Конспект сеанса для педагогов ДОУ "РИСУЕМ КРУГИ"- Арт-терапевтическая методика для групповой работы.
план-конспект занятия

Создание безопасной среды для установления социальных контактов в коррекционно-развивающей группе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risuem_krugi.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект сеанса для педагогов ДОУ

"РИСУЕМ КРУГИ"- Арт-терапевтическая методика для групповой работы

ЦЕЛЬ: создание безопасной среды для установления социальных контактов в коррекционно-развивающей группе.

  • Число участников: от 5-6 человек (1 лист ватмана А1) до 14 человек (2 склеенных листа ватмана А1 или полоса обоев).
  • Организация арт-терапевтического пространства: на 5-7 человек – стол (парта), на 8-14 человек – длинный стол (2 парты, составленные вместе); детям обычно удобнее рисовать стоя, но рядом должны быть стулья, 2 отдельные парты (стола) для красок и воды.

Материалы: ватман (обои), гуашь (акварель), кисти, ёмкости для воды, фломастеры, масляная пастель, влажные салфетки, бумажные полотенца.

Для младших детей – фартуки, нарукавники, халаты.

Некоторые дети расстраиваются, когда пачкают краской одежду – надо заранее их предупредить, что такое возможно, и рассказать алгоритм действий в этой ситуации.

  • Методика хорошо подходит для первого занятия в закрытых директивных арт-терапевтических группах, группах по развитию коммуникативных навыков, группах по коррекции эмоционально-волевой сферы.
  • Возрастной диапазон: 5 лет и старше (с момента, когда ребёнок может сам нарисовать фигуру, более-менее похожую на круг), взрослые.

Эту технику работы, в зависимости от этапа функционирования группы, можно использовать:

  • для знакомства/первичного сплочения группы
  • при использовании красок – для отреагирования эмоциональных состояний
  • для диагностики «включённости» ребёнка в работу группы
  • как вариант социометрии.

*  *  *

КРУГ – мифологический символ гармонии, самая «доброжелательная»

из геометрических фигур. Работа с кругами активизирует интуитивное (правополушарное) мышление, объединяет и стабилизирует группу.

Этапы работы:

  • Нарисуйте круг любого размера любимым цветом.
  • Нарисуйте ещё 2 круга любыми цветами.
  • Если рисунки оказались неудачными – можно нарисовать ещё 1- 2.
  • Заполните пространство каждого из своих кругов рисунками (придайте кругам индивидуальность).
  • Соедините свои круги «дорогами» с теми кругами, которые вам понравились. Перед тем, как провести «дорогу», спросите у хозяина круга, согласен ли он соединиться с вами «дорогой».
  • Если вам кажется, что в «чужом» рисунке чего-то не хватает, попробуйте договориться с хозяином круга о ваших идеях по «доработке» рисунка.
  • Подведение итогов, рефлексия: название общей работы, вербализация мыслей, эмоций, которые возникали в процессе работы; дополнение словами того, что не удалось изобразить (не забываем о безоценочности высказываний).

* С согласия авторов напишите добрые слова и пожелания около рисунков, которые вам понравились. Не нарушайте пространства других! (Если все дети ещё не умеют писать, этот этап пропускается. Если не умеют писать только некоторые, но хотят это сделать – подключается психолог, ведущий группу).

* Если в группе оказался ребёнок, к кругам которого не проведено дорог, психолог рисует свой круг, заполняет его (красиво!) и предлагает провести дорогу к «одинокому» кругу. Иногда другие дети поддерживают инициативу психолога, и ребёнок «подключается» к совместному творчеству.

* Договорившись с другими участниками группы, заполните рисунками пустое пространство.

* Важно поддерживать безопасную среду (доброжелательную обстановку).

Литература:

Л. Д. Лебедева «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий», СПб, «Речь», 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя коллекция терапевтических сказок для индивидуальной и групповой работы .

Тематика терапевтических сказок:Не хочет засыпать Тема и сонОльга Быкова  Смелый мальчик и Тётушка НочьДмитрий Соколов  Сказка про кроваткуТатьяна Холкина Не хочет ...

Моя коллекция терапевтических сказок для индивидуальной и групповой работы - 2 часть.

Скрипочка 6-11 летНизкая самооценка. Чувство неполноценности и "ненужности". Зажатость, скованность. Часы 7-12 летНеорганизованность. Трудности усвоения порядка. Хвостастик....

1-й и 2-ой цикл игровых сеансов - Тематический план групповой работы с детьми

Тематический план групповой работы с детьми. План составлен по программам: Е.О. Смирнова "Первые шаги"; Е.А. Янушко ; Д.Н.Колдина; Г.Б.Монина и Е.В. Ларечина; К.Л.Печора.Подробнее:  Цель раб...

Использование арт-терапевтических технологий в групповой работе

В настоящее время эмоциональные нарушения и расстройства поведения у детей дошкольного возраста занимают одну из ведущих позиций среди причин проявления социальной дезадаптации. Практика проведения ко...

Арт-терапевтическая методика в коррекционной работе с детьми

Арт-терапия  в коррекционной работе с детьми, может выступать как основным методом, так и в качесте одного из вспомогательных методов коррекции...

Особенности использования арт-терапевтических методик в коррекционной работе педагога-психолога с эмоциональ-ными состояниями дошкольников.

Описание общих разделов арт-терапии.Применение различных способов арт-терапии для коррекции и воспитания ребенка....

Арт - терапевтическая методика в коррекционной работе с детьми

Арт - терапевтическая методика в коррекционной работе с детьми...