Методическая разработка "Влияние сенсомоторики на развитие речи детей раннего возраста"
методическая разработка

Шлапак Светлана Сергеевна

 Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и

формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их

форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается

познание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx35.69 КБ

Предварительный просмотр:

                    Методическая разработка

«Влияние сенсомоторики на развитие детей раннего возраста»

 

 Содержание.

Пояснительная записка…………………………………………………………...3

Тематическое планирование……………………………………………………12

Содержание методической разработки………………………………………..14

Список литературы………………………………………………………………29

Приложения……………………………………………………………………...32

Пояснительная записка

В соответствии с действующими федеральными государственными

требованиями в программе «2100» под редакцией А.А. Леонтьева на первый

план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая

становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его

индивидуальные особенности. В Программе комплексно представлены все

основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка от

рождения до школы. Отдельным разделом в содержании образовательной

области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое

направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных

интересов и на их интеллектуальное развитие.

 Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и

формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их

форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается

познание. [1]

 Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой

практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в

общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном

возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного

физического и психического развития детей. В этом возрасте при

соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности:

речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные

качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт

ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок

начинает различать величину, форму и цвет предмета.

 Возраст раннего детства наиболее благоприятен для

совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений

об окружающем мире.[6]

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего

умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное

значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного

развития ребенка в дошкольном учреждении, в школе и для многих видов

труда. Исследования, проведенные отечественными психологами и

педагогами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих

перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с

недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают

искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в

изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не

может воспроизводить образцы движений на занятиях физической

культурой.[21]

 Цель методической разработки: помочь родителям и детям

реализовать сегодняшние возможности и создать условия для дальнейшего

развития.

 Основные задачи методической разработки по сенсорному

воспитанию, которые необходимо решить педагогу – психологу и

воспитателям:

 создать оптимальные условия для сенсорного воспитания ребенка;

 содействовать развитию сенсорной, психомоторной сферы детей путем

познания ими формы, цвета, фактуры предметов, сделанных из

различного материала (дерево, бумага, ткань);

 обогащать чувственный опыт детей посредством интеграции

разнообразных видов деятельности и максимально его использовать

для оптимизации познавательной активности;

 составить и экспериментально проверить эффективность

перспективного планирования комплексно-интегрированных игр,

игровых упражнений, игр-занятий по сенсорному воспитанию как

средства гармоничного развития детей раннего возраста;

 разработать, апробировать и отследить результативность сенсорноинтегрированных занятий с двигательным компонентом;

 Для решения данных задач выработаны следующие принципы:

 принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному

воспитанию малышей;

 принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического

развития;

 принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих

задач;

 принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики;

 принцип тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения по

гармоничному развитию, воспитанию и обучению детей раннего

возраста.

 Сенсорная деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая,

предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек,

иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их

развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для

самостоятельной деятельности. Вся мебель в группах раннего возраста

размещена таким образом, что площадь группы максимально освобождена

для игр и подвижной деятельности детей.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при

взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметнопознавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов

памяти.

 Таким образом, актуальность проблемы исследования заключается в

том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого

созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и

явлений действительности при непосредственном воздействии на органы

чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего

мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что

развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для

возникновения всех других, более сложных познавательных процессов

(памяти, воображения, мышления).

 Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической

деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г.

Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не

только на мыслящего, но и на ощущающего человека».[9]

 Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника

большое внимание уделяли многие отечественные и зарубежные ученые и

психологи. Наиболее важный вклад в развитие исследований в этом

направлении внесли такие отечественные авторы как А.П. Усова, А.В.

Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко,

П.Сакулина, Э.Г.Пилюгина, Е.И.Тихеева и многие другие, а также

зарубежные педагоги: Я.А.Каменский, Ф.Фребель, М.Монтессори,

О.Декроли. Однако и на сегодняшний день существует необходимость

исследования сенсорного воспитания детей раннего возраста, как одного из

важнейших направлений всестороннего развития личности ребёнка. [2]

Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным,

стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь,

который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. Если

брать новорожденного, то большинство клеток его мозга еще не работают, но

уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего

взрослого потенциала. К трем годам его структура формируется, размер

достигает 70-80%, а к восьми годам рост мозга практически завершен.

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт,

который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные

ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его

восприятие. На основе ощущений и восприятий формируются представления

о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать,

выделять один из множества других, находить сходства и различия между

ними. Видный ученый Н.М.Щелованов называл ранний возраст «золотой

порой» сенсорного воспитания. Если недооценивать знание

целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о

предмете, они становятся размытыми, ситуативными. Насколько успешно и

самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских

действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать

предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения

результатов в той или иной деятельности, и определяется гармоничное

развитие ребенка в контексте программы дошкольного образования «2100».

Учитывая актуальность данной проблемы и накопленный опыт, мы

предприняли попытку активизировать работу по сенсорному воспитанию

малышей в нашем дошкольном учреждении. Однако нами был выявлен ряд

проблем:

 Недостаточное внимание уделялось созданию разнообразной

предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию.

 Не сложилась система интеграции сенсорного воспитания в

образовательном процессе.

 Не всегда наблюдались партнерские взаимоотношения педагогов и

родителей по сенсорному воспитанию детей.

Результат анализа проблем позволил изменить структурно-содержательную

работу по данному направлению, а именно:

 сделан анализ перечня средств воспитания, обучения, учебнонаглядных пособий, игр и игрового оборудования для учреждений,

обеспечивающих получение дошкольного образования;

 игровые зоны в группах оснащены новым поколением игрушек и

пособий по сенсорному воспитанию;

 изучен и проанализирован имеющийся опыт работы дошкольных

учреждений города и области по сенсорной культуре детей раннего

возраста;

 педагоги овладели игровыми технологиями работы с детьми по

сенсорному воспитанию;

 разработана структура интеграции сенсорного воспитания с целью

укрепления физического, эмоционально-личностного,

интеллектуального развития детей.

Главная ценность данной методической разработки заключается в

том, что педагогу удалось наладить тесное взаимодействие всех

заинтересованных участников педагогического процесса (воспитателей,

специалистов, родителей, детей) по созданию высокоэффективного процесса

развития ребенка, повысить качество сенсорно-двигательного развития,

создать решающие предпосылки для гармоничного развития личности

ребенка раннего возраста и дошкольного возраста.

Разработаны игровые комплексы сенсорной культуры, которые были

включены в образовательный процесс детей раннего возраста (конспекты

игр-занятий с матрешкой; игры по ознакомлению детей с окружающими

вещами, их свойствами, назначением); комплексные занятия с двигательным

компонентом; игровые комплексы для детей и родителей; пальчиковые игры

для занятий в детском саду и дома.[12]

Был отработан алгоритм включения сенсорного компонента в

структуру комплексной деятельности детей. Благодаря интеграции видов

деятельности, форм и методов работы с детьми достигается высокий уровень

в работе по сенсорному воспитанию, организации и построению

познавательного процесса, формированию коммуникативной и

эмоциональной сферы малышей. Как известно, внимание детей раннего

возраста кратковременное, неустойчивое, с наглядно-действенным

мышлением, поэтому в работе педагогов был сделан акцент на игровую

форму деятельности. Именно игра с движением, элементами новизны,

яркости, динамизма, неожиданности стала для малышей тем средством,

которое стимулирует их активность, способствует развитию сенсомоторики и

интеллекта. Главным приоритетом для педагогов является предметноисследовательская деятельность детей, которая направлена на изучение и

обследование окружающего мира.

Благодаря стараниям, профессионализму, терпению и любви

педагогов первые представления детей о своём физическом и социальном

«Я» обрели позитивную окраску. Это станет основой развития позитивной

«Я-концепции» на следующих этапах онтогенеза. Из 57 детей раннего

возраста легкая адаптация была у 60%; средняя – 34%; тяжелая адаптация –

6%; дезадаптационных детей не было.

Деятельность по сенсорному воспитанию не имела бы таких

положительных результатов без активного взаимодействия с родителями.

Для нашего дошкольного учреждения характерно, что работа с родителями

является его неотъемлемой частью, между педагогами и родителями

сложились, партнерские отношения. Родители являются активными

участниками образовательного процесса: участвуют в проведении игр,

совместных прогулок, экскурсий, занятий, участвуют в развлечениях,

праздниках. Педагог-психолог проводит для родителей целенаправленную

работу по сенсорному воспитанию:

 родительские собрания «Сенсорное воспитание: средства, формы,

методы»; «Сенсорное развитие малышей»;

 семинар-практикум «Использование игры в образовательном процессе

с детьми раннего и дошкольного возраста» (Приложение 4);

 родительская гостиная «Мы познаем мир»;

 выставку литературы, игр, пособий по познавательно-практической

деятельности;

 практические занятия «Игры с песком», «Игровые комплексы для

детей раннего возраста», «Пальчиковые игры», «Формирование

зрительно-двигательной координации», «Развитие творчества ребенка»

(Приложение 5);

 консультации «Роль театрально-игровой деятельности в развитии

восприятия детей раннего возраста», «Влияние движений, речи на

развитие сенсорного восприятия малышей».

Анкетирование родителей показало, что: (Приложения 1,2,3)

 80% опрошенных отметили, что у детей улучшилось настроение утром

и вечером, дети с удовольствием идут в детский сад;

 все родители увидели положительные изменения в сенсорном развитии

своих малышей;

 75% родителей отмечают, что дети стали более активными дома после

посещения детского сада;

 повысился уровень участия родителей с 55% до 70% в образовательном

процессе малышей;

 90% родителей отметили, что у них повысился уровень

компетентности в вопросах воспитания и развития малышей;

 эффективными формами работы с родителями являются выставки,

конкурсы (85%), индивидуальные консультации и беседы (60%),

информационно-наглядная агитация (61%).

Из всего вышесказанного следует сделать вывод, что сенсорное воспитание

является фундаментом гармоничного развития личности. Творческий союз

педагогов и родителей в достижении поставленных целей и задач по

воспитанию, развитию и обучению малышей приносит положительные

результаты, поэтому опыт работы данного учреждения заслуживает

внедрения в практику работы дошкольных учреждений города и области.

Методическая разработка может быть использована воспитателями,

педагогами – психологами дошкольных учреждений в массовой практике.

Она будет способствовать осознанию идей установления сотрудничества

педагогов, специалистов и родителей в деле воспитания, поможет

реализовать ключевой ориентир «Малыши» – второго базисного блока

программы дошкольного образования «2100».

Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем программы Количество

занятий

1 Веселые мячики 1

2 Здравствуй, водичка 1

3 Много рыбок из реки наловили рыбаки 1

4 День рождения у Петрушки 1

5 В гости к солнышку 1

6 В синем море островок 1

7 Мешок с овощами 1

8 День рождения куклы Маши 1

9 Игрушка - матрёшка 1

10 Одноместная матрёшка 1

11 Двухместная матрёшка 1

12 Собери матрёшку 1

13 Здравствуй, красавица матрёшка 1

Итог: 13 занятий

Игры, уточняющие представления детей о предметах и их качествах

п/п

Наименование тем программы Количество

игр

1 Зажги фонарик 1

2 Катание шаров к флажку 1

3 Кто скорее соберёт игрушки 1

4 Подбери кружочки похожего цвета 1

5 Одень красиво кукол 1

6 Прокатывание шара в воротца 1

п/п

Наименование тем программы Количество

игр

7 Передача мяча 1

8 Большой - маленький 1

9 Спрячь шарик в ладошках 1

10 Что больше? 1

11 Соберём из колец башенку 1

12 Собери игрушки 1

13 Сделаем столбики 1

14 Что ты достал? 1

15 Узнай, что в мешочке 1

16 Найди в мешочке одинаковое 1

17 Покажи, о чем я скажу 1

18 Найди такую игрушку, какую я попрошу 1

19 Где шарик? 1

20 Что изменилось?» 1

21 Узнай, кто в домике живёт 1

22 Что и где слышно? 1

23 Магазин игрушек 1

24 У кого такая же? 1

25 Разбери перепутанные варежки 1

Итог: 25 игр

Содержание методической разработки

Тема № 1. «Веселые мячики»

Обогащение двигательного опыта детей; развитие сенсомоторики,

продолжить учить детей согласовывать движения рук и ног; беспечение

эмоционального комфорта на занятии.

Тема № 2. «Здравствуй, водичка»

Расширять кругозор детей, выяснить с детьми некоторые свойства

воды (вкус, запах, цвет) создать условия для развития исследовательских

умений детей, обогатить знания детей о роли воды в жизни человека,

животных, растений; воспитывать интерес, любовь к природе.

Тема № 3. «Много рыбок из реки наловили рыбаки»

Развитие сенсомоторики, двигательных умений детей; продолжать

учить детей вдавливать детали в тесто, создавая изображение, развивать

мелкую моторику руки; обеспечение эмоционального комфорта на занятии.

Тема № 4. «День рождения у Петрушки»

Совершенствовать чувственный и двигательный опыт детей;

продолжать развивать сенсорное восприятие, мелкую моторику малышей,

умение ориентироваться в пространстве, воспитывать интерес к окружающей

действительности; воспитывать доброжелательные отношения между детьми

и взрослыми; роли Петрушки, сороки, медведя исполняют взрослые.

Тема 5. «В гости к солнышку»

Продолжать учить детей устанавливать отношения по длине между

плоскими и объёмными предметами, располагая их в порядке убывания;

учить чередовать предметы по цвету, осуществляя выбор одного из четырёх

предложенных; совершенствовать умения детей составлять из трёх частей

одно целое изображение предмета, закреплять навык обследования

геометрических фигур приёмом накладывания; продолжать развивать

движения рук и кончиков пальцев.

Тема № 6. «В синем море островок»

Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, что цвет

является признаком разных предметов и может быть использован для их

обозначения; развивать мелкую моторику пальцев, продолжать учить

выкладывать сериационный ряд из камешков.

Тема № 7. «Мешок с овощами»

Учить детей определять овощи на ощупь, исследуя овощи, выявлять

их особенности: картофель (круглый, твердый, серый), морковь (длинная,

оранжевая, твердая), помочь малышам уяснить, что морковку можно есть

сырую и вареную, а картошку сырую не едят, продолжать учить рисовать

предметы округлой формы; развивать интерес к окружающей

действительности.

Тема № 8. «День рождения куклы Маши»

Обогащать сенсорный опыт детей в игровой деятельности путём

действий с предметами различной формы, величины и цвета; углублять

представления о свойствах геометрических фигур (шар, куб, цилиндр,

призма); совершенствовать умение соотносить предмет с его графическим

изображением; продолжать развивать координацию рук и моторику пальцев.

Тема № 9. "Игрушка - матрёшка"

Учить детей действовать со сборно-разборными игрушками,

состоящими их двух однотипных и взаимосвязанных частей; воспитывать

бережное отношение к игрушкам; познакомить детей с зоной театральноигровой деятельности.

Тема № 10. «Одноместная матрёшка»

Побуждать детей открывать и закрывать игрушку, различать

верхнюю и нижнюю части матрёшки, понимать слово «матрёшка»,

воспитывать интерес и наблюдательность.

Тема № 11. «Двухместная матрёшка»

Формировать представления о величине (большая, маленькая),

научить открывать и закрывать матрёшку, закрепить навык называния цвета

(красный, синий, жёлтый, зелёный), расширять активный словарь: большая,

маленькая матрёшка, верх, низ, платочек, фартучек.

Тема № 12. «Собери матрёшку»

Побуждать детей различать низ, верх предметов и соотносить их по

размеру, подбирать две половины предмета одинакового размера,

последовательно выполнять нужные действия, воспитывать аккуратность и

внимательность.

Тема № 13. «Здравствуй, красавица матрёшка!»

Учить детей действовать со сборно-разборными игрушками трех

размеров: большой, поменьше и маленькой; развивать моторику пальцев,

глазомер; учить подбирать предметы в соотношении: большой, поменьше,

маленький, находить промежуточный по величине предмет; развивать

активную речь.

Игры, уточняющие представления детей о предметах и их качествах

(цвет, форма, размер, количество, расположение в пространстве)

Тема 1. «Зажги фонарик!»

Дидактическая задача — упражнять детей в различении цвета предмета по

названию; приучать к выполнению игрового действия в соответствии с

содержанием и правилами игры.В разных местах групповой комнаты

разложены цветные фонарики (основные цвета). Их можно сделать со

старшими дошкольниками по типу ёлочных фонариков. Воспитатель говорит

детям о том, что они будут играть в игру «Зажги фонарик!». Показывая

фонарик, предлагает поискать такие же и в комнате. Каждый должен найти

один фонарик и, подойдя к воспитателю, сказать, какого он цвета. Это первое

правило игры.Когда фонарики собраны, воспитатель вводит новое правило.

«Когда я попрошу зажечь фонарики красного цвета, те, у кого красные

фонарики, высоко поднимут их, будто бы зажгут. А мы все будем смотреть

на красные фонарики. Когда я попрошу зажечь синие фонарики, зажгут их

те, у кого фонарики синего цвета. Так постепенно зажгутся фонарики всех

цветов». Перед окончанием игры воспитатель задаёт вопрос: «А если я

попрошу всех детей зажечь фонарики, что надо сделать?» Обычно все дети

поднимают свои фонарики. «Вот сколько красивых цветных фонариков!», –

говорит воспитатель, обобщая разные цвета одним словом — цветные.

«А где вы видели цветные фонарики?» — этот вопрос побуждает детей

припомнить. Обычно они отвечают: «На ёлке». Так устанавливается связь с

жизненными впечатлениями. В данной игре одновременно могут участвовать

все дети.

Тема 2. «Катание шаров к флажку»

Дидактическая задача — закрепление названия цвета на основе сравнения

цвета флажка и шаров. Педагог раздаёт детям цветные шары, ставит на ковёр

флажок на подставке и предлагает подкатить» к нему шарики такого же

цвета. Вводя всё новые флажки, воспитатель последовательно называет их

цвет. «У кого синие шарики?» Дети подкатывают шарики, и на ковре

образуются яркие цветовые группы. Педагог подходит с детьми к каждой

группе шариков, спрашивает, какого они цвета, даёт им полюбоваться

яркостью цвета, сочетаниями цветов.

Тема 3. «Кто скорее соберёт игрушки»

Игра сходна с предыдущей, но в игре «Катание шаров к флажку» были два

предмета одинакового цвета — пары и флажки, и на основе цвета

устанавливалось их сходство. В игре «Кто скорее соберёт игрушки»

предметы разного содержания подбираются по одному признаку — цвету.

Педагог ставит на стол перед каждым ребёнком цветные подносики,

корзиночки или расстилает цветные бумажные коврики красного, жёлтого,

синего, зелёного, оранжевого цветов и предлагает собрать на них игрушки

такого же цвета.

Тема 4. «Подбери кружочки похожего цвета»

Дидактическая задача — учить детей различать цветовые оттенки.

Детям даются кружки основных цветов: красного, синего, жёлтого, зелёного

и четырёх-пяти оттенков каждого из них. Задача заключается в том, чтобы

подобрать к основному цвету его оттенки. После выполнения дети один раз

меняются основными кружками и вновь подбирают к ним кружки,

окрашенные в дополнительные цвета. Так игра повторяется несколько раз.

Для закрепления умения различать оттенки цвета воспитателю следует

называть их. Например: красный, светлее, ещё светлее, самый светлый; или:

синий, светлее, ещё светлее — голубой. С помощью этой игры к концу года в

словарь детей могут быть введены термины: светло-красный, тёмно-синий и

т.д. Если своевременно и на основе конкретного восприятия не дать точное

название, дети будут говорить «немножко красный», «немножко жёлтый» и

т.п.

Тема 5. «Одень красиво кукол»

Дидактическая задача — упражнение детей в назывании предмета, его

цвета; развитие речи и упражнение в употреблении разных грамматических

формах.

Педагог развешивает или раскладывает одежду кукол (платья, переднички,

платочки, шапочки, сумочки) так, чтобы хорошо было видно, и обращается к

детям: «Вот сколько красивых платьев, передничков, платочков — всё это

для наших кукол! Давайте оденем их, чтобы они были нарядные!»

Перед детьми на столике или на ковре 2—3 куклы. Обращаясь к малышам,

воспитатель спрашивает: «Какого цвета платье выберем для куклы Оли?»

После общего вопроса задаётся вопрос отдельным детям. «Наташа, ты какого

цвета платье хочешь для куклы? А ты, Нина?» И т.д. При активном участии

детей выбирается платье для каждой куклы. Педагог сравнивает платья кукол

и обращает внимание на то, какие они красивые. Потом так же подбираются

переднички. Но педагог ставит уже другой вопрос: «Какого цвета передничек

подойдёт к синему платью Оли? К красному платью Тани?» Платья,

переднички, туфли и т.д. надевают на кукол сами дети; воспитатель следит,

чтобы каждый принял в этом какое-то участие: оказал помощь другому,

принес вещь, застегнул пуговицы и т.д.

Тема 6. «Прокатывание шара в воротца»

Дидактическая задача — обратить внимание на форму шара, его движение,

расположение в пространстве (далеко, близко, около, рядом), учить умению

сочетать зрительный контроль с движением.

Педагог даёт детям воротца и по три шара каждому. Они устанавливают

воротца с помощью воспитателя и по очереди начинают прокатывать шары.

Если первый шар прошёл в воротца, ребёнок имеет право на второй ход, а в

случае удачного второго попадания — и на третий. Если же шар не пройдёт в

ворота, очередь переходит к следующему игроку. Педагог обращает

внимание детей на то, что одни шары прокатились далеко, другие — близко,

около стульчика, и т.д. Шар должен двигаться в определённом направлении,

чтобы пройти в воротца. Воротца должны быть достаточно большими —

20—25 см шириной, 15—20 см высотой, ярко окрашенными, чтобы хорошо

выделялись на тёмном фоне ковра, однако не следует их делать

многоцветными, так как излишняя пестрота утомляет зрение, рассеивает

внимание. Воротца должны быть достаточно устойчивы, чтобы от удара

шара они не падали и ребёнку не приходилось поправлять их.

Очень хорошо на воротца повесить небольшой звоночек. Если ребёнок

правильно прокатил шар, звоночек зазвенит. Таким образом он помогает

контролировать правильность действия. При участии в игре всей группы

педагог устанавливает несколько воротцев и вместе с тем упражняет детей в

умении подождать своей очереди, следить за действиями другого, радоваться

успеху товарища.

Тема 7. «Передача мяча»

Дидактическая задача — упражнение в координации движений,

согласовании их друг с другом. В этой игре дети имеют возможность не

только зрительно, но и тактильно воспринять форму шара.

Дети стоят или садятся в кружок (малышей лучше усадить на стулья) и

передают по кругу два шара — один навстречу другому. При их встрече

говорят: «Встретились». Те, у кого очутились шары, ударяют ими один о

другой и говорят: «Стукнулись». После этого они бегут с шарами по кругу в

противоположном направлении под слова, которые произносят все дети:

«Побежали, побежали, побежали...» — и, встретившись, останавливаются и

говорят: «Встретились». Затем педагог передаёт шары другим детям по

кругу.

Игра может проводиться в комнате или на участке (летом).

Тема 8. «Большой - маленький»

Педагог расставляет на столе вкладные яйца, коробочки, бочонки, мисочки,

отличающиеся друг от друга не только цветом, но и размером.

По предложению педагога одни дети отбирают одинаковые по величине

мисочки, другие — бочонки, третьи — яйца и т.д. Затем педагог обращает их

внимание на разную величину игрушек и предлагает поставить на середину

стола самый большой бочонок, потом самый маленький. Дети сравнивают их

и говорят: «Этот бочонок большой, а этот — маленький». В целях

закрепления этих представлений к большому и маленькому бочонкам дети

подбирают пары.

Тема 9. «Спрячь шарик в ладошках»

В этой игре дети убеждаются в том, что предметы имеют разную величину.

Педагог кладёт на стол два шара одинакового цвета, но разного размера.

Затем подзывает кого-либо из детей, предлагает взять маленький шарик и

спрятать в ладошках. Привлекая внимание остальных, воспитатель

предлагает посмотреть, не виден ли шарик сквозь пальцы. Это и является

завязкой игры. «Хорошо Миша спрятал шарик, совсем не видно. А теперь,

Саша, спрячь этот шар», — говорит воспитатель, подавая большой шар.

Мальчик раскрывает ладошки, пытается пальчиками охватить шар. Большой

шар при всех усилиях не помещается в ладошках. Педагог просит других

детей проверить, спрятался ли шар. Вес участники игры тщательно

проверяют и весело отвечают: «А вот тут видно, видно!» «Это большой шар,

— говорит воспитатель, — а это маленький». Затем педагог предлагает

кому-нибудь закрыть глаза, протянуть соединённые вместе ладони. В ладони

он кладёт шар и просит ребёнка сказать, большой он или маленький. В

последующем используются более сложные приёмы, например: протянуть

руки за спину и угадать, какой шар лежит в ладонях.

Повторяя эту игру несколько раз, педагог фиксирует внимание детей на

величине и учит «смотреть руками». Зрительно-тактильное восприятие

закрепляется словами «шар большой», «шар маленький». Очень важно при

этом дать не только обозначение качества, но и его степень: «Этот шар

больше, этот меньше». Педагог, оставив на столе два шара — большой и

маленький, два других (таких же) по очереди кладёт в мешочек так, чтобы

дети не видели, и предлагает, засунув руку в мешочек, сказать, какой шар

лежит в мешочке — большой или маленький.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние сенсомоторики на развитие речи детей раннего возраста.

Влияние сенсомоторики на  развитие речи детей раннего возраста.                                    ...

Методические рекомендации по развитию речи детей раннего возраста для начинающих педагогов дошкольного образования. (на основе исследований Б.С. Волкова, Н.В. Волковой , В.В. Гербовой , А.А. Запорожца , М.И. Лисиной и др.)

Именно в дошкольном детстве (как ни в какой другой период) взрослый пользуется огромным авторитетом у ребенка, оказывает решающее влияние на его психическое развитие. Взрослый всегда является для ребе...

Методическая разработка "Развитие речи детей раннего возраста через мелкую моторику рук"

Цель – создать положительный фон для развития речи детей 1-2 года жизни.Задачи:1.     Создать положительный настрой детей и родителей на занятия.2.     Ра...

Учебно - методическая разработка презентация для родителей "Особенности развития речи детей раннего возраста"

Учебно - методическая разработка  презентация для родителей "Особенности развития речи детей раннего возраста"...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....

Влияние сенсомоторики на развитие речи ребенка раннего возраста

Что такое сенсомоторока. Влияние сенсомоторики  на развитие речи ребенка раннего возраста....