Семинар-практикум для педагогов детей раннего возраста "Шаги навстречу"
статья (младшая группа) по теме

Каждому, кто работает в дошколь­ном учреждении, известно: начало учебного года — трудная пора для детей раннего возраста, так как это — период адаптации к новым для них условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и ро­дителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нелегко приходится и персоналу групп: дети плачут, цепляются, не дают рабо­тать, а воспитателю нужно все успеть, все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным пере­дохнуть от крика новенького. Адаптационный период — серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние де­тей. Этот период не проходит бесследно даже при его благоприятном окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка. Период адаптации на­столько серьезен в жизни ребенка, что для его облегчения требуются действия со стороны взрослых. Решение этой задачи ложится в первую очередь на педагогов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_shagi_navstrechu.pptx810.14 КБ
Файл shagi_navstrechu.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Районный семинар-практикум «Шаги навстречу» (для педагогов детей раннего возраста) МКДОУ детский сад общеразвивающего вида №2 «Родничок» 24 октября 2018 г.

Слайд 3

Периодизация Эльконина Раннее детство: Младенчество (0—1 год) Ранний возраст(1—3 года )

Слайд 4

Наиболее благоприятный период, рекомендуемый для поступления в детский сад – это возраст до 9 месяцев и после 2-х лет. Критическим для привыкания к детскому саду является первое полугодие второго года жизни ребенка

Слайд 5

Главная задача в адаптационный период: создать для детей атмосферу психологического комфорта, эмоционального благополучия .

Слайд 6

Изменения , которые происходят в поведении и настроении малыша, пока он привыкает к детскому саду.

Слайд 7

Игры в адаптационный период Игры для создания теплой атмосферы в группе Основная задача— формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. SAM_5656.AVI SAM_5657.AVI Игрушки-развлекушки , отвлекушки Основная задача – переключить/привлечь внимание ребенка, успокоить малыша. SAM_5663.AVI SAM_5664.AVI

Слайд 8

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 2 «Родничок»

Семинар – практикум

для педагогов детей раннего возраста

«Шаги навстречу» - период адаптации детей к ДОУ.

Семинар – практикум для педагогов детей раннего возраста на тему:

«Шаги на встречу»

Цель: повышение педагогической грамотности в вопросах адаптации детей к условиям ДОУ и эмоционального благополучия детей в детском саду.

Задачи:

1. Представить теоретическую информацию об особенностях адаптации детей и эмоционального благополучия в ДОУ.

2. Профилактика дезадаптации воспитанников к ДОУ.

3. Обучение конструктивным способам общения с детьми.

4. Сплочение педагогического коллектива.

В начале занятия звучит музыка, воспитатели выбирают шарик в соответствии со своим настроением (шарики красного, желтого, зеленого и синего цветов, вырезанные из цветной бумаги), объясняют, почему они выбрали именно этот цвет.

Упражнение «Улыбка». Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему, молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.

Мы собрались сегодня с вами, чтобы поговорить о маленьких детях, которые только-только пришли к нам в садик. Давайте для начала вспомним какая возрастная группа детей относится к раннему возрасту. Периодизация Эльконина.

Именно в период с 1 года до 3 лет родители решат отдать своего малыша в детский сад.

Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года — трудная пора для детей раннего возраста, так как это — период адаптации к новым для них условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нелегко приходится и персоналу групп: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно все успеть, все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика новенького. Адаптационный период — серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей. Этот период не проходит бесследно даже при его благоприятном окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка. Период адаптации настолько серьезен в жизни ребенка, что для его облегчения требуются действия со стороны взрослых. Решение этой задачи ложится в первую очередь на педагогов ДОУ.

Наиболее благоприятным периодом для поступления в детский сад является возраст до 9 мес. И после 2-х лет. Самый критический возраст – первое полугодие второго года жизни. Как вы думаете, с чем это связано? Конечно, с особенностями развития ребенка. Приблизительно около года у ребенка возникает кризис, который так и называется – кризис 1 года (праздник непослушания) Считается, что начало кризиса первого года может ожидать ребенка уже в девять месяцев. К полутора годам он затихнет и наступит непродолжительный стабильный период развития. Завершится он новым кризисным витком. Психолог Даниил Эльконин относил кризис первого года к числу «малых» кризисов в жизни человека и считал, что это состояние разделяет два этапа эпохи раннего детства – младенчество и ранний детский возраст.

Лев Выготский полагал, что кризис первого года связан с появлением в жизни ребенка ходьбы и автономной речи. По мнению психолога Екатерины Мурашовой, в год у ребенка запускается биологическая программа, целью которой является определение границ дозволенного. Именно этот процесс приводит к появлению в поведение ребенка агрессии, нытья, манипуляторного плача. Психолог-педагог Людмила Петрановская, приверженец Теории Привязанности, считает, что именно в этом возрасте у ребенка складываетя круг привязанностей. В него входят все «свои» взрослые, а все остальные «чужие» и с ними расслабляться нельзя. Чтобы стать «своим» надо заслужить доверие маленького человека. В этот период оставаться с незнакомыми взрослыми для ребенка очень мучительно.

Слезая с рук около года, следующие пару лет ребенок проводит рядом с родителями – «у маминой юбки». Интересно, что в некоторых диалектах русского языка есть даже отдельное слово «юбошный» как обозначение возраста ребенка с года до трех. С точки зрения детской психологии, основная потребность ребёнка до 3 лет – это тесное, эмоционально насыщенное общение с мамой (между мамой и малышом тесная симбиотическая связь) В возрасте до 2,5-3-х лет у ребёнка ещё нет ярко выраженного стремления играть с другими детьми, он ещё не умеет и не знает, как это делать, да и потребности такой в этом возрасте, как правило, не возникает.

Весь мир для него – это мама. Источник радости – мама, источник общения и любви – мама. Это – в идеале. Но наша жизнь такова, что малыши идут в детский сад. И все без исключения сталкиваются с периодом адаптации. И главной задачей работы с детьми в адаптационный период  являются: понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть, создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;

Дети раннего возраста - очаровательные. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними - одно удовольствие. Когда ребенку хорошо и спокойно, он развивается. Что для этого нужно? Прежде всего - обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша

Адаптация ребенка к детскому саду является условием эмоционального благополучия. Адаптация – процесс приспособления организма к новым условиям. А детский сад, несомненно, является для ребенка новым неизведанным пространством, с новым окружением, с новыми отношениями. Адаптивная способность не является врожденной, а формируется постепенно. Адаптация детей в детском саду всегда была и остается психологически наиболее сложным периодом как для ребенка и его родителей, так и для воспитателей. Учет специфики адаптационного периода поможет не только найти правильный подход к ребенку, но и заложит предпосылки для ее успешной социализации в новом коллективе. Привыкнуть к дошкольному учреждению эмоционально тяжело как в 1,5 лет, так и в 5 лет. Для ребенка любого возраста процесс адаптации является сложным процессом, а для детей раннего возраста вдвойне, поскольку они менее приспособлены к отрыву от родных, более слабы и ранимы, не достаточно владеют речью, навыками самообслуживания, не испытывают потребность в детском обществе. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер который зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в детском саду. Изменить психофизиологические особенности, характер семейных отношений мы не можем, а вот создать благоприятные условия пребывания детей в детском саду в наших силах.

Практическое задание.

Воспитателям предлагается разбиться на подгруппы. Каждой подгруппе выдается листок бумаги. Первая подгруппа составляет список трудностей с которыми сталкивается ребенок, пришедший в детский сад, а вторая подгруппа формулирует трудности с которыми сталкиваются воспитатели групп раннего возраста.

Выводы и анализ ответов.

Очень важным и необходимым условием эмоционального благополучия (в любом возрасте, для всех детей) является хорошее отношение к ребенку взрослых, работающих в ДОУ. Ребенок с радостью идет в детский сад, где его ждут, где проявляют к нему искренний интерес, помогают преодолевать неудачу, радуются успехам.

Упражнение «Мячики»

Цель – прочувствовать тяжесть эмоционального переживания ребенком началапосещения детского сада.

Посмотрите на шарики в моей корзинке – это трудности, с которыми сталкивается ребёнок, пришедший в детский сад. Я раздам их вам (теннисные шарики раздаются по кругу). Я раздаю вам такие трудности:

• Ощущение одиночества от отсутствия близких людей в течение «бесконечного времени», и «неизвестно, заберут ли меня домой»;

• Незнакомая обстановка;

• Незнакомые взрослые,

• Незнакомые мальчики и девочки;

• Недостаточно развитые навыки самообслуживания (не умеют или не аккуратно кушают, не умеют или стесняются попроситься на горшок, не умеют одеваться и т. п.);

Удобно ли вам держать в руках столько шариков? Что вы чувствуете, если они падают? Что вам хочется сделать?

В какие же игры поиграть с детьми в адаптационный период?

Такие игры можно разделить на две группы:

1. Игры для создания теплой атмосферы в группе.

Основная задача— формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

2. Игрушки-развлекушки, отвлекушки

Основная задача – переключить/привлечь внимание ребенка,  успокоить малыша.

Игра «Солнце способностей». Участники разбиваются на группы по 5-6 человек. Задача каждой группы: создать солнце своих способностей. На лучах необходимо написать свои способности, умения, отвечая на вопрос: «Мы умеем, мы можем…»

Вопросы:

- Кто испытывал неловкость, затруднения?

- Кому показалось, что кто-то хвастается?

- Узнали ли вы что-то новое о людях?

Вывод: нас учили (и мы так воспитываем своих детей) обращать внимание, прежде всего, на минусы, а не на плюсы. А это способствует появлению у ребенка состояния подавленности, что снижает самооценку и приводит к плохому поведению.

В конце воспитатели выбирают шарики в соответствии со своим настроением. Объясняют свой выбор. Как изменилось настроение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум на тему: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Обозначить проблемы, которые возникают у детей и родителей в адаптационный период к ДОУ...

Семинар-практикум для воспитателей: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Семинар-практикум для воспитателей: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»...

Семинар-практикум для воспитателей "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада "

Семинар-практикум для воспитателей "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада"...

Семинар – практикум для воспитателей «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №22 «Город Детства»         Семинар – практикум для восп...

Семинар-практикум для родителей и детей раннего возраста «Сенсорные коробочки»

Семинар-практикумдля родителей и детей раннего возраста «Сенсорные коробочки»...

Семинар-практикум для родителей и детей раннего возраста «Сенсорные коробочки»

    Задача родителей – создать для ребенка среду, в которой он сможет получать как можно больше самых разных ощущений, в которой его пальчики будут активно работать. В этом деле...