МАСТЕР – КЛАСС «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».
методическая разработка (старшая группа)

Решонова Марина Сергеевна

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады вас приветствовать на мастер-классе на тему:  «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

 Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» Это говорит о том, что усваивается всё прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rms.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС

«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады вас приветствовать на мастер-классе на тему:  «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

 Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» Это говорит о том, что усваивается всё прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений

А Вы знаете, что такое опыт, или, как говорят ученые, эксперимент?

Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «experimentum»,что переводится как «проба, опыт»

Это возможность самому убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействии между собой, понять причину происходящего и приобрести практический опыт.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения,  классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Как и любая деятельность, экспериментирование имеет свою структуру.

Можно выделить следующие этапы в организации  и проведении опытов с дошкольниками:

- постановка проблемы (задачи);

- поиск путей решения проблемы;

- проведение опытов проблемы;

- фиксация наблюдений;

- проверка предположения, обсуждение результатов и формулировка выводов.

На данном этапе, руководствуясь  ФГОС ДО, в своей работе, я использую системно-деятельностный подход, потому что он как раз и включает в себя и эксперимент, и исследование, и поисковую деятельность. А также я считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Уважаемые педагоги, если вы любите наблюдать и размышлять, доверяете своим глазам и опыту, значит у вас душа экспериментатора и первооткрывателя.

И сейчас мы приступим к практической деятельности. Данные опыты вы можете использовать в своей практике, а также в работе с родителями.

Я предлагаю вам окунуться в мир детства и хочу представить вашему вниманию  как можно легко, в игровой непринужденной форме познать, казалось бы, необыкновенные свойства обыкновенных предметов.

ИТАК, приглашаю вас в  «Путешествие в страну воздушных шаров»

Шарик, шарик наш воздушный,

Непоседа непослушный!

Шарик круглый, шарик гладкий,

Шарик тонкий, шарик мягкий.

Вправо – шарик, влево – шарик,

Мой светящийся фонарик!

Дай, тебя я обниму

И к щеке своей прижму.

Ты меня не покидай,

Будь со мной, не улетай!

Шар красивый, шар воздушный!

Верю будет он послушным.

И на нём давайте все полетим к своей мечте!

Ну, вот мы и на месте. Посмотрите, на столах лежат разнообразные предметы, с помощью этих предметов мы сможем исследовать свойства воздушных шаров.

Обратите внимание у вас на столе лежит игольница с иголками, как вы думаете, какой эксперимент можно провести с этими предметами?

Свойства резины хотим мы узнать

С шариком злую шутку сыграть.

Вот мы иголочку в руки берём

Шарик мы быстро иголкой проткнём. 

(протыкаем шарик возле основания, где резина не очень натянута)

Но ничего не выходит, друзья,

Шарик целехонький у меня.

Вот и второй шар я в руки возьму,

На шпажку его я сейчас насажу

«Бах» - прозвучит.

Но ошиблась я

Снова не лопнул шар у меня.

В чем здесь секрет, я скажу не тая

От плотности и натяжения резины

Все зависит, друзья.

А вы когда-нибудь встречали прыгающие хлопья? А в стране воздушных шаров, это явление никого уже не удивляет. Хотите посмотреть и вы?

Шарик воздушный мы в руки берем,

Шерстяной варежкой шарик потрем.

К хлопьям овсяным его поднесем.

Хлопья запрыгали дружно подряд,

Ведь образовался статический заряд.

(привяжите к двум шарам ниточки)

Теперь два шарика в руки берем

Снова их варежкой дружно потрем

Что же у нас получилось друзья?

Шарикам вместе быть просто нельзя

Чтоб шары соединить

Нам их нужно помирить

Друг о друга их потрем

Вот они опять вдвоем

Скажите мне, пожалуйста, что произойдет с шариком, если его поднести к огню?

Проверим? У меня на столе лежат два шара, один наполнен водой, а другой пустой. Вначале мы поэкспериментируем над шаром с водой.

1, 2, 3, 4, 5 – будем шарик нагревать…

Лопнет шарик или нет,

Опыт даст на то ответ.

Нет, не лопнул шарик мой!

А теперь возьмем пустой.

Будем этот нагревать….

Лопнул шарик, вот беда –

Теплопроводимость подвела.

В первом случае вода все тепло в себя взяла.

А, как вы думаете с помощью чего можно надуть шар? Я вам предлагаю надуть, с помощью соды и уксуса.

В бутылку уксус наливаю

А в шарик соду насыпаю,

И на бутылку надеваю.

Сода в уксус высыпается

И реакция начинается:

Углекислый газ выделяется,

А шарик наш надувается!

Вы уже убедились, что воздушные шары – удивительные предметы.

А вы умеете делать фигурки из воздуха? А из воздушных шариков?

Тогда я передаю слово моим коллегам, которые познакомят вас с технологией ТВИСТИНГА и ее использовании в системе работы ДОУ.

А в заключении своего выступления я хочу сказать, что результаты опытов порой удивляют и взрослых, и детей, они очень интересны, легкодоступны. Мое пожелание: если какой-то опыт не получился сразу, не опускайте руки, а повторяйте его до тех пор, пока не добьетесь нужного результата.

Спасибо вам большое за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс «Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»

представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность. ...

Мастер – класс «Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»

представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность....

Мастер-класс Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников

Цель моего мастер - класс - это повышение профессионального мастерства педагогов  в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы по проведению экспериментирования с детьми ...

Мастер-класс «Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»

Цель мастер – класса: представление опыта работы  с детьми дошкольного возраста  по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность.  ...