Проект "Добрый сказочник Чуковский"
проект (средняя группа)

Мельник Наталия Николаевна

Проект «Добрый сказочник Чуковский» предназначен для работы с детьми 4-5 лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_chukovskiy.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ  

«ДОБРЫЙ СКАЗОЧНИК ЧУКОВСКИЙ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Разработала воспитатель

МДОУ «Детский сад «Белоснежка»

Мельник Н.Н.

«Талант у Чуковского неиссякаемый, умный,

блистательный, весёлый, праздничный»
                                                  И. Андроников

Сегодня, в меняющейся социально-культурной ситуации перед дошкольными учреждениями как никогда остро стоит проблема формирования у детей интереса к книге. Нынешние дети отдаляются от книги, предпочитая ей телевизор и компьютер.  Невозможно привить ребенку любовь к литературе, если взрослый безответственен в выборе книг для чтения. Проблема усугубляется и тем, что у ребенка, равнодушного к книге, отсутствует мотивация для последующего обучения к чтению, а значит, возникают трудности в школе.

Современные дети, живущие в эпоху научно-технического прогресса, прекрасно разбираются в технике, умеют пользоваться компьютером, аудио, видео –  аппаратурой, самостоятельно могут включить любую технику: видеомагнитофон, музыкальный центр, поставить для просмотра диск, кассету. Да и родителям это очень удобно: ребенок занят, не мешает, не отвлекает, не задает лишних вопросов.

С каждым годом читать детям стали значительно меньше. Смотреть легче и интереснее, поэтому ребенок чаще смотрит телевизор, чем слушает книгу. Исчезает традиционное общение с книгой – семейное чтение с рассматриванием и обсуждением текста, иллюстраций, беседой о содержании произведения, желанием найти в нем мораль, нравственный урок: утрачивается ценность художественного слова, художественной литературы.

Процесс общения ребенка – дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности, влияние на развитие интеллекта, его речи, отношения к миру, любви к окружающим.

Книга учит читать, считать, размышлять, сравнивать, четко и логично мыслить. Воспитывает нравственные чувства, отношения. Развивает качества характера, формирует жизненный опыт, мировоззрение и т.д. Любое произведение: будь то рассказ, повесть, стихотворение или сказка  -  ценно для ребенка.

Сказки есть в каждом доме. Они доступны и понятны детям. Сказки – это первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром. Сказки дают возможность ребенку впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Содержание сказки позволяет не только поговорить о поступках того или иного героя, но и помочь ребенку понять мотивы этих поступков, научить оценивать поведение персонажей и свое собственное. (Тебе нравится поведение героя? А как бы ты поступил?)

Обсуждая сюжет сказки, ребенок знакомится с нравственными нормами, учится строить отношения с другими детьми.

На сюжетах народных и авторских сказок ребенок учится быть наблюдательным, общительным, добрым, смелым, честным, самостоятельным. Он не только познает окружающий мир, но и понимает, почему его нужно любить и беречь. Сказки помогут предупредить у ребенка проявление черствости, жестокости, недоброжелательности.

Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений К.И.Чуковского, т.к. они расширяют знания ребенка об окружающем мире, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Результаты диагностики показали, что 49% детей среднего возраста затрудняются назвать известного детского писателя, с помощью педагога называют его произведения; затрудняется назвать героя и тем  более определить к какой сказке относится предложенный отрывок. Кроме этого анкетирование родителей показало, что ежедневно читают детям только 15% родителей, 42% по своей инициативе. Результаты анкетирования родителей в области "Чтение художественной литературы"и диагностика детей по уровню освоения тематического материала послужили поводом для разработки проекта "Добрый сказочник Чуковский".

Реализация данного педагогического проекта обеспечит психологическое формирование читателя в дошкольнике. А увлекательное общение с творчеством К.И.Чуковского будет способствовать развитию интереса к книге, что будет являться неотъемлемой частью системы образования дошкольников на этапе становления современной личности.

       Актуальность: Отсутствие у детей и взрослых интереса к чтению художественной литературы.

Проблема: Предпочтение компьютеру и телевизору. Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений, раскрыть значение книги в развитии ребенка.

Новизна: проявление у дошкольников желания обращаться к книге не только для развлечения, но и приобретения знаний  и появления  интереса родителей к семейному чтению литературных произведений, систематизация и обобщение материала по ознакомлению дошкольников с творчеством К. И. Чуковского.

Цель проекта: приобщение детей к чтению художественной литературы посредством ознакомления с творчеством К. И. Чуковского.

Задачи проекта:

  1. Создать условия для взаимодействия в проекте участников образовательного процесса.
  2. Подобрать материал о жизни и творчестве К.И. Чуковского для организации выставки «»Добрый сказочник Чуковский».

2. Расширить и углубить знания детей о жизни и творчестве К. И. Чуковского.

3. Учить понимать занимательность сюжетов сказок К. И. Чуковского, особенность его языка.

4. Пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.

5. Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.

Участники проекта:

Дети: активные участники проекта, вовлечены в разнообразные виды деятельности.

Родители: активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.

Педагог: осуществляет инновационную деятельность, повышает профессиональный уровень.

Тип проекта:

- по составу участников – групповой (дети, родители, педагоги);

- по целевой установке – познавательно - творческий

Срок реализации: февраль, март (краткосрочный)

Организация деятельности участников проекта: взаимодействие и сотрудничество всех участников проекта.

Этапы работы над проектом:

I этап – подготовительный:

- анкетирование родителей;

- диагностика детей «В мире сказок Чуковского»;

- обсуждение целей и задач;

- создание условий для реализации проекта.

II этап – основной:

- реализация основных видов деятельности по направлениям проекта

III этап – заключительный:

- подведение итогов реализации проекта;

- повторная диагностика детей;

- соотнесение ожидаемых и реальных результатов.

Содержание работы:

- занятия;

- беседы;

- просмотр слайдовых презентаций, иллюстраций;

- совместная деятельность;

- папки-передвижки в уголках для родителей;

- художественно-творческая деятельность;

- опросы, анкетирование.

Предполагаемый результат:

  • Дети узнают и называют любимого детского писателя, его сказки, стихи и загадки.
  • Дети могут выразительно прочитать отрывок знакомой сказки.
  • У детей сформированы:
  • интерес и потребность к восприятию  книг К. И. Чуковского;
  • стремление к совершенствованию  духовно-нравственных качеств;
  • желание и умение отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в играх, изобразительной деятельности.
  • У родителей, как активного участника педагогического процесса, повышение заинтересованности в семейном чтении литературных произведений.

Критерии  определения уровня освоения тематического материала:

Вопросы:

  • Назови известного детского писателя.
  • Назови сказку К.И.Чуковского по прочитанному отрывку.
  • Назови героя и определи, к какой сказке он относится.
  • Какие сказки К.И.Чуковского ты знаешь?
  • Назови любимую сказку.
  • Прочитай отрывок из любимой сказки.

Высокий уровень – 3 балла:

Имеет высокий уровень знаний: самостоятельно называет известного детского писателя и его произведения; называет любимые сказки, определяет из какой сказки отрывок, к какой сказке относится тот или иной герой; умеет выразительно прочитать отрывок сказки.

 

Средний уровень – 2 балла:

Имеет средний уровень знаний: самостоятельно называет  известного детского писателя, его произведения называет частично; любимую сказку называет;  ошибается в назывании сказки по отрывку; называет героя, но затрудняется соотнести его со сказкой; с помощью педагога рассказывает отрывок сказки.

Низкий уровень – 1 балл:

Имеет низкий уровень знаний: затрудняется назвать известного детского писателя, с помощью педагога называет его произведения; затрудняется называть любимую сказку, с помощью педагога называет героя, со сказкой его не соотносит; сказку по предложенному отрывку не называет; затрудняется в чтении отрывка наизусть.

Результаты

На подготовительном этапе проекта, проведённая с детьми диагностика показала:

Уровень знаний  детей по сказкам Чуковского

  • Высокий уровень – 16% детей
  • Средний уровень – 35% детей
  • Низкий уровень – 49% детей

Повторная диагностика с детьми, проведённая на заключительном этапе проекта показала:

Уровень знаний  детей по сказкам Чуковского

  • Высокий уровень – 46% детей
  • Средний уровень – 44% детей
  • Низкий уровень – 10% детей

   Видно, что результаты изменились. Дети знают название сказок К.И. Чуковского. Кто их написал. Могут определить из какой сказки отрывок.  Могут определить, к какой сказке относится тот или иной герой, выразительно прочитать отрывок из любимой сказки.

Реализация проекта показала свою эффективность:

Повысился уровень осведомленности дошкольников о жизни и творчестве К. И. Чуковского.  

Повысился интерес детей к творчеству детского писателя, желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.

Созданы необходимые условия по ознакомлению детей с творчеством К. И. Чуковского в группе.

Повысился интерес родителей к педагогическому процессу через активное участие в  различных мероприятиях, возрос интерес к семейному чтению литературных произведений.

Накоплен информационный и методический материал, адресованный всем педагогам ДОУ и родителям детей дошкольного возраста:

  • Информационный материал для родителей (консультации, рекомендации и памятки) «К.И.Чуковский – детский классик» (1882 — 1969), «Чтение художественной литературы в средней группе», «Прививаем детям любовь к чтению»,  «Как учить с ребёнком стихи?», советы по оформлению детской домашней библиотек «Книжки в Вашем доме».
  • Материал для воспитателей «Физкультминутки, пальчиковая и зрительная гимнастики, массаж для спины по произведениям К.И. Чуковского; викторины по сказкам К. И. Чуковского.
  • Презентации для детей «Корней Иванович Чуковский», «Откуда пришла книга», «Верные друзья».
  • Альбом творческих работ по произведениям К.И. Чуковского.
  • Дидактическая игра «Подбери картинки к сказкам».

Тематический план работы с детьми по проекту «Добрый сказочник Чуковский»

Тема

Цель

Содержание и форма работы

Срок

«Путешествие по сказкам Чуковского»

Познакомить  дошкольников с жизнью и творчеством К.И. Чуковского, вспомнить знакомые произведения автора.

Оформление книжного уголка.

Презентация «К.И. Чуковский»

1 неделя февраля

 «Подбери картинки к сказке»

Закреплять названия сказок К. И Чуковского и их героев, учить соотносить изображенного героя с соответствующей сказкой, развивать основы логического мышления, внимание, память.

Настольно-печатная игра

«Уроки доброго сказочника»

Учить понимать занимательность сюжетов сказок К. И. Чуковского, особенность его языка, воспитывать нравственные основы личности дошкольника, через восприятия его произведений.

Беседа по сказкам К.И. Чуковского.

2 неделя февраля

«Дорогами сказок К. И. Чуковского»

Закрепление прочитанного, привитие любви к книгам.

Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского

«Знакомый и незнакомый Чуковский"

Познакомить детей со стихами К.И. Чуковского,  учить чувствовать напевность, ритмичность языка стихотворения, передавать своё отношение к содержанию; формировать навыки выразительного исполнения стихотворения.

Чтение стихов К. И. Чуковского, рассматривание иллюстраций книги.

3 неделя февраля

«Вечер загадок»

Расширить знания детей о творчестве К.И. Чуковского, учить понимать смысл загадок, отгадывать, выделяя слова-подсказки, развивать основы логического мышления, речь и творческие способности.

Отгадывание загадок К.И. Чуковского, рассматривание иллюстраций к загадкам, придумывание загадок по образцу

«Откуда пришла книга»

Дать детям знания о том, как делается книга: бумагу для книг делают из деревьев, деревья растут очень долго, на изготовление книги затрачивается труд многих людей; подвести детей к пониманию того, что к книгам надо относиться очень бережно, прививать трудолюбие.

Беседа по теме, презентация «Откуда пришла книга», мастерская по ремонту книг.

4 неделя февраля

«Мой любимый литературный герой из произведений К.Чуковского»

Развивать у детей умение передавать образ сказочного героя; учить детей подбирать соответствующую цветовую гамму для передачи характера образа; учить детей передавать различное выражение лица персонажа, используя разные художественные материалы.

Выставка рисунков «Мой любимый герой».

1 неделя марта

«Советы доктора Айболита»

Расширять и уточнять представления о здоровом образе жизни, формировать культуры здоровья, развивать  навыки коммуникативного общения.

Чтение сказки «Айболит», беседа «Полезные и вредные привычки», отгадывание загадок на тему «Здоровье», Презентация «Наши верные друзья»

2 неделя марта

«Книга – лучший путник мой и друг» (по произведениям К.И. Чуковского)

Закрепить в памяти детей произведения К.И.Чуковского; учить воспроизводить фрагменты знакомых сказок Чуковского, узнавать их; учить использовать в речи разные виды предложений, правильно согласовывать слова в предложениях; воспитывать любовь к художественней литературе, бережное отношение к книгам.

Беседа об истории создания книги (уточнение и расширение знаний по теме), игры по сказкам К.И. Чуковского

3 неделя марта

 «Путешествие по сказкам»

Закрепить представление детей о сказках К.И.Чуковского; поддерживать интерес детей к знакомым литературным произведениям; совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность; воспитывать желание, прочитывать отрывки стихов, участвовать в литературной драматизации.

Развлечение с элементами викторины.

4 неделя марта

Взаимодействие с семьями воспитанников.

1. Анкетирование

2. Организация библиотечки творчества К.И. Чуковского;

3. Рисование  «Мой любимый сказочный герой»;

4.Создание альбома творческих работ по произведениям писателя К. И. Чуковского.

4. Консультации «К.И.Чуковский – детский классик» (1882 — 1969), «Чтение художественной литературы в средней группе»

5. Составление памяток для родителей «Прививаем детям любовь к чтению»,  «Памятка для родителей дошкольников «Как учить с ребёнком стихи?», Советы по оформлению детской домашней библиотек «Книжки в Вашем доме».

6. Совместная трудовая деятельность по изготовлению атрибутов к обыгрыванию произведений.

Приложение 1.

Анкета для родителей,

образовательная область «Чтение художественной литературы»

Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты:

 1. Читаете ли вы ребёнку книги? Если да, то как часто: ежедневно, несколько раз в неделю, редко, когда есть время (нужное подчеркнуть).

2. Кто читает книги ребенку мама, папа, бабушка, дедушка, другое____________________

3. Вы читаете детям книги: по просьбе ребенка, по своей инициативе _________________

4. Обсуждаете ли вы прочитанное с ребёнком? _____

5. Какие книги предпочитает ваш ребёнок: сказки, стихи, литературу о природе, энциклопедии, книги познавательного содержания, нет определённых предпочтений (нужное подчеркнуть).

6. Рассказывает ли ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в детском саду? _______

7. Ходите вы с ребёнком в библиотеку? _____

8. Читаете ли вы с ребёнком произведения для длительного чтения? _____

9. Если да, то какие последние произведения вы прочитали? _________________________

10. Читаете ли вы сами литературу? _____

11. Если да, то что предпочитаете: периодическую литературу (журналы, газеты), познавательную литературу, художественную литературу __________________________

Приложение 2.

Конспект занятия «Путешествие по сказкам Чуковского»

Программное содержание:

Познакомить детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского. Учить понимать юмор его произведений. Вспомнить знакомые произведения этого автора. Словарь: познакомить детей со значением слова «путаница», «переводчик». Упражнять в звукоподражании, четком произнесении звуков в слогах. Закреплять навыки аккуратного наклеивания готовых изображений на общем листе. Развивать мышление, слуховое восприятие, чувство рифмы. Воспитывать интерес к литературе.

Оборудование:

Картинки с изображением диковинных животных Билеты – раздаточные карточки с изображением птиц, зверей и т.п., чьему звучанию можно подражать. Портрет К. И. Чуковского, книги с его произведениями и иллюстрации к ним. Дидактическое пособие для дыхательной гимнастики «Горящее море». Лист бумаги для коллективной аппликации с нарисованным на нем деревом, вырезанные картинки для наклеивания, оборудование для аппликации.

Предварительная работа:

Чтение произведений К. И. Чуковского.

Просмотр м/ф по мотивам произведений К. И. Чуковского.

Разучивание наизусть английской народной потешки «Дженни».

Ход занятия:

  1. Орг. момент.
  2. Дидактическое упражнение «Зоопутаница»

-  Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в гости к Корнею Ивановичу Чуковскому. Он был веселым человеком и любил шутки. Поэтому, чтобы попасть к нему в гости необходимо получить шуточный билет. Взгляните на эти картинки и отгадайте, на каких знакомых вам зверей, птиц или насекомых похожи эти существа.

  1. Знакомство с творчеством К.И. Чуковского

- Теперь, когда вы все получили билеты, проходите и располагайтесь поудобнее. Взгляните на портрет. На нем изображен Корней Иванович Чуковский. Какой ласковый и веселый у него взгляд. Он очень любил детей и сочинял для них сказки и стихи. За это его называли «дедушка Корней» – по имени, или «дедушка Чуковский» – по фамилии. Корней Иванович Чуковский сначала писал для взрослых. Он писал статьи для газет и журналов, книги. А потом начал сочинять сказки для своего маленького сына. И получалось так здорово, что не только его сынок, а все дети полюбили эти сказки. А какие сказки дедушки Чуковского вы знаете? (Ответы детей).

«Муха-Цокотуха»               «Федорино горе»

«Краденое солнце»             «Телефон»

«Тараканище»                      «Айболит»

«Путаница»                          «Мойдодыр»

 «Бармалей»                          «Крокодил»

                      «Чудо-дерево»

(Воспитатель говорит названия неизвестных детям сказок и обещает скоро познакомить с ними.)

- Чуковский любил животных, поэтому в его сказках всегда много зверей, птиц, насекомых. Давайте вспомним некоторых из них. (Дети называют, если затрудняются, воспитатель наводит их на мысль строчками из сказок или вопросами типа «Вспомните героев сказки «Муха - цокотуха»).

- А еще Корней Иванович ездил в Англию. Поэтому он хорошо знал английский язык и переводил с английского языка, который нам незнаком, на русский – хорошо нам знакомый язык. Таких людей, которые переводят с одного языка на другой, называют переводчиками. Давайте повторим это слово – «переводчик» и запомним его. Всем английским детям знакома потешка «Gilly Silly Jarter» («Джили Сили Джартер») . А когда дедушка Корней перевел ее на русский язык, мы тоже смогли с ней познакомиться. Она нам знакома под названием «Дженни». Кто может рассказать наизусть эту потешку?

(Дети наизусть рассказывают потешку)

«Дженни»

Дженни туфлю потеряла,

Долго плакала, искала.

Мельник туфельку нашел

И на мельнице смолол.

  1. Дидактическая игра «Подскажи словечко»

- А сейчас поиграем. А буду читать отрывок из сказки дедушки Чуковского, а вы будете подсказывать мне словечки. А если вспомните название этой сказки, обязательно скажите. И выберите среди иллюстраций те, которые нарисованы именно к этой сказке.

А с ним и зайчиха-мать

Тоже пошла танцевать.

И смеется она и кричит:

«Ну, спасибо тебе, … (Айболит)!» «Айболит»

А за нею вилки,

Рюмки да бутылки,

Чашки да ложки

Скачут по … (дорожке). «Федорино горе»

Подошел Медведь тихонько,

Толканул его легонько:

«Говорю тебе, злодей,

Выплюнь солнышко … (скорей)!» «Краденое солнце»

Вдруг откуда-то летит

Маленький Комарик,

И в руке его горит

Маленький … (фонарик). «Муха-Цокотуха»

А потом позвонили зайчатки:

 – Нельзя ли прислать … (перчатки)?

А потом позвонили мартышки:

– Пришлите, пожалуйста, … (книжки)! «Телефон»

Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает … (головой). «Мойдодыр»

Но однажды поутру

Прискакала кенгуру,

Увидала усача,

Закричала сгоряча:

«Разве это великан?

 (Ха-ха-ха)

Это просто … (таракан)!

 (Ха-ха-ха) «Тараканище»

Чистоговорки

Он-он-он – у меня зазвонил телефон.

ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр.

Ил-ил-ил – Крокодил солнце в небе проглотил.

Ца-ца-ца – нынче Муха-Цокотуха именинница.

Ит- ит –ит – добрый доктор Айболит.

  1. Динамическая пауза «В гости»

В разных углах групповой комнаты размещены картинки с изображением героев сказок Чуковского (Мойдодыр, Федора, Муха-Цокотуха, Айболит). Дети подходят к ним в соответствии с текстом и по показу воспитателя выполняют движения (пружинка, ковырялочка, кружение, притопы).

В гости к Мойдодыру

Все скорей спешите,

Вместе с Мойдодыром

Весело пляшите.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля.

В гости к Федоре

Все скорей спешите,

Вместе с Федорой

Весело пляшите.

Та-та-та-та-та-та-та.

В гости к Цокотухе

Все скорей спешите,

Вместе с Мухой

Весело пляшите.

Па-па-па-па-па-па-па.

В гости к Айболиту

Все скорей спешите,

Вместе с Айболитом

Весело пляшите.

Ну-ну-ну-ну-ну-ну-ну.

  1. Чтение сказки «Путаница»

- Ребята, а сейчас садитесь как вам удобно и приготовьтесь слушать самую забавную сказку Корнея Ивановича Чуковского. В этой сказке он шутливо все перепутал. Кошки там хрюкают, море горит, а пожарные тушат его пирогами. В общем все запутано-перепутано. А сказка так и называется «Путаница».

Замяукали котята:

"Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

 Хрюкать!"

А за ними и утята:

"Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата,

 Квакать!"

Свинки замяукали:

 Мяу, мяу!

Кошечки захрюкали:

 Хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали:

 Ква, ква, ква!

Курочки закрякали:

 Кря, кря, кря!

Воробышек прискакал

И коровой замычал:

 Му-у-у!

Прибежал медведь

И давай реветь:

 Ку-ка-ре-ку!

Только заинька

Был паинька:

Не мяукал

И не хрюкал -

Под капустою лежал,

По-заячьи лопотал

И зверюшек неразумных

Уговаривал:

"Кому велено чирикать -

Не мурлыкайте!

Кому велено мурлыкать -

Не чирикайте!

Не бывать вороне коровою,

Не летать лягушатам под облаком!"

Но весёлые зверята -

Поросята, медвежата -

Пуще прежнего шалят,

Зайца слушать не хотят.

Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу летают,

Мыши кошку изловили,

В мышеловку посадили.

А лисички

Взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

  1. Дыхательная гимнастика «Горящее море»

- Возьмите в руки игрушки «Горящее море». Чем сильнее вы будете дуть, тем сильнее будет разгораться огонь.

  1. Чтение сказки «Путаница» (продолжение)

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит:

"Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите!"

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушёными грибами.

Прибегали два курчонка,

Поливали из бочонка.

Приплывали два ерша,

Поливали из ковша.

Прибегали лягушата,

Поливали из ушата.

Тушат, тушат - не потушат,

Заливают - не зальют.

Тут бабочка прилетала,

Крылышками помахала,

Стало море потухать -

И потухло.

Вот обрадовались звери!

Засмеялись и запели,

Ушками захлопали,

Ножками затопали.

Гуси начали опять

По-гусиному кричать:

 Га-га-га!

Кошки замурлыкали:

 Мур-мур-мур!

Птицы зачирикали:

 Чик-чирик!

Лошади заржали:

 И-и-и!

Мухи зажужжали:

 Ж-ж-ж!

Лягушата квакают:

 Ква-ква-ква!

А утята крякают:

 Кря-кря-кря!

Поросята хрюкают:

 Хрю-хрю-хрю!

Мурочку баюкают

Милую мою:

 Баюшки-баю!

 Баюшки-баю!

  1. Беседа по содержанию.
  • Какое событие произошло в этой сказке?
  • Кто не мяукал и не хрюкал, а был паинькой – значит послушным?
  • Почему крокодил не смог потушить море?
  • Кто же помог потушить море?
  • Что вам понравилось больше всего?
  • Как нужно баюкать Мурочку – так ласково называют девочку Машу?
  1. Упражнение на звукоподражание.

- У каждого из вас есть билетики. Не показывайте друг другу, что на них изображено. Мы попробуем это отгадать. Произнесите голосом звуки, которые издает то. Что нарисовано на вашем билете.

      11. Итог занятия. Коллективная аппликация «Чудо-дерево».

- Наше занятие подходит к концу. На память о нем, я хочу предложить вам выполнить аппликацию «Чудо-дерево». Каждый из вас наклеит на ветку этого «Чудо-дерева» один предмет. Да-да, ни листочек, ни цветочек. Ведь Чудо-дерево придумал большой шутник – Корней Иванович Чуковский. Пока вы будете аккуратно наклеивать картинки. Я прочту вам сказку «Чудо-дерево».

Приложение 3.

Загадки Корнея Чуковского

  1. Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

 Захотели сладкого сахарного пряничка

 Бабушка по улице старенька шла,

 Девочкам по денежке бабушка дала:

 Марьюшке — копеечку,

 Марусеньке — копеечку,

 Машеньке — копеечку,

 Манечке — копеечку,-

 Вот какая добрая бабушка была!

 Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

 Побежали в лавочку и купили пряничка.

 И Кондрат задумался, глядя из угла:

 Много ли копеечек бабушка дала?

                                                                    (Копеечка)

Бабушка дала только одну копеечку, так-как Марьюшка, Марусенька, Машенька и    Манечка — одна и та же девочка.

  1.  Две ноги на трёх ногах,

 А четвёртая в зубах.

 Вдруг четыре прискакали

 И с одною ускакали.

 Подскочили две ноги,

 Ухватили три ноги,

 Закричали на весь дом,

 Да тремя по четырём!

 Но четыре завизжали

 И с одною убежали.

                                                                   (Мальчик, собака, стул и куриная ножка)

  1. Лежит, лежит копеечка у нашего колодца.

  Хорошая копеечка, а в руки не дается.

  Подите приведите четырнадцать коней,

  Подите позовите пятнадцать силачей!

  Пускай они попробуют копеечку поднять,

  Чтоб Машенька копеечкой могла бы поиграть!

  И кони прискакали, и силачи пришли,

  Но маленькой копеечки не подняли с земли.

  Не подняли, не подняли и сдвинуть не могли.

                                                                    (Солнечный луч на земле)

  1. Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет —

Заплачет она и умрет

                                                             (Сосулька)

  1. Ax, не трогайте меня:

                Обожгу и без огня!

                                                (Крапива)

  1. Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо,-

Такое тёплое, такое

Пушистое и золотое.

                                                (Цыплёнок и яйцо)

  1. Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

                                                 (Ёжик)

  1. Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну

И нитку длинную из уха,

Как паутинку, я тяну.

                                                 (Игла)

  1.  Паровоз

 Без колес!

 Вот так чудо-паровоз!

 Не с ума ли он сошел —

 Прямо по морю пошел!

                                                   (Пароход)

  1.  Была телега у меня,

 Да только не было коня,

 И вдруг она заржала,

 Заржала — побежала.

 Глядите, побежала телега без коня!

                                                                        (Грузовик)

  1.  Два коня у меня,

 Два коня.

 По воде они возят меня.

 А вода

 Тверда,

 Словно каменная!

                                                    (Коньки)

  1. Мудрец в нём видел мудреца,

 Глупец — глупца,

 Баран — барана,

 Овцу в нём видела овца,

 И обезьяну — обезьяна,

 Но вот подвели к нему Федю Баратова,

 И Федя неряху увидел лохматого.

                                                                      (Зеркало)

  1.  Я лаю со всякой

 Собакой,

 Я вою

 Со всякой совою,

 И каждую песню твою

 Я вместе с тобою

 Пою.

 Когда же вдали пароход

 Быком на реке заревет,

 Я тоже реву: У-у!

                                                  (Эхо)

  1.  Красные двери

 В пещере моей,

 Белые звери

 Сидят у дверей.

 И мясо, и хлеб — всю добычу мою —

 Я с радостью этим зверям отдаю.

                                                                    (Рот и зубы)

  1.  На малину налетели.

 Поклевать ее хотели.

 Но увидели урода —

 И скорей из огорода!

 А урод стоит на палке,

 С бородою из мочалки.

                                              (Птицы и огородное чучело)

  1.  Вдруг из черной темноты

 В небе выросли кусты.

 А на них-то голубые,

 Пунцовые, золотые

 Распускаются цветы

 Небывалой красоты.

 И все улицы под ними

 Тоже стали голубыми,

 Пунцовыми, золотыми,

 Разноцветными.

                                                  (Салют)

Приложение 4.

Викторина по произведениям К. И. Чуковского (вариант 1)

  1. Назови сказку и дай ответ на вопрос:
  • Как-то раз ехали медведи на велосипеде. А за ними львы, волки, зайчики, раки и комарики. А кто ещё?
  • Волки, раки, крокодилы, слоны, быки, носороги, обезьяны испугались таракана. А кто его проглотил?
  • Однажды курочки закрякали, кошечки захрюкали, уточки заквакали, свинки замяукали. А что сделали воробышек и медведь?
  • От мальчика убежали, улетели и ускакали простыня, свечка, книжка, утюги, сапоги, пироги, кочерга, кушак, брюки, чулки и башмаки. А что ещё?
  • По приказу Великого Умывальника щётки и мыло стали тереть мальчика, чистить и мыть. Но что особенно не понравилась ему?
  • В Таврическом саду мальчик повстречал Крокодила и Кокошу. Кого он ещё встретил?
  • В гости к Мухе пришли букашки, блошки, козявочки,  жуки-червяки, кузнечик, светляки, сороконожки, клоп, мотыльки, бабочки, муравьи. А кто ещё пришёл к ней в гости?
  • Сражались паук и комар. Кто победил?
  • От неряхи убежали сито, корыто, топоры, кастрюля, утюги, чайник, кофейник, блюдца, стаканы, сковорода, вилки, рюмки, бутылки, чашки, ложки, стол, самовар, труба, тарелки, таз, скалка. А что ещё убежало?
  • Какое отчество у Федоры?
  • По телефону звонили слон, зайчатки, мартышки, цапли, свинья,  олень, тюлень, газели, носорог. Кто ещё позвонил?

  • Доброму доктору помогли добраться до Африки волки и орлы. Кто ещё?

  • Таня и Ваня убежали в Африку. К кому они попали в плен?

  • У Котауси были злые глазауси. И злые-презлые... (Добавь нужное слово).

  • Были зайки, сороки, журавли, волки, раки, воробей, медведь, бараны, медведица, медвежата, крокодил, белочки. Кто из них  проглотил солнце? А кто освободил?

  1. Угадай героя сказки.

  • Он лечил всех зверей. (Айболит)
  • Разбойник, из-за которого чуть не сгорел Айболит. (Бармалей)
  • Она нашла денежку и купила самовар. (Муха-Цокотуха)
  • Он проглотил солнце. (Крокодил)
  • Бабушка, которая не ухаживала за своей посудой. (Федора)
  • Он просил шоколад для сыночка. (Слон)
  • Рыжий и усатый, страшный великан. (Таракан)
  • Кривоногий и хромой умывальник. (Мойдодыр)
  • Он спас Муху-Цокотуху. (Комар)

  1. Из какой сказки иллюстрация?  

Воспитатель показывает детям иллюстрации из произведений К.И.Чуковского: «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Доктор Айболит», «Бармалей», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Телефон».

  1. Чей портрет?

  • Я сегодня их за ужином скушаю!»

                                                     (Таракан)

  • «А злодей-то не шутит,

Руки-ноги он Мухе верёвками крутит,

Зубы острые в самое сердце вонзает

И кровь у неё выпивает».

                                              (Паук)

  • «Ах, ты гадкий, ах, ты грязный,

Неумытый поросёнок!

Ты чернее трубочиста…»

                                           (Мальчик из «Мойдодыра»)

  1. Из какой сказки предмет?

Воспитатель предлагает детям достать предмет из шкатулки, всем его показать и сказать из какой он сказки. (В шкатулке лежат предметы из разных сказок К.И.Чуковского).

Приложение 5.

Памятка для родителей «Прививаем детям любовь к чтению»

  1. Возьмите интересную детскую книжку и постарайтесь почитать ее вместе с ребенком, поочередно. Вы будете прочитывать большие куски текста, а малыш - несколько строк. Если в тексте встречается диалог, его можно читать по ролям.
  2. Иногда   детям   очень   трудно   начать   читать   новую   книжку.   Не хочется «продираться» через тягучее начало с большим количеством описаний и без захватывающих сцен. В этом случае начать чтение можно вместе, а когда ребенок вчитается, он с удовольствием продолжит чтение самостоятельно.
  3. Найдите в библиотеке или в книжном магазине в отделе педагогической литературы книги с речевыми играми — специально для тех, кто учится читать. В них очень много ребусов и коротеньких стихов, увлекательных упражнений на повторение. Выбирайте только те книжки, которые интересны вам самим.
  4. Отыщите для ребенка те книги, которые вы сами очень любили в детстве и постарайтесь сделать им небольшую рекламу. Если с первого и даже со второго   раза у вас ничего не получится – ваши вкусы могут совпадать частично – не отчаивайтесь, что-нибудь из того, что вы предложите, ребенок обязательно выберет.
  5. Очень хороши для тренировки чтения всевозможные азбуки и энциклопедии с картинками. Картинки помогают осознать прочитанное и немного отдохнуть.
  6. Начитайте несколько страниц из книги на магнитофон, чтобы ребенок, слушая запись, мог следить за текстом. Через два-три повторения он начнет читать быстрее. Это очень хорошая тренировка беглого чтения. Можете также купить аудиокассету с записью любой сказки в исполнении известных артистов
  7. Если ребенок увлекся какой-либо темой или автором, предложите ему нужную литературу.
  8. Сходите вместе с ребенком в библиотеку, познакомьте его с разнообразием детской литературы и позвольте самостоятельно выбрать понравившуюся ему книгу.
  9. Поручите ребенку составить каталог домашних книг. Скорее всего, составляя его, малыш найдет что-нибудь интересное для себя.
  10. Никогда не забывайте взять интересную книгу в дорогу: время пролетит быстрее, и от путешествия ребенок получит двойное удовольствие. Самое замечательное время для чтения книги – это выходные или отпуск там, где нет телевизора и компьютера. В деревне, в доме отдыха или в поезде читать можно вслух для всей семьи.
  11. Читайте детям на ночь. Вечернее чтение перед сном — это едва ли ни самые приятные минуты. И совершенно напрасно многие родители прекращают читать детям на ночь в школьном возрасте.

Когда ребенок видит вас с книгой и просит почитать вслух, почитайте. Не надо говорить «ты не поймешь» или «это взрослые стихи». Пусть малыш не поймет сути, но почувствовать ваше отношение к любимым строкам сможет хорошо. А это, своего рода, маленький урок литературы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга посвященного к 130-му юбилею К. И. Чуковского в средней группе на тему: «Художественный мир К.И. Чуковского – писателя, детского сказочника»

Цель:  уточнить и обобщить представления детей о творчестве К.И. Чуковского.развивать художественно-речевые и исполнительные умения и навыки, чувство юмора.способствовать формированию познаватель...

Конспект досуга посвященного к 130-му юбилею К. И. Чуковского в средней группе на тему: «Художественный мир К.И. Чуковского – писателя, детского сказочника»

Цель:  уточнить и обобщить представления детей о творчестве К.И. Чуковского.развивать художественно-речевые и исполнительные умения и навыки, чувство юмора.способствовать формированию познаватель...

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе "Писатель - сказочник К.И.Чуковский".

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе "Писатель - сказочник К.И.Чуковский"....

Проект "Старый сказочник К. И. Чуковский"

Необходимость приобщения ребенка к сказкам, начиная с раннего детства, бесспорна. Совершенствуя ум малыша, сказка способствует всестороннему развитию личности, помогает не только овладеть речью и разв...

Сказочники Чуковский и Маршак.

Сценарий для детей 5-6 лет...

Проект «Добрый сказочник Чуковский»

Цель:  Спроектировать совместную деятельность педагогов, родителей и детей для создания условий и творческого осуществления проекта по ознакомлению детей с творчеством К. И. Чуковского.Задачи:Учи...