Логические блоки Дьенеша как средство развития интеллекта дошкольников
статья (подготовительная группа)

Зайцева Надежда Васильевна

В данной статье из опыта работы представлены вариантов использования логических блоков Дьенеша с детьми дошкольного возраста, которые позволяют преподнести материал в интересной, легкодоступной и эффективной форме, развивая мыслительные способности и речь дошкольников, то есть их интеллект. Данный материал будет интересен  педагогам дошкольных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логические блоки Дьенеша как средство развития интеллекта дошкольников

Развивающие технологии постепенно и уверенно вошли в обучающий процесс дошкольников и стали его неотъемлемой частью.

Прежде всего, они позволяют преподнести ребенку материал в интересной, легкодоступной и эффективной форме, развивая мыслительные способности и речь дошкольников, то есть их интеллект.

Педагоги дошкольных учреждений активно используют в своей работе вкладыши Монтессори, кубики Никитина, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, которые служат хорошим обучающим дополнением к основной образовательной программе и, которые очень интересны детям.

Из всех развивающих технологий с использованием дидактических материалов, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей, пожалуй, наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем, для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 логических блоков, которые различаются четырьмя свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные), цветом (красные, желтые, синие), размером (большие и маленькие), толщиной (толстые и тонкие).

Вариантов использования логических блоков огромное множество. Причем начинать знакомить детей с ними можно с младшего возраста. На начальном этапе малыши привыкают к ним. Рекомендуется дать детям посмотреть и потрогать яркие фигурки. Затем предлагается поиграть с ними в следующие игры «Дай мне фигуру красного цвета. Найди круглую фигуру. Выложи все большие фигуры».

Сейчас уже издано много альбомов – приложений, где логические блоки являются элементами ярких сюжетных картинок. Суть которых заключается в наложении соответствующего по цвету, форме и размеру блока.

Играя таким образом с малышами, мы закладываем основы мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения, классификации. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Но, конечно, наибольший эффект работы с логическими блоками Дьенеша достигается в играх со старшими дошкольниками, которые уже обладают базовыми математическими понятиями.

Основное умение, необходимое для решения логических задач – это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, обобщать объекты по нескольким признакам, развивать умственные способности детей, логическое мышление, читать схему, развивать речь.

Одно из самых первых простых игровых заданий для дошкольников – озвучивание карточек – символов и нахождение указанного блока из всех предложенных.

Например: Ребенку нужно прочитать модель – схему, правильно составить предложную конструкцию, согласовывая все члены предложения в роде, числе и падеже, а затем, согласно словесной инструкции найти описанный блок. (Мне нужно найти большой, толстый, красный, квадратный блок. Или, большую, толстую, красную, квадратную фигуру).

Дети довольно быстро учатся правильно «читать» символы на карточке и, анализируя одновременно описанные свойства по четырем признакам, выбирают из 48 логических блоков единственный верный.

Работая со схемами – моделями, можно выкладывать блоки прямо на лист бумаги с их изображением, комментируя свои действия, например: выкладывая блоки по цвету, ребенок произносит: «В первую колонку я буду выкладывать блоки синего цвета, потому что здесь указан синий цвет», выкладывая блоки по двум признакам (цвету и размеру): «В первую клетку я буду выкладывать маленькие желтые блоки»; по трем признакам (цвету, форме, размеру): «В третью клетку второго ряда я положу синий, большой, треугольный блок», по четырем признакам: (цвету, форме, размеру, толщине): «Во вторую клетку третьего ряда я положу желтый, толстый, квадратный блок».

Помимо основной задачи – классификации предметов по заданным признакам, в данном случае, закрепляются навыки ориентировки на плоскости и употреблении детьми порядковых числительных.

Усложненный вариант этого задания – нахождение блоков по разветвленной схеме. Детям предлагается найти закодированный блок, следуя по маршруту с «чтением» направления по заданным параметрам. Сложность задания заключается в составлении мысленного плана действий, а затем в его озвучивании. При выполнении этого упражнения развивается пространственное воображение, умение рассуждать, анализировать свои действия, и их порядок, аргументировать свой выбор.

Одна из любимых игр дошкольников «Угощение для медвежат». В гости к детям пришли медвежата. Чем же мы будем их угощать? Наши медвежата сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета и разной формы. Ребенок выбирает блок и описывает его: «Я угощу медвежонка большим, тонким, желтым, квадратным печеньем; маленьким, толстым желтым, круглым», и другие варианты.

Можно предложить детям разные варианты этой игры: преподнесение подарков на день рожденья, посадка цветов в клумбу, ловля рыбы, постройка домов, запуск космических кораблей, покупка товаров за деньги и т.д.

Тема игр меняется, но алгоритм выполнения задания остается одним и тем же.

Еще одним вариантом логических игр для детей с применением блоков Дьенеша являются игры с обручами как примеры разбиения фигур на множества, в которых формируется понятие пересечение двух областей, в каждой из которых содержатся фигуры, соответствующие заданному признаку.

Например: «В первый обруч (одна область) выкладываем все фигуры красного цвета. В соседний обруч (вторая область) выкладываем все круглые фигуры. Накладываем первый обруч на второй, получаем их область пересечения, в которой будут находиться все красные круглые фигуры. Обручей может быть два, три и более. Их можно расположить в форме цветка или гусеницы, что только подогревает интерес детей к выполнению задания.

Таким образом трудное для понимания не только дошкольников, но и школьников понятие пересечение множеств, превращается в увлекательную игру и не требует особого объяснения.

Кроме выше перечисленных игр и упражнений, логические блоки Дьенеша можно использовать в разных видах деятельности: в свободной и в организованной, в первую очередь на занятиях по формированию элементарных математических представлений (игра «Какой фигуры не хватает?», «Найди все круглые, синие фигуры», «Выложи все не красные фигуры», игры с обручами для нахождения пересечения двух или нескольких множеств фигур с заданными свойствами); на занятиях по формированию целостной картины мира и развитию речи (для составления сложносочиненных предложений с применением блоков как предметов – заместителей описываемых объектов).

Для достижения лучшего результата развития логического мышления детей удобнее разработать факультативный курс с применением блоков Дьенеша с соблюдением всех дидактических принципов: систематичности, последовательности, наглядности, постепенного изложения материала, от простого к сложному как дополнительную возможность для развития мышления и речи дошкольников. 

Таким образом, внедрение современных развивающих технологий в образовательный процесс, в частности игр и упражнений с применением блоков Дьенеша, с учетом возрастных особенностей, стимулирует интеллектуальное развитие дошкольников.

Хочется привести слова педагога – новатора Б.П. Никитина «Вы хотите, чтобы ваш ребенок был внимательным, сообразительным, способным? Это зависит от вас, от того, когда начнете и как будете развивать его способности…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логические блоки Дьенеша, как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Опыт работы по использованию логических блоков Дьенеша в развитии познавтельного интереса у детей дошкольного возраста...

Логические блоки Дьенеша как средство развития математических представлений дошкольников.

Конспект проведения НОД с использованием логических фигур на тему: «Путешествие в страну Математики».Цель: Активизация  у детей мыслительных операций (анализ, сравнение, классифи...

Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений дошкольников

Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений дошкольников...

Мастер-класс: «Использование логических блоков Дьенеша, как средство развития мышления у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

Повышение уровеня компетентности педагогов путем овладения ими технологией применения игр с блоками Дьенеша при формировании мыслительных умений дошкольников с нарущением интеллект...

Презентация "Система игр с логическими блоками Дьенеша как средство развития мыслительных операций дошкольников"

В презентации отображён опыт работы с детьми по развитию мыслительных операций посредством использования логических блоков Дьенеша на занятиях и в свободной деятельности детей. Материал расположен на ...

Логические блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у дошкольников

консультация для педагогов и родителей о работе с логическими блоками Дьенеша, описание игры, цели и задачи, ожидаемые результаты,практическая работа...

Логические блоки Дьенеша как средство математических представлений дошкольников

В данной статье говорится о том, что такое логические блоки Дьенеша и как их использовать в работе с детьми. Умение верно устанавливать причинно-следственные связи, определять параметры, связывающие р...