Выступление на РМО
материал на тему

Выступление на районном методическм объединении на тему: "Коммуникативное развитие детей посредством патриотического воспитания"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного  

          возраста  средствами патриотического воспитания»

   2 слайд

    Коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.  Это необходимо для того, чтобы ребенок был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя,  всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей. Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста процесс довольно сложный и трудоемкий, но очень важный, ведь с развитием будет изменяться и его эмоциональная сфера, ребенок начинает сознавать и лучше контролировать свои эмоции.

      Уже давно доказано, что ребенок становится человеком только в общении со взрослыми и сверстниками. Именно через общение он проходит инкультурацию и социализацию, становится представителем своего народа и культуры, а также учится соотносить свое поведение с действиями других людей, образуя вместе с ними единый общественный организм-социум. В процессах социально-культурного взаимодействия приобретают свою устойчивую форму нормы, ценности и институты той или иной культуры. Поэтому общение во всех своих формах, видах, типах наиболее полно раскрывает специфику человеческого общества.

3  слайд

       Коммуникативное развитие является компонентом образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Данная область реализуется в 4 направлениях:

4 слайд

  1. социализация, развитие общения, нравственное воспитание;
  2. самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание;
  3. формирование основ безопасной жизнедеятельности;
  4. ребенок в семье и обществе, патриотическое воспитание.

Остановимся подробнее на патриотическом направлении.

         Проблема  патриотического воспитания  остро встает в современных условиях, когда все чаще появляются факты искажения исторической правды. Некоторые политики и историки пытаются подвергнуть сомнению значимость вклада советского народа в Победе во второй мировой войне. Под лозунгами переосмысления тех исторических событий некоторые авторы доходят до откровенной фальсификации.

5 слайд

 В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа.

    Основной категорией общества, на которую нацелены попытки переписания истории, привития новых традиций и отбрасывания, устоявшихся моральных и этических ценностей, являются дети, которые подобно губке впитывают всю информацию. Как писал канцлер Германии Отто Фон Бисмарк: «Русских невозможно победить, мы убедились в этом за сотни лет. Но Русским можно привить лживые ценности и тогда они победят сами себя».

В настоящее время патриотическое воспитание является первостепенной задачей современного общества и представляет собой важный компонент социального заказа. Оно призвано формировать патриотическое сознание российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества

Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мир, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.

       Перед нами воспитателями возникает ряд проблем, которые ставят вопрос, как организовать образовательный процесс, чтобы помочь ребенку овладеть основами коммуникативной компетентности детей, способствующей его успешной социализации, развитию культуры общения.

6 слайд

Начиная работу по изучению проблемы  коммуникативного развития посредством патриотического воспитания, в первую  

-  Очередь изучила опыт коллег по данной теме. 

  • Осуществила обор и подбор методической литературы по данной теме;

Обозначила целый  комплекс задач по изучению данной проблемы с помощью которых мы:

- воспитываем у ребенка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, детскому саду, родной улице,  городу;

- воспитываем уважение к труду;

-развиваем игровой опыт ребенка посредством коммуникации;

- воспитываем стремление к игровому общению со сверстниками;

- используем различные коммуникативные средства общения: образно-жестовые,  мимические, вербальные, интонационные;

- развиваем интерес к русским традициям, любовь к культуре своего народа;

воспитываем чувство гордости за свою Родину, за победу советского народа в Великой Отечественной войне;

- формируем чувство уважения и симпатии, доброжелательного отношения к людям разных национальностей;

- развиваем чувство толерантного отношения к людям Земли, миролюбия, умения жить в согласии с другими народами;

- развиваем эмоциональную отзывчивость, развиваем эмпатию по отношению к другим людям;

         - развиваем умение договариваться,  самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

        - сопереживать героям художественных произведений;

- стимулировать и поддерживать речевую активность каждого ребенка.

(Пауза) Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо искать нетрадиционные методы воздействия на ребенка – не скучные, назидательные, а естественно и гармонично наполняющие его мировоззрение. Поэтому, одним из наиболее эффективных методов коммуникативного  развития считаю проектную деятельность, позволяющую создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Проектная деятельность является уникальным средством, позволяющим реализовать принцип оптимального соотношения между развитием детей под влиянием взрослого и развитием, обусловленным собственной активностью ребенка.

     Для решения поставленных задач мною были разработаны и реализованы следующие педагогические проекты: «Профессия – повар»,  «Мой город – Тарко-Сале»,  а также проект «Помню, горжусь».

- Также провела анализ индивидуального развития воспитанников, помогающий проследить  динамику развития детей в образовательной области  «Социально – коммуникативное развитие»,

  • А также разработала  картотеку  игр направленную на развитие невербального общения.

7 слайд

В ходе реализации проектов мною были решенные многие задачи. На  мой  взгляд, очень  важна  работа  с  детьми  по ознакомлению  с  родным  городом  в  том  плане, что  она  воспитывает у ребенка любовь и привязанность к родному городу, улице, активизирует детей на речевую активность.

8 слайд

Вместе  с ребятами мы  совершили  экскурсию  к памятным  местам нашего города. Так,  например в рамках реализации проекта   «Мой город – Тарко – Сале», мы побывали у памятника «Бородинскому хлебу», который находится на территории второй школы.  Ребята познакомились с историческим фактом  возникновения данного памятника. В основе, которой горькая судьба воина погибшего в Бородинской битве. Ребята с неподдельным интересом слушали рассказ, а затем некоторые поведали о нем родителям дома.  Также дети узнали в честь кого названы улицы нашего города, и почему были они названы именами наших горожан. Кульминацией проекта стала игра – бродилка, изготовленная на основе карты нашего города. В игре ребята могут развивать свой игровой опыт посредством коммуникации.

9 слайд

Также мною был реализован проект «Профессия – повар», в ходе которого были решены следующие задачи: воспитание уважительного отношения к труду,  воспитываем у ребенка любовь к детскому саду. Нас посетила мама одной воспитанниц и рассказывала о том, кто такой повар и в чем заключается ее работа, затем Людмила Николаевна пригласила нас в свою вотчину - пищеблок.

10 слайд

И мы вместе с удовольствием совершили экскурсию на кухню, познакомились с кухонной утварью, а также с процессом приготовления блюд.

11 слайд

Итоговым же  мероприятием выступало веселое развлечение «Варись, Варись кашка», где ребята смогли поиграть в невербальные игры, которые  помогают  развивать образно-жестовые средства коммуникации. Суть  таких  игр заключается в  активизации телесных чувств, условно их еще называют как сенсорно-двигательные игры. Сенсорно-двигательным играм присущи следующие черты: в их основе ритмически организованный текст (стихотворный и музыкально-певческий) и определённый целостный образ какого-либо действия или события.  Содержание игр построено на ритмически выстроенных образных движениях, в которых представлены различные виды темпо-ритмов и контрастных ощущений: быстро-медленно, высоко-низко, громко-тихо.  Жестово-двигательные игры построены на подражании ребенка выразительным действиям взрослого. Это могут быть отобразительные игры с повседневными сюжетами (умывание, одевание, зарядка, прогулка). В нашем случае, дети отображали действия повара на кухне, они на терке терли овощи, помешивали блюда, чистили картофель ну и так далее.

12 слайд

Следующим не менее интересным проектом, о котором мне хотелось рассказать, стал проект: «Помню, горжусь». В ходе реализации,  которого были решены следующие задачи: воспитание чувства гордости за свою Родину, за победу русского народа в Великой Отечественной войне; развитие  эмоциональной  отзывчивости,  развитие эмпатии по отношению к советскому солдату, его подвигу, развитие  речевой  активности детей, поддержка детской инициативы. В рамках реализации проекта дети просмотрели презентации, из которых они узнали о детях – героях ВОВ, Ребята обогатили свои знания о подвигах детей пионером, все эти подвиги глубоко запали в душу дошколятам. Некоторых девочек рассказы растрогали до слез. Один из воспитанников впоследствии летом вместе с семьей посетили музей в городе Минске, откуда роддом был герой ВОВ Марат Казей.  

13 слайд

Вместе с ребятами мы совершили экскурсию к памятнику Воинам Пуровчанам и возложили цветы к обелиску. В дань уважения и почета погибшим во времена ВОВ.

14 слайд

Кульминацией проекта послужило создание альбома памяти: «Помним, гордимся», в котором,  была помещена информация о предках наших воспитанников, которые сражались в годы ВОВ. Ребята с родителями подготовили информацию. Совместно мы ее  структурировали и затем создали альбом, который с удовольствием рассматривали с ребятами, дети рассказывали о своих прадедушках и прабабушках, о их наградах и подвигах.

Вместе с тем, поставленные  задачи старалась решать  и  в других  видах детской деятельности: в ходе непосредственно образовательной деятельности,  праздниках и развлечениях, в играх, в труде, в быту, а также в ходе других режимных моментах.

15 слайд

Так,  например, мы с ребятами учились, драматизировали русские народные сказки.    В ходе драматизации дети сопереживали героям сказки, учились оценивать поступки всех  персонажей.  В течение проходивших репетиций, ребята учились договариваться друг с другом, тесно взаимодействовали друг с другом.  Дети старались более точно передать своего персонажа, интонационно передавая речь героя. Драматизация сказки позволила развить мимические способности ребят, что является необходимым условием развития коммуникативного общения.

16 слайд

Вместе с тем, в преддверии праздника «Дня защитника Отечества», дети и родители приняли активное участие в благотворительной акции «Посылка солдату». Совместно мы собрали три посылки военнослужащим Российской Армии. Помимо продуктов питания, ребята отправили солдатам свои рисунки и поздравительные открытки. Дети с большим интересом отнеслись к этой акции. Они делились своими впечатлениями друг с другом, обсуждали свои рисунки, и все как один в будущем собирались идти служить, в том числе и девочки нашей группы.

17 слайд

По истечении некоторого времени наши посылки достигли своих адресатов, и наши защитники отправили нам свои фотоотчет. Солдаты передали нам слова благодарности, а также обещания охранять нашу страну от врагов. В дальнейшем также планируем продолжать подобные акции, ведь они позволяют нам воспитывать у ребят чувство гордости за свою Родину, формировать уважение и симпатию к защитникам нашей Родины, а также знакомить с традициями празднования знаменательных событий.

  18 слайд

 По завершении своей работы, мною была создана картотека игр на развитие коммуникативных способностей по всем возрастам, которую  я продолжаю активно использовать в своей  повседневной работе.

В воспитательной работе по развитию коммуникативных качеств  я применяла разнообразные дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, настольные игры. Все эти методы и приемы  позволили более эффективно решить поставленные задачи.  Целенаправленные педагогические приёмы позволяют развивать у воспитанников коммуникативные, речевые умения, культуру общения, познавательные интересы, творческую активность, воображение, открытость, доброжелательность.

19 слайд

 Анализ результатов проведенной работы  показал,  что образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» повысилась, по сравнению с началом  учебного года. На начало учебного года она составляла  89% и  на конец года она составила  99%.  Таким образом,  можно говорить,  о том, что  организованная мною работа зарекомендовала себя как один из эффективных методов  коммуникативного развития.

20 слайд

И, свое выступление хотелось бы закончить словами великого педагога Льва Семеновича Выготского:

Первоначальная функция речи -  коммуникативная.

Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коммуникативное развитие посредством патриотического воспитания Подготовила: Кудрявцева О.А. воспитатель 1 категории МБДОУ КВ «ДС «Брусничка» г. Тарко-Сале, 2018г . Муниципальное Бюджетное дошкольное учреждение комбинированного вида «Детский сад «Брусничка»

Слайд 2

Коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста включает в себя мотивацию на общение с окружающими, умение контактировать с ними и знание норм общения: навыки слушания собеседника, умение сопереживать и правильно разрешать конфликтные ситуации.

Слайд 3

Социально-коммуникативное развитие Трудовое воспитание, самообслуживание, самостоятельность Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Патриотическое воспитание, ребенок в семье и в обществе. Формирование основ безопасной жизнедеятельности

Слайд 4

«Русских невозможно победить, мы убедились в этом за сотни лет. Но русским можно привить лживые ценности и тогда они победят сами себя» Отто Фон Бисмарк

Слайд 5

Экскурсия к памятнику Бородинского хлеба

Слайд 6

Экскурсия на кухню Проект «Профессия – повар»

Слайд 7

Развлечение «Поварята»

Слайд 8

Экскурсия к памятнику «Вечный огонь» с возложением цветов

Слайд 9

Альбом памяти «Помню. Горжусь»

Слайд 10

Драматизация русских народных сказок

Слайд 11

Благотворительная акция «Посылка солдату»

Слайд 12

Посылки нашли своего адресата

Слайд 13

Картотека игр по развитию невербального общения

Слайд 15

Первоначальная функция речи - коммуникативная. Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания. Л.С. Выготский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)

Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»

Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...

Тезисы выступлений. Тема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы».

Тезисы выступленийТема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы»....