Применение здоровьесберегающих технологии в ДОУ
методическая разработка

      Проблема воспитания и развития здорового ребенка в современных условиях является, как никогда актуальной. Это объясняется тем, что достигнуть необходимого уровня интеллектуально—познавательного развития в процессе подготовки к школе может, только здоровый дошкольник.

       Здоровый ребенок-как правило жизнерадостный, активный, любознательный, выносливый, с достаточно высоким уровнем физического и умственного развития. Здоровье это важнейшее условие и в то же время результат полноценного физического и психического развития ребенка, особенно его эмоциональной сферы.

       Ухудшение здоровья детей в значительной мере связанно, как с негативными явлениями экологической и социальной обстановки, так и с недостатками в организации и осуществлении медико-педагогического контроля за психофизическим развитием.

      Уже в дошкольном возрасте обнаруживается у детей нарушение осанки, плоскостопия, близорукости и т.д. Для оздоровление и предупреждение этих болезней нужно заниматься лечебной физкультурой.

      В нашем дошкольном учреждении практикуется профилактика и оздоровление у детей нарушение осанки, плоскостопия, артикуляционные нарушения речи и т.д. Разработан комплекс упражнении для оказания помощи для полноценного развития детей. В этот комплекс входят дыхательная гимнастика, упражнения на плоскостопия, упражнения для осанки и артикуляционная гимнастика. Этот комплекс используем 2 раза в неделю в те дни, когда в сетке занятии нет физического развития. 

      Комплекс упражнении можно использовать начиная с младшего возраста,

 сидя на стульчиках, длительность 15-20 мин., повтор 3-4р., чередуется упражнения верхних конечностей с нижними. Выполняется 3-4 упражнении верхней части туловища и затем идет дыхательное упражнение. После дыхательной упражнении выполняется 3-4 упражнении нижней части тела, затем опять дыхательное упражнение. Затем идет артикуляционная гимнастика и в конце игра.

                         Комплекс упражнении в младшем возрасте.

   1Упр. Сидя маршируем, держась за подлокотники стульчиков, спину держим ровно.

   2Упр. Сидя, руки на коленях, затем к плечам, вверх, к плечам и на колени.

   3Упр. Голову наклоняем влево, вправо, вперед, назад.

   4Упр. (для дыхания) Через нос вдох и порциями выдыхаем звук п-п-п (3р.)

   5Упр. Свободное дыхание.

   6Упр. Каждый пальчик здоровается друг с другом.

   7Упр. Ладошка к ладошке прижимается, раскрывается.

   8Упр. Руки на коленях показываем ладошки по очереди.

   9Упр. Через нос вдох на выдохе выговариваем звук з-з-з и хлопаем в ладошки.

  10Упр. Свободное дыхание.

  11Упр. Ноги вместе(ноги идут гулять) левый носок разворачиваем в сторону, затем пятку, затем носок, пятка и обратно. За тем то же самое с правой ногой.

  12Упр. Ножки встретились перекатывается с пятки на носок (качаются на качелях).

  13Упр. То же самое по переменно.

  14Упр. Поднимаем носочки по очереди.

  15Упр. Так же пятки.

  16Упр. Через нос вдох «надуваем шар» при выдохе выговариваем звук ф-ф-ф,

хлоп(шар лопнул).

  17Упр. Свободное дыхание.

  18Упр. «Ножницы»-имитируя  руки вытягиваем вперед.

  19Упр. Воображая берем в правую руку карандаш в рисуем в воздухе с начало маленький круг, постепенно увеличиваем, затем в левую руку. Так же с ногами.

   20Упр. «Забиваем гвозди» кулаком об колени по очереди.

  21Упр. «Бокс» вытягиваем кисть руки прямо и резко.

  22Упр. Кулак об кулачок (с начало по одному разу, затем по два раза).

  23Упр. Через нос вдох, при выдохе «Задуваем свечи».

  24Упр. Свободное дыхание.

  25Упр. Ноги вместе вытягиваем вперед по очереди, вытягивая носок на себя.

  26Упр. Вытягиваем ноги вместе, при этом держим спину ровно.

  27Упр. То же самое только носок вытягиваем вперед.

                                 Артикуляционная гимнастика

  1. «Трубочка»- вытягиваем губы вперед в трубку.
  2. «Улыбочка»- растягиваем губы в стороны не показывая зубы.
  3. «Хоботок»- вытягиваем губы вперед приоткрывая и показывая передние
  4. четыре зуба.
  5. «Заборчик»- раскрываем губы и показываем замкнутые зубы.
  6. «Лопаточка»-открываем рот и ложем широкий расслабленный язык на нижнюю губу.
  7. «Иголочка»- открываем рот и выдвигаем узкий язычок вперед.
  8. «Вкусное варенье»-облизывать верхнюю губу(представить, что облизываешь варенье с губ).
  9. «Кошка лакает молоко»- вытянуть язык к подбородку и вытягиваем к носу.
  10. «Накажи язычок»- как бы покусывая язык, выговорить слог «пя-пя-пя».
  11. «Лошадка»- цоканье, открываем рот и поднимаем язык к небу.
  12. «Качели»-язык за зубами поднимается, опускается.
  13. «Горка»- опускается кончик языка за нижние зубы и приподнимаем середину языка к небу.
  14. «Грибочек»- отрыть рот и поднимаем язычок прижать к небу.
  15. «Часики»- приоткрыть рот, губы растянуть в улыбке и кончиком узкого языка достать уголки рта, изображая маятник часов.
  16. «Зубная щетка»- не открывая рот, круговыми движениями язык провести между губами и зубами, подражая зубной щетки.
  17. В заключении маршируем на месте.
  18. Если есть массажеры дать детям помассировать стопу. Можно катать скалку.
  19. Можно провести игры: «Большой мяч догоняет маленький»,

«Поломанный телефон» и т.д.

         А уже начиная со среднего возраста упражнение выполняется при ходьбе и стоя по кругу. Можно использовать инвентарь: гимнастические палки, мячи разных размеров, гимнастическую стенку, велотренажеры, ортопедические дорожки и т.д.

     Выполняя комплексы упражнении ребенок получает реабилитационный и профилактический эффект. Лечебная физкультура оказывает общеукрепляющее

воздействие на организм ребенка. Так же формирует и закрепляет навыки правильной осанки.

   Систематическое проведение таких занятии мы оказываем не малозначительную помощь детям, так как нужно следить особенно  за осанкой детей постоянно не только родителям, но и нам воспитателям. Дети выполняют эти упражнения с удовольствием. 

     К концу старшей группы видна положительная динамика у детей с незначительными нарушениями осанки, плоскостопия и нарушением речи. А с более грубым нарушением с такими детьми еще проводятся индивидуальные занятия с узкими специалистами (логопед, дефектолог, психолог).

      В конце курса лечебной гимнастики родителям предлагается цикл упражнений для самостоятельного применения с целью сохранения мышечной памяти и поддержания достигнутого уровня физической работоспособности детей.

     Исправление нарушений осанки - процесс длительный. Поэтому занятия должны проводиться систематически, не реже 2-3 раз в неделю, и обязательно подкрепляться выполнением физических упражнений в домашних условиях. Нужно вводить эти упражнения в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, ритмическую гимнастику, физкультурные минутки.


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lfk.doc23 КБ

Предварительный просмотр:

      Проблема воспитания и развития здорового ребенка в современных условиях является, как никогда актуальной. Это объясняется тем, что достигнуть необходимого уровня интеллектуальнопознавательного развития в процессе подготовки к школе может, только здоровый дошкольник.

       Здоровый ребенок-как правило жизнерадостный, активный, любознательный, выносливый, с достаточно высоким уровнем физического и умственного развития. Здоровье это важнейшее условие и в то же время результат полноценного физического и психического развития ребенка, особенно его эмоциональной сферы.

       Ухудшение здоровья детей в значительной мере связанно, как с негативными явлениями экологической и социальной обстановки, так и с недостатками в организации и осуществлении медико-педагогического контроля за психофизическим развитием.

      Уже в дошкольном возрасте обнаруживается у детей нарушение осанки, плоскостопия, близорукости и т.д. Для оздоровление и предупреждение этих болезней нужно заниматься лечебной физкультурой.

      В нашем дошкольном учреждении практикуется профилактика и оздоровление у детей нарушение осанки, плоскостопия, артикуляционные нарушения речи и т.д. Разработан комплекс упражнении для оказания помощи для полноценного развития детей. В этот комплекс входят дыхательная гимнастика, упражнения на плоскостопия, упражнения для осанки и артикуляционная гимнастика. Этот комплекс используем 2 раза в неделю в те дни, когда в сетке занятии нет физического развития.  

      Комплекс упражнении можно использовать начиная с младшего возраста,

 сидя на стульчиках, длительность 15-20 мин., повтор 3-4р., чередуется упражнения верхних конечностей с нижними. Выполняется 3-4 упражнении верхней части туловища и затем идет дыхательное упражнение. После дыхательной упражнении выполняется 3-4 упражнении нижней части тела, затем опять дыхательное упражнение. Затем идет артикуляционная гимнастика и в конце игра.

                         Комплекс упражнении в младшем возрасте.

   1Упр. Сидя маршируем, держась за подлокотники стульчиков, спину держим ровно.

   2Упр. Сидя, руки на коленях, затем к плечам, вверх, к плечам и на колени.

   3Упр. Голову наклоняем влево, вправо, вперед, назад.

   4Упр. (для дыхания) Через нос вдох и порциями выдыхаем звук п-п-п (3р.)

   5Упр. Свободное дыхание.

   6Упр. Каждый пальчик здоровается друг с другом.

   7Упр. Ладошка к ладошке прижимается, раскрывается.

   8Упр. Руки на коленях показываем ладошки по очереди.

   9Упр. Через нос вдох на выдохе выговариваем звук з-з-з и хлопаем в ладошки.

  10Упр. Свободное дыхание.

  11Упр. Ноги вместе(ноги идут гулять) левый носок разворачиваем в сторону, затем пятку, затем носок, пятка и обратно. За тем то же самое с правой ногой.

  12Упр. Ножки встретились перекатывается с пятки на носок (качаются на качелях).

  13Упр. То же самое по переменно.

  14Упр. Поднимаем носочки по очереди.

  15Упр. Так же пятки.

  16Упр. Через нос вдох «надуваем шар» при выдохе выговариваем звук ф-ф-ф,

хлоп(шар лопнул).

  17Упр. Свободное дыхание.

  18Упр. «Ножницы»-имитируя  руки вытягиваем вперед.

  19Упр. Воображая берем в правую руку карандаш в рисуем в воздухе с начало маленький круг, постепенно увеличиваем, затем в левую руку. Так же с ногами.

   20Упр. «Забиваем гвозди» кулаком об колени по очереди.

  21Упр. «Бокс» вытягиваем кисть руки прямо и резко.

  22Упр. Кулак об кулачок (с начало по одному разу, затем по два раза).

  23Упр. Через нос вдох, при выдохе «Задуваем свечи».

  24Упр. Свободное дыхание.

  25Упр. Ноги вместе вытягиваем вперед по очереди, вытягивая носок на себя.

  26Упр. Вытягиваем ноги вместе, при этом держим спину ровно.

  27Упр. То же самое только носок вытягиваем вперед.

                                 Артикуляционная гимнастика

  1. «Трубочка»- вытягиваем губы вперед в трубку.
  2. «Улыбочка»- растягиваем губы в стороны не показывая зубы.
  3. «Хоботок»- вытягиваем губы вперед приоткрывая и показывая передние
  4. четыре зуба.
  5. «Заборчик»- раскрываем губы и показываем замкнутые зубы.
  6. «Лопаточка»-открываем рот и ложем широкий расслабленный язык на нижнюю губу.
  7. «Иголочка»- открываем рот и выдвигаем узкий язычок вперед.
  8. «Вкусное варенье»-облизывать верхнюю губу(представить, что облизываешь варенье с губ).
  9. «Кошка лакает молоко»- вытянуть язык к подбородку и вытягиваем к носу.
  10. «Накажи язычок»- как бы покусывая язык, выговорить слог «пя-пя-пя».
  11. «Лошадка»- цоканье, открываем рот и поднимаем язык к небу.
  12. «Качели»-язык за зубами поднимается, опускается.
  13. «Горка»- опускается кончик языка за нижние зубы и приподнимаем середину языка к небу.
  14. «Грибочек»- отрыть рот и поднимаем язычок прижать к небу.
  15. «Часики»- приоткрыть рот, губы растянуть в улыбке и кончиком узкого языка достать уголки рта, изображая маятник часов.
  16. «Зубная щетка»- не открывая рот, круговыми движениями язык провести между губами и зубами, подражая зубной щетки.
  17. В заключении маршируем на месте.
  18. Если есть массажеры дать детям помассировать стопу. Можно катать скалку.
  19. Можно провести игры: «Большой мяч догоняет маленький»,

«Поломанный телефон» и т.д.

         А уже начиная со среднего возраста упражнение выполняется при ходьбе и стоя по кругу. Можно использовать инвентарь: гимнастические палки, мячи разных размеров, гимнастическую стенку, велотренажеры, ортопедические дорожки и т.д.

     Выполняя комплексы упражнении ребенок получает реабилитационный и профилактический эффект. Лечебная физкультура оказывает общеукрепляющее

воздействие на организм ребенка. Так же формирует и закрепляет навыки правильной осанки.

   Систематическое проведение таких занятии мы оказываем не малозначительную помощь детям, так как нужно следить особенно  за осанкой детей постоянно не только родителям, но и нам воспитателям. Дети выполняют эти упражнения с удовольствием.  

     К концу старшей группы видна положительная динамика у детей с незначительными нарушениями осанки, плоскостопия и нарушением речи. А с более грубым нарушением с такими детьми еще проводятся индивидуальные занятия с узкими специалистами (логопед, дефектолог, психолог).

      В конце курса лечебной гимнастики родителям предлагается цикл упражнений для самостоятельного применения с целью сохранения мышечной памяти и поддержания достигнутого уровня физической работоспособности детей. 

     Исправление нарушений осанки - процесс длительный. Поэтому занятия должны проводиться систематически, не реже 2-3 раз в неделю, и обязательно подкрепляться выполнением физических упражнений в домашних условиях. Нужно вводить эти упражнения в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, ритмическую гимнастику, физкультурные минутки.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект творческой группы по применению здоровьесберегающих технологий

Организация работы педагогов по применению здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками....

Применение здоровьесберегающих технологий на фронтальных занятиях по развитию речи у слабослышащих дошкольников через двигательную активность.

Обобщение накопленного опыта по применению здоровьезберегающих технологий в подготовительной группе слабослышащих дошкольников...

обобщение опыта по применению здоровьесберегающих технологий

в работе обобщен опыт работы по применению офтальмологических тренажеров с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения на минутках отдыха для глаз при проведении коррекционно-развивающей ...

применение здоровьесберегающих технологий

в работе рассмотрены основные здоровьесберегающие технолгии, применяемые в практике работы инструктора по физической культуре МДОУ комбинированного вида...

Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ – одно из приоритетных направлений современной образовательной среды

Работа представляет собой обобщение опыта по теме "Сохранение и укрепление здоровья ребенка в дошкольном учреждении". Материал включает в себя классификацию основных видов здоровьесберегающих технолог...

Здоровьесберегающий проект «Использование инновационных методов и приемов в развитии музыкальных способностей дошкольников с применением здоровьесберегающих технологий»

В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий.В связи с введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов...