ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
материал на тему

Салагаева Людмила Борисовна

Экологическое образование дошкольников без "воспитания сердца" невозможно. На помощь приходит музыка. Она способна зажечь в сердцах детей высшие человеческие чувства.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(Слайд 1) Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры. Сегодня все больше стран, в том числе и Россия, присоединяется к реализации концепции «устойчивого развития», согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе на признание ее самоценности. Важным условием перехода современного общества к «устойчивому развитию» является экологическое образование.  

 (Слайд 2) Важность экологического образования и воспитания экологической культуры подчеркивается на государственном уровне. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первой ступенью которой является дошкольная. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.

(Слайд 3) В связи с этим одним из направлений инновационной деятельности  ДОО по теме «Формирование экологической культуры, культуры безопасности и здоровья в ДОО», реализуемой в рамках Пилотного проекта по образованию для устойчивого развития  «Межрегиональное сетевое партнерство: Учимся жить устойчиво в глобальном мире: Экология. Здоровье. Безопасность» (программа УНИТВИН / ЮНЕСКО) является сохранение природного и культурного наследия России.

(Слайд 4) Дошкольный возраст – важный этап развития экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе, позитивное отношение к природе, к окружающему миру. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-целостное отношение к окружающему, формируя основы нравственно-экологической личности, которые проявляются во взаимодействии ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней.

(Слайд 5) С точки зрения Н.С. Дежниковой, Л.Ю. Ивановой – связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в субкультуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии.  

Особая роль в решении задач, связанных с экологическим образованием принадлежит музыкальной деятельности.

Экологическое образование дошкольников без «воспитания сердца» невозможно. На помощь здесь приходит музыка. Музыка способна зажечь в сердцах детей высшие человеческие чувства. Она помогает увидеть красоту природы, любить и оберегать ее. Дети должны слушать красивую музыку. Это породит  красоту  человеческого  духа, человеческих  чувств, мыслей. Да и сама музыка рождается благодаря великой природе. Доказательством этого может послужить высказывание великого немецкого композитора Бетховена: «Вы меня спросите, откуда я беру свои идеи?- Я улавливаю их на лоне природы, в лесу, на прогулках, в тиши ночи, ранним утром, возбужденный настроениями, которые у поэта выражаются словами, а у меня превращаются в звуки, звучат, бушуют, пока не встанут предо мной в виде нот».      

(Слайд 6) Направления работы по экологическому образованию дошкольников музыкального руководителя представлены на слайде.            

(Слайд 7) Тема экологии в повседневной жизни всегда рядом с детьми в любых видах музыкальной деятельности. Слушание музыки обязательно сочетается  с танцевальными движениями. Представляя себя то бабочкой, то птичкой, то дождинкой или снежинкой, ребёнок в пластике ещё и ещё раз переживает состояние образа, эмоциональную окраску, которую даёт музыка.          

(Слайд 8) Использование музыки на занятиях по экологическому образованию приводят к замечательным результатам. Использование разных видов музыкальной деятельности способствует более успешному формированию у детей дошкольного возраста экологического сознания и экологического отношения к природе, растениям и животным. Музыка оказывает большое влияние на чувства дошкольников, учит любить, ценить, уважать, сопереживать. Воспитание чувств у детей является одной из наиболее важных педагогических задач, не менее важной, чем развитие умственных способностей.  От чувств и эмоций зависит отношение ребенка к окружающему миру, а значит и формирование экологической культуры.

         (Слайд 9) Особая роль в решении задач, связанных с экологическим образованием принадлежит театрализованной деятельности, одной из нетрадиционных форм которой является музыкальный экологический театр, открывающий широкие возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о природе, эмоциональные впечатления. В музыкальном экологическом театре проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, танцев, которые учат бережному отношению к природе. 

(Слайд 10) Задачи музыкального экологического театра представлены на слайде.

(Слайды 11 - 17)

Основу музыкального экологического театра представляет музыкальная сказка, обладающая мощным воспитательным и творческим потенциалом. Это одна из инновационных форм экологического образования дошкольников.  Новизна музыкальной сказки состоит в том, что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, образного слова, которые положительно воздействуют на эмоции детей. Поэтому специально подобранная по содержанию сказка будет хорошим дополнением к наблюдениям за живыми объектами в природе. Постепенное знакомство с сюжетом произведения дает возможность хорошо разобраться в поступках героев, в нравственном уроке сказки. Вся серьезная экологическая информация становится понятной детям, благодаря яркому языку, фантастическим сюжетам, в которых есть и волшебство, и  приключения, и неожиданности, а ожившие сказочные персонажи помогают ощутить природу как нечто живое.

Музыкальный  экологический театр - это особый сценический жанр, где в неразрывном единстве  сливаются литературное, музыкальное, вокальное, хореографическое и  пластическое искусство. Их сочетание и взаимосвязь придают особую динамичность. Зрители и слушатели испытывают на себе воздействие сюжета литературного произведения, лежащего в основе спектакля. Декорации и костюмы, создающие зрительный образ спектакля, погружает их в атмосферу  реальности, в которой разворачивается сюжет. Эмоциональное переживание усиливается литературными монологами и музыкой.

Музыкальный экологический театр, оказывает огромное влияние на становление личности ребенка, формирование его экологической культуры, развитие его эмоциональной сферы, творческих способностей, умение понимать прекрасное в природе и взаимоотношениях другими людьми.  Постановки музыкальных сказок способствуют проявлению самостоятельности, развивают фантазию, умение мыслить музыкальными образами.

Чем раньше начать работу с детьми в этом направлении, тем больших результатов можно добиться в игровом творчестве. Считается, что  театрализовано – экологическая  направленность   даёт   возможность  выявить и  развить в ребёнке задатки, заложенные в нём от рождения. У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе. Расширению игрового опыта детей способствует освоение театрализованной игрой.       Активное и эмоциональное проживание в образах волшебных масок героев позволяет детям реализовать изначально присущие им добрые чувства, учит делать нравственный выбор в сторону добра и уважительного отношения к природе окружающего мира.  Ребенок невольно идентифицирует себя со сказочными образами, стремясь подражать им в своей жизни.      

Таким образом, инновационная деятельность ДОО направлена на формирование экологически сообразного здорового и безопасного образа жизни, воспитание человека с новым экологическим мышлением, с новым сознанием, умеющего жить в относительной гармонии с природой, не нарушающего ее законов, а основы нового мировоззрения закладываются именно в дошкольном детстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания"

Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности....

Консультация «Развитие эмоциональной сферы дошкольников через музыкально-театральную деятельность»

Эмоциональное развитие ребёнка является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса воспитания и обучения....

Презентация ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Направления работы по экологическому образованию докольников музыкального руководителя - фотографии...

Презентация ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Фотографии: направления работы по экологическому образованию дошкольников музыкального руководителя....

Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания

Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности....

Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания

Дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость раз...

Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания

Дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость раз...