Круглый стол "Игра как форма развития коммуникации у дошкольников"
материал

Повышение компетентности педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodnichok_kruglyy_stol.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок»

Круглый стол

по теме:

«Игра как форма развития коммуникации у дошкольников»

                   

Составили: Гусакова Н.С.

Ивашина М.И.

Олейник О.В.

Сосновцева Н.В.

г.Сухиничи

 Цель: повышение компетентности педагогов по данной теме,    совершенствовать педагогическое мастерство.

 План проведения:

1. Определение и обсуждение понятия игра и ее роль в развитии социально-коммуникативных навыков у дошкольников в свете ФГОС.

2. Что дает игра? (дискуссионная часть).

3. Виды игр

4.Развитие коммуникативных способностей в игре

 5. Игровой тренинг

 6. Заключительная часть (рефлексия).

                  Ход мероприятия

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас за нашим столом. И сегодня мне хочется предложить для обсуждения наиболее важную тему в дошкольном воспитании «Игра как форма развития коммуникации у дошкольников».

Сегодняшний круглый стол мне хочется начать словами известного педагога В.А.Сухомлинского, который сказал: «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». Мы все знаем, как важна игра для детей дошкольного возраста, однако, ни  для кого не секрет, то, что в последние годы наблюдается «вытеснение» игры учебными занятиями дошкольного образования. Попадая в детский коллектив, дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать конструктивные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное, отзывчивое отношение к ним, в разговоре соблюдать этикет, слушать партнёра, что является невозможностью налаживания доброжелательных, дружеских взаимоотношений. Поэтому  первостепенная задача педагога-развитие коммуникативных навыков у дошкольников.

Образованию на государственном уровне в последнее время уделяется значительное внимание, об этом свидетельствуют нормативно-правовые документы: в первую очередь Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 утвержден «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», вступивший в силу 1 января 2014г.;

Федеральный государственный образовательный стандарт утверждает основные принципы, одним из которых является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями».

 Решение задач развития должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, игровой. Игра в данном случае может выступать как форма не только социализации, но и коммуникации ребенка .

Участник:

Что такое игра? Игра — это вид  деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта.

Игры у детей дошкольного возраста бывают очень разнообразными.

        В какие игры играют дети?

—  • Подвижные игры

—  • Игры с предметами

—  • Строительные игры

—  • Компьютерные и видео игры

—  • Настольные игры

—  • Игры с правилами

—  • Сюжетно-ролевые игры.

Ведущий:   ФГОС ДО  ставит  перед педагогами задачи, которые направлены на целевые ориентиры и подводит к тому, что выпускник детского сада должен:

-быть адаптирован к социальной среде;

-быть готовым к коммуникации;

-уметь взаимодействовать с окружающими людьми, то есть должен обладать культурой общения и отношений со сверстниками и окружающими взрослыми.

А основным условием развития ребенка, и важнейшим фактором формирования личности является общение.

Общение ребенка происходит в игровой деятельности.

Игра – это продукт деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир.  В игре впервые формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир — в этом основное, центральное и самое общее значение игры. Она помогает психологической разрядке, гармоничному вхождению в мир человеческих отношений. Игра особенно важна для детей, которые познают окружающую действительность через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними. Игра необходима для физического, умственного и нравственного воспитания детей, и она проявляется в различных видах деятельности: двигательной, коммуникативной.

Ведущий: Итак, мы понимаем всю важность игры, а как вы думаете что же дает игра дошкольникам?

Участник: Что даёт игра детям?        

  • Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.

  • Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре.

  • Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству.

  • Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.

  • Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.

  • Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков.  

  • Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение.

  • Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки.

  • Игра дает развитие воображения.

  • Игра дает возможность развить свой ум.

  • Игра дает радость общения.

  • Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

Ведущий:  Да, на самом деле игра – это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма коммуникации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Детство без игры и вне игры ненормально.

А как вы думаете, так ли нужны коммуникативные игры?

Участник:

Да, они безусловно необходимы, их цель:

     - развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Значение коммуникативных игр:

Детское переживание радости со сверстниками в дальнейшем превращается в жизнерадостность, оптимистическое отношение к жизни, умение ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных целей.

Напротив, отсутствие или недоразвитие коммуникативных способностей играет дезорганизующую роль, приводит к задержке общего психического развития ребенка, а в дальнейшем – к формированию негативной жизненной позиции.

Примеры коммуникативных игр.

«Волшебные слова», «Подарок на всех», «Волшебный букет цветов», «Игры ситуации», «Коврик примирения» и другие.

Игровой тренинг:

Ведущий:М ы с вами видим и знаем значение игр в развитии детей, а как повысить родительскую компетентность? Ведь родители не всегда объективно относятся к тому, что ребенок играет?

В основу взаимодействия с семьёй по данной проблеме заложены следующие принципы:

• партнёрство родителей и педагогов;

• единое понимание педагогами и родителями целей и задач;

• помощь, уважение и доверие к ребёнку со стороны родителей;

• знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;

• постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Наша цель – формирование и развитие компетентности семьи в вопросах воспитания и совершенствование или корректировка детско-родительских отношений.

Ведущий: Лишение ребенка игровой практики – это лишение его главного источника развития. По мнению психологов, именно в игре ребенок строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила общения между людьми, развивает свои способности и характер. Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребёнку».                                                                   

Вывод: - Работая в данном направлении, мы создали картотеку игр на развитие коммуникативных навыков;

-считаем, что необходимо постоянно играть в игры на развитие коммуникативных навыков;

-продолжать развивать у детей социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций; умение договариваться; соблюдать очерёдность; устанавливать новые контакты.

-повышать компетентность родителей по данной теме;

Завершая наш круглый стол хочется сказать, помните: готовясь к очередному рабочему дню, новая игра – это лучший подарок детям. Спасибо за внимание!

Литература при подготовке:

1. Авдеева Ю.В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет. М.,2012.

2. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника. М., 2011.

3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение: Кн. для воспитателей детского сада. М., 1999.

4. Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте. СПб.,2009.

5. Авдошкина Е.А..Общение и социальное развитие дошкольников. Педагогический альманах.- Красноярск, 2005.

6. Федорова М.А..Организация жизни, воспитания и обучения детей в малых группах.- Красноярск, 2007.

7. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду.М.,2008.

8. интернет-ресурсы.

                                                                             

ПАМЯТКА

Несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей.

  • Не заменять игру другими видами деятельности.

  • Собирайте как особую ценность любимые игры детей: развивающие, коммуникативные, терапевтические, соревновательные, игры-импровизации.

  • Включайте игру во все сферы в жизни ребёнка.

  • Радуйтесь, если ребёнок пригласил Вас в игру, это хороший знак доверия и принятия с его стороны.

  • Играя с детьми, постарайтесь не быть взрослыми.

  • Не наказывайте ребёнка лишением игры.

  • Если ребёнок нарушает правила игры, постарайтесь к этому отнестись спокойно, это может быть поводом для доброжелательного разговора, объяснения.

  • Не препятствуйте объединению детей разного возраста в единое игровое сообщество, прогулка для этого наилучшее условие.

  • Избегайте насильственного распределения ролей, лучшая психологическая помощь – это ознакомление с различными сферами действительности.

  • Готовясь к очередному рабочему дню, помните, что новая игра – это лучший подарок детям.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс«Коллекция пуговиц как одна из форм развития познавательных процессов дошкольников».

В рамках данного мастер-класса педагоги получат методические рекомендации по организации игровой деятельности с использованием пуговиц....

Консультация для воспитателей. Дидактические игры с блоками Дьенеша как одна из форм развития общих способностей дошкольников.

В консультации подробно раскрыто понятие "дидактическая игра", а также предложена система дидактических игр с блоками Дьенеша....

Дидактические игры с блоками Дьенеша, как одна из форм развития общих способностей дошкольников с нарушением зрения.

В.В. КондрацоваМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Начальная школа - детский сад №1 компенсирующего вида»г. Сергиев Посад, РоссияДидактические игры с блоками Дьенеша, как одна из фо...

Поисково-исследовательская деятельность как форма развития познавательной активности дошкольников.

Муниципальное образовательное учреждение«Детский сад компенсирующего вида № 400»ОАО г.Омск  Консультация для воспитателей"Поисково-иследовательская деятельность как форма развития позн...

Круглый стол для педагогов "Развитие творческих способностей дошкольников"

Круглый стол для педагогов "Развитие творческих способностей дошкольников"...

Круглый стол для родителей «Развитие речи у дошкольников младшей группы»

создание информативного пространства для повышения компетентности родителей в вопросах развития речи детей дошкольного возраста....