Рабочая программа кружка по экспериментально – исследовательской деятельности «Юные исследователи».
рабочая программа (старшая группа) по теме

Погодина Марина Анатольевна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3._kruzhok_15-16god.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Структурное подразделение

 Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы с. Новосельское Аркадакского района Саратовской области «Детский сад «Берёзка» села Новосельское»

Рабочая программа кружка по экспериментально – исследовательской деятельности «Юные исследователи».

Руководитель: Погодина М.А.

                                                                                          2015-2016 уч. год.

           

Актуальность

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопрос «как? », более полно удовлетворить естественную любознательность детей. Во время экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.

Детям нравится проводить различные эксперименты, это объясняется тем, что детям присуще наглядно – действенное, наглядно – образное мышление и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. Значение экспериментирования заключается в том, что при помощи несложных опытов детям можно объяснить суть многих явлений и процессов как в живой, так и в неживой природе.

Чтобы развить интерес к экспериментированию, прежде всего надо правильно подойти к подбору приёмов, использующихся при развитии у детей умений экспериментированию. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. Ребёнок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различному роду исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. С учётом важности экспериментирования для развития интеллектуальных способностей ребёнка разработана кружковая деятельность «Юные исследователи».

Цели: развитие поисково-познавательной деятельности как основы интеллектуально-личностного, творческого развития.

Задачи:

1. Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка.

2. Развивать у детей мыслительные процессы, познавательные способности.

3.Развивать познавательные умения (анализировать, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);

4. Развивать у детей коммуникабельность, наблюдательность, самоконтроль своих действий.

5. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

6. Расширять представления о физических свойствах окружающего мира:

7. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.                

Программа кружка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей.

Срок реализации кружка –  сентябрь – май.

Режим занятий: 1 раз в неделю.        

Продолжительность – Занятия проходят во второй половине дня один раз в неделю по 25-30 минут.

Форма организация детей: подгрупповая.

Список детей

Данилов Артем

Иванов Кирилл

Родина Кристина

Русаков Захар

Штайнбах Стефан

Ожидаемый результат:

Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить.

Предлагает возможные решения.

Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы.

Применяет выводы к новым данным, делает обобщение.

План работы кружковой деятельности «Юные исследователи»        

Месяц

Тема

Задачи исследовательской деятельности

Формы работы

Сентябрь

1. «Экскурсия в детскую лабораторию»

   Уточнить представление о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство), познакомить с понятиями: «наука» (познание), «гипотеза» (предположение), об эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории, дать представление о правилах поведения в детской лаборатории

Беседа «Что такое лаборатория?», игра «Нюхаем, пробуем, слушаем, видим, ощущаем»

2. «Приборы для опытов»

Познакомить детей с приборами для наблюдения и опытов – микроскоп, лупа, подзорная труба, бинокль, телескоп;

познакомить с правилами пользования приборами-помощниками

Рассматривание приборов, беседа «Где применяют волшебные стеклышки?»

Октябрь

1.«Древесина, ее качества и свойства»

Упражнять в умении узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде). 

Рассматривание предметов, опыты на определение свойств, игра «Назови предмет»

2. «Бумага, ее качества и свойства»

Упражнять в умении узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

Рассматривание предметов, беседа «Как делают бумагу?», опыты на определение свойств.

3. «Ткань и её свойства».

Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах тканей: плащевая, костюмная, ситец, мешковина и т.д.

Беседа «Для чего нужны ткани»

Рассматривание различных видов тканей.

Выделение свойства тканей. 

4. «Вулканы»

познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения.

Предварительная работа: изготовление макета вулкана. Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов, макета вулкана. Опыт «Извержение вулкана

Ноябрь

1. «Обследование свойств воздуха» 

Дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; он находится вокруг нас, воздух можно почувствовать. Расширять представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, горячий (легкий) поднимается вверх, при охлаждении сжимаетсяхолодный (тяжелый) опускается вниз, он может быть влажным.

Беседа о свойствах воздуха, игры «Что в пакете», «Узнай по запаху», опыт «Взвешивание воздушных шаров»,

«Игры с соломинкой»

2. «Ветер. Движение воздуха»

Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс, научить различать его силу.

Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Загадка о ветре, изготовление вертушки (по схеме), «Игры с веерами,  султанчиками, вертушкой

3. «Эти обыкновенные необыкновенные камни»        

доказать свойства камней экспериментальным путем.

Беседа: «Эти удивительные камни» Рассматривание разнообразных камней. Опыты с камнями.

4. «Стекло, фарфор, пластмасса»

развивать умение сравнивать внешний вид и качество материалов, целесообразность их применения.

Познакомить детей с разными материалами (стекло, фарфор, пластмасса) с их внешним видом, качеством и применением.

Декабрь

1. «Вес предмета»

Развивать представление о весе предметов. Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

Опыты по взвешиванию предметов разными способами.

2. «Плавучесть предметов»

Подвести детей к выводу, что полые предметы плавают. Воздух легче воды, поэтому, заполняя полые предметы, он не дает им утонуть. Выявить зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом

Опыт с пластилиновым шаром, куском пробки, пером, чайной ложкой. Игры «Поплывет - не поплывет»,  «Плавает-тонет».

3. «Магнит. Испытание магнита».

Дать представление о магните и его свойстве притягивать предметы, выявить предметы которые могут стать магнетическими, используя магнит, актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.

Опыты с магнитом.

Работа по схемам. Игры на магнитной доске.

4. «Чудесная мука».

Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование,

дать детям понятия: мягкая, лёгкая, тяжёлая, сыплется, оставляет отпечатки.

Экспериментирование с мукой.

Изготовление из соленого теста печенье.

Январь

1. «Свойства металла».

Расширять знания детей о металле и его  свойствах. Учить  сравнивать, делать выводы.

Беседа о применении металла человеком.

Просмотр презентации. Рассматривание альбома «Мир металлов»

2. «Обследование свойств воды» 

Уточнить свойства воды (жидкая, бесцветная, прозрачная, без запаха, текучая, имеет вес, не имеет формы).

Проведение опытов с водой «Узнаем, какая вода»

(по карточке-схеме)

3. «Свойства воды. Очищение воды»

Способствовать накоплению представлений о свойстве воды: вода изменяет цвет.

  Выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием. Закрепить знания правил безопасного поведения при работе с различными веществами.

Проведение опытов с водой «Окрашивание воды», «Очищение воды», игра «Спрячь пуговку»

Февраль

1. «Свойства снега»

Продолжать знакомить со свойствами воды (превращение в снег, лед при низких температурах).

Закрепить знания о свойствах снега (белый, пушистый, холодный, тает в тепле); в зависимости от температуры воздуха: 

в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится), в теплую погоду (липкий).  

Беседа «Снег, какой он?», загадки, стихи о снеге, опыты со снегом.

2. «Свойства льда»

Познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.

Беседа «Как воду превратить в лед», опыты со льдом, изготовление «цветных льдинок».

3. «Измерение глубины снежного покрова»

Развивать интерес к исследовательской деятельности.

Проведение исследования на свежем воздухе.

4. «Звук»

формировать представления о звуке и механизме его возникновения – колебание. Как звучат состояния тел. Как распространяется звук в разных средах (твердое, жидкое, воздушное). Высота как свойство звука. Музыкальность и шум.

Игра «Что звучит»

Исследование звучания различных предметов. Изготовление музыкальных инструментов.

Март

1. «Растение – живой организм»

«Посадка бобов»

Опытным способом выяснить, что раньше появляется из семени. Уточнить представление о строении боба (фасоль, горох), определить алгоритм деятельности по посадке растения.

Беседа «Что раньше появляется из семени?», опыт «Замачивание боба во влажной ткани». Рассматривание схемы строения растения, зарисовки с использованием символов строения растения.

2. «Необходимые условия для развития растений»

Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Уточнить представления о необходимости наличия почвы, света и воды. Установить, как растение ищет свет. Выявить потребность растения в воздухе,  дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения. 

Игра Вершки – корешки»

Беседа: « Что необходимо для роста растений». Наблюдение и уход за рассадой.

3. «Дышат ли прорастающие семена»

формировать представления о том, что прорастающие семена выделяют углекислый газ.

Опыты с фасолью. Проращивание семян огурцов.

4. «Световая энергия»

Дать представление о том, что Солнце является источником тепла и света. Познакомить с понятием «световая энергия». Показать степень её поглощения разными предметами, материалами, определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени). Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и расположения предмета.

Дать представление о том, что «солнечный зайчик» - это луч солнечного света, показать из каких цветов состоит солнечный луч, отраженный от зеркальной поверхности. 

Закрепить правила безопасности при использовании световой энергии (солнце, электрическая лампа).

Загадки о солнце. Беседа «Что я знаю о Солнце?» Опыты с фонариком, с зеркалом.

Апрель

1. «Волшебный лучик. Радуга»

Показать детям, что солнечный луч может стать разноцветным.

 «Игра с солнечным зайчиком», рассматривание картинки «Радуга», опыты с разноцветными стеклами.

2. «Термометр и температура»

Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; сравнение разных видов термометров.

Развивать способность ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела.

Рассматривание репродукции картин профессиональных художников с изображением пейзажей в разное время года. Беседа о том, когда бывает жарко, тепло, холодно. Измерение температуры тела, воздуха в помещении и на улице.

3. «Отражение света. Зеркало»

развивать способности рассматривать различные отражения от блестящих поверхностей.

Игры с зеркалом. Эксперименты.

4. «Отчего происходит смена дня и ночи»

развивать умений устанавливать причинно-следственные отношения.        

        

Просмотр презентации. Рассматривание иллюстраций.

Май

1. «Свойства песка»

Познакомить со свойствами почвы и входящих в ее состав песка и глины.

Расширять знания о свойствах песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого). 

Развивать умение безопасно обращаться с песком, сравнивать, делать выводы.

Игры и опыты с песком. Рисование на сухом, мокром песке.

2. «Сравнение песка, почвы и глины»

Познакомить детей со свойствами песка и глины: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить.

Рассматривание, обследование и сравнение песка и глины.

3. Подземная кладовая

«Удивительная почва».

познакомить детей с полезными ископаемыми земли. Обогатить знания детей о свойствах почвы, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Рассматривание картинок с изображением полезных ископаемых. Обследование и экспериментирование почвы.

Использованная литература:

1. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в  детском  саду. М., 2004.
2. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. 2003.№3. С.4-12.
3. Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково – познавательная работа в детском саду // Методист. 2006. №8. С.60-64.
4. Семенова Т.М. Занятия в детском саду: Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников. – Дошкольная педагогика.- декабрь 2012 года.
5. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007.№6. С.13-16.

6. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2001. – №1.

7. Рыжова Н.А.  Игры с водой и песком  // Обруч, 1997г.-№ 2        

8. Рыжова Н.А. Опыты с песком и глиной   // Обруч, 1998г. - № 2

Тематическое занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Свойства воздуха и применение его человеком»

Предварительная работа: проводить с детьми опыты с водой и воздухом, делать вывод о том, что воздух легкий. Он может иметь запах и цвет с помощью других веществ. Рассмотреть с детьми энциклопедию о значении воздуха для человека.

Цель: формировать и закреплять представления о свойствах воздуха, его необходимости для жизни животных и человека. Использование воздуха человеком.

Задачи:

*закреплять знания детей о свойствах воздуха (легкий, без запаха, невидимый; в нем распространяются запахи, звуки) ;

* формировать представления детей о пользе воздуха всему живому (животные и человек дышат воздухом, он помогает передвигаться летающим животным) .

* развивать понятия детей о необходимости воздуха в космосе, в ветряных электростанциях, в аэродинамике, в парусном кораблестроении и т. д.

Материал: корабль с парусом и самолет из бумаги; иллюстрации парусного корабля во время шторма, ветряной мельницы и электростанции; флюгер и вертушка, мишура, спасательный круг, парашют, миска с водой, картинки с изображением скафандра и акваланга. Цифровая запись любой медленной мелодии, наклейки с изображением воздушного транспорта.

                                                   Ход занятия:

Разминка: «Цветок» - психологический этюд на выражение удовольствия и радости. Упражнение направлено на организацию детей перед занятием.

- Каждому растению, животному нужна жизнь – для этого необходима вода, солнце и воздух. Сегодня мы будем говорить о воздухе и использование его человеком.

- Каждое занятие мы путешествуем с вами по стране Знаний на этом поезде (модель поезда и железной дороги). Мы раньше сделали с вами остановку на станции «Забава», потом «Почемучка», а сегодня поезд отправляется дальше и делает остановку. Ну, как она будет называться, мы решим в конце занятия.

Обращение к прошлым знаниям:

Занятие начинается с повторения материала прошлых бесед и опытов с детьми об основных свойствах воздуха.

Беседа:

Педагог рассказывает детям, как воздух проводит звук, запах и помогает двигаться в нем.

- Воздух повсюду, он упругий, сильный (ветер, в нем легко распространяются запахи цветов, жареных пирожков, духов. Педагог распыляет духи по воздуху и дети распознают запах. Звук распространяется в воздухе на расстоянии, например, просвистеть в дудочку издалека. Воздух помогает птицам и некоторым насекомым двигаться в нем.

- А зачем воздух нужен животным и человеку? (Они не могут без него дышать).

- Иногда люди тонут в воде, если не умеют плавать, т. к. в воде нет воздуха. Только рыбы научились дышать под водой, у них в области головы расположены мешочки из пузырьков – называются жабры, с помощью них они дышат кислородом, растворенным в воде. У человека воздух внутри тела помещен в специальные мешочки – это легкие. (Показ картинок с изображение рыбы с жабрами, человека с легкими) .

Объяснить детям, что нельзя насильно бросать животных и людей в воду. Нужно учиться плавать, нырять. Спросить детей, кто умеет плавать.

Опыт«Есть ли воздух в легких? » (Подуть на вертушку, флюгер, мишуру, ленточку, султанчик) .

Физминутка: «Пробеги с ветерком». Под веселую и быструю музыку дети бегают с ленточками и вертушками.

Детей успокоить и пригласить к доске, на которой расположены картинки с изображением парусных кораблей, самолетов, парашютов, ветряных мельниц и электростанций.

- Человеку воздух нужен не только для дыхания, но и в различной технике.

Опыт: «Мой кораблик поплывет! » (В тазу с водой запустить кораблик с парусом, подув с одной стороны) .

Опыт: «Самолет». (Пустить в воздухе бумажный самолет)

Закрепление материала:

Дети рассаживаются за столы, а воспитатель показывает иллюстрации из книги, можно на компьютере (слайд-шоу) – парусный корабль во время шторма.

- Как можно узнать, что дует ветер? (Различные предметы начинают шевелиться, качаться) .

- Что может случиться с человеком и кораблем во время шторма, бури? (Ветер разорвет паруса, сломает мачту, разломит борта, человек погибнет) .

В большинстве случаев воздух полезен. Предложить детям поиграть.

Игровое упражнение: «Где используют воздух? »

На столе расположены карточки с изображение предметов, для которых воздух нужен, дети по очереди берут карточки и объясняют.

- Воздух использую в ветряных мельницах, им надувают спасательные круги и жилеты, закачивают воздух в игрушки (мяч) и шины, в подводном плавании для аквалангов, для космического костюма (скафандр, воздух можно охладить и нагреть с помощью вентиляторов.

С детьми подойти к модели поезда и отметить остановку фишкой, называя ее…. «Воздух», «Воздушная», «Ветерок», «Ветряная» (Ребята выбирают название сами) .

В конце занятия подарить детям наклейки с изображением тех предметов и объектов, которые движутся в воздухе (пчела, аэроплан, вертолет)

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Песок и глина»

ЦЕЛЬ: Познакомить со свойствами песка – сыпучестью, рыхлостью, способностью пропускать воду и свойствами глины – пластичностью, вязкостью, неспособностью пропускать воду. Развивать умение использовать природные материалы в жизни и в быту. Воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы, формировать интерес к объектам неживой природы и навыки наблюдения за ними.

Тема: «Песок и глина»

ЗАДАЧИ: Познакомить детей с такими компонентами неживой природы, как песок и глина и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются.

Воспитатель (обращает внимание на экран) :

- Ребята, кто знает, как называется наша планета?

Дети: Земля.

Воспитатель: Да, наша планета называется Земля, на ней есть горы, моря, океаны, леса, города, сёла, деревни, в которых живут люди, т. е. мы с вами. Если посмотреть на срез нашей планеты, то мы можем увидеть, что состоит она из множества слоёв и существовать без одного из них она не сможет, т. е. будут обвалы, разрухи. А чтобы этого не происходило, человек должен изучать состав слоёв и исследовать их свойства. Дети, как вы думаете: для чего это нужно – исследование?

Дети: Чтобы строить дома, мосты, железные дороги, сажать леса.

Воспитатель: А вы хотите сегодня быть исследователями?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда, я предлагаю вам надеть шапочки магистров – исследователей и отправиться в центр исследований. Добро пожаловать. (Дети подходят к первому столу) .

Опыт 1.

Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать песок или глину?

Дети: Песок.

Воспитатель: Потому и говорят, что песок «сыпучий». Глина слипается комочками, её нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Почему?

Дети: Потому что песок рыхлый в отличие от глины.

Опыт 2.

С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим из чего состоит песок.

Дети: Из зернышек – песчинок.

Воспитатель: Как выглядят песчинки?

Дети: Маленькие круглые полупрозрачные белые.

Воспитатель: Похожи ли песчинки друг на друга? Чем они похожи и чем отличаются?

Дети: Да, нет – (разубеждать не надо)

Воспитатель: А сейчас таким же образом рассмотрим глину. Видны ли такие же частички в глине? Так же частички видны отдельно друг от друга, или они прилипают друг к другу, т. е. они слипшиеся?

СЛЕДОВАТЕЛЬНО: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу.

Опыт 3.

В больших сосудах (3-х литровая банка) насыпан песок и глина. Создастся в банке сильный поток воздуха (через трубочку) – игрушечный ветер. Что происходит с песчинками?

Дети: Они легко двигаются, сдуваются.

Воспитатель: А сейчас подуем так же на комочки глины. Что мы видим теперь? Могут ли кусочки глины двигаться так же быстро, легко, как песчинки?

Дети: Нет, они сдуваются труднее или совсем не двигаются.

Вывод: сухие песчинки легко сдуваются «убегают» от ветра, а слипшиеся частички глины – нет.

Воспитатель: Дети, а давайте мы с вами поиграем в песчинки и частицы глины. Песчинки как будут себя вести, если подует ветер? Они легко будут двигаться, перемещаться. А с частичками глины что будет происходить? Они будут стоять на месте, сцепившись друг с другом за руки, или все вместе будут тихо передвигаться.

(2-3 раза налетел ветер по сигналу «Ветер – песчинки», «Ветер – глина») .

Воспитатель: А сейчас, ребята, мы снова идём в лабораторию.

Опыт 4.

Аккуратно нальём немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками. Попробуем «посадить» в мокрый песок палочку. В какой песок она легче входит в сухой или в мокрый? Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как вода впитывается: быстро или медленно?

Дети: Медленнее, чем в песок. Часть воды остаётся сверху на глине.

Воспитатель: Сажаем «деревце» во влажную глину. Легче сажать палочку в какой стаканчик?

Дети: Во влажную.

ВСПОМНИМ: когда сажают дерево, или растение на грядки, то дерево поливают, для того, чтобы растение получило влагу, и корешки легче проникли в землю.

Воспитатель: А у нас дети сегодня сюрприз: У нас в гостях сама Матушка наша Земля.

Земля: Здравствуйте, дети! Узнала я сегодня, что вы начали исследовать мои недра. Это нужная работа, очень важная. Понравилось ли вам быть исследователями?

Дети: Да!

Земля: У меня есть заветная, необычная экологическая тропа, на ней есть всё: и камни, и песок, и глина, и самоцветы, и ракушки, и золотые частички. И я хочу узнать: сможете ли вы отыскать на этой тропе то, что вы сегодня исследовали. Предлагаю подойти сюда и показать мне, где же эти материалы.

(Дети подходят к тропинке и показывают в разных местах песок и глину.)

Земля: Я благодарю вас, юные друзья – исследователи, и хочу вручить каждому из вас значок или грамоту.

Дети благодарят «Землю – матушку» за подарки и прощаются с ней.

Воспитатель: А сейчас, ребята, мы покидаем наш центр исследований, шапочки до следующих исследований.

Материалы и оборудование:

Песок

Глина

Вода

8 трубочек

2 банки с крышками

16 стаканов

8 луп

8 шапочек магистров

8 палочек – шпажек

Презентация «Наша Земля»

 «Что такое вулкан»

Задачи:

Обучающие:

- сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений;

- Познакомить детей с профессией вулканолога;

Развивающие задача:

- развивать речь,  активизировать  способность детей использовать в речи слова: очаг, магма, жерло, кратер, лава, вулканологи;

- развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов;

- Поощрять детей за самостоятельные формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные представления;

Воспитательные задача:

- Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;

- Воспитывать волевые качества: целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность;

Предварительная работа:

-Рассматривание и чтение детских энциклопедий;

Ход занятия:

- Сегодня мы пришли в лабораторию «Интересных открытий» . Для чего мы приходим в лабораторию? (Чтобы узнать что-то новое и интересное).

-Проходите, присаживайтесь на стульчики. Для того, чтобы узнать о чем сегодня пойдет речь, вам нужно отгадать загадку:

Я плююсь огнем и лавой,

Я – опасный великан

Славен я недоброй славой

А зовут меня – (Вулкан) (Слайд)

- Правильно. Сегодня мы поговорим о таком таинственном явлении, как вулкан. И я хочу рассказать вам одну легенду:

( Слайд) Жил на свете бог по имени Вулкан, что значит огонь. Странный это был бог: некрасивый, хромоногий. Но зато очень трудолюбивый и сильный. Вулкан сумел подчинить себе огонь. Построил он себе кузнецу в высоченной горе  и начал ковать оружие и делать украшения. И если над  горой появлялся пар и огонь, люди со страхом говорили : «Вулкан работает» и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедыщащие горы люди стали называть вулканами.

-Вот такая легенда. Кто мне скажет, что такое вулкан? (Слайд).  (Гора). Правильно, это гора. Но это необычная гора. Ведь вулкан в переводе означает «бог огня». А почему его так называют, вы ответите сами в конце занятия.

А на что похожа эта гора. (на конус, на треугольник).

- Когда вулканы спят, они мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются» (слайд), и тогда начинается сильный подземный гул, и их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни. Вулканы окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток. Кто знает, как он называется? (Лава).

- Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых, превращаются в жидкие. А когда лава застывает, получаются новые камни.(слайд).

Вспомните, пожалуйста, что же вырывается из вулкана? (камни, пепел, огонь).

- А хотите узнать, как устроен вулкан? (слайд). На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер – это огромная чаша, а на дне красновато-оранжевая пасть – это жерло вулкана или дыра, которая уходит глубоко в землю. Огненная жидкость выходящая из вулкана называется лавой.

- Извержение вулканов угрожает жизни людей. Лава разрушает (слайд) здания, перекрывает дороги. Пепел попадает в организм человека и животных, что очень вредно для здоровья, еще пепел представляет угрозу для воздушного и пассажирского транспорта.

Как вы думаете почему? Правильно. Давайте и мы укрепим свое здоровье и проведем разминку.

Физминутка:

Любим спортом заниматься

Будем очень мы стараться

Мяч бросать и принимать

Метко в даль его бросать

Ловко прыгать на скакалке

Ног своих совсем не жалко

Приседать и вновь вставать

Руки быстро поднимать

Наклоняться вправо, влево

Все мы делаем умело.

- Садитесь на стульчики. Продолжим наше исследования

- А как вы думаете, приносят ли вулканы пользу?  Ответы детей. Да, возле них очень плодородная земля и  в тех местах фермеры собирают очень хороший урожай .

- Хотя вулканы всегда вселяли страх и ужас, люди жили и продолжают жить рядом с ними, ведь вулканы могут спать «Очень долго» (Слайд).

- Для того, чтобы узнать, когда вулкан проснется, за их состоянием следят ученые, которых называют вулканологи. С помощью специальных приборов, они узнают, когда вулкан «Спит», А когда он «проснется».

Вы, очень много смотрели на экран и ваши глаза устали. Пусть они немного отдохнут.

Гимнастика для глаз:

Покажите указательный пальчик, давайте с ним поиграем, надо следить за пальцем не поворачивая головы:

Раз – налево, два – направо

Три – наверх, четыре вниз;

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир

Взгляд направим ближе, дальше

Тренируя мышцы глаз

Видеть скоро будем лучше (моргаем)

Убедитесь вы сейчас.

- А вы бы хотели увидеть, как извергается вулкан? Тогда

Давайте пройдем в нашу лабораторию и попробуем разбудить наш вулкан. Что нам для этого понадобится.( На доске вывешены картинки с подсказкой: сода, жидкость для мытья посуды, краска, уксус перечеркнутый красным крестом).

Проводим опыт. После завершения обобщающая беседа.

- Скажите, что нового и интересного вы сегодня узнали?

- А давайте ответим на самый главный вопрос: почему же вулкан называют «Богом огня»?

Молодцы, вы сегодня были очень внимательны, правильно отвечали на все мои вопросы, и я вам предлагаю на следующем занятии зарисовать свои вулканы в нашу книгу опытов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка познавательно-исследовательской деятельности «Юный исследователь» для детей старшего дошкольного возраста

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения....

Кружок по экспериментально-исследовательской деятельности "Юный исследователь".

   Одним из эффективных способов по развитию познавательной деятельности у дошкольников является экспериментально-исследовательская деятельность. И важной  задачей является не пр...

Программа кружка по познавательно – исследовательской деятельности «Мы – исследователи» для детей среднего дошкольного возраста (4-5) лет

Программа кружка по познавательно – исследовательской деятельности«Мы – исследователи»для детей среднего дошкольного возраста (4-5) лет...

Программа кружка по познавательно – исследовательской деятельности «Мы – исследователи» для детей старшего дошкольного возраста (5-6) лет

Программа кружка по познавательно – исследовательской деятельности«Мы – исследователи»для детей старшего дошкольного возраста (5-6) лет...

Программа кружка экспериментально - исследовательской деятельности "Я - исследователь"

Программа кружка экспериментально - исследовательской деятельности в ДОУ на 2018-2019 гг....

Программа кружка по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе "Хочу всё знать"

Программа кружка по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе "Хочу всё знать"...

Рабочая программа кружка по экспериментально – исследовательской деятельности «Юные исследователи».

Рабочая программакружка по экспериментально – исследовательской деятельности «Юные исследователи»....