картотека игр по познавательному развитию для подготовительной группы
картотека (подготовительная группа) на тему

Богатырева Людмила Васильевна

Игры с целями и описанием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл di_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx35.44 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по познавательному  развитию

НОЯБРЬ

Тема недели

Название игры

Цель.

Содержание

Ход игры

«Моя Родина – Россия. День народного единства»

«Моя любовь — Россия»

Цель: Закреплять у детей представление о России, как о родной стране. Воспитывать интерес к флоре растительному и животному миру, декоративно-прикладному искусству, фольклору России. Развивать связную речь, внимание.

 В игре могут участвовать от 2 до 10 игроков. Заранее оговаривается, сколько кругов им нужно будет пройти. Игроки по очереди кидают и передвигают кубик. Каждая тема обозначена на игральной таблице значком. Попав на определённый квадрат, игрок по условному знаку определяет тематику задания и выполняет его (отгадывает загадку, которую загадывает ведущий, отвечает на вопросы и т.п.). Ответы оцениваются жетонами – один правильный ответ – один жетон. Выигрывает тот, кто получил наибольшее количество жетонов.   (примерные вопросы)                                                                                     Государственные символы                                                                                                              1. Назовите цвета российского флага.                                                                                              2. Что изображено на российском гербе?                                                                                           3. Что обозначает красный цвет флага? (синий, белый)                                                                                4. Назовите имя человека, изображённого на российском гербе.

«Календарь листай – праздники запоминай!»

Цель. Совершенствовать представления детей о календарно-обрядовых праздниках на Руси, об обычаях и атрибутике праздников. Развивать познавательный интерес к истории и традициям своего народа.

Детям предлагается разместить атрибуты к праздникам на календаре, вставляя их в окошечко. Обосновать свой выбор.

Вопрос – помощник:

— Выберите из всех картинок тот предмет, который, по – вашему, относится к тому или иному празднику.

«Узнай флаг»

Цель: воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну Россию, познакомить детей с гербом, флагом, гимном страны, развивать интерес к историческому прошлому России, воспитывать любовь к Родине.

Ход игры:

Ребята на  магнитной доске перед вами  крупные изображения флагов разных стран (около 10). Вам нужно  найти российский флаг и назвать местоположение на магнитной доске. .Закройте глаза, в это время я поменяю  расположение флага РФ. Открыв глаза, вы  снова пытаетесь найти наш флаг среди других и назвать его местоположение.

«Четвертый лишний»

Цель: развивать логическое мышление, внимание.

Ход игры:

Воспитатель показывает карточку с изображением детей в разных национальных костюмах (в том числе и зарубежных), дети должны посмотреть и сказать, кто здесь лишний.

Игра «Найди среди гербов разных стран герб России»

Цель: Формировать уважительное отношение к государственным символам России.

Ход игры:

Детям предлагаются карточки с изображением гербов Австрии, Германии, Объединенных Арабских Эмиратов, Польши, России. Они должны выбрать карточку с изображением герба России. Задача усложнена тем, что на гербах этих стран изображены орлы.

«Архитектура. Разные дома»

«Дом, дом, открой свою тайну!»

Цель. Формировать представления о том, как жили на Руси в старину. Познакомить с крестьянской избой и домашней утварью в сравнении с современным жилищем и мебелью. Развивать речевую активность детей, логическое мышление. Побуждать делать элементарные выводы. Развивать познавательный интерес к истории своей Родины и своего народа.

Ход игры:

Перед детьми макеты современной комнаты и старинной избы. Детям предлагается расставить предметы мебели в соответствующее жилище. Дети рассматривают предметы мебели, называют, что это за предмет, для чего он, объясняют, куда его нужно поставить и почему.

«От самого…до самого»

 Цель: Учить детей строить сериационный ряд по разным признакам: время использования в истории, размер, прочность, высота и т.д.

Описание игры: картинки с изображением различного типа построек (пещера, шалаш, деревянный дом, старинный замок, кирпичный дом, панельный дом, небоскреб)
Детям задаётся признак (от самого… до самого…) в соревновательной форме, кто быстрее, дети выстраивают соответствующий ряд.

« Красивый ландшафт»

Цель: Формирование представлений о ландшафтном дизайне.

Игра основана на пособии «Круги Луллия»: 4 круга разного размера разделенных на 6 секторов
   Описание игры:
1 круг-название ландшафтного архитектурного объекта (сквер, парк, детская игровая
площадка, спортивная площадка)
2,3,4 круги - элементы ландшафтного дизайна (цветочная клумба, фонтан, водоем,
скамейка, скульптурные объекты, спортивные сооружения, памятники)
Поворачивая круги, дети получают набор элементов, из которых проектируют
ландшафтный объект.

«Придумай дом»

Цель: развитие навыков мысленного конструирования.

Игра основана на пособии «Круги Луллия»: 4 круга разного размера разделенных на  6 секторов
1 кольцо- вид постройки,
2-кольцо - эстетическое решение, архитектурный стиль,
3 кольцо- форма,
4- материал.
Поворачивая круги, дети выбирают случайное сочетание показателей и проектируют
строение, наделяя его фантастическими характеристиками.

«Из какого материала сделано»

Формировать представление о преимуществах материала и о том, чем обусловлено строительство дома из данного материала.

Рассмотреть картинки: деревянный дом, кирпичный дом, каменный дом, панельный дом, дом из стекла и бетона, дом из ткани, шкур (юрта).. Дети при помощи тактильного восприятия определяют, какой материал находится в мешочке (песок, глина, цемент, щебень…).

«Я и моя семья»

 «Я и моя семья»

Цель: Закреплять у дошкольников представления о семье и своём месте в ней; умение понимать роль взрослых и детей в семье. Развивать речь дошкольников. Вызвать у детей радость и гордость за то, что у них есть семья.

Воспитатель показывает фотографию и спрашивает: «Чья это семья?». Ребёнок, который определил свою семью, выходит и с помощью вопросов взрослого, рассказывает о своей семье.

Вопросы – помощники:

— Он (она, они) какой (какая, какие)?

— Кто самый младший (старший) в твоей семье?

— Что вы делаете все вместе?

— Как ласково называет тебя мама? И т.д.

«Домашний труд»

Цель: содействовать развитию у ребёнка памяти, логического мышления. Учить называть действия, которые можно отнести к домашнему труду.

Ход игры. Дети стоят в кругу, передают друг другу мячик и называют действия, которые можно отнести к домашнему труду.

 «Сравни -кто старше? Кто младше?»

Цель: воспитывать уважение к старшим членам семьи.

Педагог предлагает ответить на вопрос

Кто старше, а кто младше?

Мама-бабушка

Дедушка-внук

Бабушка-внучка

Брат-сестрёнка

«А ты мне кто?»

Цель: закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи.

Дети становятся в круг, ведущий подходит к любому ребенку и спрашивает: 

«Я –мама, а ты мне кто?» (дочка, сын) Кто ответил, становиться ведущим и задает вопрос)

«Собери цепочку»

Цель: Закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье. 

Разложить фотографии согласно возрасту и полу:
- младенец – девочка – дошкольница – школьница – студентка – мама – бабушка;
- младенец – мальчик – дошкольник – школьник – студент – папа – дедушка.

«День матери»

 «Назови мамину профессию»

Цель: Уточнить представления детей о труде матери, опираясь на «модели труда». Научить понимать назначение и функции профессиональной деятельности мамы.

Воспитатель предлагает два набора картинок. Первый с профессиями, второй с оборудованием и принадлежностями для представителей разных профессий. Предлагает выбрать картинки с изображением маминой профессии и необходимыми предметами и оборудованием.

 « Мамины помощники»

Цель:

Формирование у детей правильного представления о семье.

 Воспитатель (одевает фартук). В доме есть друзья помощники. А вот как они помогают по хозяйству, и как ими пользоваться нам сейчас покажут дети.

Детям поочерёдно показывают картинки:

мыло – « дети стирают платочки»

веник – «дети подметают»

пылесос –« дети пылесосят»

нож- « дети чистят картошку»

утюг – « дети гладят бельё»

….

«Чем любит заниматься моя мама?»

Цель: прививать любовь к маме, уважение к её интересам

Перед каждым ребёнком лежит набор карточек с изображением разных предметов ( кастрюля, цветы, удочка, книга, мороженое, вязанье, шахматы, футбольный мяч и т.д.). Дети должны выбрать нужную карточку.

ОПИСАНИЕ ИГР

  «Моя любовь — Россия»                                                                                                                                             

Цель. Закреплять у детей представление о России, как о родной стране. Воспитывать интерес к флоре растительному и животному миру, декоративно-прикладному искусству, фольклору России. Развивать связную речь, внимание.

Дидактический материал.

Игральная таблица, игральный кубик, разноцветные жетоны для оценки знаний, соответствующие баллам от 1 до 5, призы.

Игровые правила.

В игре могут участвовать от 2 до 10 игроков. Заранее оговаривается, сколько кругов им нужно будет пройти. Игроки по очереди кидают и передвигают кубик. Каждая тема обозначена на игральной таблице значком. Попав на определённый квадрат, игрок по условному знаку определяет тематику задания и выполняет его (отгадывает загадку, которую загадывает ведущий, отвечает на вопросы и т.п.). Ответы оцениваются жетонами – один правильный ответ – один жетон. Выигрывает тот, кто получил наибольшее количество жетонов.

«Календарь листай – праздники запоминай!»

Цель.

Совершенствовать представления детей о календарно-обрядовых праздниках на Руси, об обычаях и атрибутике праздников. Развивать познавательный интерес к истории и традициям своего народа.

Дидактический материал.

Календарь с отражением народных праздников (Новый год, Колядки, Рождество, Масленица, Пасха, Святой Валентин (Святой Трифон), Благовещенье (праздник птиц), Иван Купала, атрибуты к этим праздникам (плоскостные мелкие картинки).

Игровые правила.

Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очерёдность и партнёрские отношения.

           Ход игры.

Детям предлагается разместить атрибуты к праздникам на календаре, вставляя их в окошечко. Обосновать свой выбор.

Вопрос – помощник:

— Выберите из всех картинок тот предмет, который, по – вашему, относится к тому или иному празднику.

                                                                         

                                                 «Узнай флаг»

 Цель: воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну Россию, познакомить детей с гербом, флагом, гимном страны, развивать интерес к историческому прошлому России, воспитывать любовь к Родине.

Ход игры:

Ребята на  магнитной доске перед вами  крупные изображения флагов разных стран (около 10). Вам нужно  найти российский флаг и назвать местоположение на магнитной доске. .Закройте глаза, в это время я поменяю  расположение флага РФ. Открыв глаза, вы  снова пытаетесь найти наш флаг среди других и назвать его местоположение.

                                          «Четвертый лишний»

Цель: развивать логическое мышление, внимание.

 Ход игры.

Воспитатель показывает карточку с изображением детей в разных национальных костюмах (в том числе и зарубежных), дети должны посмотреть и сказать, кто здесь лишний.

                                                   «Найди среди гербов разных стран герб России»

Цель: Формировать уважительное отношение к государственным символам России.

Ход игры:

                                                                                                                                                                                                                                                       Детям предлагаются карточки с изображением гербов Австрии, Германии, Объединенных Арабских Эмиратов, Польши, России. Они должны выбрать карточку с изображением герба России. Задача усложнена тем, что на гербах этих стран изображены орлы.

                                                 

                                                                      «Дом, дом, открой свою тайну!»

Цель.

Формировать представления о том, как жили на Руси в старину. Познакомить с крестьянской избой и домашней утварью в сравнении с современным жилищем и мебелью. Развивать речевую активность детей, логическое мышление. Побуждать делать элементарные выводы. Развивать познавательный интерес к истории своей Родины и своего народа.

Дидактический материал.

Макеты русской избы и современного жилища, плоскостные предметы старинной и современной мебели, разрезные картинки – старинная и современная мебель.

Игровые правила.

Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очерёдность и партнёрские отношения.

                     Ход игры.

Перед детьми макеты современной комнаты и старинной избы. Детям предлагается расставить предметы мебели в соответствующее жилище. Дети рассматривают предметы мебели, называют, что это за предмет, для чего он, объясняют, куда его нужно поставить и почему.

                                                         

                                                    «От      самого…до самого»


Цель: Учить детей строить сериационный ряд по разным признакам: время использования в истории, размер, прочность, высота и т.д.
Описание игры: картинки с изображением различного типа построек (пещера, шалаш, деревянный дом, старинный замок, кирпичный дом, панельный дом, небоскреб)
Детям задаётся признак (от самого… до самого…) в соревновательной форме, кто быстрее, дети выстраивают соответствующий ряд.

                                           « Красивый ландшафт»
Цель: Формирование представлений о ландшафтном дизайне.
Игра основана на пособии «Круги Луллия»: 4 круга разного размера разделенных на  6 секторов
Описание игры:
1 круг-название ландшафтного архитектурного объекта (сквер, парк, детская игровая
площадка, спортивная площадка)
2,3,4 круги - элементы ландшафтного дизайна (цветочная клумба, фонтан, водоем,
скамейка, скульптурные объекты, спортивные сооружения, памятники)
Поворачивая круги, дети получают набор элементов, из которых проектируют
ландшафтный объект.

                                                        «Придумай дом»
Цель: развитие навыков мысленного конструирования.
Игра основана на пособии «Круги Луллия»: 4 круга разного размера разделенных на  6 секторов
1 кольцо- вид постройки,
2-кольцо - эстетическое решение, архитектурный стиль,
3 кольцо- форма,
4- материал.
Поворачивая круги, дети выбирают случайное сочетание показателей и проектируют
строение, наделяя его фантастическими характеристиками.

                                                                             «Я и моя семья».

Цель.

Закреплять у дошкольников представления о семье и своём месте в ней; умение понимать роль взрослых и детей в семье. Развивать речь дошкольников. Вызвать у детей радость и гордость за то, что у них есть семья.

Дидактический материал.

Семейные фотографии воспитанников, большие карточки с изображением членов семьи, схематичное изображение людей (дедушка, бабушка, мама, папа, брат, сестра), карточка со списком родственников, плоскостные многоэтажные домики, маленькие карточки с предметами.

Игровые правила.

Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очерёдность и партнёрские отношения.

             Ход игры.

Воспитатель показывает фотографию и спрашивает: «Чья это семья?». Ребёнок, который определил свою семью, выходит и с помощью вопросов взрослого, рассказывает о своей семье.

Вопросы – помощники:

— Он (она, они) какой (какая, какие)?

— Кто самый младший (старший) в твоей семье?

— Что вы делаете все вместе?

— Как ласково называет тебя мама? И т.д.

                                                                           «Домашний труд»

Цель: содействовать развитию у ребёнка памяти, логического мышления. Учить называть действия, которые можно отнести к домашнему труду.

Ход игры. Дети стоят в кругу, передают друг другу мячик и называют действия, которые можно отнести к домашнему труду.

                                                                  «Сравни -кто старше? Кто младше?»

Цель: воспитывать уважение к старшим членам семьи.

Педагог предлагает ответить на вопрос

Кто старше, а кто младше?

Мама-бабушка

Дедушка-внук

Бабушка-внучка

Брат-сестрёнка

                                                                              «А ты мне кто?»

Цель: закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи.

Дети становятся в круг, ведущий подходит к любому ребенку и спрашивает: 

«Я – мама, а ты мне кто?» (дочка, сын) Кто ответил, становиться ведущим и задает вопрос.

                                                                          «Собери цепочку»

Цель: Закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье.

 

Разложить фотографии согласно возрасту и полу:
- младенец – девочка – дошкольница – школьница – студентка – мама – бабушка;
- младенец – мальчик – дошкольник – школьник – студент – папа – дедушка.

                                                                                        « Мамины помощники»

Цель:

Формирование у детей правильного представления о семье.

Воспитатель (одевает фартук). В доме есть друзья помощники. А вот как они помогают по хозяйству, и как ими пользоваться нам сейчас покажут дети.

Детям поочерёдно показывают картинки:

мыло – « дети стирают платочки»

веник – «дети подметают»

пылесос –« дети пылесосят»

нож- « дети чистят картошку»

утюг – « дети гладят бельё»

….

                                                                  «Чем любит заниматься моя мама?»

Цель: прививать любовь к маме, уважение к её интересам.

Перед каждым ребёнком лежит набор карточек с изображением разных предметов ( кастрюля, цветы, удочка, книга, мороженое, вязанье, шахматы, футбольный мяч и т.д.). Дети должны выбрать нужную карточку.

«Назови мамину профессию».

Цель: Уточнить представления детей о труде матери, опираясь на «модели труда». Научить понимать назначение и функции профессиональной деятельности мамы.

Ход: Воспитатель предлагает два набора картинок. Первый с профессиями, второй с оборудованием и принадлежностями для представителей разных профессий. Предлагает выбрать картинки с изображением маминой профессии и необходимыми предметами и оборудованием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Конспект занятия по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», в подготовительной группе на тему: «Березы весной».

Ход занятия:Вводная часть (организационный момент) Воспитатель: (звучит фонограмма песни «От чего так в России березы шумят»)- « Из всех деревьев русского леса милее всех наша береза. Хороши и чисты б...

Конспект итоговой ООД (речевое развитие + познавательное развитие) в подготовительной группе «В гостях у Хозяйки Медной горы»

Цель:  Подготовка старших дошкольников к обучению в школе через формирование универсальных предпосылок учебной деятельности и необходимых умений и навыков....

Картотека дидактических игр по познавательному развитию в подготовительной группе

Картотека дидактических игр по познавательному развитию в подготовительной группе. 1. Дидактическая игра «Найди ошибку» Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слух...

Картотека по познавательному развитию в подготовительной группе

Картотека по познавательному развитию в подготовительной группе...

CПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК 23 ФЕВРАЛЯ ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА» (НОД с интеграцией образовательных областей: «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Познавательное развитие» (для подготовительной группы)

Вовлечение обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом, где учащиеся приобретают навыки и умения в беге, в прыжках, в метании, в играх, развивают двигательные качества и ...