Проект на тему: "Береза - русская красавица"
проект (старшая группа)

Данилова Елена Александровна
 
Береза белая, ветвистая,
 
Всегда веселая, всегда лучистая,
 
К теплу и свету ветвями тянется,
 
Весне и лету все улыбается.
 
Станислав Брандис.
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Береза белая, ветвистая,

Всегда веселая, всегда лучистая,

К теплу и свету ветвями тянется,

Весне и лету все улыбается.

Станислав Брандис.

Актуальность проекта:

Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

С чего начинается Родина? С речки, с песчаного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?

Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семье. В старину березу называли «деревом четырех дел»: первое дело – мир освещать; второе – крик утешать; третье – больных исцелять; четвертое – чистоту соблюдать.

Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает у нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!Ни в одной стране нет столько берез, как у нас, поэтому деревом многих россиян является русская береза. Белоствольная, величавая, изящная она напоминает невесту. О ней со старины ведутся песни, сказки, стихи. Она является образом России. Со времен глухой старины вошла она в нашу жизнь. Мила она русскому человеку. Любит наш народ красавицу за ее пользу, которую она приносит народу.Поэтому в настоящее время, когда ребенок очень мало общается с природой, а в свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней

Проблема.                                                                                                           1.Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России- березе, о ее

оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.
2 Несоблюдение правил экологически грамотного поведения.

Цель:

Приобщение детей к традиционной отечественной культуре, воспитание любви к Родине, формированиезаботливого и бережного отношения к природе.

Задачи:

1.Сформировать представления у детей о жизни березы, как живого существа, показать, что береза считается символом и гордостью русского народа, что она является олицетворением нашей Родины, что береза и Россия – неразделимые понятия;

2.Расширить знания детей о берёзе, ее использовании в хозяйственных целях, в медицине, в быту

3.Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

4.Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.

Участники проекта:

дети старшей группы;

воспитатели и родители.

Тип проекта:познавательно – исследовательский

Вид проекта:краткосрочный (2 недели).

Предполагаемые результаты:

  • Углубленные знания и представления детей о березе.
  • Сформированное представления о жизни растения, его развитии и значении.
  • Развитие у детей активности, творческого потенциала.
  • Вовлечение родителей в совместную деятельность, в условиях семьи и детского сада.

Этапы работы над проектом:

Интегративные области развития воспитанников

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Подготовительный этап

           -     Подготовить наглядный дидактический, демонстрационный материал.

  • Подобрать атрибуты, игры для самостоятельной игровой деятельности.
  • Приготовить методическую, научную и художественную литературу,
  • Приобрести иллюстрированный материал по теме «Береза»
  • Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности.
  • Составить план мероприятий.
  • Подготовить конспект экскурсии по экологической тропе детского сада.
  • Подготовить конспект открытого мероприятия по теме: «Русская береза-символ Родины моей»
  • Подготовить тематическое развлечение «Люблю березу русскую»

Основной этап

Намеченные мероприятия

Задачи

Совместная деятельность с детьми

Познавательное развитие

Выбор березки на территории детского сада.

Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы.

Рассматривание иллюстраций и книг по теме: «Береза»

Рассматривание поделок из берёзы.

Исследование бересты под лупой.

Дидактические игры: «Найди листок березы», «Закончи фразу», «Подбери слова – приятели», «С кем дружит береза?», «Что сначала, что потом».

Развивать познавательную сферу и проведение действий, направленных на познание, для гармоничного развития детей. Помочь приобрести опыт взаимодействия с природой.

Речевое развитие

Чтение: Ф. Прокофьев « Люблю берёзу русскую»;

Л. И.Горошкина «Березка»;

В. А. Злоказова «Росла Березка у дороги на Силач…»;

Н. И. Птухина «Ода березке»;

Г. Н. Рахимов «Три березки под окном».

Чтение рассказа В. Бианки « Волшебная берёза»;

Рассказ  С.Воронина «Моя берёза летом»

Заучивание стихотворений о березе:

С. Есенин «Белая береза».

Ф. Сологуб «Письмо-Жалоба берёзе»

Рассматривание с обсуждениями картин русских художников таких как:

Иван Иванович Шишкин

«Березовая роща»

Саврасов Алексей Кондратьевич

«Грачи прилетели»

Куинджи Архип Иванович

«Березовая роща»

И.Левитан « Берёзовая роща»

Развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх, на занятиях

Активизировать речь детей словами: чечевички, береста, расширяя и уточняя знания детей обсоставляющей части дерева. Развивать память, мышление, воображение.

Дидактическая игра «Назови, какая?»
(Дети поочереди придумывают красивые определения для березки, называют ее ласково.)

Беседа на тему:

«Использование берёзы»

* в медицине;

* в народном хозяйстве.

" Береза -символ России»

Побуждать желание детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, стремиться к речевому общению между собой.

Художественно-эстетическое развитие

Рисунок: «Белоствольная красавица»

Аппликация: «Береза» в технике рваной аппликации.

Коллективная картина: «Березовая роща»

Коллективное рисование «Берёзовая роща»

Лепка «Береза кудрявая»

Конструирование «Во поле берёза стояла» (из конуса).

Развивать потребность в творческой деятельности. Совершенствовать умение изображать дерево и передавать характерные особенности средствами рисунка.

Развивать творческие способности детей, желание отражать свои впечатления в рисунках, поделках

Учить детей фантазировать, воплощать в реальности свои фантазии, оценивать свою деятельность.

Закреплять навыки коллективной работы – умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

Физическое развитие

тренняя гимнастика «Поход в березовую рощу».

Подвижные игры: «Беги к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков»,

«Венок»(из березы).

На прогулке хороводная подвижная игра «Солнышко - ведрышко»

Физкультминутки: «Мы березу посадили», «Наступило утро».

Вызвать желание совершенствовать свои физические качества, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость.

Социально-коммуникативное развитие

Беседы: "Что я знаю о берёзе", "Берёза жить помогает", «Где растет береза» «Белоствольная красавица», «О березе и её коре», «Береза-лекарь», «Береза-символ России», " Необычная одежда у берёзы».

Мини-этюд «Березка»

Помочь усвоить правила поведения, безопасного для человека и окружающего мира природы.

-Углубить представления детей о березе, об условиях, необходимых для  ее жизни. Воспитывать любовь к своей Родине и желание беречь её.

Подготовка и проведение игровых ситуаций «Я, защитник природы»»; " Библиотека»

Игры-задания: «Узнай по форме»; «Время-года ».

Вызвать интерес детей к развёртыванию сюжетно-ролевых, дидактических игр. Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов изготовленных своими руками. Развивать творческий потенциал, способность совместно со сверстниками развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с мнениями сверстников.

Воспитывать умения работать в одной команде, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща.

Работа с родителями

1. Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию.

2.Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми.

3. Помощь в оформлении:

альбома «Люблю русскую красавицу»;

4.Принять участие в конкурсе « Белая берёза»;

5. Принять участие в  конкурсе поделок из бересты.

Вызвать желание родителей помочь педагогам удовлетворить потребность детей в познании, участвовать в жизни ДОУ, помочь детям углубить знания о березе,увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее

Рефлексивный этап

Организация выставки «Без березы не мыслю России…» работ о березе (совместная работа детей и родителей)

Открытое мероприятие с использованием мультимедийного оборудования «Русская береза-символ Родины моей»

Заключение.

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. В процессе работы над проектом дошкольники отметили ее роль как лекарственного сырья; изучили чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо

сохранять и бережно относиться к символу России – березке, потому что она красива и целебна. Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Благодаря проделанной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке и к природе в целом.

Литература:

1.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован вМинюсте РФ 14ноября 2013 г., № 30384).

2

3.Брем А., Жизнь растений. Новейшая ботаническая энциклопедия - М.: Эксмо,2005.

4.Данников Н., Дерево жизни. Всё о целебных свойствах берёзы., М. Лабиринт,1993.

5.Горобец Ю.И., Симонов А.А., "Береза", Просвещение,1998;
6.Поликарпова Татьяна "Две березы на холме", Детская литература, 2003;
7. Интернет ресурсы
.


Русские пословицы, поговорки, шутки о березе.

  1. Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве – четыре угодья: первое – больным на здоровье, второе – людям – колодец, третье – от зимы свет, четвертое – дряхлямпеленалье.
  2. Береза не угроза: где стоит, там и шумит.
  3. Для врага и береза – угроза.
  4. Сок березовый с мякотью.
  5. Бела береста – да деготь черен.
  6. Березовые почки – берегите для примочки.

Загадки о березе.

  1. Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.
  2. Влезу на горушку, одеру телушку, сало в рот, а кожу прочь .(березовый сок).
  1. Клейкие почки, зеленые листочки

   С белой корой стоит над горой.

  1. Русская красавица стоит на поляне,

             В зеленой косынке, в белом сарафане.

  1. На поляне девчонки в белых рубашонках,

             Зеленых полушалках.

  1. Стоят в поле сестрицы

    Платьица белые,
   
Шапочки зеленые.

  1. Стоят столбы белые, на них шапки зелены,

             Летом мохнатые, осенью желтоватые.

  1. Стоит Алена – платок зеленый,

             Тонкий стан, зеленый сарафан.

                                           

                                                       Медицинское применение.

  1. Березу традиционно использовали в лечебных целях: настои из березовых почек и листьев – как мочегонное, бактерицидное и ранозаживляющее средство, а масляную вытяжку из березовых почек – как дерматологическое средство.
  2. Из эфирного масла березы вишневой (путем перегонки коры и побегов с водным паром) получают метилсалицилат.
  3. Березовый деготь – традиционное консервирующее и дезинфицирующее средство.
  4. Березовые веники в России традиционно использовали в лечебных и профилактических целях в русской бане.
  5. Считалось, что запах березы излечивает от меланхолии и помогает от сглаза, а березовый сок, собранный в особые дни марта и апреля очищают кровь.
  6. В северных широтах березовая пыльца иногда является аллергеном, ответственным за проявления сезонной сенной лихорадки у людей с повышенной чувствительностью.

                                                Народные приметы.

  1. Из березы весной течет много сока – к дождливому лету.
  2. Осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна ранняя,      зажелтеют снизу – поздняя.
  3. Коли береза наперед опушается, то жди сухого лета, а коли ольха – мокрого.
  4. Если на березках много серег – к урожаю гороха.
  5. Если весною на березе много почек – просо будет обильное.
  6. Если березовая шишка натрое весною – то овес хорошо родится.
  7. Если березовые почки распускаются снизу, то хлеба ядреные (хорошие зерном) родятся.
  8. Весною на осине и березе хорошая мочка – будет хлеб ядреный.
  9. Если листья на березе густы и темно – зелены (при обилии летней влаги) – к урожаю и рослому хлебу.
  10. Когда на березе появится желтый лист пятнами с лошадиную голову, пора сеять озимый хлеб.
  11. Если веточки березы через три дня свежие – ожидай мокрого сенокоса.

Стихи о березе.

«Печальная береза…»
Печальная береза у моего окна,
И прихотью мороза разубрана она.
Как гроздья винограда, ветвей концы висят, -
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы, я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы стряхнут красу ветвей.
А. А. Фет

«Гимн березе».
Если мне воспеть березу свыше дан наказ,
Я ее святые слезы воспою для Вас.
Я печальный облик в рифму облеку,
Шепот листьев, птичий окрик. Раны на веку…
Как светло то на просторе. Дивный свет струит;
На высоком косогоре милая, стоит…
Подойду я и, любуясь косоньки ветвей
Соберу я в прядь тугую… Вей же ветер, вей!
Не сломить березу в бурю, коль душа алмаз.
Даже средь осенней хмури радуешь ты глаз.
О. Герасимова.

«Береза».
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
С. Есенин.

«Березка».
У красы – березки платье серебрится.
У красы березки – зелены косицы.
Со двора к березке выскочили козы.
Стали грызть березку, а березка – в слезы.
Защищать березку стали мы гурьбою,
Чтоб краса – березка выросла большою.
П. Воронько.

«Березка».
Ее узнаешь по примете:
Нет деревца белей ее на свете.
И. Воробьева.

«Березонька.

Береза моя, березонька, береза моя, белая.
Береза кудрявая! Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки; на тебе, березонька,
Листья зеленые; под тобой, березонька,
Листья зеленые ; под тобой, березонька,
Красные девушки венки вьют, плетут.
Т
онкая березка, ростом невеличка,
Словно у подростка, у нее косички!
Деревце на славу за год подросло!
До чего ж кудряво, до чего ж бело.
Береза моя, березонька,
Березонька – красавица!
На тебе березонька,
Листья зеленые,
Под тобой, березонька,

Трава шелковая.


                  “Встреча с русской красавицей” (экскурсия)

 Цель: определить с детьми, какое дерево в народе называют русской красавицей? Почему? Представление детей о дереве как о представителе живого в мире природы, внешнем строении, жизненных функциях (питание, дыхание, рост, размножение)

Оборудование: корзинки, перчатки для сбора мусора.

Предварительная работа: чтение стихов о березе

                                                     Ход:

 Рассматривание деревьев, кустарников издалека.

В тени и на солнце яркость окраски разная.

Солнце как будто “зажигает” листву деревьев, краски становятся ярче наряднее.

- Любование красотой.

Закройте глаза, послушайте звуки деревьев.

 - Какие звуки услышали? - Какие запахи почувствовали? (Свежести, грибов, травы).

 Поисковые задания: • Найдите деревья, у которых листья круглые по форме, больше чем у березы, длиннее

 • Выбрать самую нарядную берёзу. “Без билета по белу свету”

Цель: конкретизировать знания детей о разных способах распространения семян, о взаимодействии растений и животных, растений и неживой природы, вызвать познавательный интерес.

 Лексика: распространение, саморазбрасывание, летуны.

Оборудование: коллекция плодов и семян: клён, одуванчик, череда, репейник, горох. Лупы, видеофильм “Путешествие жизни”

Структура и методические приёмы: • Просмотр фильма “Путешествие жизни” - Зачем семенам надо “бродяжничать” по белу свету?

• Рассматривание коллекции семян и плодов.

- Где здесь плоды и где семена?

 Исследовательская деятельность: - найти семена, относящиеся к летунам; - эксперимент “Как ветер помогает им летать?”

- кто помогает распространять семена берёзы?

 Сравнить семена с самолётом (птицей, бабочкой, вертолётом) •

 Проблемная задача: “Где больше растёт травы, у забора или у дорожки; почему?”

• Д/И “Без билета по белу свету” (используя иллюстрации плодов и семян и знаки- символы) Последующая работа:

 • Составить коллекцию плодов и семян, распространяющихся только с помощью ветра.

• Речевое упражнение “Скажи красивые слова об осенних берёзах”

 • Речевое упражнение “На что похоже?”

 • Игра “С какой ветки детка?”

• Природоохранный труд: уборка территории от мусора.

 Развлечение для детей «Люблю берёзку русскую».         Проводится на площадке детского сада

Цель.

-Обобщить представления детей о значении природы в жизни людей; о деревьях, животных, о среде их обитания; об изменениях, происходящих в природе в течение года.

-Вызвать эмоциональный отклик на произведения народного творчества разных жанров.

-Прививать любовь к Родине, родной природе.

Дети в русских костюмах под музыку выходят в круг.

 Воспитатель. Ребята, какое сейчас время года?

Дети. Лето.

Воспитатель. Какие летние месяцы вы знаете?

Дети отвечают.

Давайте позовем лето.

Дети (с помощью воспитателя)

-Лето, лето красное, приходи,

Грибы, ягоды приноси,

Жито и ячмень,

 Долгий лен, зеленый хмель.

Рябину, калину,

Сладкую малину!

Июнь. Здравствуйте!

 Я один из двенадцати месяцев.

Как зовут меня, вы узнаете сами, а я вам помогу.

Сейчас я назову несколько примет.

• Этот месяц с косой по лугам прошел, а другой за ним с серпом за хлебом побежал.

 • Этот месяц — конец пролетья, начало лета.

• В этом месяце самые длинные дни и самые короткие ночи.

Этот месяц называют разноцветом.

Я пришел к вам

Со зноем и грозами,

С сочными травами

И сенокосами.

При мне одуванчик

Сменил сарафанчик.

 Белый, воздушный надел,

Только дунь... Автор: А. Чусовская

Дети. Это июнь.

Воспитатель. Июнь называют «разноцвет», «скопидом», «хлеборост».

Это месяц сенокоса.

На лугу распускаются цветы:

 купальницы, калужницы, лютики,

— он от них становится весь золотой.

Под каждым кустом, на каждой травинке сидят жучок, паучок.

Вы знаете, какие цветы распускаются в июне?

Дети отвечают. Молодцы.

В начале июня отмечается праздник Святой Троицы. Это еще и праздник русской березы — символа России.

 В народе говорят: «Береза русского человека и греет, и лечит, и веселит». Березовыми дровами топили печи. Березовым дегтем люди лечились. А какая баня без березового веника!

Проводится игра «Заплети косичку».

Дети из ярких ленточек плетут косички на скорость

У красы березки

Платье серебрится,

 У красы березки

 Зелены косицы. Берёзка.

 Это я, берёзка, в новом сарафане!

Хочется мне, дети, веселится с вами.

С праздником вас, дети, всех я поздравляю!

 Счастья вам, веселья, радости желаю!

 Ведущий. И тебя, берёзка, все мы поздравляем.

 Счастья и веселья и тебе желаем.

У красы – берёзки – платье серебристое

, У красы – берёзки – зелены косицы.

 Где бы ни росла русская березка,

везде она людям радость,

везде она людям свет!

 Стоит она красавица русского леса и ветерок шелестит ее ветвями, благодатный дождик поливает ее, живительное солнце греет ее.

Какое сердце не отзовется радостью, глядя на нашу березку!

Это же сама Россия наша, гордыми и светлыми очами смотрит в мир!

К о р о б е й н и к.

 Начинаю хоровод,

Подходи, честной народ.

Пусть сердца раскроются

На Святую Троицу!

Подходи, честной народ,

 Коробейник продает

Березовые веточки Для Катеньки и Светочки,

 Для Машеньки, Наташеньки, Глашеньки и Дашеньки

– Для всех девчат, для всех ребят,

Для всех березовый наряд!

Есть и сок березовый,

Чтоб были щечки розовы!

 Березовые почки

 Берите на примочки!

Изделия из бересты Бери –

 не пожалеешь ты!

Игра «Что тут сделано из дерева?» необходимо быстро разделить на подгруппы игрушки и предметы, сделанные из разных материалов.

Хоровод «Берёзка»

Мы к тебе берёзонька идём,

Яркие платочки

 Мы тебе несём.

Припев: Золотые листики

золотом горят.

 Кружатся с платочками

хоровод ребят.

 Берёзка.

Это я, берёзка, в новом сарафане!

Хочется мне, дети, веселится с вами.

С праздником вас, дети, всех я поздравляю!

Счастья вам, веселья, радости желаю

Ведущий.

 И тебя, берёзка, все мы поздравляем.

Счастья и веселья и тебе желаем.

У красы – берёзки – платье серебристое,

 У красы – берёзки – зелены косицы.

 Берёзка.

Что за чудо-хоровод!

Каждый пляшет и поёт,

А уж так танцуют, словно на лугу зелёном, летнем.

 Берёзка.

Что за чудо-хоровод!

Каждый пляшет и поёт,

А уж так танцуют, словно на лугу зелёном, летнем.

Дети привязывают яркие ленты на березовые ветки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в средней группе Тема: « Береза - русская красавица»

Интегрированное занятие включает в себя :музыку, ИЗО, чтение художественной литературы, познание....

Конспект интегрированного занятия "Береза- русская красавица"

Интегрированное занятие для детей средней группы....

Конспект ООД по познавательному развитию " Береза русская красавица"

Расширять знания детей о березе.           Продолжать знакомить детей с полезными свойствами березы. Учить детей составлять описательный рассказ о березе.    Развива...

"Береза - русская красавица"

Презентация экологического проекта...

Проект в старшей группе на тему «Береза – русская красавица».

Формирование представления о березе как у детей старшего дошкольного возраста экологическую культуру через воспитание бережного отношения к природе....

Проект в старшей группе на тему «Береза – русская красавица».

Формирование представления о березе как у детей старшего дошкольного возраста экологическую культуру через воспитание бережного отношения к природе....