Конспект (Хлеб всему голова)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект (Хлеб всему голова) по Кубановедению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_hleb_vsemu_golova_po_kubanovedeniyu.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по Кубановедению  в подготовительной группе

Тема: «Хлеб – всему голова»

Воспитатель: Астахова Ольга Сергеевна

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие"

Цель: Формировать представления детей о хлебе.

Задачи:

- Продолжать знакомить с особенностями края, в котором мы живем.

- Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в крае, воспитывать чувство гордости за его достижения.

- способствовать формированию осознания необходимости бережного отношения к хлебу.

- Совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы.

- Обогащать активировать речь детей.

- Закреплять приемы лепки.
Оборудование: аудиозапись, колосья, зерна пшеницы, мультимидийная доска. 

Ход занятия:

1. Организационный момент, объявление темы:

- Ребята, как называется страна, в которой мы живем?

Дети:  Россия.

- Очень часто говорят, что Россия страна очень богатая.

Как вы думаете, что это значит?

Дети: (ответы детей)

- Россию называют богатой, потому что в нашей стране много лесов, полей, рек, в земле много полезных ископаемых - угля, нефти, золота.

Но издавна главным богатством России считался хлеб. Слово хлеб в русском языке означает достаток. Древние говорили: "Как человек относится к хлебу, такая у него и душа".

Воспитатель: Верно, и все эти богатства земля дарит людям. На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился не один праздник?

Дети: Хлеб.

Знают все, кто ест:

Хлеб не надоест!

Хлеб наша главная еда

Всегда!

Рыба – водица,

Ягода – трава.

А хлеб, как говорится,

Всему голова!

Воспитатель: Правильно, хлеб – всему голова! (Показ воспитателя белого и черного хлеба).  А вы знаете, как относились к хлебу русские люди?

Дети: К хлебу люди в старину относились бережно, свято, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать.  А если уронил хлеб, обязательно надо было поднять и поцеловать, Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали.

Воспитатель: Как называли хлеб, который пекли к празднику?

Дети: Каравай! (Показ воспитателя каравая).

2. Основная часть:

На карте нашей Родины, есть маленький уголок нашей малой Родины.

Родина – это край где мы родились. Где мы живем. Это наш дом, это все, что нас окружает.

В каком крае мы живем?

Предполагаемые ответы детей. (Наша Родина – Краснодарский край. Наша Родина – Кубань)

Издавна Кубань называли житницей России. И наша Кубань славилась хлеборобами и богатыми урожаями. 
Слушание отрывка гимна Кубани «Ты, Кубань, ты наша Родина».
Ты, Кубань, ты наша Родина, 
Вековой наш богатырь, 
Многоводная, раздольная, 
Разлилась ты вдаль и вширь. 
Воспитатель: Так пели наши предки, кубанские казаки, их деды и прадеды. Так называют нашу благодатную землю – Кубань. 
По легендам Северная Америка – родина подсолнечника и кукурузы, Азия – чечевицы и пшеницы, Китай – риса. Все эти растения есть и в России, а в особенности в таком хлебном крае как Кубань. Это значит, что на Кубани выращивают все зерновые культуры, которые можно смолоть в муку и испечь из нее хлеб. Это пшеница, рожь, ячмень, кукуруза… Еще на Кубани выращивают рис. Овес, гречиху, из которых готовят вкусные каши. 

А чем славится наш Краснодарский край? 
Послушайте, стихотворение, и дайте ответ. 
Рос сперва на воле в поле, 
Летом цвел и колосился, 
А когда обмолотили
Он в зерно вдруг превратился. 
Из зерна - в муку и тесто, 
В магазине занял место. 
Вырос он под синим небом, 
А пришел на стол к нам хлебом. 
-Вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить? 
-О хлебе! 
Кубань – житница России. Как вы думаете, что означают эти слова? В старину житницами называли помещения для хранения зерна. Жито – название немолотой ржи или пшеницы – «хлеба в зерне», и происходит от слова «жить». Это говорит о том, что хлеб человеку жизненно необходим. 
Воспитатель: На Кубани выращивают богатый урожай зерна, поэтому называют житницей России, великой труженицей, хлебосольной Кубанью.

Хлеб один из самых удивительных продуктов человеческого труда. А что надо, чтобы вырастить хлеб? 
Предполагаемые ответы детей: комбайн, трактор, борона. 
Какие пословицы и поговорки вы знаете? 
- Не будет хлеба, не будет обеда. 
- И обед не обед, коли хлеба нет. 
- Много снега, много хлеба. 
- Посеет в пору – будешь иметь хлеба гору. 
- Пока есть хлеб и вода - не беда. 
- Не трудиться – хлеба не добиться. 
- Хлеб сердце человека укрепляет. 
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Вырос в поле дом, полон дом зерном, 
Стены позолочены, ставни заколочены, 
Ходит дом ходуном на столбе золотом. (колос) 
СЛАЙД № 1
Воспитатель: Правильно отгадали, это колос. Посмотрите, какой он красивый, словно позолоченный. Из чего он состоит? Верно, из зерен. (Раздать каждому ребенку по зернышку пшеницы и лупы для рассматривания зерен). 
Ярко светит солнышко, в поле зреют зернышки. 
В каждом зернышке пшеницы сила солнышка хранится. 
Воспитатель: Скажите. А как называют людей, которые выращивают хлеб? Правильно, хлеборобами. А как вы думаете, ребята, легко ли растить хлеб? Давайте проследим, какой путь проходит хлеб прежде, чем попасть к нам на стол. 
Ведь не сразу стали зерна хлебом тем, что на столе. 
Люди долго и упорно потрудились на земле. 
СЛАЙД № 2
Воспитатель: Чтобы посеять зерно в землю, что нужно сделать? (Ответы: вспахать, разровнять, взрыхлить, удобрить). Землю пашут тракторами, гусеничными и колесными, сзади которых прицеплены плуги. Кто управляет тракторами? (Ответы). Правильно, тракторист. 
В поле трактор, в поле плуг, 
Все распахано вокруг. 
Воспитатель: Сейчас мы с вами говорили, как готовят почву к посеву, а когда сеют пшеницу? (Ответы). Засевать могут и весной и осенью. Пшеницу, которую сеют осенью, называют озимой, а ту, которую сеют весной – яровой. 
Воспитатель: Раньше, когда не было таких машин, пшеницу сеяли вручную: сеятель надевал большое лукошко с поясом через плечо, чтобы легче было носить, насыпал в лукошко зерно, шел по вспаханному полю и вручную разбрасывал зерна в стороны. Это была трудоемкая, медленная и тяжелая работа. Посмотрите на картину, на которой сеятель рассыпает зерно. 

3. Физкультминутка:

 «Колоски».

Воспитатель: Давайте с вами вместе сейчас превратимся в колоски пшеницы!

В землю зернышко попало (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И расточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся,

И красавцем обернулся!

С ветерком он играет, ветерок его качает (руки вверх, качаются)

К земле низко прижимает (присели),

Вот как весело играет!

Потянулся наш росток (встают),

Превратился в колосок!

4. Продолжение работы:

СЛАЙЫ № 3-4
Сеял сеятель старинный из лукошка-решета. 
Нынче сеялка – машина этим делом занята. 
Роет борозды проворно, в них укладывает зерна. 
- Уж ты семечко, зерно, ляжешь в борозду на дно. 
Ты не бойся, золотое, ничего, что там темно! 
К свету, к солнцу из земли ты, росток скорей пошли. 
Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, как хлебороб узнает, что пора убирать урожай? (Ответы: поле станет желтым, колосья сухими). Верно. 
СЛАЙД № 5
Воспитатель: Когда урожай созреет, в поля выйдут другие машины. Скажите, как они называются? (Ответы). Сейчас я вам покажу картины об уборке урожая. Сравните их и расскажите, как раньше убирали урожай и как это делают сейчас. (Дети рассказывают об увиденном). 
Воспитатель: Дети, а что надо сделать с зерном, когда его обмолотят? (Ответы) .

СЛАЙД № 6
Отвезут на ток зерно, 
Там просушится оно. 
В закромах пусть отлежится 
Первоклассная пшеница. 
Воспитатель: Ребята, а где хранится зерно? (Ответы). Правильно. Зерно хранят на элеваторе. А кто же смелет нам зерно? (Ответы). 
СЛАЙД № 7
Мельник смелет пусть зерно
Станет все мукой оно. 
Воспитатель: А чтобы из муки получились хлебобулочные изделия, какого мастера пригласим? (Ответы). 
Хлебопек пускай в печи
Выпекает калачи. 
Воспитатель: Ребята, скажите, какие продукты получают из зерна? (Ответы: муку, крупы, крахмал, отруби). А что можно приготовить из муки? (Ответы). 
СЛАЙД № 8
Воспитатель: Ребята, скажите, люди каких профессий трудились, чтобы на столе у нас был вкусный, свежий хлеб? (Хлеборобы, комбайнеры, трактористы, мельники, хлебопеки). Видите, сколько труда нужно затратить, чтобы к нам на стол пожаловал хлеб с хрустящей корочкой. Как мы должны относиться к хлебу? (Ответы). Вот вы покушали, и остался кусочек хлеба, что нужно с ним сделать? (Ответы: брать сколько съешь, отдать кошке, собаке, птицам, посушить сухарики) .
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Бесконечное предложение». Я скажу слово «хлеб», а вы ответите, какой он, передавая друг другу игрушку «Колобок». Хлеб: «душистый, ароматный, мягкий, теплый, вкусный, полезный, свежий. Хрустящий, белый, ржаной, отрубяной и т. д. ». 
Воспитатель: Я для вас приготовила еще одну интересную игру «Собери хлебобулочное изделие» (кто быстрее соберет хлебобулочное изделие и назовет его).

5. Пальчиковая гимнастика:

«Хлеб».

 Рос сперва на воле в поле,              

 Дети слегка покачивают руками,

 Летом цвел и колосился,                

  поднятыми вверх.

 А потом обмолотили,                      

 Постукивают кулаками друг о друга.

 Он в зерно вдруг превратился.      

 Выполняют упражнение «Пальчики здороваются»  

  Из зерна – в муку и тесто,          

 Сжимают и разжимают кулаки.

 В магазине занял место.                    

Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.

 Вырос он под синим небом,            

 Поднимают руки вверх.

 А пришел на стол к нам – хлебом.  

 Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх.

6. Самостоятельная работа:

Воспитатель: Ребята, давайте слепим колосья пшеницы. 
Лепка «Колосок»
Во время лепки звучит аудиозапись в исполнении кубанского хора: «Хлеб всему голова» сл. В. Ф. Бочан, ком. Н. М. Кудрин. 
Воспитатель: Молодцы, хорошие работы. Давайте вместе соеденим и у нас получится целое поле. 
Чтение стихотворения. С. Погореловский. 
Зёрна наших детей светитесь
Позолотою резной! 
Говорим мы: «Берегите»
Берегите хлеб родной… 
Мы мечтали, мы о чудо
К нам с полей живая речь
«Берегите хлеб, вы люди! 
Научитесь хлеб беречь! »
Воспитатель: Молодцы, вы все сегодня активно участвовали! Я думаю, что после нашей беседы вы еще больше будете любить наш край, ценить и уважать людей, которые каждый день прикладывают много сил и здоровья, чтобы вы каждый день кушали вкусный, ароматный хлеб.

А теперь идите мыть руки, я хочу угостить вас всех вкусным караваем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

Конспект "Хлеб всему голова"

Расширять представление о труде хлеборобов.Познакомить детей с процессом выращивания хлеба.              Закреплять знания  послов...

Конспект "Хлеб-всему голова"

Его величество ХЛЕБ...

конспект "Хлеб всему голова"

формирование нравственных ценностных ориентаций...

Конспект "Хлеб всему голова"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по    Ознакомлению с окружающим для детей 5-6 лет....

Конспект "Хлеб всему голова"

Конспект "Хлеб всему голова"...