцентричными, стеснительными, закомплексованными. Они легко включаются в учебную ситуацию, видя со стороны, что и как надо делать. Развитие творческого воображения - главный залог формирования у ребенка полноценной психологической готовности к школе.

10 слайд

Надеюсь, что практическая работа по освоению ТРИЗ помогла вам активизировать свой творческий потенциал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Активное применение методов ТРИЗ в повседневной деятельности педагогов детского сада»

Цель:   Познакомить педагогов с методами ТРИЗ и вариантами их применения на практике.

Задачи

• повысить компетентность педагогов в сфере развивающих образовательных технологий

• познакомить педагогов с технологией ТРИЗ;

 • формировать у педагогов творческий потенциал и желание применять полученные знания на практике

Вводная часть:

-Здравствуйте уважаемые педагоги, сегодня мы поговорим о методах ТРИЗ и его применении в детском саду.

Но для начала возьмите со стола листочки и нарисуйте дом и рядом с ним ель.

Обратимся к вашим рисункам. Сравним изображения домиков и деревьев. Что вы заметили? (домики похожи)

Вот наглядный пример психологической инерции.

Порой мы очень хотим решить какую-либо задачу, проблему, используем разные способы, но ответа не достигаем. Все дело в том, что мы привыкли к стереотипам, к которым нас приучили с детства. Если ель, то обязательно зеленая, если дом, то обязательно с крышей и трубой. А почему елка не может быть голубой, цветной? Дом можно изобразить в виде норки для животного. Это в нас срабатывает психологическая инерция, и человек идет по стандартному, наиболее привычному пути.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая. Поисковое поведение является естественным в этом возрасте. Поисковое поведение – это напряжение мысли, фантазии, творчество в условиях неопределенности. Попадая под влияние взрослых со стереотипным мышлением, дети в детском саду одинаково строят фразы, даже говорят порой с одинаковой интонацией, одинаково рисуют, лепят, периодически спрашивая у воспитателя: «Я правильно делаю? ».

Подавление детской инициативы всегда блокирует поисковое поведение, из-за чего может развиться пассивная позиция в будущем, когда при каждом столкновении с трудностями человек не будет стремиться искать пути решения, а капитулирует. В последнее время увеличилось число дошкольников, не желающих идти в школу, успеваемость детей падает, снижается положительная мотивация к учению.

«Воображение важнее знания, » - говорил А. Эйнштейн.

В основе ТРИЗ-педагогики лежат методы и технологии, которые позволяют овладеть способами снятия психологической инерции. ТРИЗ позволяет решать творческие задачи любому, кто вникает в её правила. ТРИЗ располагает конкретными приёмами, правилами, инструментами творчества. Через специальные игры и упражнения дети учатся преодолевать психологическую инерцию, творчески мыслить, изобретать.

Методов ТРИЗ очень много, сегодня мы остановимся на одном  из них.

2 слайд

 Метод моделирования маленькими человечками (ММЧ)        

ММЧ – позволяет  моделировать  процессы, происходящие в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное)

Это метод помогает формированию диалектических представлений о различных объектах и процессах живой и неживой природы, развивает мышление ребенка, стимулирует его любознательность. В играх и упражнениях с МЧ развиваются воображение и фантазия, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой творческой личности.

Сущность используемого в игре метода ММЧ в том, что нужно представить себе, что все предметы и явления состоят из множества   разных маленьких человечков. Они могут думать, производить какие-то действия, вести себя по-разному, у них разные характеры, они подчиняются разным командам.

 Знакомство детей с М. М.Ч. можно начинать с 4-5-го возраста на простейших явлениях, когда знакомим детей с водой, снегом, льдом: на морозе вода замерзает, лед в тепле тает, у батареи вода испаряется быстрее.

  Рассказываем детям, что вокруг нас - и камни, и дерево, и лужа, и игрушки, и мы с вами состоит из мельчайших частиц, которые можно увидеть только в электронный микроскоп. Этих частиц столько много, что соединяясь между собой, они и превращаются, например в камень. Частицы эти очень разные и они по- разному дружат между собой.

3   слайд

Одни частицы, давайте назовем их маленькими человечками, - очень дружны, они всегда держатся за руки, чтобы не потеряться, держатся так крепко, что их и не разъединить. Этих человечков называют- крепкие, твердые, и именно они  живут в камнях, дереве, горах.

4   слайд

Другие человечки тоже не убегают далеко друг от друга, но они не так дружны, стоят просто рядом и только прикасаются локтями. Мы можем легко пройти через них. Такие человечки живут в жидких веществах, поэтому мы с вами можем легко опустить ложку в стакан с чаем и размешать сахар!

5  слайд

Ну, а третьи человечки - вообще хулиганы! Они двигаются, как хотят

бегают, прыгают, летают) и совсем не держатся за руки! Согласитесь, что сквозь таких человечков очень легко пройти! Они живут в таких веществах, как воздух, дым, туман. Такие вещества называются газообразными   

 Задание – эксперимент: игра «В гости к маленьким человечкам»

В ходе игры я превращаюсь в волшебницу «Наоборот», прошу объяснить превращение веществ (изменения агрегатного состояния веществ)

Игра с кругами Луллия  « Подбери пару по агрегатному состоянию».

Есть множество вариаций использования ММЧ: карточки с нарисованными маленькими человечками, кубики, МЧ из пластика и картона, наконец, «живые» человечки, в роли которых выступают дети.

Практическое задание: предлагаю стать человечками

Каждая команда превращается в маленьких человечков.

1. Изобразить, что произойдет, если в стакан с горячим чаем, положить кусочек сахара.

2. Изобразить, что произойдет, если ведро с водой оставили на морозе.

9   слайд

При использовании в занятиях элементов ТРИЗ реализуется главное кредо тризовцев: «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта». (Генрих Альтшуллер).

Дети с развитым воображением, творческим мышлением не бывают эгоцентричными, стеснительными, закомплексованными. Они легко включаются в учебную ситуацию, видя со стороны, что и как надо делать. Развитие творческого воображения - главный залог формирования у ребенка полноценной психологической готовности к школе.

10 слайд

Надеюсь, что практическая работа по освоению ТРИЗ помогла вам активизировать свой творческий потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми»

Цель мастер класса:повышение компетентности педагогов в применении методов ТРИЗ  в совместной деятельности педагога с детьми....

Мастер-класс для педагогов «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»

laquo;Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности   педагога и детей в ДОУ»...

Мастер - класс для педагогов Тема: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»

Мастер - класс для педагоговТема: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»Цель: Формирование представления о технологии ТРИЗ, оказание практической помощи педагогам в и...

Мастер-класс для педагогов «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ».

laquo;Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности   педагога и детей в ДОУ»....

«Активное применение методов ТРИЗ в повседневной деятельности детского сада»

У детей в дошкольном возрасте очень высокая познавательная активность. Поиск  нового неизведанного становится естественным. Ведь  поисковое поведение – это напряжение мысли, фант...

Мастер- класс для педагогов «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»

Мастер- класс для педагогов  «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ» Цель мастер-класса: практическое освоение технологии...

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности с детьми»

       Актуальность: воспитание, построенное на усвоение конкретных фактов, изжило себя, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности.    ...