"Влияние музыкально-театральной деятельности в развитии речи детей"
консультация на тему

Лукманова Лия Геннадьевна

Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_muzykalno.docx23.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Влияние музыкально-театральной деятельности на развитие речи детей» 

    «Слово – есть признак сознательной, разумной жизни. Слово – есть воссоздание внутри себя мира» - писал К.С.Аксаков. Очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть этим прекрасным даром, позаботится, чтобы он пришел в школу с хорошо развитой речью.

     В ДОУ речевое развитие осуществляется во взаимосвязи со всеми сторонами воспитания детей в частности музыкальной. Наиболее эффективными являются интегрированные занятия, праздники, развлечения. Здесь объединяются знания из различных областей: природа, художественная литература, произведения изобразительного искусства и музыка, события и явления окружающей действительности.

     Музыкально – театральная деятельность это : музыкально – дидактические игры, запевки, заклички, пословицы, инсценировки, постановка всех видов театра, ситуативно – сюжетные этюды, речитативы.

     На занятиях по развитию речи необходимо использовать различные виды театров: театр кукол бибабо, театр Петрушки, настольно – плоскостной, теневой, пальчиковый. Кукольный театр – искусство синтетическое, оно воздействует на ребенка целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей применяются художественное слово, наглядный образ, живописные декорации, музыка. Дети учатся управлять куклами, разыгрывать небольшие сценки и этюды, регулировать темп, ритм, силу голоса, овладевают интонационной выразительностью в речи, искусством диалога. Детям прививается любовь к песням, потешкам, считалкам, полным народной мудрости и юмора. Дети играют в русские народные игры, обыгрывают песни, поют частушки, приобщаясь к миру поэтической речи.

     Дети имеющие речевые нарушения, порой зажаты, закомплексованы, отказываются говорить на публике, зная, что их речь непонятна для других, что они могут оказаться объектом для насмешек. Музыка, являясь мощным средством, способствующим созданию благоприятной эмоциональной атмосферы, позволяет ребенку чувствовать себя свободно. В атмосфере созданного праздника дошкольники забывают о своих комплексах, ведут себя раскрепощенно и настроены на общение. В коллективном исполнении песен и танцев ребенку легче раскрыться и проявить свои таланты. Использование на интегрированных занятиях знакомого детям музыкального репертуара закрепляет их ситуацию успеха. Итоги интегрированных занятий обычно положительны. Взрослые хвалят ребят за вновь приобретенное умение, сверстники проявляют больше уважения и внимания. А сами дети, принимавшие участие в занятиях хотят поскорее научиться выговаривать следующий звук, так чтобы потом еще раз прийти на такой праздник.

     Я предлагаю использовать такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика. Логоритмика – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Она включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры. Почему – логоритмика? Все окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх. Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит целью нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и методико – интонационной стороны речи.

     Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно – исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного искусства. Еще К.Д.Ушинский, выдвигая принцип народности, говорил о том, что «язык есть живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое»(статья «Родное слово»).

     Народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и т.д. – неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Его значение, по мнению Д.С. Лихачева, определяется прежде всего тем, какая в нем заложена память. Народное творчество в соответствии с идеей социального наследования психики и культурно – исторической теорией Л.С. Выготского можно рассматривать как систему социального наследования, что доказано диссертационным исследованием Н.И. Палагиной. Через народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Она концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, усваивает преемственность между прошлым и современностью. Это, по мнению В.П. Силина, делает народное искусство «универсальным средством социализации, средством усвоения социальных ценностей».    

     Огромной любовью пользуются у детей сказки. С ней ребенок встречается, начиная с раннего возраста, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства, переживания. Нет, вероятно, ребенка, который без замирания сердца, без интереса воспринимал бы сказку. Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое, с чем герои борются. Сказка, как показано в работе Д.М. Арановской - Дубовис, как средство воздействия на ребенка часто обладает преимуществами над другими воспитательными приемами.

     Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияния на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это побуждает творческую активность ребенка – дошкольника, заставляет делать выводы, которые, как отмечает Д.М. Арановская – Дубовис, недоступны для него в других обстоятельствах. За счет того, что ребенок входит внутрь изображаемых обстоятельствах, мысленно принимает участие в действиях героев, переживает их радости и печали, у него формируются чувство меры, чувство той грани, «которую не должно переходить воображение в искусстве, и вместе с тем у него начинают складываться реалистические критерии эстетических оценок».

     В работу с детьми дошкольного возраста в детском саду включают такую форму народного творчества, как колыбельная песня. Колыбельная песня, по мнению народа, - спутник детства. Она, как один из важнейших жанров фольклора, составляет ценную часть сокровищницы народного творчества, не только русского, но и всех народов мира. В ней особым образом, специфическими средствами выразительности передается дух эпохи, преломленный через духовный мир создателя и исполнителя колыбельной. В колыбельных песнях преобладают ласкательные мотивы. С древнейших времен матери «убаюкивали детей песнями, утешали, ласкали, внушали». Абу Али Ибн Сина так что определил значение колыбельных: «Чтобы благотворно влиять на нрав детей, необходимо использование двух вещей. Первое – тихо качать ребенка, второе – петь привычную для него колыбельную. Именно бодрящее качество этих песен способствует как физическому воспитанию плоти, так и пробуждение души к музыке». Исследование современных ученых показывают, что колыбельные песни вызывают у ребенка чувство психологической защищенности, оказывая на него тем самым терапевтическое воздействие, что очень важно учитывать, говоря о громаднейшем воздействии произведений устного народного творчества.

     Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.

     Колыбельные песни позволяют запомнить слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.

     Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

     Не меньшую роль в воспитательно – образовательном процессе детского сада играют русские народные песенки, пестушки, потешки, которые развлекают ребенка, создают бодрое настроение, то есть вызывают ощущение психологического комфорта, тем самым подготавливая положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира и его отражения в различных видах детской деятельности.

«В потешках, песенках, - справедливо заметил Л.Н. Павлова, - отражена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малютки – без лукавства и фальши. Малые фольклорные произведения – это удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, приятие его непререкаемого авторитета и ожидание……. Ожидание добра и только добра. Простота малых фольклорных форм не имеет ничего общего с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Сами тексты как бы оберегают ребенка, как бы говорят: ребенок мал, но не примитивен; ребенок несмышлен, но не глуп; ребенок беспомощен, но в нем сила роста; ребенок для матери, но уже и не для нее, а для мира. Эти крохотные произведения философичны в своей основе, потому что обращены внутрь человека».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация. Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста

Консультация. Влияние театрально-игровой деятельности  на развитие речи детей дошкольного возраста...

Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста.

Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности....

Влияние познавательно-исследовательской деятельности на развитие речи детей

 Дети любят экспериментировать, разгадывать загадки мира природы и рукотворного мира, любят наблюдать и задавать вопросы. Необходимо использовать этот внутренний мотив, эту движущую силу, ...

Консультация для педагогов ДОУ «Влияние познавательно-исследовательской деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста»

Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополн...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...

"Влияние театрально - игровой деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста"

Велико значение театрализованной игры для речевого развития детей дошкольного возраста (совершенствовани диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эм...