Роль детского фольклора в воспитании и развитии детей раннего возраста
консультация

Консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:

«Роль детского фольклора в воспитании и развитии детей раннего возраста»

Дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом, и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются в раннем возрасте. К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее. Поэтому у педагогов возникает потребность знакомства детей, особенно раннего возраста, с разнообразными формами фольклора. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и  в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети являлись активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в  получении дополнительных знаний).

Ведущим компонентом народной культуры является — фольклор. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские пестушки, потешки. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку. Влияние фольклора на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и  наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Развитие речи у детей раннего возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к  трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие — крикливо.

Результаты отслеживания речевого развития детей в процессе педагогического мониторинга показали, что более 50% детей имеют низкий уровень. После проведения анкетирования родителей мы выяснили, что наши родители мало уделяют внимания чтению книг дома, не обсуждают прочитанное с ребенком.

Данные речевого развития детей и анкетирования родителей дали толчок для разработки проекта, реализация которого поможет вызвать интерес и у детей, и у родителей к фольклору, так как тексты народного творчества способствуют развитию речи детей, затрагивают интересы и потребности детского возраста.

Мы считаем, что проектный метод – это более эффективный метод, который можно использовать в нашей работе. Исходя из этого, разработали проект «Роль фольклорных жанров в формировании коммуникативных навыков детей раннего возраста».

Использование устного народного творчества следует рассматривать как яркое общение с детьми. Ведь на глазах у  них разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, а иногда и некоторого баловства — вот в чем приоритет фольклорных занятий. Но речевая активность возникает только в том случае, если педагог сумеет заинтересовать своих воспитанников. В связи с чем, обращается внимание на выработку у ребенка чувства сопереживания к действиям персонажа. Иными словами, эмоциональное взаимодействие. Взрослый, передавая смысловое содержание текста, заражает детей своим настроением. Мы предлагали детям включиться в игровое взаимодействие по ходу текста, например, погладить петушка. Как говорилось выше, потешка, присказка, песенки и др. весьма динамичны: каждая строка несет определенное смысловое содержание, смысловая фраза рисует целую картину. И если кто-либо из детей не понял первой фразы, то вторая, несущая дополнительную смысловую информацию, ничего не разъяснит. Так теряется нить понимания произведения в целом, в этом и  заключается сложность использования фольклора с самыми маленькими. Вот почему методика развития речи предусматривает обратную связь с детьми. В повседневной работе с детьми третьего года жизни используются скороговорки, потешки с целью развития фонематического слуха и формирования грамматического строя языка. Деятельность носит интегрированный характер. Малыши слушают фольклорные тексты, просят повторить хорошо знакомые и  любимые, что способствует созданию психологического комфорта. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к  пока еще малознакомому человеку — воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Это вызывает у ребенка радость, желание повторить их. Помогают потешки и при подготовке ко сну, и во время одевания на прогулку, и  во время умывания, и  в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения сопровождаются действиями или, наоборот, действия сопровождаются чтением. Важно лишь удачно подобрать их и эмоционально рассказать, чтобы ребенок чувствовал отношение взрослого к описываемым ситуациям. Все это помогает детям запомнить и воспроизводить в дальнейшем веселую потешку. А затем использовать ее во время игр. Это значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной. Для выработки хорошей дикции, отчетливого и ясного произношения используются упражнения на звукоподражание. Воспитатель читает текст, дети включаются и произносят отдельные звуки, слова или звукосочетания. Учитывая содержание текста, ритмические или выразительные его особенности, детям предлагаются различные варианты заданий: изменить силу голоса, темп речи, более ярко выразить вопросительную или восклицательную интонацию, передать какое-либо намерение. Повторяя вслед за взрослым тексты стихов, дети учатся правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, развивать свой речевой слух.

Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них. Речевая работа строится на следующих основных принципах: во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала; во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и  видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры); в-третьих, активного включения детей в изучение фольклорных текстов; в-четвертых, пополнения предметно-развивающей среды по речевому развитию. Применяются такие приемы обучения, как: динамический акцент на фрагментах текста, действенное соучастие, наглядность, неоднократное повторение в  игровой форме и  в режимных моментах.

В процессе использования фольклора в речевой работе замечены такие изменения: у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи потешки, колыбельные песни, стишки, считалки, скороговорки. У родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. Они с удовольствием разучивают с детьми потешки, колыбельные.

Следует отметить, что достижение положительных результатов у детей возможно лишь при условии того, что педагоги сами заинтересованы изучением фольклорных текстов, используют фольклор в разнообразных видах деятельности, отбирают жанры  фольклора адекватно возрасту воспитанников.

Таким образом, ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Незатейливые по содержанию и простые по форме жанры народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы "Роль детского фольклора в воспитании и развитии детей раннего возраста"

Выступление из опыта работы "Роль детского фольклора в воспитании и развитии детей раннего возраста"...

Роль русского фольклора в воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста

Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная мудрость.воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ре...

Использование народного фольклора в воспитании и развитии детей раннего возраста

Народный фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, расширяет знания детей об окружающей действительности, имеет ярко выраженную эстетическую направленность....

Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста

Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возрастаВозраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, ко...

«Планирование по социально-коммуникативному развитию на тему: Детский фольклор в воспитании и обучении детей раннего возраста»

laquo;Планирование по социально-коммуникативному развитию на тему:Детский фольклор в воспитании и обучении детей раннего возраста»...

Роль фольклора в жизни и развитии детей раннего возраста.

    Фольклор имеет большое значение в развитии речи детей дошкольного возраста. Чем отличаются многие фольклорные произведния, будь то пословицы, притчи или сказки? Они характеризуютс...

Консультация родителям "Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста"

Сенсорные процессы представляют собой первую ступень познания, образуют область чувственного познания, поэтому сенсорное воспитание часто выступает исходным звеном умственного воспитания....