Сообщение из опыта работы по организации и проведению кружка изонити «Волшебная иголочка» в подготовительной группе
материал (подготовительная группа)

Халаимова  Людмила Ефимовна

из опыта работы по организациии проведению кружка по изонити в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_iz_opyta_raboty_po_kruzhku_izoniti.odt19.51 КБ

Предварительный просмотр:

БДОУ г.Омска «Детский сад №329 комбинированного вида»

Сообщение из опыта работы по организации и проведению кружка изонити «Волшебная иголочка» в подготовительной группе

Омск 2018

Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка.  На протяжении дошкольного периода у ребёнка  происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности.                                                                                               В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание и педагоги и психологи. Психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому ребёнку, не менее важным является вывод психолого-педагогической науки о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего детства. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность понимать позицию другого человека.                                                                                                        

Работа по развитию творческих способностей в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы её организации разнообразны и результаты проявляются в различных видах деятельности: игре, лепке, аппликации, рисовании, ручном труде и пр. Один из способов развития творческих способностей - занятия изонитью. Они способствуют развитию

• мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;• сенсорного восприятия;• глазомера , логического мышления;  воображения;• волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т. п.);• художественных способностей и эстетического вкуса.

Изонить – очень интересная техника. Она привлекает простотой исполнения и оригинальностью. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».

На занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами, опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте.

Чтобы дети научились технике вышивания, прежде всего была поставлена  цель: художественно-эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники изонити, как художественного способа вышивания на картоне, самореализация детей в своем творчестве.

Для достижения цели поставлены  следующие задачи:

познакомить детей с новым художественным видом деятельности;
обучать детей технике работы с изонитью;
знакомить с основными понятиями и закрепить их в технике вышивания;
научить детей владеть инструментами: иглой, нитью, шилом, трафаретами;
развивать у детей внимание, память, абстрактное мышление;
развивать мускулатуру кисти рук, глазомер, координацию движения рук под контролем глаз;
развивать художественно-эстетический вкус, творческие способности детей;
воспитывать интерес к искусству «изонити»;
формировать и совершенствовать трудовые навыки детей.
Прежде чем началась работа по организации кружка ,мною была изучена информация по нитяной графике в интернет источниках, была составлена программа и план работы, а также опробированы основные техники работы с данным видом искусства на собственном опыте.

В конце сентября среди детей группы был сформирован основной состав кружка «Волшебная иголочка». Выбор детей происходил как по желанию детей. Так и по их возможностям. Главная роль при выборе, конечно, играла степень развития мелкой моторики рук у детей. На первых же занятиях дети на собственном опыте путем проб и ошибок сами пришли к выводу, что , все таки одного желания пока недостаточно для такой деятельности. Оказывается, что пальчики растут и развиваются не у всех одинаково быстро, и нужно тренировать их.

Также в начале работы возникли некоторые сложности с выбором инструментов. Если иглы с большим ушком и закругленным кончиком можно приобрести в магазине, то шило из магазина не подходит, так как по методике изонити и для безопасности оно должно быть коротким. Рассмотрев несколько вариантов, для ручки шила была выбрана  верхняя часть зубной щетки, а для самого стержня лучше всего подошла подходящая по толщине вязальная спица (разрезана и заточеная на станке, а затем вплавлена в ручку щетки). Пенопласт для подкладки подошел строительный, так как он плотный и не крошится.  Ну а для хранения инструментов и ниток  самой удобной оказалась коробка из под пластилина, разделенная на ячейки, т. е. У каждого ребенка свой индивидуальный набор.
Полноценная  работа в кружке началась с октября 1 раз в неделю, во второй половине дня. Но  детям настолько понравился кружок, что они с большим энтузиазмом   предложили заниматься  2 раза в неделю. И по сей день интерес к данному виду творчества не не ослабевает, а ,наоборот, усиливается.
На самых первых занятиях кружка мы учились с детьми отрезать нитку нужной длины, правильно держать иголку(что для некоторых детей оказалось очень трудно, так как впервые держали иглу в руках и испытывали страх уколоться ею), вдевать нитку  в иголку и делать узелок. Я заметила, что лучше всего с этим справляются дети , у которых мелкая моторика рук достаточно развита на высоком уровне. (Лолита Ш., Настя Л. Рита Б. Даниил Н). Постепенно, тренируясь, у большинства детей на данном этапе узелок уже получается довольно неплохо. Затем учились  определять изнаночную и лицевую сторону изделия, делать первые стежки , используя шов «вперед игла» : вышивка по контуру «зонтик», «домик» и др. Очень понравилось детям на первых занятиях кружка  таким швом оформлять  уже готовые картинки, которые мы вместе вырезали из обложек  от альбомов для рисования. Я протыкала отверстия по контуру персонажей или других обьектов(трава, дорожки, водоросли, деревья) не просто прямой линией , но и , если это дорожка , то она извилистая (шов зигзагом) или, если мостик , то шов мы называли «крестик». Здесь  дети сами предлагали и называли шов как им удобнее его запомнить.(например, Маша Салова назвала способ заполнения фигур «веер» не  иначе как веник, т.к  он очень ей его напоминает). На следующем этапе мы учились заполнять первую базовую фигуру — угол треугольника. Дети узнали , что углы могут быть тупыми, острыми или прямыми, изображали их руками, искали вершину угла. На первых порах я предложила детям схему заполнения угла по цифрам. Дети настолько быстро освоили эту технику «по цифрам», что начали вышивать угол не задумываясь, а чисто механически соединять цифры стежками. Тогда я решила усложнить работу  и убрала цифры со схемы, а затем и вовсе отказались от схемы. Но предварительно с детьми мы  обговаривали и запоминали  пять  правил заполнения угла. Сейчас дети без особых затруднений заполняют угол сами, продумывая  каждый раз следующий шаг в своей работе. Постепенно, когда навык выполнения углов, становится устойчивым, задачи  усложняются. Дети знакомятся с двумя смежными углами, или угол и другая фигура(сердечко, листик, пятиуголльник), имеющими одну общую вершину, осваивают выполнение этих фигур в технике изонити. Одновременно с заполнением угла и других наиболее простых фигур, дети учатся работать с шилом, соблюдая при этом технику безопасности.

В настоящее время ,  после того, как дети научились самостоятельно и безошибочно заполнять углы геометрических фигур пересечением и переплетением ниточного дизайна на цветном картоне, мы переходим  ко второму разделу – окружности. Дети уже знают, что такое окружность , хорда, и делают первые шаги в заполнении окружности .

На занятиях широко применяю игровые приемы, сюжетные моменты, загадки,  и т.д.. В процессе обучения используются  методы:
словесный (это художественное слово, рассказ, беседа);
наглядный (показ образца, показ выполнения рисунка ниточного дизайна);
практический (вышивание работ по схеме-образцу).
Создавая работу, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерны е особенности и детали, овладевает определенными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом, помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.
Благодаря целенаправленному систематическому планированию занятий и продуктивной творческой деятельности  дети умеют на данном этапе работы кружка умеют :
самостоятельно наносить одинаковое количество отверстий по обеим сторонам данного изделия по шаблону, некоторы дети(Настя, Маша)  на глаз по готовому изображению ;
вышивать изделия острого, прямого, тупого угла;
работать с необходимыми инструментами в процессе продуктивной деятельности;
выполнять узелок, заполнять закрепку, подбирать необходимый тон цветной нити для данного вида труда;
объединяют части в общую композицию;
свободно общаться в группе, осуществляют взаимоподдержку, взаимопомощь(Лолита на всех занятиях помогает справиться с узелком другим детям)

Результаты нашей продуктивной творческой деятельности детей выставляем на выставку в группе , сделаны первые подарки на день Матери в виде вазы для букета . В скором времени планируем в технике изонити изготовить деревья  для альбома  по краеведению «Деревья нашего края», который мы начали изготавливать  осенью.
Дети с большим удовольствием показывают свои работы родителям и бабушкам, которые в первое время с трудом верили, что работу сделал сам ребенок.
Взаимодействие с родителями проводила индивидуально, так как многие родители были за то, чтобы их ребенок также посещал кружок. Но в индивидуальной беседе родителям поясняла , что не все дети готовы к работе такого типа( с иглой), т.к.у них в недостаточной мере развита мелкая моторика, были даны рекомендации по ее развитию. Некоторые родители самостоятельно дома с ребенком  решили изучить технику изонити.

Эффективность данного кружка  выражена в очевидной динамике развития у дошкольников творческих способностей и логического мышления за достаточно небольшой  промежуток времени . У детей, посещающих кружок, отмечается  рост качества знаний детей по разделам математики: геометрические фигуры, ориентировка в пространстве, количество и счет. Выражена динамика и творческого потенциала детей, которая выходит за рамки привычных мыслительных стереотипов.

В дальнейшем работа кружка будет продолжаться с постепенным усложнением элементов изонити на протяжении всего учебного года.

Даже на небольшом пока опыте работы с данным видом творчества с детьми, можно с уверенностью сказать, что такую работу можно проводить, начиная со старшей группы. В нашем случае, две девочки (Настя Л. и Рита Б.) по возрасту младше своих одногруппников на целый год, причем Настя опережает именно  в технике изонити намного вперед своих сверстников. Конечно нужно учитывать не только возраст, но и возможности детей, уровень развития мелкой моторики, и на первых этапах  предлагать наиболее простые швы и техники вышивания. Ведь даже используя самый простой шов «вперед игла», можно создать удивительно необычные и красивые работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАГНИТНОГО КОНСТРУКТОРА «ПОЛИДРОН» В КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ»

Федеральный государственный образовательный стандарт одним из основных принципов дошкольного образования называет формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных ви...

Сообщение из опыта работы: "«Роль сюжетно-ролевых игр в развитии познавательной деятельности детей средней группы»

«Роль сюжетно-ролевых игр в развитии познавательной деятельности детей средней группы»...

Сообщение из опыта работы по теме:"Коррекция фонетико-фонематических недостатков речи у детей подготовительной логопедической группы".

Сообщение подготовлено для районного методического объединения логопедов МДОУ Подольского Муниципального района....

План работы кружка "Волшебная иголочка " в подготовительной группе.

Данный материал будет полезен воспитателям старших групп....

Из опыта работы по организации кружка изонити с детьми логопедической подготовительной группы

Оганизация кружка изонити "Волшебная иголочка" с детьми логопедической подготовительной группы. Цель проекта: развитие творческих способностей и логического мышления детей средствами нетради...

Фотоотчет в стихотворной форме по работе кружка изонити «Волшебная иголочка» за октябрь с детьми старшей логопедической группы «В лес осенний на прогулку…»

Фотоотчет в стихотворной форме по работе кружка изонити «Волшебная иголочка» за октябрь 2022г. с детьми старшей логопедической группы«В лес осенний на прогулку…»...

Творческий отчет по кружку изонити «Волшебная иголочка» в старшей логопедической группе за 2023 уч. год.

Творческий отчет по кружку изонити «Волшебная иголочка» в старшей логопедической группе за 2023 уч. год....