Природа в познавательном, речевом и этическом развитии ребёнка
консультация на тему

Волкова Алла Викторовна

Данный материал  будет полезен воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx16.12 КБ

Предварительный просмотр:

Природа и  предметы окружающего мира являются главными источниками детских ощущений. Мир природы многолик,  удивителен и прекрасен. Необыкновенные птичьи трели, теплое дуновение ветерка, яркие краски цветущего лета. Не каждому человеку дано видеть эту красоту и многообразие. Умение замечать интересное и необыкновенное в обычных предметах и явлениях не развивается само собой. Способность созерцать природу, слышать её звуки, чувствовать её запахи воспитывается в течение всей жизни. И чем раньше начнется процесс воспитания, тем ярче и духовно богаче будет жизнь человека.

Окружающая природа воздействует на ребёнка ежедневно. На прогулке в разное время года можно услышать стрекотание кузнечиков, скрип снега, увидеть белоснежные облака, разноцветный ковер из листьев, почувствовать запах свежескошенной травы. Но малыш многого может не заметить. И задача взрослого открыть ребенку окружающий мир во всех его  красках, во всем разнообразии. Если педагог сам способен «видеть» и «слышать» природу, ему не составит труда научить этому и ребёнка. В педагогике существет много методов и приемов, с помощью которых можно пробудить в ребенке этические и эстетические чувства к природе:

  1. Дать ребёнку возможность воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму.
  2. Вызвать доброе чувство к объекту.
  3. Разговаривать  с природой как с живым организмом.
  4. Вводить элементы фольклора и поэзии. Сила художествнного слова велика.
  5. Отожествлять природный объект с человеком, ласково обращаясь к нему «Здравствуй, яркое солнышко», «До завтра, мой любимый  цветочек»
  6. Вводить элементы игры.  
  7. В присутствии малыша не допускать плохие поступки других людей по отношению к природе.  

Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать.  

   Взрослый помогает ребенку познать суть  многих  вещей и явлений, уточняет представления об окружающих предметах. Однако, направляя детское восприятие, знакомя со  свойствами  живой и неживой природы в повседневной жизни, не следует сводить общение с малышом к излишней научности.

   Главное,  научить малыша  замечать необыкновенное в обыденном,, развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы по форме, цвету, строению, запаху. При умелом руководстве ребенок начинает видеть те стороны явлений, которые раньше его не интересовали. Так, он замечает многообразие оттенков зеленого  цвета, разного в зависимости от освещенности кроны дерева лучами солнца, от времени года, возраста растения.

   Развивая сенсорную культуру, воспитателю следует правильно соотносить ощущения  со словом. Речь взрослого должна быть немногословной, но точной, яркой и доступной пониманию ребенка.

   Очень важно, чтобы ощущение малыша связывались со словом. Помня о том, что повседневные наблюдения в природе не должны носить излишне обучающий характер, воспитатель может использовать каждый удобный случай, чтобы обратить внимание ребенка на природное явление, разбудить желание малыша  подружится с природой.

    Воспитатель должен помнить: знакомя детей с природой, нельзя ограничиваться только внешним восприятием предмета (посчитать количество листочков, определить форму цветка); забывая о развитии эстетического восприятия.

    Помощником образного, яркого, эстетического отражения явлений природы в слове является художественная литература.  Сколько воспитательного потенциала содержится в  рассказах В. Сутеева, Е. Чарушина и других авторов, пишущих для малышей. В художественной литературе достаточно  материала для умственного, эстетического и сенсорного развития малыша.

     Передайте ребенку свою способность тонко чувствовать природу.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми старшего возраста. Тема: "Конкурс любителей природы". Направление: "Познавательно-речевое развитие".Образовательная область: "Познание".

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Расширение и систематизация  знаний детей о природе, о правилах поведения в природе. Развитие умственных способностей детей, их логического мышления. Воспитание бережного ...

Консультация для родителей на тему: «Природа в познавательном, речевом и эстетическом развитии ребенка».

Предметный мир, социальная жизнь и природа – вот основные источники формирования детских ощущений, восприятий и представлений. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако, далеко не все способны видеть...

Консультация для родителей на тему: «ПРИРОДА В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ, РЕЧЕВОМ И ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА».

Консультация для родителей на тему:  «ПРИРОДА В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ,  РЕЧЕВОМ  И  ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ  РЕБЕНКА»....

Консультация для родителей на тему: «ПРИРОДА В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ, РЕЧЕВОМ И ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА»

     Предметный мир, социальная жизнь и природа -  вот основные источники формирования детских ощущений восприятий и представлений. Мир природы удивителен и прекрасен....