Конспект НОД по познавательному развитию на тему :«В осеннем лесу» в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Захарченко Татьяна Юрьевна

Структура (части и их предполагаемое время)

Вводная. Игровая мотивация.

Воспитатель включает запись фонограммы осенней мелодии. Дети собираются у магнитной доски, на которой расположены мнемокарточки с приметами осени, иллюстрации с осенними пейзажами и как дикие животные готовятся к зиме. Формулирование темы мероприятия.

5 мин.

Основная часть. Подготовка к путешествию в осенний лес. Путешествие по осеннему лесу.

15 мин.

Заключительная часть

Поможем ежикам. Продуктивная деятельность (приклеивание листьев к макету). 5 мин.

Общее время- 25 мин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_sredney_gruppe_osen_2017.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

муниципального автономного дошкольного образовательного

учреждения г. Хабаровска

 «Детский сад комбинированного вида №128

Конспект НОД

по познавательному развитию

на тему :«В осеннем лесу»

в средней группе

Провела:

воспитатель

Захарченко Татьяна

Юрьевна

Хабаровск

2017

Группа: средняя

Интеграция с другими областями:

Физическое развитие – использование дыхательной гимнастики «Ежик» для тренировки носового дыхания и дыхательной мускулатуры и физкультминутки «Поезд», имитация движений животных.

Познавательное развитие - Д/игры «Да или нет», «Кто у кого», «Кто где живет?», использование мнемотаблиц для распознания диких животных и закрепления примет осени.

Социально-коммуникативное развитие – д/игра «Закончи предложение», помощь ежикам в укладывании листьев в норку (во время продуктивной деятельности), труд – подготовка рабочего места, уборка клея, салфеток, клеёнок для аппликации после продуктивной деятельности.

Речевое развитие - чтение художественной литературы: чтение стихотворения, использование загадок.

Художественно – эстетическое развитие: работа с красками, использование фонограммы песни С. Насауленко «Осень наступила», фонограммы мелодии в продуктивной деятельности для организации детей.

Цель:Обобщение знаний детей  об осенних изменениях в природе.

Задачи:

1. Обучающие задачи:

- систематизировать знания детей о сезонных изменениях в неживой природе, изменения в растительном мире, изменения в животном мире (осень);

- продолжать учить детей отгадывать загадки, в некоторых случаях объясняя свой ответ;

- учить образовывать существительные при помощи суффиксов –ата, -ята во множественном числе;

- закрепить использование слов, имеющих противоположное значение (длинный- короткий, большой –маленький, пушистый-колючий, дикий-домашний, белый-серый);

- упражнять детей в носовом дыхании, тренировать дыхательную мускулатуру.

-совершенствовать навыки аппликации.

2. Развивающие задачи:

- развивать познавательную речевую активность по теме «Осень», «Жизнь диких животных осенью».

- развивать цветовое восприятие в процессе продуктивной деятельности.

- развивать мелкую моторику.

- способствовать развитию психических процессов: памяти, воображения, мышления.

3. Воспитательные задачи:

- воспитывать навыки культурного поведения в процессе игры.

- воспитывать бережное отношение к природе в процессе беседы о жизни диких животных осенью, в продуктивной деятельности.

- воспитывать аккуратность в процессе продуктивной деятельности.

- воспитывать активность, самостоятельность.

- воспитывать умение работать в коллективе.

Структура (части и их предполагаемое время)

Вводная. Игровая мотивация.

Воспитатель включает запись фонограммы осенней мелодии. Дети собираются у магнитной доски, на которой расположены мнемокарточки с приметами осени, иллюстрации с осенними пейзажами и как дикие животные готовятся к зиме. Формулирование темы мероприятия.

5 мин.

Основная часть. Подготовка к путешествию в осенний лес. Путешествие по осеннему лесу.

15 мин.

Заключительная часть

Поможем ежикам. Продуктивная деятельность (приклеивание листьев к макету). 5 мин.

Общее время- 25 мин.

Оборудование: музыкальный центр, стульчики (пенечки), мольберты, макеты деревьев.

Демонстрационный материал: Картинки с изображением диких животных, мнемотаблицы: осень, медведь, белка, лиса, ёж, заяц, аудиозапись детской песни С. Насауленко «Осень наступила»,грибы, игрушки диких животных.

Раздаточный материал: клеёнки для аппликации, клей карандаш, салфетки.

Предварительная работа: наблюдение за деревьями, листьями, растениями на цветнике, за птицами, насекомыми.

П/ игры с осенней тематикой.

В экологическом уголке размещены картинки с изображением диких животных и их детенышей, экологическая игра «Опиши, мы отгадаем», «Где кто живет?»,чтение художественной литературы: И. Соколов-Микитов «Еж», А.Блок «Зайчонок».

Конспект НОД по познавательному развитию «В осеннем лесу».

Воспитатель под фонограмму детской песни С. Насауленко «Осень наступила» встречает детей у магнитной доски.

Воспитатель:

Ребята, я вам сейчас загадаю загадку - стихотворение:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен

И ёлочек. Я .... (Осень)

Воспитатель: Молодцы! А сейчас какое время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете?

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Какой сейчас месяц осени?

Дети: Ноябрь.

Воспитатель: А какие еще времена года вы знаете?

Дети: Зима, весна, лето.

Воспитатель: Ребята, назовите мне признаки осени.

Дети: Листья желтеют и опадают, птицы улетают в тёплые края, солнце греет мало, частые дожди, небо серое, становится холоднее, люди одевают теплую одежду.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в интересную игру. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать "да" или нет".

Осенью идут дожди?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Звери норки утепляют?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать:

Куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (да). Тогда я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие в осенний лес.

Чтобы отправиться в лес, нам нужно подумать, а на чем мы можем отправиться?

Дети: на машине, на самолете, на автобусе, на лошадке.

Воспитатель: А на чем быстрее всех мы доберемся до осеннего леса?

Дети: На машине.

Воспитатель: Как здорово! Мы с вами быстро доберемся на поезде до леса.

Физкультминутка «Поезд»

2 часть

Воспитатель: Вот мы и добрались до осеннего леса. Садитесь на пенечки, отдохнем (дети садятся на стульчики). А знаете ли вы правила поведения в лесу? (да).Висят  знаки(ветки не ломать, гнезда не разрушать, не шуметь, не сорить, не трогать животных)

Тогда ответьте, что обозначают эти знаки? 
Дети:(нельзя ломать ветки деревьев, нельзя разрушать гнезда птиц, нельзя трогать животных, они могут быть опасны)
Воспитатель: Ой, ребята, кто-то нас встречает? Узнаете кто, если отгадаете загадку.

Ребёнок загадывает загадку.

1) Это что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной,

И стоит среди травы

Уши больше головы. (Заяц)

(Воспитатель предлагает найти среди нескольких мнемотаблиц и картинок с дикими животными ответ на загадку)

Воспитатель: Ребята, а что зайчик делает осенью?

Дети: Зайчик осенью меняет серую шубку на белую.

Воспитатель: Зачем зайчику белая шубка?

Дети: Чтобы лиса или волк не заметили зайца на белом снегу.

Воспитатель: Давайте попрыгаем, как зайчики. (Прыгают).

Воспитатель: Кого же ещё мы встретим в лесу?

Ребёнок загадывает загадку.

2) - Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (Медведь).

(Воспитатель предлагает найти среди нескольких мнемотаблиц и картинок с дикими животными ответ на загадку)

- А вы знаете, что медведь делает осенью?

Дети: Все лето и осень медведь готовится к зиме: ест много ягод, ловит рыбу в реке, накапливает жир на зиму. В конце осени он находит себе место под сосной, где лежит много листьев и веток, и ложится спать до весны. Зимой выпадет снег, а ему в берлоге будет тепло.)

Воспитатель: Давайте походим, как медведь. (Дети изображают медведя).

3) Воспитатель: Ребята, может, мы ещё кого-нибудь встретим.

Как выдумаете, ребята, о каком животном пойдет речь в следующей загадке?

В дупле живет, да орешки грызет. (Белка).

(Воспитатель предлагает найти среди нескольких мнемотаблиц и картинок с дикими животными ответ на загадку)

Воспитатель: Что делает белка осенью?

Дети: Белочка собирает грибы, орешки, шишки.

Воспитатель: А белочка меняет шубку? (да)

Какого цвета шёрстка становится у белочки? (серая)

Почему серая? (потому что деревья серые)

Давайте попрыгаем, как белочки (прыгают).

4) Воспитатель: Ой, ребята, а это что за зверёк?

Сердитый недотрога живёт в глуши лесной

Иголок очень много, а нитки - ни одной! (Ёжик)

(Воспитатель предлагает найти среди нескольких мнемотаблиц и картинок с дикими животными- ответы на загадки)

Воспитатель: Правильно, ребята. Это ёжик. А как вы догадались? - А что же будет ёж делать зимой? (ответ детей)

Спать. Ёж летом и осенью нагуливает жирок, что бы всю зиму сытым быть

Воспитатель предлагает детям превратиться в ёжиков.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ЁЖИК»

Вдох носом: короткий шумный («как ёжик») с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный через полу открытые губы, со словами: «пых-пых-пых…».

Воспитатель: А каких животных еще можно встретить в лесу? (волк, лиса, кабан, лось, енот и т.д.)А у наших животных есть детки.

Д/ игра «Кто у кого»

Воспитатель: у зайца.Дети: зайчата.

Воспитатель: у лисы.Дети: лисята.

Воспитатель: у медведя.Дети: медвежата.

Воспитатель: у волка.Дети: волчата.

Воспитатель: у белки.Дети: бельчата.

Д/игра «Кто, где живет»

Воспитатель: У лисы был день рожденье, к ней пришло много гостей, а потом они заблудились и не могут найти дорогу домой. Ребята, давайте поможем каждому найти свой домик.

Лиса – дети (в нору)

Белка – в дупло

Медведь - в берлогу

Волк – в логово

А зайчик – под кустик.

А утром сорока всех разбудила и лиса выскочила – из норы

Белка – из дупла

Медведь – из берлоги

Зайчик – из-под куста.

3 часть

Понравилось вам наше путешествие по осеннему лесу? Много разных животных встретили (дети вспоминают, кого встретили)

Чем заняты животные осенью в лесу? Как они это делают?

Воспитатель: У всех животных происходит линька. Заяц, белка меняют окраску. Животные делают запасы на зиму.

Воспитатель: Помогите мне закончить предложение:

Д/ игра «Закончи предложение»

Заяц зимой белый, а летом…

У зайца хвост короткий, а уши…

Заяц пушистый, а ёж…

Заяц дикий, а кошка..

Медведь сильный, а заяц…

Белка живет в дупле, а лиса…

Воспитатель: Ребята, скоро осень закончится. А у нашего ёжика было много дел, и он не успел утеплить свою норку. Для этого нам нужны листья. Давайте ему поможем, соберем под деревьями для него много листочков и приклеим вокруг его лежанки. Давайте пройдём на волшебную полянку (дети подходят к столам).

Садитесь поудобнее, ножки поставьте вместе, спинки подравняйте, возьмите в руки наши волшебные клей-карандаши и намажьте листочки для ёжика, много листочков. Какого цвета листья осенью? (Красные, оранжевые, жёлтые, коричневые), а около каких деревьев вы собрали листья (берёзы, клёна, дуба). А теперь наклейте их, не забудьте прижать салфеткой, чтобы листики хорошо держались над его лежанкой и ёжик не замёрз зимой. (звучит музыка).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ёжик будет очень рад, увидев, сколько листочков мы ему собрали. Теперь он не замерзнет зимой в своей норке.

Воспитатель: А теперь, ребята, нам пора возвращаться из леса в нашу группу. Давайте сядем на поезд и поедем в детский сад.

Подведение итогов:

Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили? О каких переменах осени вы узнали? Каких животных мы встретили в лесу? Кому мы помогли? Понравилось вам наше путешествие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию по теме: «Как мы искали Весну?» (средняя группа)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию по теме: «Как мы искали Весну?» (средняя группа)...

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ: «Маленькая спичка – большая беда» средняя группа

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.Задачи:Образовательные:- закрепить знания об опасных предметах, знания номера телефона пожарной охраны;Воспитывающие:-...

Конспект ООД по познавательному развитию на тему:«На бабушкином дворе» в средней группе.

В ходе организованной образовательной деятельности дети  знакомятся с фольклорными произведениями, конкретизируют представления о домашних животных,  об их образе жизни и приносимой ими...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему: "Грибы - грибочки" для детей средней группы.

Познакомить детей с разными  грибами: съедобными и ядовитыми; правилами их сбора. Развивать интерес к миру живой природы....

Конспект НОД по познавательному развитию на тему " Путешествие по лесу"

Тематическое занятие направлено на ознакомление и закрепление знаний о диких животных, об их среде обитания....

конспект образовательной деятельности "Познавательное развитие" на тему "Золотая осень"в старшей группе

Расширять представления детей о характерных признаках осени, учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать связную речь....

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «В осеннем лесу».

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «В осеннем лесу».Цель:  обобщить и систематизировать знания детей о характерных признаках осени....