Формы работы по обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования.
статья
Статья об обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образовапния в соответствии ФГОС.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формы работы по обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования.
Ни для кого не секрет, как важно для родителей успешное обучение ребенка в школе.
Это важно и для нас, воспитателей, работа которых, в том числе, направлена и на подготовку ребенка к школе, это важно и для учителей, к которым приходят наши воспитанники.
Для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, а так же для его быстрой адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения ребенка в новую систему отношений необходимо тесное сотрудничество детского сада, школы и семьи.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет такое сотрудничество как преемственность между дошкольным и начальным образованием.
Сегодня очень важно, чтобы эти документы работали, и преемственность дошкольного и начального образования осуществлялась в соответствии с теми идеями, которые отражены во ФГОС дошкольного и начального общего образования.
Преемственность по ФГОС мы принимаем как согласованность и сохранение целей, задач, методов, средств и форм обучения и воспитания, а не как преемственность по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детском саду и с какими знаниями школа должна их получать. Не дети должны быть подготовлены к школе, а школа должна быть готова учить, развивать и любить самых разных детей, помогать их личностному росту.
ФГОС ДО направлен на обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Требования стандарта к результатам освоения Программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:
- Состояние здоровья и физическое развитие детей.
- Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
- Умственные и нравственные способности учащихся. Эмоциональная отзывчивость.
- Сформированность творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.
- Развитие коммуникативных умений.
- Способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
- Способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту).
- Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме, государстве) стране, мире и природе.
- Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности.
- Овладение необходимыми умениями и навыками.
В работе по преемственности ГБДОУ Д С №2 плодотворно сотрудничает с ГБЩУ СОШ №145 ГБУ ДО и со специалистами Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Калининского района Санкт-Петербурга используются такие продуктивные формы работы как:
- методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск
путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы, совместное участие в педагогических
советах и семинарах и др.) ;
- работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий) ;
- сотрудничество с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе) .
- сотрудничество с психолого- педагогической консультацией и медицинскими работниками(консультирование родителей по вопросам психологического, физического здоровья). Одним из направлений взаимосвязи двух образовательных ступеней является обеспечение качественного психолого- педагогического сопровождения, позволяющего не только преодолеть возникающие трудности в процессе обучения, но и предотвратить их. ДС активно сотрудничает со специалистами
Указанные формы работы ориентированы на обеспечение естественного перехода дошкольника из детского сада в школу, педагогическая поддержка новой социальной ситуации, помощь в социализации, помощь семье в сотрудничестве с ребенком, при поступлении ребенка в школу.
В сотрудничестве со школой мы практикуем посещение уроков в школе, что позволяет нам познакомиться с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка, обменяться опытом, найти оптимальные методы, приемы и формы работы. Воспитатель детского сада и учитель школы знакомят друг друга со спецификой планирования воспитательной работы в детском саду и тематическими планами уроков в школе. Это определяет необходимый уровень развития, который ребенок должен достичь к концу дошкольного возраста, тот объем знаний и умений, который ребенок должен достичь к концу дошкольного возраста для успешности последующего обучения.
На основе анализа открытых уроков возможно предложить учителям первого класса способы применения в обучении игровых методов, наглядных пособий, способствуя более тесной учебно-методической преемственности между детским садом и школой. Педагоги во время таких посещений могут обмениваться информацией о педагогических новинках в периодической печати.
В процессе анализа полученных результатов совместной деятельности достигаются взаимные соглашения о наиболее плодотворных формах сотрудничества, которые позволяют педагогам информировать друг друга об успеваемости детей, трудностях в их воспитании и обучении, обстановки в семье и т.д. Воспитатель длительное время наблюдает за ребенком, он может дать учителю подробные сведения о его личности качествах, уровне развития, состоянии здоровья, интересах, индивидуальных особенностях, характере и темпераменте. Также он может дать рекомендации по выбору способов индивидуального подхода к новому ученику и его родным. Педагоги и воспитатели также могут разрабатывать совместные программы, родительские собрания, формы и способы работы с семьями, дети которых имеют проблемы в развитии навыков социализации.
Очень важны формы обмена опытом старших дошкольников и учащихся в первом классе. Детский сад совместно со школой организует различные мероприятия, на которых встречаются воспитанники детского сада и учащиеся. Такие встречи актуализируют их любознательность, усиливают интерес к школе и социальным явлениям. Будущие первоклассники учатся у школьников
способам поведения, манерам разговора, свободного общения, а школьники – проявлять заботу о младших товарищах .
Делая вывод по всему выше сказанному, можно сказать, что школа и детский сад – два смежных звена в системе образования, и их задача – обеспечить качественное психолого-педагогическое сопровождение, позволяющее не только преодолеть возникающие у ребенка трудности, но и обеспечить их профилактику. Здесь важна организация своевременной помощи со стороны медицинских работников и детской поликлиники, коррекционно-психологическая помощь детского сада и школы, мобилизация усилий и, конечно же, понимание и сотрудничество с родителями, с семьей ребенка, что является непосредственным звеном в работе с детьми. Многоаспектность проблемы преемственности между детским садом и школой требует конструктивного диалога всех заинтересованных социально-административных групп и структур.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС»
Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Часто готовность к школе рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений. Положен...
Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования на основе ТРИЗ-педагогики в условиях реализации ФГОС
Проблема непрерывности и преемственности всегда была и до сих пор остаётся одной из самых насущных и важных в системе образования. Так, в действующем законе «Об образовании в РФ», в федеральных ...
Статья для воспитателей на тему «Психологическая поддержка участников образовательного процесса в рамках обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования»
Актуальность данной темы исследования определяется необходимостью создания преемственности психического развития детей на стыке дошкольного образовательного учреждения и начального этапа обучения в шк...
Доклад Тема:«Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС 2 поколения»
Поступление детей в школу – очень важный период в жизни каждого ребёнка, который вызывает и у детей, и у родителей, и у педагогов – тревогу, радость, волнение и ожидание нового....
Доклад "Педагогические технологии обучения дошкольников в обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС."
Опыт применения информационно-коммуникативной технологии (ИКТ) в образовательной деятельности при формировании интегративных качеств и компетенций (Умений и навыков) дошкольника....
«Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования» Портнова Е.А.
Августовская творческая лаборатория по предшкольной подготовке ( г. Орск, 2016 г.) презентация...
«Эффективные формы работы по обеспечению преемственности дошкольного и начального школьного образования»
Эффективные формы работы по обеспечению преемственности дошкольного и начального школьного образования. Из опыта работы...