Фольклорный музыкально-образовательный проект "Русская изба" - 2016г
проект

Конопелько Елена Анатольевна

ФОЛЬКЛОРНЫЙ
 МУЗЫКАЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
"РУССКАЯ ИЗБА"

“ Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности   детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор.”

Г.с. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора.

Вид проекта: творческий, групповой, комплексный.

Участники: дети  подготовительной группы.

Возраст детей: 6 - 7 лет.

Продукт совместной деятельности: творческие гостиные, народные праздники, вокальное пение и сочинительство, игры.

Продукт детской деятельности:

1. Экскурсии в мини-музей «Русская изба»

2. Участие в календарно – обрядовых праздниках.

3. Знакомство со старинной утварью, укладом жизни, с традициями и обрядами народа.

Постановка проблемы

В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных “шедеврах”, единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создает обстановку духовной бедности и художественной серости,  и не способствует гармоничному и нравственному развитию личности.

Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи  детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. Не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

Краткое описание проекта

Целью данного проекта является освоение детьми фольклорного наследия русского народа, как самобытной,  целостной системы гармоничного и творческого развития личности.

Данный проект является необходимым, т.к. Дети нашего сада проявляют активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором, с удовольствием принимают участие в театрализованных представлениях и фольклорных праздниках, проявляют навыки актерского мастерства в инсценировках, играх, плясках, хороводах, что доставляет им большую радость.

В результате реализации проекта у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, будут развиваться импровизационные способности, коммуникативно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора. И уже как вершина творческого достижения – это их участие в постановке театрализованного представления, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества.

Педагоги получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.

Проект будет реализовываться через систему групповых и игровых занятий с детьми, через презентацию для родителей, через участие детей  в театрализованном представлении.

Всего в проект будут вовлечены 25  детей дошкольного возраста и их родители, музыкальный руководитель и 2 воспитателя.

Цель проекта:

     Приобщать детей к истокам русской культуры, воспитывать у детей способность и умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развить умение и навыки исполнительской деятельности.

     Процесс познания и усвоения духовной культуры должен начинаться как можно раньше. «С  молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры – забавы, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративного народного искусства. Только в этом случае народное творчество оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.                   

Задачи:

1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание  знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

2. Развивать умение разыгрывать театральные  представления, основанные на русском фольклоре.

3. Создавать необходимую предметно–развивающую среду.

4. Развивать творческие способности дошкольника.

5. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.

Предполагаемый результат:

В результате реализации проекта: 1. Дети познакомятся : с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками), с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.

2. У детей будут сформировано умение  свободно и  непринужденно  общаться,  умение разыгрывать спектакль по знакомому сюжету,  выразительно в своей роли и в игровом взаимодействии,  умение  сочинять этюды по сказкам, нафантазированным сюжетам.

3. Разовьется сфера чувств, готовность к творчеству, коммуникабельность.

4. Будет сформирована выразительная,  красочная, полная ярких сравнений, речь.

Оценка результатов:

Оценка эффективности по итогам работы будет проводиться по трем направлениям: дети, педагоги и родители.

Определение продвижения детей будет отслеживаться через проведение диагностики на начало и конец учебного года, через наблюдение и анализ работы по музыкальной  деятельности, через просмотр театрализованного представления, видеоматериалов.

По окончании проекта будет проведено анкетирование всех участков с целью подведения итогов работы, определения роста профессионального мастерства педагогов.

План реализации проекта

Реализация данного проекта рассчитана на 4 месяца и будет проходить в 3 этапа:

1 этап – подготовительный (1 месяц – февраль). На этапе создается информационная база необходимая для реализации проекта, осуществляется рекламно-информационная кампания.

2 этап – основной (2 месяца – март, апрель). Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

3 этап – заключительный (1 месяц – май). Итоговый, включающий в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.

 

Взаимодействие педагогов и родителей

1. Музыкальный руководитель -  Конопелько Елена Анатольевна.

2. Воспитатели подготовительной группы  - Даньшина Ася Георгиевна

3. Родители детей группы.

Взаимодействие с семьей

1. Беседа с родителями на тему « Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка».

2. Изготовление родителями книжек – малышек «Моя первая  колыбельная».

3. Совместное творчество бабушек, мам и детей: «Лоскутное одеяльце для Матрешки».

4. Изготовление родителями дидактического материала к музыкальным занятиям.

5. Создание мини-музея «Русская изба».

5. Консультация для родителей «Музыкатерапия»

Консультация для педагогов

1. Показ открытого занятия по ознакомлению детей с народными ремеслами «Балалаечка – душа народа»

2. Консультация «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательные голосовые упражнения – основа для закрепления произношения звуков у дошкольника».

3. Открытый показ развлечения  для педагогов   «Рябиновая Русь»

Оборудование и оснащение педагогического процесса

1. Организовать в педагогическом коллективе тематическую выставку «Старинной утвари»

2. Разработать планы бесед по народному творчеству.

3. Подобрать иллюстрированный материал.

4. Игровая деятельность: народные игры – хороводные и подвижные.

5. Создать в группах фонотеку фольклорных произведений для прослушивания в свободной деятельности детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_izba_proekt.doc52.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

“ Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности   детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор.”

Г.с. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора.

Вид проекта: творческий, групповой, комплексный.

Участники: дети  подготовительной группы.

Возраст детей: 6 - 7 лет.

Продукт совместной деятельности: творческие гостиные, народные праздники, вокальное пение и сочинительство, игры.

Продукт детской деятельности:  

1. Экскурсии в мини-музей «Русская изба»

2. Участие в календарно – обрядовых праздниках.

3. Знакомство со старинной утварью, укладом жизни, с традициями и обрядами народа.

Постановка проблемы

В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных “шедеврах”, единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создает обстановку духовной бедности и художественной серости,  и не способствует гармоничному и нравственному развитию личности.

Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи  детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. Не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

Краткое описание проекта

Целью данного проекта является освоение детьми фольклорного наследия русского народа, как самобытной,  целостной системы гармоничного и творческого развития личности.

Данный проект является необходимым, т.к. Дети нашего сада проявляют активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором, с удовольствием принимают участие в театрализованных представлениях и фольклорных праздниках, проявляют навыки актерского мастерства в инсценировках, играх, плясках, хороводах, что доставляет им большую радость.

В результате реализации проекта у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, будут развиваться импровизационные способности, коммуникативно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора. И уже как вершина творческого достижения – это их участие в постановке театрализованного представления, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества.

Педагоги получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.

Проект будет реализовываться через систему групповых и игровых занятий с детьми, через презентацию для родителей, через участие детей  в театрализованном представлении.

Всего в проект будут вовлечены 25  детей дошкольного возраста и их родители, музыкальный руководитель и 2 воспитателя.

Цель проекта:

     Приобщать детей к истокам русской культуры, воспитывать у детей способность и умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развить умение и навыки исполнительской деятельности.

     Процесс познания и усвоения духовной культуры должен начинаться как можно раньше. «С  молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры – забавы, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративного народного искусства. Только в этом случае народное творчество оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.                    

Задачи:

1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание  знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

2. Развивать умение разыгрывать театральные  представления, основанные на русском фольклоре.

3. Создавать необходимую предметно–развивающую среду.

4. Развивать творческие способности дошкольника.

5. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.

Предполагаемый результат:

В результате реализации проекта: 1. Дети познакомятся : с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками), с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.

2. У детей будут сформировано умение  свободно и  непринужденно  общаться,  умение разыгрывать спектакль по знакомому сюжету,  выразительно в своей роли и в игровом взаимодействии,  умение  сочинять этюды по сказкам, нафантазированным сюжетам.

3. Разовьется сфера чувств, готовность к творчеству, коммуникабельность.

4. Будет сформирована выразительная,  красочная, полная ярких сравнений, речь.

Оценка результатов:

Оценка эффективности по итогам работы будет проводиться по трем направлениям: дети, педагоги и родители.

Определение продвижения детей будет отслеживаться через проведение диагностики на начало и конец учебного года, через наблюдение и анализ работы по музыкальной  деятельности, через просмотр театрализованного представления, видеоматериалов.

По окончании проекта будет проведено анкетирование всех участков с целью подведения итогов работы, определения роста профессионального мастерства педагогов.

План реализации проекта

Реализация данного проекта рассчитана на 4 месяца и будет проходить в 3 этапа:

1 этап – подготовительный (1 месяц – февраль). На этапе создается информационная база необходимая для реализации проекта, осуществляется рекламно-информационная кампания.

2 этап – основной (2 месяца – март, апрель). Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

3 этап – заключительный (1 месяц – май). Итоговый, включающий в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.

Взаимодействие педагогов и родителей

1. Музыкальный руководитель -  Конопелько Елена Анатольевна.

2. Воспитатели подготовительной группы  - Даньшина Ася Георгиевна

3. Родители детей группы.

Взаимодействие с семьей

1. Беседа с родителями на тему « Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка».

2. Изготовление родителями книжек – малышек «Моя первая  колыбельная».

3. Совместное творчество бабушек, мам и детей: «Лоскутное одеяльце для Матрешки».

4. Изготовление родителями дидактического материала к музыкальным занятиям.

5. Создание мини-музея «Русская изба».

5. Консультация для родителей «Музыкатерапия»

Консультация для педагогов

1. Показ открытого занятия по ознакомлению детей с народными ремеслами «Балалаечка – душа народа»

2. Консультация «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательные голосовые упражнения – основа для закрепления произношения звуков у дошкольника».

3. Открытый показ развлечения  для педагогов   «Рябиновая Русь»

Оборудование и оснащение педагогического процесса

1. Организовать в педагогическом коллективе тематическую выставку «Старинной утвари»

2. Разработать планы бесед по народному творчеству.

3. Подобрать иллюстрированный материал.

4. Игровая деятельность: народные игры – хороводные и подвижные.

5. Создать в группах фонотеку фольклорных произведений для прослушивания в свободной деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект «23 февраля - День защитника Отечества» (краткосрочный) с8.02.2016г.-по 20.02.2016г.

Подготовили: Глаголева Н.В., восп. высш. кв. кат,Гузикова Е.А., восп. высш. кв. кат.Длительность: 2  недели.Проблема: отсутствие интереса к Российской армии.Обоснование проблемы: н...

Аналитическая справка о результатах реализации программы по оказанию дополнительных платных образовательных услуг в период с 14.01.2016г. по 30.04.2016г.

Анализ результатов реализации программы по оказанию дополнительных платных образовательных услуг в период с 14.01.2016г. по 30.04.2016г....

"План совместной деятельности взрослого и ребёнка в старшей группе с 01.07.2016г. по 15.07.2016г."

План совместной деятельности взрослого и ребёнка разработан с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей....

"План совместной деятельности взрослого и ребёнка в старшей группе с 01.11.2016г. по 11.11.2016г."

План совместной деятельности взрослого и ребёнка отражает деятельность педагога в течение дня. В плане представлены разнообразные виды и формы деятельности с детьми старшей группы.Совместная деятельно...

статья «Развитие творческих способностей у детей старшей разновозрастной группы на основе интегрированного занятия «Русская изба». - Всероссийский журнал «Молодой учёный» №4 2016г.

Статья отражает информацию о жизни русского народа в начале 19 столетия, быт русской избы,  мастеров народных промыслов с применением музыкального фольклера....

статья «Развитие творческих способностей у детей старшей разновозрастной группы на основе интегрированного занятия «Русская изба». - Всероссийский журнал «Молодой учёный» №4 2016г.,

Статья отражает информацию о жизни русского народа в начале 19 столетия, быт русской избы,  мастеров народных промыслов с применением музыкального фольклера....