Анализ предметно-пространственной развивающей среды
материал

Шумихина Валентина Викторовна

Анализ предметно-пространственной развивающей среды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_predmetno.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ предметно-пространственной развивающей среды

в младшей  группе «Почемучки»

в соответствии с ФГОС.

МБДОУ Б - Косульский детский сад

Воспитатель: Шумихина Валентина Викторовна

Дата проведения анализа: 18 февраля  2019 г.

Организация развивающей предметно – пространственной среды группы построена в соответствии с ФГОС ДОУ и в соответствии с основной образовательной программой ДОУ, разработанной на основе программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой».

При создании развивающего пространства в групповых помещениях, учитывалась ведущая роль игровой деятельности в развитии детей. Это, свою очередь, должно обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания. Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. И включает в себя:

  • Двигательную активность
  • Возможность уединения
  • Реализация образовательных программ
  • Трансформируемость
  • Полифункциональность
  • Вариативность
  • Доступность
  • Безопасность
  • Содержательно-насыщенна, соответственно возрасту

 Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Учитываются интересы, как мальчиков, так и девочек и в труде, и в игре.

Принцип интеграции образовательных областей способствует формированию единой предметно - пространственной среды. Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметных развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред.

В групповом помещении созданы условия соответствующие духовным, социальным познавательным, эстетическим, коммуникативным, общекультурным потребностям детей.  Все предметы убранства и оборудования в группах гармонично сочетаются по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены. Подбор игрушек, мебели и оборудования для помещений, обуславливался максимальным обеспечением условий для сенсорного развития ребенка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним. 

В раздевалке группы находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям, стена для детского творчества «Наше творчество».

В группе функционируют следующие центры:

Центр сюжетно-ролевых игр

 Центр создан для формирования ролевых действий, формирования коммуникативных навыков в игре и развития подражательности и творческих способностей. В сюжетно-ролевых играх «Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская» ребенок воспроизводит те действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. С помощью совместных игр в детском коллективе формируются дружеские, теплые отношения. Игровой центр активности оснащен атрибутами для сюжетно – ролевых игр куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными, предметами быта.

  Центр математического и сенсорного развития.

Центр предназначен для развития мелкой моторики и тактильных ощущений. Здесь дети учатся завязывать шнурки, нанизывать крупные бусины, работать с тактильными досточками и др. Центр оснащен  раздаточным счетным материалом, геометрическими фигурами, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, набор геометрических фигур.

Центр музыки «Веселые нотки»

Центр способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. В группе создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки природы (леса, голоса птиц, шум моря), а так же различные музыкальные сказки. 

Центр художественной литературы «Книжное царство»

В центре «Книжное царство» ребенок самостоятельно по своему желанию может выбрать книгу и спокойно познакомиться с ней, внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации. В этом центре представлены книги в соответствии с программой, а так же  находится детская  художественная литература различной тематики и соответствующая возрасту детей.  

Центр театрализации «В гостях у сказки»

 Дети могут на основе ярких иллюстраций воссоздать сюжет сказки, что способствует развитию театрализованной деятельности, творческих способностей, памяти и мышлению. Дополнительно для этого в группе имеются разнообразные виды театров (деревянные фигурки; пальчиковый театр, театр  на стаканчиках, на магнитах, театр на палочках), оснащение для разыгрывания сценок, спектаклей. В уголке ряжения есть различные элементы костюмов, украшений и т.п. Это способствует стимулированию творческого замысла и индивидуального творческого проявления.

Центр конструирования  «Конструкторное бюро»

Центр содержит конструкторы разнообразной формы и размера, с различными способами крепления деталей, из разного материала, а также персонажи и машинки для обыгрывания построек. Основные задачи этого центра – развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу, развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать внимание, усидчивость, воображение. Свободное пространство  на полу дает возможность сооружать постройки.

Центр творческой деятельности

Центр имеется широкий спектр изобразительный материалов для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изодеятельности, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. 

Центр развития речи «Речевичок» 

Содержит материалы по развитию речи, дидактические игры, материалы на развитие логики, сюжетные картинки; настольно-печатные игры по развитию речи.

Центр «Научных открытий»

 (природы и экспериментирования) 

Центр  расположен непосредственно у окна. Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а так же приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал   экологической культуры. Уголок экспериментирования оснащен   природным и бросовым  материалом, сыпучими материалами, емкостями разной вместимости,  комнатными растениями, лейками, опрыскивателями. Здесь же представлены книги и иллюстрации о временах года,  календарь природы.

Центр «Островок безопасности»

Безопасности детей уделяется большое внимание, с целью привития первичных навыков безопасного поведения. В данном  центре безопасности детей собраны различные дидактические и настольные игры, иллюстрации, макеты, сказки, лэпбук направлены на различные виды безопасности (дорожная, пожарная и безопасность в быту).  

Центр физического развития «Здоровичок »

Так же в группе имеется уголок физического развития, цель которого является бережное отношение к своему здоровью и развитие двигательной активности физических качеств детей. Физкультурный центр включает в себя различное оборудование для ходьбы, бега, равновесия, для прыжков, для катания, бросания, ловли. Все спортивные пособия доступны детям, размещены таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей. Нетрадиционное физкультурное оборудование. Наполнение уголка, изготовленное своими руками: кольца с лентами, два комплекта флажков на каждого ребенка разного цвета, гантели, кольцебросы,  ловишки, моталочки– черепашки. Для профилактики плоскостопия: массажные дорожки, бутылочки, платочки; профилактика осанки: мешочки, волшебное кольцо – из киндер - сюрпризов. Картотеки подвижных игр, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх, индивидуальной двигательной активности, в свободной деятельности детей.

Уголок уединения в детском саду необходим для снятия переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту; возможности для отдыха. 

Уголок дежурства – формируется умение выполнять обязанности дежурных, прививая положительное отношение к труду, самостоятельность.

Вывод:

Созданная предметно-пространственная развивающая  среда в группе построена в соответствии  ФГОС ДОУ и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом склонностей, интересов, уровня активности. Развивающая среда содержательно насыщена, полифункциональная, вариативна, доступна,  безопасна и отражает содержание всех образовательных областей. Обеспечивает возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых. Развивающая среда информативно богата, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ предметно-пространственной развивающей среды в первой младшей группе

Анализ проведёный старшим воспитателем, содержит описание предметно-пространственной среды в первой младшей группе "Карапузы"...

Анализ предметно - пространственной развивающей среды.

Полное описание предметно - пространственной среду старшей группы детского сада....

Анализ предметно-пространственной развивающей среды.

Материал будет полезен воспитателям....

Анализ предметно — пространственной развивающей среды в группы

   В нашей группе предметно-пространственная среда организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам позволяет детям...

Анализ предметно - пространственной развивающей среды в группе.

разновазрастная группа "Дружилки" (5-7 лет)...

Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...