Формы работы по обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования.
статья

Шин Татьяна Валентиновна

Статья об обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образовапния в  соответствии ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы работы по обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования.

Ни для кого не секрет, как важно для родителей успешное обучение ребенка в школе.

Это важно и для нас, воспитателей, работа которых, в том числе, направлена и на подготовку ребенка к школе, это важно и для учителей, к которым приходят наши воспитанники.

 Для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, а так же для его быстрой адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения ребенка в новую систему отношений необходимо тесное сотрудничество детского сада, школы и семьи.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет такое сотрудничество как преемственность между дошкольным и начальным образованием.

Сегодня очень важно, чтобы эти документы работали, и преемственность дошкольного и начального образования осуществлялась в соответствии с теми идеями, которые отражены во ФГОС дошкольного и начального общего образования.

Преемственность по ФГОС мы  принимаем  как согласованность и сохранение целей, задач, методов, средств и форм обучения и воспитания, а не как преемственность по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детском саду и с какими знаниями школа должна их получать.  Не дети должны быть подготовлены к школе, а школа должна быть готова учить, развивать и любить самых разных детей, помогать их личностному росту.

ФГОС ДО направлен на обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Требования стандарта к результатам освоения Программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:

  • Состояние здоровья и физическое развитие детей.
  • Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
  • Умственные и нравственные способности учащихся. Эмоциональная отзывчивость.
  • Сформированность  творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.
  • Развитие коммуникативных умений.
  • Способность  управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
  • Способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту).
  •  Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме, государстве) стране, мире и природе.
  • Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности.
  • Овладение необходимыми умениями и навыками.

В работе по преемственности ГБДОУ  Д С №2 плодотворно сотрудничает с  ГБЩУ СОШ №145 ГБУ ДО и со специалистами Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Калининского района Санкт-Петербурга  используются такие продуктивные формы работы как: 

  • методическая работа с педагогами  (ознакомление с требованиями ФГОС к        выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск

путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы, совместное участие в педагогических

советах и семинарах и др.) ;

  • работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий) ;
  • сотрудничество с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе) .
  • сотрудничество с психолого- педагогической консультацией и медицинскими работниками(консультирование родителей по вопросам психологического, физического здоровья). Одним из направлений взаимосвязи двух образовательных ступеней является обеспечение качественного психолого- педагогического сопровождения, позволяющего не только преодолеть возникающие трудности в процессе обучения, но и предотвратить их. ДС активно сотрудничает со  специалистами

Указанные формы  работы ориентированы на обеспечение естественного перехода дошкольника из детского сада в школу, педагогическая поддержка новой социальной ситуации, помощь в социализации, помощь семье в сотрудничестве с ребенком, при поступлении ребенка в школу.

 В сотрудничестве со школой мы практикуем посещение  уроков в школе, что позволяет  нам познакомиться с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка, обменяться опытом, найти оптимальные методы, приемы и формы работы. Воспитатель детского сада и учитель школы знакомят друг друга со спецификой планирования воспитательной работы в детском саду и тематическими планами уроков в школе. Это определяет необходимый уровень развития, который ребенок должен достичь к концу дошкольного возраста, тот объем знаний и умений, который ребенок должен достичь  к концу дошкольного возраста для успешности последующего обучения.

На основе анализа открытых уроков возможно предложить учителям первого класса способы применения в обучении игровых методов, наглядных пособий, способствуя более тесной учебно-методической преемственности между детским садом и школой. Педагоги во время таких посещений могут обмениваться информацией о педагогических новинках в периодической печати.

В процессе анализа полученных результатов совместной деятельности достигаются взаимные соглашения о наиболее плодотворных формах сотрудничества, которые позволяют педагогам информировать друг друга об успеваемости детей, трудностях в их воспитании и обучении, обстановки в семье и т.д. Воспитатель длительное время наблюдает за ребенком, он может дать учителю подробные сведения о его личности качествах, уровне развития, состоянии здоровья, интересах, индивидуальных особенностях, характере и темпераменте. Также он может дать рекомендации по выбору способов индивидуального подхода к новому ученику и его родным. Педагоги и воспитатели также могут разрабатывать совместные программы, родительские собрания, формы и способы работы с семьями, дети которых имеют проблемы в развитии навыков социализации. 

Очень важны формы обмена опытом старших дошкольников и учащихся в первом классе. Детский сад совместно со школой организует различные мероприятия, на которых встречаются воспитанники детского сада и учащиеся. Такие встречи актуализируют их любознательность, усиливают интерес к школе и социальным явлениям. Будущие первоклассники учатся у школьников

способам поведения, манерам разговора, свободного общения, а школьники – проявлять заботу о младших товарищах .

 Делая вывод по всему выше сказанному, можно сказать, что школа и детский сад – два смежных звена в системе образования, и их задача – обеспечить качественное психолого-педагогическое сопровождение, позволяющее не только преодолеть возникающие у ребенка трудности, но и обеспечить их профилактику. Здесь важна организация своевременной помощи со стороны медицинских работников и детской поликлиники, коррекционно-психологическая помощь детского сада и школы, мобилизация усилий и, конечно же, понимание и сотрудничество с родителями, с семьей ребенка, что является непосредственным звеном в работе с детьми. Многоаспектность проблемы преемственности между детским садом и школой требует конструктивного диалога всех заинтересованных социально-административных групп и структур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС»

Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Часто готовность к школе рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений. Положен...

Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования на основе ТРИЗ-педагогики в условиях реализации ФГОС

Проблема непрерывности и преемственности всегда была и до сих пор остаётся  одной из самых насущных и важных в системе образования. Так, в действующем законе «Об образовании в РФ», в федеральных ...

Статья для воспитателей на тему «Психологическая поддержка участников образовательного процесса в рамках обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования»

Актуальность данной темы исследования определяется необходимостью создания преемственности психического развития детей на стыке дошкольного образовательного учреждения и начального этапа обучения в шк...

Доклад Тема:«Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС 2 поколения»

Поступление детей в школу – очень важный период в жизни каждого ребёнка, который вызывает и у детей, и у родителей, и у педагогов – тревогу, радость, волнение и ожидание нового....

Доклад "Педагогические технологии обучения дошкольников в обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС."

Опыт применения информационно-коммуникативной технологии (ИКТ) в образовательной деятельности при формировании интегративных качеств и компетенций (Умений и навыков) дошкольника....

«Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования» Портнова Е.А.

Августовская творческая лаборатория по предшкольной подготовке ( г. Орск, 2016 г.) презентация...

«Эффективные формы работы по обеспечению преемственности дошкольного и начального школьного образования»

Эффективные формы работы по обеспечению преемственности дошкольного и начального школьного образования. Из опыта работы...