Программа вокального кружка «Брусничка»
рабочая программа

Конопелько Елена Анатольевна

Пояснительная записка

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

 Программа разработана на основе Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г.

 

Цель – формирование эстетической культуры дошкольника; развитие певческих навыков.

Задачи:

1.        Формирование интереса к вокальному искусству.

2.        Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.

3.        Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.

4.        Развитие умений различать звуки по высоте;

5.        Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.

6.        Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.

7.        Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения),

8.        Совершенствование вокально-хоровых навыков. 

      Планируемый результат:

1.        Дети владеют навыками пения: петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, петь хором и без него, удерживать дыхание до конца фразы, чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх на квинту и на кварту.

2.         Дети владеют простейшими навыками игры на музыкальных инструментах; усваивать ритмический рисунок, движение мелодии, играть слаженно.

3.        Эмоционально откликаются на музыкальные произведения, понимают их, сформирован положительный настой к воспроизведению музыкального произведения  на музыкальных инструментах и к пению.

4.        Основаны этические нормы на основе праздников.

        Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые народные песни в играх, процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности,  методом наблюдения, способом прослушивания.  

        Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будут проходить в форме концерта.

Основополагающие принципы программы:

·  Принцип полноты и целостности музыкального образования детей;

·  Принцип деятельностного подхода;

·  Принцип культуросообразности;

·  Принцип последовательности;

·  Принцип системности;

·  Принцип интеграции;

·  Принцип развивающего обучения;

·  Принцип гуманизации;

·  Принцип сотрудничества;

·  Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи;

Организация и проведение занятий

       Программа вокального кружка «Веселые нотки» предназначена для детей  5 – 7  лет. Предполагается 60 занятий в год. Занятия проводятся с октября по май,  два раза в неделю во второй половине дня.

   Продолжительность занятия 20 – 30 минут.

 

Особенности слуха и голоса детей 5-6 лет.

На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.

 

Особенности слуха и голоса детей 6-7лет.

      У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения.          Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация.

          В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка.      Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким.

Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон  (до – ре). Дети правильно интонируют мелодию.

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка  два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

-            песни хором в унисон

-            группами (дуэт, трио и т.д)

-            тембровыми подгруппами

-            при включении в хор солистов

-            пение под фонограмму.

Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.

Для того чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать, соединять возможности слуха и голоса), нужно соблюдение следующих условий:

·           игровой характер занятий и упражнений,

·           активная концертная деятельность детей,

·           доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях

·           атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)

·           звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)

·           сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста

Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

Программа включает подразделы:

·           развитие музыкального слуха и голоса;

·           песенное творчество;

·           певческая установка;

·           певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)

Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.

Структура занятия.

1. Вводная часть

- Приветствие

- Упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений (артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения, скороговорки, чистоговорки, упражнения для распевания).

3. Основная часть.

Работа над песней. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть.

Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

Методические приемы:

1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

·           знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)

·           работа над вокальными и хоровыми навыками;

·           проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).

2. Приемы работы над отдельным произведением:

·           пение песни с полузакрытым ртом;

·           пение песни на определенный слог;

·           проговаривание согласных в конце слова;

·           произношение слов шепотом в ритме песни;

·           выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;

·           настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);

·           остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;

·           анализ направления мелодии;

·           использование элементов дирижирования;

·           пение без сопровождения;

·           зрительная, моторная наглядность.

3. Приемы звуковедения:

·           выразительный показ (рекомендуется аккапельно);

·           образные упражнения;

·           оценка качества исполнение песни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план

 Октябрь

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра-приветствие.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

«Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

«Здравствуйте» Картушина.

2. Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

 

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

«Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох;

 «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос)

3. Интонационно-фонетические упражнения.

 

Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией.

Пропевание гласных

«А-О-У-И-Э» в разной последовательности.

4. Скороговорки.     Чистоговорки.

 

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же).

Упражнять детей в чистом интонировании поступенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз.

«Говорил попугай попугаю».

«Тигры».

«Вёз корабль карамель».

«Кит-рыба».

 

5. Упражнения для распевания.

Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

1. «Котенок и бабочка»

2. «Птичка и Лиса»

3. «Машенька и Медведь»
А.Евтодьевой

6. Песни.

Учить детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе  и напевно в умеренном;

Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах.

Учить детей исполнять песни а капелла.

«Гномики» муз. и сл. К.Костина,

«Русская зима» муз. и сл. Л.Вахрушевой

 

                                                                                                              Количество занятий – 8

                                                               

Ноябрь

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1.Игра-приветствие.

Психологическая настройка на занятие.

Упражнения:

1. «В гости».

2. «Здравствуйте».

  М. Картушина.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Упражнения:

«Обезьянки».

«Весёлый язычок».

3.Интонационно-фонетические упражнения.

 

Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Формировать звучание голоса ближе к фальцетному. Следить за правильной певческой артикуляцией.

Пропевание гласных

«А-О-У-И-Э» в разной последовательности.

 

4.Скороговорки.     Чистоговорки.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же).

Няня мылом мыла Милу…»

«Сорок сорок ели сырок…»

Знакомый материал.

 

5. Упражнения для распевания.

Расширять диапазон детского голоса. Учить точно попадать на первый звук. Слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии. Самостоятельно попадать в тонику.

«Фокус-покус».

 «Чудо-лесенка».

«Храбрый портняжка» А.Евтодьевой

6. Пение.

 

1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

2. Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам;

3. Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен;

4. Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него.

      «Пестрый колпачок» Г.Струве.

«Игрушки» музыка и слова  Н.Орловой

 

                                                                                                                        Количество занятий - 8

                                                                                                

 

Декабрь

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра-приветствие.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

1. «Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

2. «Здравствуйте» Картушина.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

 

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

«Лошадка» - прищёлкивание, язычок;

«Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох;

 «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос).

 

3.Интонационно-фонетические упражнения.

 

Учить детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер;

Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.

 

Пропевание гласных

«А-О-У-И-Э» в разной последовательности

 «По волнам», «Качели», «По кочкам».

 

4.Скороговорки, стихи.

 

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д.

 

Проговаривание текста песен, попевок.

 

5 Упражнения для распевания.

 

Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.

 

«Уточка», «Храбрый портняжка», «На дворе трава».

Знакомый репертуар.

 

6. Пение.

 

Побуждать детей к активной вокальной деятельности.

 Учить детей петь в унисон, а капелла.

Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку.

Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.

Развивать у детей умение петь под фонограмму.

Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).

 «Три весёлых зайчика»

Знакомый репертуар.

«Белые снежинки» сл. И. Шефрана, муз. Г. Гладкова

«Зимняя сказка» сл. А. Усачева, муз. А. Пинегина

 

                                                                                                            Количество занятий – 8

 

Январь

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра-приветствие.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

«Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

«Здравствуйте» Картушина.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию.

Работа с губами: (покусать зубами верхнюю и нижнюю губу). Упр. «Я обиделся»,

«Я радуюсь».

3.Интонационно-фонопедические упражнения.

 

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо

 

«Крик ослика» (Й – а...)

«Крик в лесу»  (А – у).

«Крик чайки»  (А! А!).

«Кричит ворона» (Кар).

«Скулит щенок» (И-и-и)

 

4. Скороговорки.

    Стихи.

Продолжать работу над развитием голоса детей.

 

«Пищит больной котёнок» (Мяу жалобно).

Чтение текста песен.

 

5.Упражнения для распевания.

 

Петь плавно, добиваясь чистоты  звучания каждого интервала.

Знакомый репертуар.

 

6. Пение

 

1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

2. Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук;

4. Чисто интонировать в заданном диапазоне;

5. Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него.

6. Совершенствовать исполнительское мастерство.

7. Учить детей работать с микрофоном.

 

 «Горница - Узорница»

«Матрёшечки»

 «С днём Рождения Детский сад»» А.Евтодьевой

Повторение знакомых песен

 

                                                                                                             Количество занятий – 6

 

                                                        

 

Февраль

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра-приветствие.

 

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

 

«Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

«Здравствуйте» Картушина.

 

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

«Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох;

 «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос)

3.Интонационно-фонопедические упражнения.

Учить детей выполнять голосом глиссандо снизу вверх и сверху вниз с показом движения рукой. Исполнять в среднем и низком регистрах.

Учить детей долго тянуть звук –У -  меняя при этом силу звучания. Развивать ритмический слух.

«Самолёты», «Самолёт летит» М. Картушиной.

«Мороз» (по методу Емельянова)

 

4.Скороговорки.     Чистоговорки.

 

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия).

«Вёз корабль камень»,

«Ди-ги, ди-ги дай»

«Петя шёл»

«Думал – думал»

 

5. Упражнения для распевания.

Упражнять детей  во взятии глубокого дыхания. Развивать артикуляцию, прикрытый звук.

«Три медведя» А.Евтодьевой

Знакомые распевки.

 

6. Песни.

1. Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук;

2.Чисто интонировать в заданном диапазоне.

3.Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания.

4. Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности.

5.Учить детей работать с микрофоном.

 

«Мой папа офицер» Дунаевский

«Любимый папа» сл. Ю. Энтина, муз. Д. Тухманова

 

 

 

 

 

 

                                                                                                 Количество занятий – 8

 

Март

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Игра-приветствие.

Психологическая настройка на занятие.

 

Упражнение:  «В гости».

«Здравствуйте».     

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Упражнения: Картушина.

«Обезьянки».

«Весёлый язычок».

3.Интонационно-фонопедические упражнения.

Формировать звучание голоса в разных регистрах, показывая высоту звука рукой. Следить за правильной певческой артикуляцией.

 

Знакомый репертуар.

«Лягушка и кукушка»

 

4.Чистоговорки.

 

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке.

«Няня мылом мыла Милу…»

«Сорок сорок ели сырок…»

«Шла Саша…»

 

5. Упражнения для распевания.

 

Расширять диапазон детского голоса. Учить детей точно попадать на первый звук. Самостоятельно попадать в тонику. Развивать «цепное» дыхание, уметь интонировать на одном звуке.

Учить связывать звуки в «легато».

Побуждать детей к активной вокальной деятельности.

Закреплять умение петь в унисон, а капелла, пропевать звуки, используя движения рук.

Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку.

 

Знакомый материал.

1. «Теремок» Л.Олифировой

2. «Вот такая чепуха» И.Рыбкиной

6. Пение.

 

Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.

Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном.

Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).

«Мамочка моя» З.Роот

«Мамина песенка» М. Пляцковский

 

               

 

 

 

 Количество занятий -8

 

 

 

 

Апрель

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра-приветствие.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

1. «Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

2. «Здравствуйте» Картушина.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

 

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

 

«Лошадка» - прищёлкивание, язычок;

«Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох;

 «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос).

3.Интонационно-фонетические упражнения.

Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании, тренировать артикуляционный аппарат.

Проговаривание текста песен, попевок.

«Уточка»,

«На дворе трава».

Знакомый репертуар.

4.Скороговорки, стихи.

 

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д.

«Я хороший»,

«Да и нет» В.Н.Петрушина.

5. Упражнения для распевания.

 

Добиваться более лёгкого звучания; развивать подвижность голоса.

Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.

Повысить жизненный тонус, настроение детей, уметь раскрепощаться.

1. «Стрекоза и рыбка»

2. «Кот и петух» А.Евтодьевой

 

6. Пение.

 

 

 

 

 

Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами, и перед началом пения.

Чисто интонировать в заданном диапазоне.

Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения.

Формировать сценическую культуру.

Продолжать обучать детей работать с микрофоном.

 

 «Про весну» муз. Г.П.Фёдоровой, сл. В. Семернина

«Что  такое семья?» Е.Гомоновой

 

 

 

 

                                                                                                                          Количество занятий -8

 

Май

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра-приветствие.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

1. «Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

2. «Здравствуйте» Картушина.

 

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

 

Закреплять работу по развитию  певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

 

«Прогулка» М. Лазарев.

3.Интонационно-фонетические упражнения.

 

Закреплять умение выстраивать голосом звуковую линию;

Закреплять умение детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.

 

 

Проговаривание текста песен, попевок.

Знакомый репертуар.

 

 

4.Скороговорки, стихи.

 

Закреплять умение детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость..  Использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д.

«Только смеяться»,

«Я хороший»,

 

5.Упражнения для распевания.

Повысить жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, уметь раскрепощаться. Закреплять вокальные навыки детей.

Знакомый репертуар.

 

6. Пение.

 

Совершенствовать вокальные навыки:

Петь естественным звуком без напряжения;

Чисто интонировать в удобном диапазоне;

Петь а капелла, под аккомпанемент, под фонограмму;

Слышать и оценивать правильное и неправильное пение;

Самостоятельно попадать в тонику;

Самостоятельно использовать навыки исполнительского мастерства, сценической культуры

«Любимый детский сад» К.Костина

«В самый первый раз» Н.Разуваевой

                                                                                                                 Количество занятий – 8

 

 

 

 

Диагностика  уровня   развития   певческих   умений

 

№ п/п

 

Показатели (знания, умения, навыки)

 

Оценка/б

 

0

 

н

 

с

 

в

 

1.

 

Качественное исполнение знакомых песен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

Умение импровизировать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

Навыки выразительной дикции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0 - не справляется с заданием

н (низкий) - справляется с помощью педагога

с  (средний) - справляется с частичной помощью педагога

Технические средства обучения

1.Музыкальный центр

2. Ноутбук 

3. Мультимедийное оборудование

4. Микрофоны

5. Музыкальные инструменты

6. CD диски - фонограммы используются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности.

Учебно-наглядные пособия

1. Игрушки

2. Дидактические игры

3. Детские музыкальные инструменты

4. Презентации - для знакомства с новыми музыкальными произведениями, с песнями.

5. Музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах.

6. Программы, сценарии концертов.

7. Сборники песен, попевок.

в (высокий) - справляется самостоятельно

                                             

                                                    Методическое обеспечение программы

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.  Абелян Л.М.Как Рыжик научился петь, М. «Советский композитор», 1989 г.

1.        Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997г.

2.        Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.

3.        Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.

4.         Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

5.        Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры дошкольников. М. Просвещение, 1982г.

6.        Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г.

7.        Метлов Н.А. Музыка – детям. М. Просвещение, 19895г.

8.        Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. АРКТИ, 2000г.

9.         Орлова Т. М. Бекина С.И. Учите детей петь. М. Просвещение, 1986г.

10.     Пегушина З. Развитие певческих навыков у детей. Дошкольное воспитание № 9, 1988г.

11.    Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников.

     М. Просвещение, 1984г.

12.     Разуваева Н.А. Праздники и развлечения в детском саду. М. Музыка, 2004г.

13.    Шереметьев В.А. Пение, воспитание детей в хоре. М. Музыка, 1990г.

 Шейн В.А. Гамма. Сценарии музыкально - развивающих игр по обучению детей дошкольного возраста музыкальной грамоте. М. ГНОМ и Д,  2009г. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение

«Ярсалинский детский сад «Солнышко»

     

Рассмотрено  на заседании педагогического совета муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ярсалинский детский сад «Солнышко»

Протокол  № ______ от «____»_________  201__г

Согласовано на заседании Управляющего совета муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ярсалинский детский сад «Солнышко»

Протокол  № ______ от «__»_________  201__г

Утверждаю

Заведующая Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Ярсалинский детский сад «Солнышко» __________ Чечикова О.Е.                                      «___»_____________20__г        

Приказ №____________

Программа вокального кружка

«Брусничка»

                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                   

Пояснительная записка

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

 Программа разработана на основе Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г.

Цель – формирование эстетической культуры дошкольника; развитие певческих навыков.

Задачи:

  1. Формирование интереса к вокальному искусству.
  2. Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.
  3. Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.
  4. Развитие умений различать звуки по высоте;
  5. Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.
  6. Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.
  7. Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения),
  8. Совершенствование вокально-хоровых навыков.  

      Планируемый результат:

  1. Дети владеют навыками пения: петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, петь хором и без него, удерживать дыхание до конца фразы, чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх на квинту и на кварту.
  2.  Дети владеют простейшими навыками игры на музыкальных инструментах; усваивать ритмический рисунок, движение мелодии, играть слаженно.
  3. Эмоционально откликаются на музыкальные произведения, понимают их, сформирован положительный настой к воспроизведению музыкального произведения  на музыкальных инструментах и к пению.
  4. Основаны этические нормы на основе праздников.

        Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые народные песни в играх, процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности,  методом наблюдения, способом прослушивания.  

        Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будут проходить в форме концерта.

Основополагающие принципы программы:

  • Принцип полноты и целостности музыкального образования детей;
  • Принцип деятельностного подхода;
  • Принцип культуросообразности;
  • Принцип последовательности;
  • Принцип системности;
  • Принцип интеграции;
  • Принцип развивающего обучения;
  • Принцип гуманизации;
  • Принцип сотрудничества;
  • Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи;

Организация и проведение занятий

        Программа вокального кружка «Веселые нотки» предназначена для детей  5 – 7  лет. Предполагается 60 занятий в год. Занятия проводятся с октября по май,  два раза в неделю во второй половине дня.

   Продолжительность занятия 20 – 30 минут.

Особенности слуха и голоса детей 5-6 лет.

На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.

Особенности слуха и голоса детей 6-7лет.

      У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения.          Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация.

          В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка.      Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким.

Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон  (до – ре). Дети правильно интонируют мелодию.

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка  два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

  • песни хором в унисон
  • группами (дуэт, трио и т.д)
  • тембровыми подгруппами
  • при включении в хор солистов
  • пение под фонограмму.

Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.

Для того чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать, соединять возможности слуха и голоса), нужно соблюдение следующих условий:

  • игровой характер занятий и упражнений,
  • активная концертная деятельность детей,
  • доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
  • атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
  • звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
  • сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста

Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

Программа включает подразделы:

  • развитие музыкального слуха и голоса;
  • песенное творчество;
  • певческая установка;
  • певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)

Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.

Структура занятия.

1. Вводная часть

- Приветствие

- Упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений (артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения, скороговорки, чистоговорки, упражнения для распевания).

3. Основная часть.

Работа над песней. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть.

Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

Методические приемы:

1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

  • знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
  • работа над вокальными и хоровыми навыками;
  • проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).

2. Приемы работы над отдельным произведением:

  • пение песни с полузакрытым ртом;
  • пение песни на определенный слог;
  • проговаривание согласных в конце слова;
  • произношение слов шепотом в ритме песни;
  • выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;
  • настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);
  • остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;
  • анализ направления мелодии;
  • использование элементов дирижирования;
  • пение без сопровождения;
  • зрительная, моторная наглядность.

3. Приемы звуковедения:

  • выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
  • образные упражнения;
  • оценка качества исполнение песни

Перспективный план

 Октябрь

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра-приветствие.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

«Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

«Здравствуйте» Картушина.

2. Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

«Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох;

 «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос)

3. Интонационно-фонетические упражнения.

Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией.

Пропевание гласных

«А-О-У-И-Э» в разной последовательности.

4. Скороговорки.     Чистоговорки.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же).

Упражнять детей в чистом интонировании поступенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз.

«Говорил попугай попугаю».

«Тигры».

«Вёз корабль карамель».

«Кит-рыба».

5. Упражнения для распевания.

Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

1. «Котенок и бабочка»

2. «Птичка и Лиса»

3. «Машенька и Медведь»
А.Евтодьевой

6. Песни.

Учить детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе  и напевно в умеренном;

Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах.

Учить детей исполнять песни а капелла.

«Гномики» муз. и сл. К.Костина,

«Русская зима» муз. и сл. Л.Вахрушевой

                                                                                                              Количество занятий – 8

                                                               

Ноябрь

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1.Игра-приветствие.

Психологическая настройка на занятие.

Упражнения:

1. «В гости».

2. «Здравствуйте».

  М. Картушина.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Упражнения:

«Обезьянки».

«Весёлый язычок».

3.Интонационно-фонетические упражнения.

Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Формировать звучание голоса ближе к фальцетному. Следить за правильной певческой артикуляцией.

Пропевание гласных

«А-О-У-И-Э» в разной последовательности.

4.Скороговорки.     Чистоговорки.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же).

Няня мылом мыла Милу…»

«Сорок сорок ели сырок…»

Знакомый материал.

5. Упражнения для распевания.

Расширять диапазон детского голоса. Учить точно попадать на первый звук. Слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии. Самостоятельно попадать в тонику.

«Фокус-покус».

 «Чудо-лесенка».

«Храбрый портняжка» А.Евтодьевой

6. Пение.

1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

2. Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам;

3. Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен;

4. Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него.

      «Пестрый колпачок» Г.Струве.

«Игрушки» музыка и слова  Н.Орловой

                                                                                                                        Количество занятий - 8

                                                                                                 

Декабрь

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра-приветствие.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

1. «Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

2. «Здравствуйте» Картушина.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

«Лошадка» - прищёлкивание, язычок;

«Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох;

 «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос).

3.Интонационно-фонетические упражнения.

Учить детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер;

Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.

Пропевание гласных

«А-О-У-И-Э» в разной последовательности

 «По волнам», «Качели», «По кочкам».

4.Скороговорки, стихи.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д.

Проговаривание текста песен, попевок.

5 Упражнения для распевания.

Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.

«Уточка», «Храбрый портняжка», «На дворе трава».

Знакомый репертуар.

6. Пение.

Побуждать детей к активной вокальной деятельности.

 Учить детей петь в унисон, а капелла.

Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку.

Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.

Развивать у детей умение петь под фонограмму.

Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).

 «Три весёлых зайчика»

Знакомый репертуар.

«Белые снежинки» сл. И. Шефрана, муз. Г. Гладкова

«Зимняя сказка» сл. А. Усачева, муз. А. Пинегина

                                                                                                            Количество занятий – 8

Январь

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра-приветствие.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

«Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

«Здравствуйте» Картушина.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию.

Работа с губами: (покусать зубами верхнюю и нижнюю губу). Упр. «Я обиделся»,

«Я радуюсь».

3.Интонационно-фонопедические упражнения.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо

«Крик ослика» (Й – а...)

«Крик в лесу»  (А – у).

«Крик чайки»  (А! А!).

«Кричит ворона» (Кар).

«Скулит щенок» (И-и-и)

4. Скороговорки.

    Стихи.

Продолжать работу над развитием голоса детей.

«Пищит больной котёнок» (Мяу жалобно).

Чтение текста песен.

5.Упражнения для распевания.

Петь плавно, добиваясь чистоты  звучания каждого интервала.

Знакомый репертуар.

6. Пение

1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; 

2. Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук;

4. Чисто интонировать в заданном диапазоне;

5. Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него.

6. Совершенствовать исполнительское мастерство.

7. Учить детей работать с микрофоном.

 «Горница - Узорница»

«Матрёшечки»

 «С днём Рождения Детский сад»» А.Евтодьевой

Повторение знакомых песен

                                                                                                             Количество занятий – 6

                                                         

Февраль

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра-приветствие.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

«Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

«Здравствуйте» Картушина.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

«Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох;

 «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос)

3.Интонационно-фонопедические упражнения.

Учить детей выполнять голосом глиссандо снизу вверх и сверху вниз с показом движения рукой. Исполнять в среднем и низком регистрах.

Учить детей долго тянуть звук –У -  меняя при этом силу звучания. Развивать ритмический слух.

«Самолёты», «Самолёт летит» М. Картушиной.

«Мороз» (по методу Емельянова)

4.Скороговорки.     Чистоговорки.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия).

«Вёз корабль камень»,

«Ди-ги, ди-ги дай»

«Петя шёл»

«Думал – думал»

5. Упражнения для распевания.

Упражнять детей  во взятии глубокого дыхания. Развивать артикуляцию, прикрытый звук.

«Три медведя» А.Евтодьевой

Знакомые распевки.

6. Песни.

1. Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук;

2.Чисто интонировать в заданном диапазоне.

3.Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания.

4. Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности.

5.Учить детей работать с микрофоном.

«Мой папа офицер» Дунаевский

«Любимый папа» сл. Ю. Энтина, муз. Д. Тухманова

                                                                                                 Количество занятий – 8

Март

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Игра-приветствие.

Психологическая настройка на занятие.

Упражнение:  «В гости».

«Здравствуйте».      

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Упражнения: Картушина.

«Обезьянки».

«Весёлый язычок».

3.Интонационно-фонопедические упражнения.

Формировать звучание голоса в разных регистрах, показывая высоту звука рукой. Следить за правильной певческой артикуляцией.

Знакомый репертуар.

«Лягушка и кукушка»

4.Чистоговорки.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке.

«Няня мылом мыла Милу…»

«Сорок сорок ели сырок…»

«Шла Саша…»

5. Упражнения для распевания.

Расширять диапазон детского голоса. Учить детей точно попадать на первый звук. Самостоятельно попадать в тонику. Развивать «цепное» дыхание, уметь интонировать на одном звуке.

Учить связывать звуки в «легато».

Побуждать детей к активной вокальной деятельности.

Закреплять умение петь в унисон, а капелла, пропевать звуки, используя движения рук.

Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку.

Знакомый материал.

1. «Теремок» Л.Олифировой

2. «Вот такая чепуха» И.Рыбкиной

6. Пение.

Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.

Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном.

Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).

«Мамочка моя» З.Роот

«Мамина песенка» М. Пляцковский

               

 Количество занятий -8

Апрель

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра-приветствие.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

1. «Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

2. «Здравствуйте» Картушина.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

«Лошадка» - прищёлкивание, язычок;

«Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох;

 «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос).

3.Интонационно-фонетические упражнения.

Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании, тренировать артикуляционный аппарат.

Проговаривание текста песен, попевок.

«Уточка»,

«На дворе трава».

Знакомый репертуар.

4.Скороговорки, стихи.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д.

«Я хороший»,

«Да и нет» В.Н.Петрушина.

5. Упражнения для распевания.

Добиваться более лёгкого звучания; развивать подвижность голоса.

Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.

Повысить жизненный тонус, настроение детей, уметь раскрепощаться.

1. «Стрекоза и рыбка»

2. «Кот и петух» А.Евтодьевой

6. Пение.

Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами, и перед началом пения.

Чисто интонировать в заданном диапазоне.

Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения.

Формировать сценическую культуру.

Продолжать обучать детей работать с микрофоном.

 «Про весну» муз. Г.П.Фёдоровой, сл. В. Семернина

«Что  такое семья?» Е.Гомоновой

 

                                                                                                                          Количество занятий -8

Май

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Коммуникативная игра-приветствие.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

1. «Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

2. «Здравствуйте» Картушина.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

Закреплять работу по развитию  певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

«Прогулка» М. Лазарев.

3.Интонационно-фонетические упражнения.

Закреплять умение выстраивать голосом звуковую линию;

Закреплять умение детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.

 

Проговаривание текста песен, попевок.

Знакомый репертуар.

4.Скороговорки, стихи.

Закреплять умение детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость..  Использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д.

«Только смеяться»,

«Я хороший»,

5.Упражнения для распевания.

Повысить жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, уметь раскрепощаться. Закреплять вокальные навыки детей.

Знакомый репертуар.

6. Пение.

Совершенствовать вокальные навыки:

Петь естественным звуком без напряжения;

Чисто интонировать в удобном диапазоне;

Петь а капелла, под аккомпанемент, под фонограмму;

Слышать и оценивать правильное и неправильное пение;

Самостоятельно попадать в тонику;

Самостоятельно использовать навыки исполнительского мастерства, сценической культуры

«Любимый детский сад» К.Костина

«В самый первый раз» Н.Разуваевой

                                                                                                                 Количество занятий – 8

Диагностика  уровня   развития   певческих   умений

№ п/п

Показатели (знания, умения, навыки)

Оценка/б

0

н

с

в

1.

Качественное исполнение знакомых песен.

2.

Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации

3.

Умение импровизировать

4.

Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту

5.

Навыки выразительной дикции

0 - не справляется с заданием

н (низкий) - справляется с помощью педагога

с  (средний) - справляется с частичной помощью педагога

Технические средства обучения

1.Музыкальный центр

2. Ноутбук  

3. Мультимедийное оборудование

4. Микрофоны

5. Музыкальные инструменты

6. CD диски - фонограммы используются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности.

Учебно-наглядные пособия

1. Игрушки

2. Дидактические игры

3. Детские музыкальные инструменты

4. Презентации - для знакомства с новыми музыкальными произведениями, с песнями.

5. Музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах.

6. Программы, сценарии концертов.

7. Сборники песен, попевок.

в (высокий) - справляется самостоятельно

                                             

                                                    Методическое обеспечение программы


Список литературы

1.  Абелян Л.М.Как Рыжик научился петь, М. «Советский композитор», 1989 г.

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997г.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
  3. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
  4.  Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  5. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры дошкольников. М. Просвещение, 1982г.
  6. Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г.
  7. Метлов Н.А. Музыка – детям. М. Просвещение, 19895г.
  8. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. АРКТИ, 2000г.
  9.  Орлова Т. М. Бекина С.И. Учите детей петь. М. Просвещение, 1986г.
  10.  Пегушина З. Развитие певческих навыков у детей. Дошкольное воспитание № 9, 1988г.
  11. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников.

     М. Просвещение, 1984г.

  1.  Разуваева Н.А. Праздники и развлечения в детском саду. М. Музыка, 2004г.
  2. Шереметьев В.А. Пение, воспитание детей в хоре. М. Музыка, 1990г.
  3.  Шейн В.А. Гамма. Сценарии музыкально - развивающих игр по обучению детей дошкольного возраста музыкальной грамоте. М. ГНОМ и Д, 2002г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа вокального кружка "Домисолька"

Программа вокального кружка....

ПРОГРАММА вокального кружка "Капитошки"

Программа дорабатывается в процессе работы по ней, но пока вот такой вариант......

Программа вокального кружка «Звездочки».

Музыка начинается с пения… Курт Закс (немецкий музыковед)  Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, по...

Дополнительная образовательная программа вокального кружка "До-ми-соль-ка"

Дополнительная образовательная программа вокального кружка "До-ми-соль-ка", срок реализации 2 года....

Рабочая программа вокального кружка «Весёлые нотки» для детей 6-7 лет

Программа по дополнительному образованию для детей 6-7 лет. Новизна программы заключается в реализации здоровьесберегающих и игровых технологий в непосредственно образовательной деятельности. Программ...

Рабочая программа вокального кружка «Кукушечка».

Содержание:1. Пояснительная записка.   1.1. Актуальность данного вида деятельности.   2.2. Цель кружка.   2.3. Задачи кружка.   2.4. Формы организации кружка....

Рабочая программа вокального кружка « Колокольчики»

    Совершенствование системы музыкального образования — не только задача педагогов-практиков,  но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки,  динамично мен...