«Помощь идет» (с использованием кейс-технологии кейс-иллюстрация) (старший дошкольный возраст)
план-конспект занятия (старшая группа)

Сухова Юлия Владимировна

 

 «Речевое развитие»

на тему: «Помощь идет»

(старший дошкольный возраст)

Цель: Особенности развития связной монологической речи у старших дошкольников

Задачи:

  • Развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание произведения, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значения .
  • Формировать способность к рассуждению, высказыванию и отстаиванию собственной точки зрения.
  • Формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.
  • Активизировать словарь по теме словами: рыболовные снасти, прорубь, улов, экстремальная ситуация, взаимовыручка.
  • Воспитывать у детей интерес к детской художественной литературе.
  • Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения.

Предварительная работа: экскурсия в библиотеку.

Оборудование и материалы: портрет Б. Житкова; иллюстрация к произведению, атрибуты для игр.

 

Содержание занятия.

Ход занятия

В начале занятия воспитатель собирает детей вокруг себя.

- Ребята, я хочу сегодня познакомить вас с детским писателем, который очень много путешествовал и о своих путешествиях рассказывал детям в рассказах. Его зовут Борис Степанович Житков.

Больше всего на свете он любил море и его тружеников - матросов, рыбаков, кочегаров, портовых рабочих, механиков, капитанов малых и больших кораблей. Именно здесь, на море, лицом к лицу с природой, наиболее полно раскрываются и хорошие и дурные стороны человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КЕЙС-иллюстрация на тему: «Помощь идет»

Технологическая карта Кейс-технологии КЕЙС-иллюстрация

Этап

Деятельность взрослого

Деятельность детей

I этап

 

Мотивационный

Всю жизнь Житкова интересовал вопрос: что такое храбрость? Только тот по настоящему храбр, кто пренебрегает опасностью, чтобы защитить и спасти то, что дороже жизни, рискует всем ради других. О храбрости и трусости написаны «Морские истории».

Сейчас я вам прочитаю его рассказ «На льдине». А почему произведение так называется, вы узнаете из содержания рассказа, так что внимательно слушайте.

Проявляют внимание.

 

 

II этап

 

Ознакомительно - аналитический

Воспитатель читает детям первую часть рассказа, затем показывает первую иллюстрацию.

Зимой море замёрзло. Рыбаки всем колхозом собрались на лёд ловить рыбу. Взяли сети и поехали на санях по льду. Поехал и рыбак Андрей, а с ним его сынишка Володя. Выехали далеко-далеко. И куда кругом ни глянь, всё лёд и лёд: это так замёрзло море. Андрей с товарищами заехал дальше всех. Наделали во льду дырок и сквозь них стали запускать сети. День был солнечный, всем было весело. Володя помогал выпутывать рыбу из сетей и очень радовался, что много ловилось. Уже большие кучи мороженой рыбы лежали на льду. Володин папа сказал:

- Довольно, пора по домам.

Но все стали просить, чтоб остаться ночевать и с утра снова ловить. Вечером поели, завернулись поплотней в тулупы и легли спать в санях. Володя прижался к отцу, чтоб было теплей, и крепко заснул.Вдруг ночью отец вскочил и закричал:

- Товарищи, вставайте! Смотрите, ветер какой! Не было бы беды!

Все вскочили, забегали.

- Почему нас качает? - закричал Володя.

А отец крикнул:

- Беда! Нас оторвало и несёт на льдине в море.

Все рыбаки бегали по льдине и кричали:

- Оторвало, оторвало!

А кто-то крикнул:

- Пропали!

Володя заплакал.

 

 

Проблема.

- Посмотрите на картинку и расскажите, что произошло в рассказе.

 

 

- О ком вы узнали из рассказа?

 

- Каким в рассказе показан папа Володи?

 

 

 

 

- Как повел себя мальчик? Что он чувствовал?

- А как бы вы повели себя на месте этого мальчика?

 

Рыбаки поехали далеко в море по льду и наловили много рыбы. Но ночью льдину оторвало и понесло в море.

О мальчике Володе и его папе Андрее, он рыбак.

Смелым, но осторожным, внимательным. Он предлагал рыбакам поехать домой, но его не послушали. А ночью он первым почувствовал беду.

Мальчик испугался.

 

Мы бы не плакали. Но было бы страшно. Я бы вызвал МЧС. Я бы ждал корабля.

III этап

 

Организационно - поисковый

- Так почему рыбаки попали в беду?

 

 

- Как вы думаете, что было дальше?

 

 

 

Они не послушали совет Андрея и остались ночевать на льду, а это опасно.

Рыбаков спасли сотрудники МЧС. Льдина приплыла к берегу. Все спаслись. Рыбаки могут утонуть.

IV этап

 

Презентационный

- Давайте узнаем, чем закончился рассказ.

Воспитатель читает детям вторую часть рассказа, затем показывает вторую иллюстрацию.

Днём ветер стал ещё сильней, волны заплёскивали на льдину, а кругом было только море. Володин папа связал из двух шестов мачту, привязал на конце красную рубаху и поставил, как флаг. Все глядели, не видать ли где парохода. От страха никто не хотел ни есть, ни пить. А Володя лежал в санях и смотрел в небо: не глянет ли солнышко. И вдруг в прогалине между туч Володя увидел самолёт и закричал:

- Самолёт! Самолёт!

Все стали кричать и махать шапками. С самолёта упал мешок. В нём была еда и записка: "Держитесь! Помощь идёт!" Через час пришёл пароход и перегрузил к себе людей, сани, лошадей и рыбу. Это начальник порта узнал, что на льдине унесло восьмерых рыбаков. Он послал им на помощь пароход и самолёт. Лётчик нашёл рыбаков и по радио сказал капитану парохода, куда идти.

 

 

- Посмотрите на картинку, все ли хорошо закончилось в рассказе?

 

- Что сделали рыбаки для того, чтобы спастись?

 

- Кто догадался поставить флаг?

Для чего?

- Все рыбаки вели себя смело или нет?

 

 

- Что надо было сделать, чтобы беды не случилось?

 

 

- А как надо вести себя в опасной ситуации?

 

Да, рыбакам сбросили с самолета еду, а потом спасли на пароходе.

Смотрели, не идет ли корабль, поставили яркий красный флаг из одежды.

Папа мальчика. Чтобы подать сигнал самолету или кораблю.

Всем было страшно, но Андрей не растерялся, придумал, как подать сигнал.

Не ночевать на льду. Нельзя рыбачить в море на льду, а то можно утонуть или уплыть на льдине в море.

Надо быть смелым, помогать слабым, искать помощь, нельзя ничего не делать и плакать.

V этап

 

Итоговый

- Давайте подумаем, что могло произойти с рыбаками, если бы они не заехали далеко в море

- А что было бы, если бы папа Володи растерялся и стал бегать и кричать, как остальные?

 

 

- Папа мальчика заботился только о себе?

 

Нравственный урок:

Поэтому в опасной ситуации надо постараться не паниковать, а подумать, как помочь другим и спастись самому. Нужно выручать друг друга, думать не только о себе. Ведь, как считал писатель, написавший рассказ, Борис Степанович Житков, «только тот по настоящему храбр, кто пренебрегает опасностью, чтобы защитить и спасти то, что дороже жизни, рискует всем ради других».

Они могли вернуться днем, не ночевать, привезти домой большой улов.

Кто-то другой мог помочь другим рыбакам. Рыбаков могли не увидеть с самолета, если бы папа не повесил флаг. Или их бы нашел другой пароход и спас. Он заботился обо всех рыбаках на льдине.

 

Дальнейший ход занятия.

- Ребята, вы хорошо отвечали, а сейчас посмотрим, как вы умеете дружно играть.

Давайте покажем в игре то, что случилось на рыбалке. Напомните мне, пожалуйста, как надо вести себя во время игры (ответы детей). Выберете себе значок той игры, в которую вы хотели играть.

Игровые действия детей до происшествия.

«Рыбалка» — рыбаки готовятся к рыбалке: Собирают рыболовные снасти, продукты, одежду. На льдине делают проруби, запускают сети, складывают рыбу в кучи.

«Семья» — помогают собираться рыбакам, провожают их на море, готовят обед, убирают, посещают парикмахерскую, гуляют с детьми на берегу моря.

«Строители» — конструируют спасательный корабль, внутренние салоны, используя схему.

«Парикмахерская» — встречает клиентов, делает им прически, стрижки.

«Спасательный корабль» — моряки несут службу.

После происшествия.

«Рыбалка» — рыбаки просят о помощи.

«Спасательный корабль» — спасатели оказывают помощь.

«Семья» — родственники переживают, готовятся к встрече, встречают.

Итог игры.

Звучит радостная музыка.

Воспитатель:  Дети, почему звучит такая музыка? (ответы детей)

Как вы считаете, получилась наша игра, похожая на рассказ? (ответы детей)

Мы сегодня сделали доброе дело. Будьте и в жизни такими же смелыми, ловкими, находчивыми и добрыми.

 

Приложение

 

         Портрет Бориса Житкова                Книга рассказов Бориса Житкова

image image

 

Первая иллюстрация к кейсу

image

 

Вторая иллюстрация к кейсу

image

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_moy.pptx1.38 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта ОД с использованием кейс-технологии "кейс-иллюстрация" (старший дошкольный возраст)

Методическая разработка конспектаобразовательной деятельностипо ОО «Социально-коммуникативное развитие»на тему: «Помощь идет»с использованием кейс-технологии "кейс-иллюстрация"(старший дошкольный возр...

Реализация ОО «Речевое развитие» на тему: «Знакомство со сказкой В. Сутеева «Яблоко» (с использованием кейс – технологи Кейс-иллюстрация) (старший дошкольный возраст)

Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие»Тема «Знакомство со сказкой В. Сутеева «Яблоко» (старший дошкольный возраст)...

Конспект НОД с использованием кейс-технологии в группе среднего дошкольного возраста «Клёст»

Данный конспект разработан с учётом возраста детей, с применением кейс-технологии.Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Универсальность данной т...

Конспект открытого занятия по развитию речи с использование кейс - технологии с детьми старшего дошкольного возраста. драматизация сказки «Теремок»

Задачи:Воспитательные задачи: воспитывать стремления к самосовершенствованиючерез театрализованную деятельность и воспитывать у детей доброжелательноеотношение к сверстникам.Развивающие задачи: ...

Мастер – класс для педагогов по теме: «Использование кейс технологии для обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Цель: научить педагогов использовать кейс – метод в образовательной деятельности с детьми.Задачи:- расширить знания участников мастер – класса о методе кейсов и его применении; - созд...

Использование кейс-технологии с детьми старшего дошкольного возраста

Одним из ведущих приоритетов в дошкольном образовании является нацеленность на создание пространства детской реализации - поддержку детской инициативы, самостоятельности, творчества, развитие личности...