Методическая разработка круглого стола для педагогов «Сущность изменений, происходящих в образовании на современном этапе»
методическая разработка

Методическое мероприятие направлено на развитие профессиональной компетентности, активной позиции педагогов в обсуждении актуальных проблем развития дошкольного образования, умение выражать свою профессиональную позицию, аргументировано отстаивать свою точку зрения, корректно возражать своим оппонентам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krguglyy_stol_dlya_pedagogov.docx28.17 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению  развития воспитанников  № 4 «Ручеек»

Методическая разработка круглого стола для педагогов

«Сущность изменений, происходящих в образовании на современном этапе»

Составитель:

   Шаримова Л.В.,

старший воспитатель

Круглый стол для педагогов

Тема «Сущность изменений, происходящих в образовании на современном этапе»

Цель: психолого – педагогическое сопровождение педагогов ДОО в процессе внедрения ФГОС ДО.

Задачи: развивать профессиональную компетентность, активную позицию, умение анализировать, обогащать и транслировать опыт своей педагогической практики, умение работать в команде.

Рекомендации по проведению: круглый стол  проводится в форме диалога, в процессе которого педагоги обсуждают актуальные проблемы развития дошкольного образования, выражают свою профессиональную позицию, вступают в дискуссию друг с другом, аргументировано отстаивают свою точку зрения, корректно возражают оппонентам.

Структура проведения:  обмен мнениями.

Материалы и оборудование: стулья по количеству участников, мультимедийный проектор, презентация.

                                                            Ход мероприятия

Старший воспитатель: Уважаемые коллеги!  Приглашаю вас к разговору на тему изменений, которые происходят в образовании на современном этапе. Предлагаю начать круглый стол с поиска ответов на вопросы «Кто я как воспитатель?»  и «Кто такой ребенок?».

Старший воспитатель: закончите фразу «Воспитатель это….» (высказывания педагогов).

Старший воспитатель: подводя итог вашим высказываниям можно отметить, что «воспитатель» -  специалист,  на основе имеющейся у него квалификации и опыта,  способный развивать растущего ребенка средствами своей развитой личности. Основные признаки воспитателя: результат деятельности (развитие ребенка), средства деятельности (опыт и образование) и главное условие (саморазвитая личность).

Перейдем ко второму  вопросу: «Кто такой ребенок?» (высказывания педагогов).

Старший воспитатель: таким образом, ребенок – активно развивающаяся и растущая личность, способная познавать мир с помощью взрослого.  Главная задача -  дошкольное образование должно быть направлено на удовлетворение сиюминутных, ситуативных, спонтанных интересов ребенка, поскольку именно в них заложен источник развития.

Старший воспитатель: отправной точкой перемен в образовании с 2012 года на современном этапе стали нормативные правовые документы:

-  Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

- постановление от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении САНПиН2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования № 1014 от 30.08. 2013 г;

- Приказ Минобрнауки от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования (ФГОС ДО).

Старший воспитатель: Я думаю, вы согласитесь с мнением, что педагог в первую очередь должен понимать основополагающие принципы стандарта и его базовые положения.  До тех пор пока педагог не будет понимать и реализовывать основные принципы и базовые положения стандарта, мы не можем сказать, что стандарт внедрен в практику.

Первый принцип, который  разработчики заложили в стандарт  - поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства.  

Вопрос для обсуждения: как вы понимаете принцип сохранение уникальности и  самоценности детства? Как вам удается разнообразить детство? (высказывания педагогов).

Старший воспитатель: модернизация российского образования предполагает переход от учебно-дисциплинарной модели взаимодействия к личностно-ориентированной, в которой главным из ценностей является развитие ребенка, его становление как личности. Поэтому педагог должен создать условия для его саморазвития, самовыражения, самоопределения и самореализации. Почему везде звучит «само»? Потому что важно, чтобы это развитие исходило от самого ребенка. Вот тогда мы можем получить те целевые ориентиры, прописанные в ФГОС ДО: самостоятельность, активность, инициативность, любознательность, уверенность в своих силах, способность к волевым усилиям.

Зачем нам, педагогам, понимать смысл самоценности детства? Это необходимо для того, чтобы задуматься по поводу смысла и ценностей собственных профессиональных действий, определить приоритетные задачи воспитания и обучения дошкольника.

Многие родители считают, что ценность дошкольного этапа жизни ребенка состоит лишь в том, чтобы как можно лучше подготовить ребенка к школе, тем самым не понимают, что лишают детей настоящего детства, всего того, что происходит «здесь и сейчас». Психолог В.Запорожец выступал против неразумной торопливости, акселерации детского развития. Т.Волосовец, одна из разработчиков ФГОС ДО,  утверждает, что  «ребенок должен быть ребенком, школьником он еще успеет побыть после 7 лет. Отношение к детству как самоценности способствует своевременному развитию важных психических функций ребёнка, его разностороннему и гармоническому развитию. И вместе с тем обеспечивает готовность к преодолению жизненных трудностей, переходу на новую возрастную ступень. Сегодня дошкольное образование рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период жизни ребенка.

Таким образом, подчеркнув всё выше сказанное, можно сказать, что сохранить самоценность дошкольного детства можно при помощи:

- создания условий, в которых ребёнок будет развиваться, полноценно проживая период детства;

-  развитие ребёнка в игре, а не в учёбе. Не нужно торопить детей учиться читать и писать, решать примеры;

- личностно-ориентированной модели взаимодействия, где учитываются интересы и желания ребёнка;

- сотрудничества между дошкольником и взрослым, когда их цели совпадают.

Старший воспитатель: Давид Иосифович  Фельдштейн, вице-президент РАО, доктор психологических наук сказал: «Перед нами ребенок 2010 года – младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник, который разительно отличается не только от того «Дитя», которого описывали Коменский и Песталоцци, Ушинский и Пирогов …, но даже качественно отличается и от ребенка 90-х годов двадцатого века. При этом ребенок стал не хуже или лучше своего сверстника двадцатилетней давности, он просто стал ДРУГИМ!» В связи с этим хочется порассуждать.

Вопрос для обсуждения:  Ребенок 21 века: какой он? (высказывания педагогов).

Старший воспитатель:  на слайде вы видите значимые изменения современного ребенка и ситуации его развития (по материалам исследования РАО и РАМН).

Старший воспитатель: в октябре 2016 года в подмосковном Красногорье состоялся всероссийский съезд работников дошкольного образования, на котором обсуждались вопросы доступности детских садов, оснащении детсадов, а также о принятом  федеральном государственном образовательном стандарте по дошкольному образованию. Там же была обозначена  проблема XXI века — низкая познавательная мотивация современных детей, снижение уровня любознательности.  Проблема существует, нам, педагогам, прежде чем  искать пути и способы повышения любознательности детей, надо сначала попытаться разобраться в чем причины.  

Вопрос для обсуждения: каковы причины низкой познавательной активности и снижения уровня любознательности современных детей? Есть ли  выход и какой? (высказывания педагогов).

Старший воспитатель: уважаемые коллеги, благодарю за ответы, нам удалось  вспомнить основные особенности познавательного развития ребёнка – дошкольника. Итак, мы знаем, что под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, возникающую по поводу познания и в его процессе. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в использовании сравнения по аналогии и по противоположности, в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале. Не случайно, познавательное  развитие  предполагает  какие-то  «открытия»  ребенка, решение каких-то значимых для него задач самостоятельно. Это становится возможным  при  поддержке  детской  инициативы  и    возможности выбора материалов, видов активности. Никогда не принесет пользы познавательному развитию  любая форма насилия. Практически бесполезно заставлять, ругать, наказывать. Ребенок  стремится к самостоятельности, но без помощи взрослого познать мир он не может. Важно,  какую позицию при этом выбрал взрослый.  Лучше  всего  позиция  партнера,  но  партнера  знающего, умеющего  и  авторитетного,  которому  хочется  подражать.   В  качестве  важного  условия  познавательного  развития  названа  развивающая  предметно-пространственная  среда, которая    должна  обеспечить  игровую,  познавательную, исследовательскую  активность,  экспериментирование  с  доступными материалами.

Старший воспитатель: реализация требований ФГОС ДО напрямую зависит от готовности самого педагога дошкольного образования к этому процессу. Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек стандарта. В  документе указаны компетенции, которые необходимы для того, чтобы педагоги могли работать по этому стандарту.  Особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов. 

Вопрос для обсуждения: Что для вас является приоритетным: профессиональный или личностный рост? (высказывания педагогов).

Старший воспитатель: в докладе специалистов всемирного банка о развитии российского образования отмечалось, что главные качества педагога – это мобильность и профессиональная универсальность.

Вопрос: Что означают эти понятия? (высказывания педагогов).

Старший воспитатель: таким образом, универсальность – способность менять способы деятельности в режиме ускорения темпов развития общества, а профессиональная мобильность – это умение принимать самостоятельные и нестандартные решения, направленные на повышение уровня своего профессионализма, а также способность быстро осваивать новую образовательную, профессиональную, социальную и национальную среду.

Старший воспитатель: Марк Максимович Поташник в своей книге "Управление профессиональным ростом учителя в современной школе" выделил следующее, что наличие мотива, который является побудительной причиной самостоятельной работы педагога над собой, сдвиг мотива на цель, "рефлекс цели", отсутствие боязни, решительность в постановке для себя сложных, напряженных целей - главные и обязательные факторы самоорганизации самообразования и профессионального роста педагога. То есть, надо постоянно ставить перед собой цели самоусовершенствования, а их реализацию осуществлять в разнообразных формах методической работы.

Вопрос: Что для вас является мотивом к саморазвитию?  Каков вектор вашего профессионального развития в ближайшей перспективе? (высказывания педагогов)

Старший воспитатель: надеюсь, что поиск ответов  на представленные вопросы положительно повлияет на Вашу личность и успешную профессиональную деятельность.

В заключение круглого стола процитирую мудрого поэта С. Маршака, с которым трудно не согласиться:

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто, жить, готовясь, в детстве не живёт.

Уважаемые коллеги, творите, развивайтесь! Как нет детей без воображения, так нет педагога без творческих порывов! Творческих Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в форме круглого стола "Внедрение Федерального государственного стандарта в дошкольное образование"

Предлагается вариант проведения мероприятия с педагогогами для перехода на ФГОС ДО...

КРУГЛЫЙ СТОЛ В ДОУ: ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность и теоретическую подкованность педагога, а его умение видеть суть проблемы и находить пути её решения на основе практического прим...

Методическая разработка "Круглый стол для родителей по формированию лексико-грамматического строя у дошкольников"

Данная разработка поможет организовать взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по формированию грамматического строя у детей...

Методическая разработка круглого стола для воспитателей дошкольных образовательных учреждений района «Дидактические игры в умственном развитии детей в свете ФГОС ДОО»

Методическая разработка круглого стола для воспитателей  дошкольных образовательных учреждений района«Дидактические игры в умственном развитии детей в свете ФГОС ДОО»...

Методическая разработка "Круглый стол для родителей среднего дошкольного возраста "Развиваемся играя"

Круглый стол на тему «Развиваемся играя» Цель: повысить педагогическую компетентность родителей по вопросу развития познавательной деятельности детей среднего возраста.Задачи:Ø...

Круглый стол для педагогов ДОУ "Трудности воспитателя детского сада с современными родителями"

Методический материал для проведения круглого стола для педагогов ДОУ "Трудности воспитателя детского сада с современными родителями"...