Художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста.
статья (старшая группа)

Башкатова Ирина Андреевна

В истории дошкольной педагогики проблема творчества является одной из самых актуальных. Во все времена нужны были творческие личности,  так как нестандартные решения являются двигателями науки, техники, культуры. И именно творческие люди, а не исполнители, создают все новое, определяющее прогресс человечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvenno_tvorcheskoe_razvitie_detey.docx14.83 КБ

Предварительный просмотр:

         Художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста.

                                                                                                        Башкатова И.А.

        В истории дошкольной педагогики проблема творчества является одной из самых актуальных. Во все времена нужны были творческие личности,  так как нестандартные решения являются двигателями науки, техники, культуры. И именно творческие люди, а не исполнители, создают все новое, определяющее прогресс человечества.

          Наше время требует творческих, нестандартных, мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. Поэтому социальный заказ общества - развитие и воспитание творчества у детей, что решает насущную задачу формирования творческого потенциала всего общества, обеспечивает возможность интенсивного социального и научно-технического прогресса, развития науки и культуры, производства и социальной жизни.

            Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Желание творить - возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

          Изобразительная деятельность – рисование, лепка, аппликация – едва ли не самый интересный вид деятельности детей дошкольного возраста. Эта деятельность позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к нему. Но интерес и положительное отношение во многом определяется тем, как идет овладение рисованием, лепкой, аппликацией. Успешное решение вызывает  всегда положительные эмоции, чувство удовлетворения, которые переносятся и на отношение  к деятельности.  Следовательно, необходимо  так руководить этой деятельностью, чтобы она радовала детей, вызывала положительное эмоциональное отношение, желание рисовать, лепить, создавать аппликации.  Руководство изобразительной деятельностью требует от воспитателя знаний специфики детского творчества, умение тонко, тактично, не навязывая детям своего понимания и представления, поддерживая инициативу, самостоятельность, способствовать овладению  изобразительной деятельностью и развитию  художественного творчества.            

         Создавая изображение, ребенок осмысливает качество изображаемого предмета или явления, запоминает характерные особенности и детали разных предметов и связанные с их передачей действия. В  процессе рисования или лепки ребенок испытывает различные чувства: радуется красивому изображению,  любуется им, огорчается, если что-то не получается, старается добиться результата или, наоборот, теряется, опускает руки, отказывается заниматься. В этом случае необходимо чуткое, внимательное отношение педагога, его помощь, совет, как можно было бы  исправить допущенные ошибки.  Работа над ошибками, позволяет ребенку закрепить навыки и умения, уточнить  и углубить  его представления об окружающем мире, расширить  художественно-творческие способности.  Все это очень значимо для психического развития ребенка. Каждый ребенок,  создавая  изображения того или иного  предмета, передовая сюжет, вносит в изображение свои чувства, свое понимание. В этом и заключается художественное творчество  ребенка дошкольного возраста. Общечеловеческой новизны  и ценности продукт этого творчества не имеет. Но субъективная ценность  творчества значительна.  

            Заинтересованное отношение к художественному творчеству  вызывает свобода выбора в непосредственной образовательной деятельности: выбора темы рисунка, лепки, аппликации, материала для изображения. Значительно большие возможности открываются, когда изображение создается по замыслу детей, когда воспитатель дает лишь направление выбора темы, содержания изображения. Творчество проявляется у ребенка тогда,  когда он сам придумывает тему своего рисунка, лепки, аппликации. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным  опытом и отношением к изображаемому.

          По мере овладения  изобразительной деятельностью усложняется и творческое решение изобразительной задачи. Любое проявление самостоятельности, творчества  педагог поощряет. В своих работах дети изображают впечатления от окружающего мира. Что бы изобразить предмет или явление, следует представить все основные свойства. И задача педагога целенаправленно формировать эти знания и представления у детей путем специальных наблюдений, постепенно и последовательно развивать восприятие – образное, эстетически окрашенное, эмоционально положительное,  обогащая сенсорный опыт. Главное, чтобы весь процесс восприятия был насыщен эмоционально-радостным ожиданием, вызывая у детей положительное отношение к воспринимаемому, желание изобразить увиденное.

            Так постепенно будет накапливаться у детей  запас представлений, который составит базу для работы воображения. Накоплению представлений и развитию воображения  способствует вся воспитательная работа  с детьми.

Это  разнообразные игры, сказки, произведения художественной литературы.

Полезны и  специальные упражнения – словесные описания, придумывание окончаний к сказкам, составление собственных рассказов, разнообразных изображений из одного набора форм и деталей, дорисовывание простых фигур. Чем многообразнее и богаче жизнь, чем больше получит впечатлений малыш, тем шире будет диапазон содержания, из которых он будет черпать образы  для  творческой деятельности, театрально-игровой, изобразительной. А все это будет способствовать развитию воображения, без которого не может быть творчества в какой бы то ни было художественной деятельности.

       Самостоятельная художественная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, творческая активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность с детьми подготовительной группы. Тема: «Изготовление новогодних шаров в технике «Декупаж»» Цель: развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста. Задачи: Образовательная: -практическое закрепление

Образовательная деятельность с детьми подготовительной группы.Тема: «Изготовление новогодних шаров в технике «Декупаж»»Цель: развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста...

Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста....

Опыт работы. " Развитие художественно творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования пластилинографию."

Опыт работы формировался на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад "Тополек". Работа осуществлялась 2 года, в рамках работы кружка " Пластилиновый мир".  Реа...

Обобщение педагогического опыта Тема: «Пластилинография – как средство развития художественно - творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Тема:«Пластилинография – как средство развития художественно - творческих способностей у детей   дошкольного возраста».“Ум ребенка - на кончиках его пальцев”.В....

Педагогический совет «Красота – это то, что создает ребенок» (развитие художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста)

laquo;Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». А.В. Сухомлинский...