Доклад на тему: «Духовно-нравственное развитие личности ребенка дошкольника в контексте «Истоковедения».
методическая разработка

Носкова Ирина Мурадовна

Доклад на тему:

«Духовно-нравственное развитие личности ребенка дошкольника в контексте «Истоковедения».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Доклад на тему:

«Духовно-нравственное развитие личности ребенка дошкольника в контексте «Истоковедения».

        Докладчик: воспитатель

И. М. Носкова

2019 г.

Духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка – это воспитание его отношений с миром, с другими людьми, с самим собой. посредством одухотворения и гармонизации этих отношений.

Духовно-нравственное  воспитание - процесс содействия духовно-нравственному становлению ребёнка, формированию у него

  • нравственных чувств (совесть, милосердие, сопереживание близким людям, родному дому, природе; добросердечность, любовь, вера); 
  •  нравственного убеждения (способность к различению добра и зла,  долг, справедливость);
  • нравственной позиции (проявление  внимания, ценностного отношения к людям, родному дому, добрым традициям; темам духовно-нравственного содержания);
  • нравственных привычек, умений и навыков, поведения (Отзывчивость – внимание и умение заботиться о ближнем. Оказание помощи близким и нуждающимся. Интерес и активное познавательное отношение к ценностно-смысловой стороне действительности). 

 • нравственных качеств (Милосердие. Трудолюбие. Послушание.        Уважение. Стыдливость. Правдивость. Совестливость. Вдумчивость. Доверие

        

Формирование и развитие личности ребенка – это процесс и результат воспитания, социализации и саморазвития.

Вопросы нравственно-патриотического воспитания и духовного становления личности ребенка-дошкольника сегодня становятся особенно актуальными.

Основополагающие задачи программы «Социокультурные истоки» (общеупотребимое название - программа «Истоки») для дошкольного образования на деле позволяют:

  • Создавать условия для активного приобщения всех участников педагогического процесса к базисным социокультурным ценностям российской цивилизации;
  • Развивать духовно-нравственную и социокультурную основу личности, начиная с дошкольного возраста;
  • Интегрировать знания о среде, в которой живет и развивается ребенок, формировать опыт ее целостного восприятия.

В возрасте 3-4 лет в контексте программы «Истоки» дети осваивают тему «Добро», совсем неслучайно программа для младших дошкольников начинается с постижения детьми и их родителями доброго слова, доброго мира и доброй книги. 

Именно так названы и книги для развития детей 3–4 лет. 

Осваивая данные книги для развития и участвуя в активных занятиях, дети выходят на первоначальное прочувствованное восприятие социокультурных категорий Слово, Образ, Книга. У них развивается способность видеть Образ, Слышать Слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему свое доброе отношение; также у детей формируются коммуникативные умения( умение слышать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному).

В возрасте 4-5 лет в контексте программы «Истоки» дети осваивают тему «Родные просторы». Благодаря системной работе по данной теме дети постигают мир ближайшего окружения, у них зарождаются сочувствие и сопереживание миру родной природы и «братьям меньшим», проявляется заботливое отношение к тем, кто в этом нуждается.

Следующая тема программы «Истоки» для детей 4-5 лет –«Праведный труд» подводит дошкольников к восприятию труда как естественного и необходимого состояния человека и условия его полноценной жизни. Данные темы программы «Истоки» создают основу для разработки и реализации познавательно-экологических и культурологических  проектов по ознакомлению  дошкольников с культурой, историей и традициями родного края.

Осваивая далее программу «Истоки», 5-6 летние дети расширяют социокультурные связи, которые они приобрели, осваивая темы предыдущего года, и открывают для себя существование внутреннего мира в других людях, а 6-7 летние дети приобщаются к отечественным традициям.

Объектами социальной жизни ребенка в этот период являются:

• отношение к себе;

•отношение к другим людям;

•отношение к социальной традиции.

Отношение к социальной традиции становится условием формирования национальной идентификации, чувства патриотизма, любви к Родине, нравственного сознания.

В томе 11 «Истоковедение», предлагают духовно-нравственное воспитание дошкольников проводить через проектную деятельность. И раскрывают значимость проектов.

Социокультурный проект «Моя семья» для детей 3-4 и 4-5 лет.

Одной из основных отличительных особенностей программа «Социокультурные истоки» от других программ нравственно-патриотической направленности является обязательное включение семьи в единый целостный образовательный процесс. «Семья- это первая социокультурная общность, где ребенок получает базовый опыт, на котором строится характер, закладываются духовно-нравственные основания духовного, эмоционального и физического здоровья.

Проект «Музейная педагогика» для детей 4-5 и 5-6 лет. 

Считают что, проекты «Музейная педагогика» направляют естественную активность ребенка  к социальному действию, социальному поступку, получению социально значимого результата. Здесь ребенок получает опыт отношения к людям, обществу, труду, природе, традициям. В итоге – ребенок активно готовится жить во благо общества, самостоятельно выбирать приоритеты и следовать им.

Проекта «Народная игрушка» для детей 4-5 и 5-6 лет.

В один из самых значимых периодов в жизни человека народная игрушка полноценно питает душу и ум ребенка, способствует приобщению его к социокультурным ценностям нашего народа.

Игрушка из народа, как уже было сказано, является замечательным культурным памятником, на доступном ребенку уровне позволяет осуществлять взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего, на что и направленна программа «Социокультурные истоки».

Народная игрушка побуждает ребенка к действию, развивая тем самым его природные и художественные таланты. Очень важно, что активно действуя, ребенок воспринимает и осваивает категории и ценности, заложенные в программе «Истоки».

Фольклорно- игровой проекта «Золотые ворота».

С игры начинается многое. У детей с помощью народной игры формируется устойчивое, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально- положительная основа для развития патриотических чувств.

Народные игры требуют внимания, выдержки, сообразительности, ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи. В этих играх много юмора, шуток, задора, они сопровождаются народным фольклором: считалками, потешками. Дети их любят и с желанием играют в свободное время.

Историко-культурологический проект «Защитники земли Русской» для детей 5-6 и 6-7 лет.

Духовно-нравственное воспитание детей в традиции нашего народа всегда была связана с верой. Вера устремляла к идеалу, просветляла ум, укрепляла волю, делала человека целостным. Вера являлась основанием для развития таких важнейших качеств, как верность, правдивость, честность. Верой определялась неразрывная связь поколений.

Социокультурный проект «Круг чтения» для детей 6-7 лет.

В наш стремительный век необходимо как можно больше внимания уделять развитию внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала. Особенно значимой ценностью в этом деле является чтение, так как в процессе чтения, в процессе общения с книгой человек не только познает прошлое, настоящее и будущее, но и учится думать, анализировать, развиваться творчески, таким образом формируется духовно- нравственная и социокультурная основа его личности.

Книга- это ключ к открытию мира людей: добра и зла, достижений и заблуждений, силы и слабости, покорности и борьбы, равнодушия и непримиримости.

Главная задача воспитателя, приобщающего своих воспитанников к духовно- нравственным и социокультурным категориям, - не только воспитывать и развивать детей на основе лучших образцов отечественной литературы, но и убеждать, просвещать, настраивать родителей на реализацию программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования.

Главная задача родителей – воспринять систему духовно-нравственных и социокультурных категорий и скорректировать свои представления о способах приобщения детей к лучшим образцам отечественной культуры.

Первостепенная задача взрослых – создать условия для приобщения детей к базисным социокультурным ценностям Российской цивилизации и создать единый контекст воспитания и общения в дошкольном образовательном учреждении и семье.

Вся предлагаемая для чтения и обсуждения литература проникнута гуманистическими идеями, она развивает ум и душу ребенка.

«Личность не может быть абсолютизирована, она не развивается сама из себя, но приобретает свое содержание в общении с миром ценностей, в живом социальном опыте и, в конечном итоге, в обращении к Богу».

                              В.В.Зеньковский

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие личности ребенка-дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры

Данная презентация была представлена на конкурсе "Воспитатель года" среди работников дошкольных учреждений г.Алексеевки и Алексеевского района Белгородской области, и является отражением опыта работы ...

Доклад на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях ФГТ» (из опыта работы)

Цели и задачи духовно-нравственного воспитания в ДОУ:Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственн...

Доклад на тему Духовно – нравственное воспитание дошкольников в едином образовательном пространстве ДОУ (особенности внедрения интегрированного курса «Белгородоведение»)

определение уховно-нравственному развитию;Основные формой организации работы по духовно-нравственному воспитанию детей;цель Д-н воспитания;з-адачи д-н воспитанияосновные принципы  духовно-нр...

Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"

В начале третьего тысячелетия в истории России наступает новая эпоха, эпоха духовно-нравственных ориентиров в политике государства, эпоха формитрования нового человека....

Доклад по теме: "Роль педагога в формировании и развитии личности ребенка дошкольника"

Доклад по теме: «Роль педагога в формировании и развитии личности ребенка дошкольника»...

Выступление на МО. Доклад на тему: «Подготовка и проведение мероприятий с родителями в контексте истоковедения по программе «Социокультурные истоки»

В данном материале представлен доклад на тему: "Подготовка и проведение мероприятий с родителями в контексте истоковедения по программе "Социокультурные истоки"....

Доклад по теме: «Роль педагога в формировании и развитии личности ребенка дошкольника»

. Роль педагога в развитии ребенка - это повседневная работа с детьми, знание их способностей и интересов, умение доставить радость от новых творческих открытий. Ролью педагога еще является надежная з...