Творческо-исследовательский проект «Марш Победы» Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию как форма позитивной социализации дошкольников
проект

Гармаева Туяна Дашиевна

Проект   нацелен на патриотическое воспитание дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-patriotizm_na_ik.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Солнышко»

 .

Творческо-исследовательский проект «Марш Победы»

Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию

как форма позитивной социализации дошкольников

        

г. Закаменск

Основной целью Государственной  программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» является совершенствование системы патриотического воспитания, приведение её в соответствие с новыми историческими реалиями функционирования патриотизма в российском обществе. Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан Российской Федерации при сохранении приоритета патриотического воспитания подрастающего поколения – детей и молодёжи.

Патриотическое воспитание является одним из путей социально – нравственного развития ребенка, осуществляемого в процессе приобщения к социальной действительности. Конкретное выражение содержательной характеристики патриотизма заключается в любви к Родине, к ее природе, людям, культуре, к своему дому, включает в себя чувство национального достоинства, гордости за принадлежность к своему народу, проявления эмоционально – положительного интереса к  прошлому и настоящему Отечества, людям труда.

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания.

Проект «Марш Победы» нацелен на патриотическое воспитание дошкольников. Под проектной деятельностью понимается совокупность приемов, которые позволяют ответить на возникшие у детей вопросы в преддверии празднования Дня Победы в результате совместных действий воспитанников с взрослыми с обязательной презентацией результатов.  В воспитательно-образовательном процессе   проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и воспитатель, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Это соответствует требованиям ФГОС ДО. Родители становятся не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности, повышающей эффективность овладения определенной областью практического или теоретического знания; способ успешного достижения цели через детальную разработку проблемы, которая завершается вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Это говорит об оптимальности и инновационности проектной деятельности в системе ДО.

Идея создания проекта была продиктована детскими вопросами в преддверии Дня Победы: «Почему 9-го Мая всегда салют?», «Зачем прикрепляют полосатые ленточки?», «Что это за полосатые ленты?», «Кто такие ветераны?», «Почему много памятников с солдатами?», «Почему окна зданий украшают голубями?»

 Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна, способствует объединению, осуществлению связи поколений, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.

Цель проекта: создание условий для формирования представлений о героическом подвиге советского народа в ВОВ.

Задачи:

- формировать ценностное отношение к героям - защитникам Родины, памятным датам;

- воспитывать чувство патриотизма, гордости и сопричастности к наследию своих предков посредством участия в акциях к Дню Победы;

- развивать интерес к истории своей страны, своей семьи в ходе исследовательской деятельности;

- развивать творческий потенциал дошкольников в театрализованной и изобразительной деятельности, посвящённой празднованию Дня Победы;

 - развивать партнёрские отношения между участниками образовательного процесса (в системе «ребёнок – родитель - педагог»).

Состав участников: воспитанники  группы  , родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Сценарий  совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта)

В основу проекта лёг временной отрывной календарь месяца, рассчитанный на 30 дней – календарь-помощник. В течение целого месяца все участники проекта погружаются в тему Великой Отечественной войны, особое внимание уделяется темам, которые отвечают на вопросы детей.

Календарь-помощник выполняет две функции. Первая – помогает отслеживать количество оставшихся дней до основного события – празднования Дня Победы. Вторая функция календаря  - направляющая. Он направляет деятельность участников проекта: каждый листок – новое событие, которого ждут дети, к которому готовятся педагоги, а родители имеют возможность включиться в процесс-помочь ребёнку раскрыть тему дня и посодействовать педагогу.

События, составляющие календарь, планируются заранее, охватывают все виды деятельности, разнообразны по форме организации и рассчитаны на взаимодействие всех участников проекта. Все мероприятия, направлены на формирование ценностного отношения к истории и героическому наследию своей страны и на процесс социализации дошкольников, активного усвоения социальных норм и ценностей общества в рамках темы проекта. Патриотическое воспитание, как фактор социализации, связано с формированием трех компонентов (по М.Кларину): 

– формирование патриотического сознания на основе знания истории, культуры, традиций своего народа, семьи в процессе усвоения опыта познавательной деятельности (когнитивный);

 – формирование чувства любви, сострадания и гордости за свое Отечество, за свою семью, верности своему Отечеству, готовности заботиться о нем и ценностного отношения человека к Отечеству, к своей родословной, развитие мотивов и опыта служения Отечеству в процессе усвоения опыта эмоционально-ценностных отношений (эмоциональный);

– усвоения действенно-практического опыта (поведенческий).

Формирование всех вышеназванных компонентов происходит в процессе проектной деятельности. Предложенный далее план мероприятий, нацеленный на усвоение различных видов опыта: познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений, действенно-практического применения, и  изложенный в Календаре-помощнике, позволяет говорить о патриотическом воспитании как факторе позитивной социализации в рамках нашего проекта.

Дата

Название мероприятия,

форма, пояснения

дополнения

10.04.

Фотоколлаж  «К празднику Победы - наши победы». Посвящение побед, наград, достижений воспитанников и педагогов ДОУ за участие в различных конкурсах великому празднику в виде подборки соответствующих фотографий.

Подготовка рисунков к Всероссийскому конкурсу детского рисунка, посвященного 70- летию Победы

Акция «Наш бессмертный полк»

Воспитанники ДОУ озадачены поиском информации о близких – участниках ВОВ для создания памятного стенда

Посещение  районного музея, библиотеки.  

11.04. –  

«Календарь выходного дня»

 

13.04.

Участие во Всероссийском конкурсе детского рисунка посвященного Дню Победы в Великой Отечественной войне, в рамках IV международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей  младшего возраста» (г.Москва)

14.04.

Прослушивание и разучивание песен, посвященных Дню Победы (подготовка к праздничному утреннику)

15.04. г

«История георгиевской ленточки».  Комплексное занятие (презентация, аппликация, беседа)

16.04.

Праздничная акция «Голуби к Дню Победы». (Декорирование дерева на территории ДОУ). Мастер-класс «Голубь мира» - изготовление голубей из бумаги в технике оригами.

17.04.

Презентация «Дети войны» - беседа, знакомство с литературными произведениями по теме.

18.04-19.04.

«Календарь выходного дня»  Подбор книг о войне, о детях на войне совместно с родителями для выставки в группе. Чтение произведений, посвященных ВОВ.

20.04.

Праздничное оформление окон и фасадов здания детского сада, музыкального зала.

 Выставка книг «Дети войны»

«Победный трудовой десант»

Вечерняя уборка территории совме-стными с детьми и родителями силами.

21.04.

Оформление стенда «Бессмертный полк». Торжественное открытие.

22.04.

Участие в городском экологическом  субботнике с детьми и с родителями в парке Седлецкого. Изготовление открытки-поздравления для ветеранов «С Днём Победы!».

23.04.

«Уроки мужества». Презентация «Наш земляк – герой-разведчик Б.Э. Доржиев»

24.04.

Комплексное занятие «Салют как символ Дня Победы» (презентация, рисование с применением нетрадиционных техник). Выставка рисунков.

27.04.

НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Парад Победы» (открытое занятие)

Разучивание стихов о ВОВ. Подготовка видеороликов к ежегодному Всероссийскому интеренет- конкурсу «Дети читают стихи» на сайте Лабиринт.ру

28.04.

Мастер-класс по конструированию и ручному труду «Брошь ко дню Победы»

29.04 .

Творческий вечер с применением ИКТ «Победителям войны посвящается…»

30.04.

Рисунки на асфальте «В каждом рисунке солнце»

01.05-04.05.

«Календарь выходного дня»  Посещение «Парка Седлецкого», «Герой танк» - совместная с родителями прогулка,   фоторепортаж

05.05.

Спортивный квест «Зарница»

Оформление стенда Фоторепортаж-«Календарь выходного дня» по тематическим дням

06.05.

Праздничный утренник «Победой кончилась война»

07.05.

Поздравительная акция «День Победы в каждый дом» Размещение поздравительных листовок на подъездных дверях близлежащих домов.

08.05.

Акция «Поклонимся великим тем годам…» Праздничное шествие к  , погибшим в годы войны, на площади Первой Пятилетки, возложение цветов, почётный караул.

Список литературы

  1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2005г.
  2. Великая Отечественная война. /http://puzkarapuz.ru/51511-velikaya-otechestvennaya-vojna.html
  3. Государственная программа. - Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-- 2002 годы. - Российская газета. 2001 год.
  4. Гружинская М., Е. Сидоренко, М. Корнилова, В. Стержнева. «День Победы» //Ребенок в детском саду, №2, 2008г.
  5. Гурина Т. Ф. Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения http://worldofchildren.ru/scenarios-and-holidays/23-fevralya/1838-patrioticheskoe-vospitanie-v-usloviyax-sovremennogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya
  6. День Победы!  (Тематические коллекции)   http://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html
  7. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне / А. П. Казаков, Т. А. Шорыгина, М, 2009г.
  8. Долматова. Е., Телегин М. Поговори с Ребёнком о войне, или как дошкольнику о Великой Отечественной Войне рассказать? / http://www.p4c.ru/671
  9. Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников. Посвящается 60-летию Великой Победы! Е. Евдокимова //Дошкольное воспитание, 2005. - № 3.
  10. Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М. 2008.
  11. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? М, 2004 г.
  12. Малышам (и не только) о празднике Победы - 9 мая, о войне, об орденах и медалях / http://kids-kids.ru/archives/138
  13. Патриотическое воспитание дошкольников: Великая Отечественная война: [проекты, конспекты занятий]! Ребенок в детском саду, 2007, №2.
  14. Т. Черединова. Детям своим расскажите о них». //Дошкольное воспитание., №5, 2005г.
  15. Doshkolnik.ru, Solnet.ru
  16. М. Ю. Картушина. День победы. Сценарии и праздники для ДОУ и начальной школы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного проекта в проектной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников.

Актуальность проекта, цель, задачи, ход работы над проектом, возможности развития детей, методы проектной деятельности по ознакомлению с родным краем, ожидаемые результаты....

Организация проектной деятельности по нравственно- патриотическому и экологическому воспитанию старших дошкольников

Организация проектной деятельности по нравственно патриотическому и экологическому воспитанию старших дошкольниковВыступление и мультимедиа МО старших воспитателей города...

"Проектная деятельность по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников"

quot;Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников"...

Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию проект "Ордена наших дедов"

проект проводится с детьми подготовительной группы для создания единого образовательного пространства по теме проекта в семье и ДОУ;   направлен на создание условий для формирования представ...

Проектная деятельность в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации » подчеркивалось, что наблюдающееся снижение в общественном сознании роли российского патриотизма как це...

Консультация на тему: "Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников".

Проблема нравственно-патриотического воспитания дошкольников обсуждается сегодня все чаще. Актуальна ли сегодня это проблема?...