Доклад на тему Духовно – нравственное воспитание дошкольников в едином образовательном пространстве ДОУ (особенности внедрения интегрированного курса «Белгородоведение»)
материал (подготовительная группа) по теме

Сорокина Алевтина Юрьевна

определение уховно-нравственному развитию;

Основные формой организации работы по духовно-нравственному воспитанию детей;

цель Д-н воспитания;

з-адачи д-н воспитания

основные принципы  духовно-нравственного воспитания дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

 Волоконовский детский сад комбинированного вида № 1 «Берёзка»

Волоконовского района Белгородской области

Доклад на тему

Духовно – нравственное воспитание дошкольников

в едином образовательном пространстве ДОУ

(особенности внедрения интегрированного курса «Белгородоведение»)

Подготовила

Воспитатель Сорокина А.Ю.

Волоконовка, 2016

«Человеку никак нельзя жить без Родины,

как нельзя жить без сердца».

К. Паустовский.

Одним из главных приоритетов развития российского образования на современном этапе определено духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, начиная с раннего возраста, так как именно воспитание обеспечивает формирование целостной личности ребенка и направлено на построение конструктивных отношений с миром, людьми, собой. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования поддерживает идею объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных, социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривает принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников – предусматривает воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России.

Чувство любви к Родине зарождается у детей в первые годы жизни под влиянием патриотической атмосферы в семье, в детском саду, во всей окружающей действительности. Чувство любви к малой Родине не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь к малой Родине маленького ребенка начинается с отношения к самым близким людям — отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, поселку, а это играет огромную роль в становлении личности ребенка.

Основной формой организации работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста является образовательная деятельность, которая представлена в форме занятий, как фронтальных, так и подгрупповых. При организации совместной деятельности особое внимание  уделяется знакомству детей с предметами русского быта, тематическим экскурсиям, в музее, к памятникам и т.д.; проведению целевых прогулок, праздников и развлечений; тематическим неделям; развивающим играм: словесным, дидактическим, подвижным, настольно-печатным, народным; индивидуальной работе; работе с родителями.

Главной целью духовно-нравственного воспитания является формирование нравственной личности, содействие духовному опыту и приобщение к ценностям православной культуры.

К основным задачам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:

-познание и прививание православной культуры и традиций Белгородской области;

 -раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов;

-гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка;

-формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;

-одухотворение жизненного пространства ребенка;

-защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.

Выделяют основные принципы  духовно-нравственного воспитания дошкольников:

  • духовный ориентир – построение жизни и поступков на основах христианского совершенства, уклонение от зла и выбор добра;
  • гуманистический принцип – формирование положительного отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание;
  • естественнонаучный принцип, который основывается на научном понимании социальных процессов, законов развития и становления;
  • культурологический принцип в соответствии с национальной культурой, ценностями и традициями;
  • государственный принцип, при котором воспитание осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

МБДОУ Волоконовский детский сад комбинированного вида № 1 «Берёзка» является стажировочной площадкой по сопровождению  реализации ФГОС ДО. Включившись в работу по реализации проекта «Дошкольник Белогорья», педагоги ДОУ  реализуют одну из парциальных программ «Цветной мир Белогорья», которая направлена на художественно-эстетическое развитие дошкольников.

Программа состоит из восьми содержательных модулей:

  1. Содержательный модуль «Я и мой Мир».
  2. Содержательный модуль «Животный мир
  3. Содержательный модуль «Растительный мир».
  4. Содержательный модуль «Неживая природа».
  5. Содержательный модуль «Ремёсла»
  6. Содержательный модуль «Праздники и традиции».
  7. Содержательный модуль «Природа родного Белогорья»
  8. Содержательный модуль «Будущее нашего края».

Мною были разработаны и проведены занятия:
модуль «
Я и мой Мир» разработан конспект «История моего детского сада», где дети  познакомились с Историей нашего учреждения - Волоконовским детским сад комбинированного вида № 1 «Берёзка» Волоконовского района Белгородской области, людьми, работавшими в саду,

 Модуль «Неживая природа» разработала конспект «Течёт река Оскол» дети с удовольствием смотрели электронную презентацию с фотографиями реки, узнали её историю, какие названия были у реки, какие её притоки, куда впадает река, какие промышленные центры находятся на реке Оскол. Детям очень понравилось рассматривать физическую карту Белгородской области и прослеживать направление реки Оскол. В дальнейшем планирую разработку тематического вечера, посвящённого празднованию «Рождества Христова».

На современном этапе модернизации системы дошкольного образования особое внимание отводится духовно- нравственному развитию детей дошкольного возраста, обеспечивающего формирование у них любви к родному краю, Родине, культуре и обычаям своего народа. Для того чтобы формировать эти все качества у детей на ранних этапах развития авторы (Т.М.Стручаева, Н.Д.Епанчинцева, О.А.Брыткова, Я.Н.Колесникова, В.В.Лепетюха)- разработали парциальную программу для дошкольных образовательных организаций  «Белгородоведение» под редакцией. Эта программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и является инновационной разработкой (документом) для дошкольных учреждений Белгородской области. Программа включает систему разнообразных форм и методов работы с детьми по «Белгородоведению», которая обеспечивает эффективное развитие чувства патриотизма у детей дошкольного возраста и обогащение их представлений об истории, культуре, природе родного края.

Основная цель парциальной интегрированной региональной программы «Белгородоведение» авторы: (Т.М.Стручаева, Н.Д.Епанчинцева, О.А.Брыткова, Я.Н.Колесникова, В.В.Лепетюха)- социально-нравственное становление дошкольников, направленное на развитие личности посредством приобщения детей к культуре родного края, формирование исторического и патриотического сознания через изучение истории, культуры, природы Белогорья.

Задачи интегрированного курса «Белгородоведение» для детей дошкольного возраста:

 формирование у дошкольников целостной картины мира на основе краеведения;

 приобщение к традициям Белгородского края, к традициям России, к традициям семьи;

 формирование нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Белгородскую область и Россию;

 приобщение детей к изучению родного края через элементы исследовательской и проектной деятельности совместно со взрослыми;

 воспитание бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей в регионе и в целом в России.

 Программа «Белгородоведение»  состоит из 8 модулей:

1. Содержательный модуль «Моя Родина»

2.Содержательный модуль «Семья»

3.Содержательный модуль «Мой дом, моя улица».

4.Содержательный модуль «Мой детский сад, моя группа. Микрорайон детского сада»

5.Содержательный модуль «Мой родной край – Белогорье. История края»  6.Содержательный модуль «Времена года»

7.Содержательный модуль «Природа родного Белогорья»

8.Содержательный модуль «Будущее нашего  края».

  1. В содержательном  модуле «Моя Родина» мною были проведены познавательные беседы по теме «Моя большая и малая Родина», «Моя малая Родина Волоконовка»; оформлена книжная выставка «О Белгородском крае».
  2. Содержательный модуль «Семья»  Оформлена  выставка книг «Мои первые книжки», фотоальбомы  «Как я расту».  Прослушала рассказы детей «Я и моя семья», планируется  совместный мини-проект с родителями «Построим генеалогическое дерево»
  3. Содержательный модуль «Мой дом, моя улица». Проведено познавательное занятие по теме «Моя семья  в посёлке Волоконовка». Конкурс рисунков «Мой дом, моя улица».
  4. Содержательный модуль «Мой детский сад, моя группа. Микрорайон детского сада».  Составили альбом «Летопись нашей группы»; провели экскурсию нашему по детскому саду, где дети посетили не только другие группы, но и кабинеты: медицинский, логопедический, кабинет психолого, заведующего.  
  5. Содержательный модуль «Мой родной край – Белогорье. История края».  Оформлена папка передвижка «Символика родного края»; познакомила детей с историей города Белгород, и с историей посёлка  Волоконовка, дети с удовольствием рассматривали фотографии старинного города, искали местоположения города  и посёлка на карте. Проведена экскурсия в п. Волоконовка к аллее Воинской славы и к   Братской  могиле советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками в 1943 г. посетили краеведческий музей п. Волоконовка в ЦР библиотеке. Дети с удовольствие участвовали в мероприятиях посвящённых 23 февраля «День защитника отечества», 9 мая «День победы»,  1 июня «День защиты детей», 5 августа «День города Белгород», 28 августа наш престольный праздник «Успенье Пресвятой Богородицы» и день посёлка Волоконовка».
  6. Содержательный модуль «Времена года». Совместно с родителями была проведена  тематическая неделя «Береги лес от огня»; дети участвовали в народных праздниках «Новый год», на праздник «Пасхи» была организована выставка детских работ как коллективных, так и индивидуальных. Проводятся игры забавы по каждому времени года, в группе имеется уголок природы. На прогулках дети ведут наблюдения об изменениях в природе по сезонам.
  7. Содержательный модуль «Природа родного Белогорья».  Мною проведены, познавательны беседы:  «Водоёмы Белгородской области». Дети  познакомились с крупной рекой Белгородской области «Северский Донец», по карте посмотрели, какие притоки есть у реки, увидели, что наша река Оскол, которая протекает в Волоконовском районе  является притоком реки Северский Донец;  «Полезные ископаемые Белгородской области» (мел, песок, глина, железная руда).  Посмотрели фотографии и образцы некоторых из ископаемых; проведена работа на участке по теме «Природа рядом с нами – береги её».
  8. Содержательный модуль «Будущее нашего  края». Проведены беседы с детьми:  «Кем я хочу стать в будущем», «Посёлок Волоконовка через 10 лет», выставка рисунков «Город будущего».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование проектных технологий по курсу «Здравствуй, мир!» - как условие создания единого образовательного пространства и развития творческих способностей детей» (подг. гр.)

 Работая по комплексной программе «Детский сад –2100», которая является структурным компонентом  образовательной системы «Школа – 2100» реализую курс  «Здравствуй, мир!». Одним и...

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в современном образовательном пространстве ДОУ.

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный компонент всего дальнейшего образ...

Педагогические модели духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве

Духовно-нравственный кризис общества всегда порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чр...

Педагогические модели духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве

Духовно-нравственный кризис общества всегда порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чр...

Доклад на тему:«Вовлечение родителей в единое образовательное пространство путем современных форм взаимодействия с семьями воспитанников»

Свое выступление, я бы хотела начать такими словамиСемья – поистине высокое творенье.Она заслон надёжный и причал.Она даёт призванье и рожденье.Она для нас основа всех начал.Е.А Мухачева...

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА «БЕЛГОРОДОВЕДЕНИЕ» ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА «БЕЛГОРОДОВЕДЕНИЕ" ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....