Метафорические ассоциативные карты в работе с детьми дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа) по теме

Кокарева Юлия Александровна

В коррекционной работе с детьми дошкольного возраста метафорические ассоциативные карты являются эффективным и незаменимым инструментом. На сегодняшний день с успехом используются целый ряд детских колод: «Сказочные герои», «Волшебные существа», «Чудесные предметы» из набора «Волшебный сундучок» Васильевой И., «Мир сказочных историй», «Невероятные приключения», «Морские истории» Ф. Пульмана, «Ежкины сказки», «Герои и злодеи» Е. Морозовской, «Мифы» и «Сага» Эли Романа.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_metaforicheskie_assotsiativnye_karty.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Метафорические ассоциативные карты
в работе с детьми дошкольного возраста

Кокарева Юлия Александровна,
методист Отделения ДОД ГБОУ школы № 655 
Приморского района Санкт-Петербурга

Проективные карты, также называемые метафорическими ассоциативными и психотерапевтическими картами, появились как самостоятельный жанр в 1975 году. Созданные в сотрудничестве художника и психотерапевта, они стали новым инструментом арт-терапии, эффективно применяемом в коррекционной и консультативной работе психолога.

«Метафора – это скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова как будто отсутствуют, но подразумеваются» [6].

Карты представляют собой набор различных картинок с изображением пейзажей, людей, животных, ситуаций из жизни, предметов, объектов, иногда – абстрактных картин или коллажей. Картинка - это метафора, которая имеет эмоционально-иносказательный смысл. На картах может быть размещена надпись - на лицевой стороне или на обратной. Возможно и присутствие в колоде двух наборов карт: один - с картинками, другой – с надписями. При этом колода создается психологом в соответствии с определенной идеей, которая закладывается в структурную основу колоды. Так, например, колода «Дуэт» Ицика Шмулевича предназначена для работы с парами, а «Аниби» - для работы с детьми и внутренним ребенком и т.д.

Первой колодой проективных карт была колода «Ох!» (Эли Роман,1981 г., Канада), названная так из-за восклицания удивления и озарения людей, которые испытали на себе мощь воздействия этого, еще нового на тот момент, психотерапевтического инструмента.

К основным достоинствам проективных карт можно отнести [5]:

·        создание обстановки, способствующей подлинно глубокому, искреннему общению людей, их самовыражению, раскрытию и рефлексии;

·        возникновение чувства доверия и безопасности – человек сам выбирает, насколько глубоко он готов раскрыться в данный момент, без ощущения давления на него;

·        возможность решения проблем на символическом уровне, возможность привлекать неосознаваемые ресурсы психики;

·        создание общего контекста для психолога и клиента, общего метафорического языка при обсуждении той или иной ситуации из жизни клиента.

Диапазон применения метафорических карт как проективного стимульного материала в групповой и индивидуальной работе со взрослыми и детьми огромен.
Метафорические ассоциативные карты используются в работе с семьей, в психодраме, гештальт-терапии, арт-терапии, транзактном анализе и психосинтезе. Посттравматический синдром, работа с психосоматическими заболеваниями и зависимостями, проблемы детско-родительских и супружеских отношений, взаимоотношения в коллективах, командообразование, прояснение и разрешение конфликтов, личностный рост — вот далеко не полный перечень областей, где использование терапевтических карт, обращение через них к воображению, фантазии, потоку ассоциаций может оказаться весьма эффективным и полезным. [2]

В коррекционной работе с детьми дошкольного возраста метафорические ассоциативные карты являются эффективным и незаменимым инструментом. На сегодняшний день психологами разработаны и с успехом используются целый ряд детских колод: «Сказочные герои», «Волшебные существа», «Чудесные предметы» из набора «Волшебный сундучок» Васильевой И., «Мир сказочных историй», «Невероятные приключения», «Морские истории» Ф. Пульмана, «Ежкины сказки», «Герои и злодеи» Е. Морозовской, «Мифы» и «Сага» Эли Романа.

Остановимся подробнее на нескольких из них.

Колоды из набора «Волшебный сундучок» - это карты с изображением героев сказок, их друзей-помощников в «зверином» обличье и предметов, наделенных волшебными свойствами (волшебная палочка, золотой ключик, меч-кладенец).

Колода «Мир сказочных историй» - это 40 карт с изображениями Волшебного и Повседневного мира, Страны волшебников и Королевского двора, персонажи которых представлены в различных сказочных ситуациях.

На картах колоды «Мифы» изображены сказочные и мифологические герои, детали и сцены из мифов. Это еще одна колода с сюжетными картинками.

Колода «Ежкины сказки» делится на 4 категории – герои, антураж героя, действия и взаимодействия, а карты «Злодеи и герои» дополнительно могут использоваться в сказкотерапии.

Каким образом можно использовать карты в работе с детьми?

Вот несколько примеров игр и упражнений для детей дошкольного возраста:

·        предложите ребенку сочинить историю по картам – выберите нужные для вашей сказки изображения и разложите их в определенном смысловом порядке, предоставив ребенку проявить свою фантазию и воображение.

·      по очереди вытягивайте по одной карте из колоды, сочиняя историю на ходу; такой вариант замечательно подходит и для групповой работы, объединяет детский коллектив, учит взаимодействовать и прислушиваться друг к другу.

·        прочитайте ребенку сказку, предоставив ему возможность ее «проиллюстрировать», подбирая карты по смыслу.

·      разложите карточки со сказочными персонажами и предложите ребенку подарить каждому герою волшебный предмет, объяснив свой выбор — почему именно такой подарок, для чего он нужен именно этому герою, в чем польза подарка; такая игра развивает фантазию ребенка, его способность вставать на место другого человека и лучше понимать его.

·        предложите ребенку выбрать одну карту, которая ему понравится, или вытянуть ее наудачу, прикрепите карту в центре большого и плотного листа бумаги (например, ватмана) и цветными карандашами, фломастерами, красками позвольте ребенку «расширить» свою картинку, продолжая узоры, линии, изгибы абстрактного изображения; когда лист бумаги превратится в большую картину, карту можно убрать и зарисовать оставшееся от нее место. Если в игре будут участвовать несколько детей, то это также позволит подружить их между собой – в процессе рисования дети сами найдут эффективные и безопасные пути друг к другу, гармонично объедения свои разные характеры в единую картину.

Важно помнить, что, сочиняя историю, рассказчик обычно идентифицируется с одним из действующих лиц, а желания, стремления и конфликты этого персонажа могут отражать желания, стремления и конфликты рассказчика. Это особенно важно в работе с детьми, поскольку они зачастую в силу своего недостаточного эмоционального и жизненного опыта, а также включения психологических защит, не могут еще полностью осознавать и открыто сообщать о своих проблемах. При этом стремления и внутренние конфликты рассказчика могут быть представлены в неявной или символической форме. Рассказы также могут отражать события из прошлого ребенка, в которых он не участвовал, но был их свидетелем или читал, слышал о них и т.п. Такой выбор событий для рассказа говорит о некоторой значимости для ребенка данных событий. Однако не всегда рассказы детей обладают одинаковой значимостью для диагностики их импульсов и конфликтов. Более внимательно стоит отнестись к повторяющимся темам [4].

В заключении, стоит обозначить правила использования проективных карт, которые справедливо подходят как для работы со взрослыми, так и с детьми:

1.     Эксклюзивным правом интерпретировать карту обладает только тот, кто ее вытащил. Только хозяин карты решает, что в данный момент является для него существенной деталью, а что не играет никакой роли. Поэтому (как бы взрослому не казалось, что на выбранной ребенком карте изображены негативные события) если ребенок видит на ней (казалось бы) несущественную маленькую бабочку где-то вдалеке и твердит о счастье, значит, эта карта имеет именно такое значение;

2.     Если хозяин карты по личным причинам не хочет или не может говорить о своих картах, он вправе отложить их и отказаться от интерпретации – ребенок сам выбирает, что сказать и о чем умолчать;

3.     Если в групповой работе два ребенка хотят взять одну и ту же карту, сначала им обоим предлагается выбрать какую-то другую, которая также покажется им подходящей. Если никто из них не согласен, то можно предложить первому участнику передать карту второму после интерпретации и окончания работы с ней;

4.     Если по инструкции нужно вытянуть одну карту, а ребенок желает взять две или даже больше, это допустимо.

Список используемой литературы:

1.     Валътрауд Киршке. Клубника за окном. Ассоциативные карты для коммуникации и творчества. / Перевод. Русское издание, май 2010 Авторское право © 2010 для русского издания Moritz Egetmeyer - ОН Verlag Postfach 1251, D - 79 196 Kirchzarten, www.OH-Cards.com

2.     Горобченко А., Евменчик М. Уникальные колодыметафорических ассоциативных карт. /  Адукатар- №1 (19), 2011.

3.     Лукьянова Л. С. Теоретико-исторический анализ использования метафорических ассоциативных карт // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14. URL: http://sibac.info/archive/humanities/guman8(11).pdf

4.     Морозовская Е. Готовые программы тренингов с использованием проективных карт. Социально-психологический тренинг. Семейная терапия. Работа с кризисными состояниями и психотравмой. Коучинг: самореализация, планирование, целеполагание и достижение целей. / Е.Р. Морозовская; - Одесса, Институт Проективных Карт, 2013. – 88 стр.: илл.

5.     Морозовская Е. Проективные карты в работе психолога: полное руководство / Морозовская Е.Р.; - Одесса, Институт Проективных Карт, 2013. – 116 с.: илл.

6.     Тихонов  А.Н.,  Хашимов  Р.И  Энциклопедический  словарь-справочник  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:http://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/metafora/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста

Метод интеллект-карт, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. В переводе это "карты ума".В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату п...

«Использование метафорических ассоциативных карт в работе с детьми дошкольного возраста, как инструмент всестороннего развития»

laquo;Использование метафорических ассоциативных карт в работе с детьми дошкольного возраста, как инструмент всестороннего развития»...

Метафорические- ассоциативные карты в работе с детьми с ЗПР

Метафорические- ассоциативные карты в работе с детьми с ЗПР...

Метафорические ассоциативные карты в работе с детьми

В статье описывается инновационный метод в работе педагога-психолога - метафорические ассоциативные карты...

Метафорические карты в работе с детьми дошкольного возраста

Техники МАК для детей дошкольного возраста...

Метафорические ассоциативные карты в работе с детьми дошкольного возраста.

Проективные карты, также называемые метафорическими ассоциативными и психотерапевтическими картами, появились как самостоятельный жанр в 1975 году. Созданные в сотрудничестве художника и психоте...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Метафорические ассоциативные карты в работе с детьми дошкольного возраста на примере колоды «Монстрики чувств»

Метафорические карты – отличный метод работы с детьми дошкольного и младшего школьного  возраста. Увидев на столе психолога красивые изображения, ребенок наверняка проявит к ним интерес. В ...