Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
консультация (младшая группа)

Ольга Алексеевна Прасол

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.

«Я сама» И. Муравейка

Давай будем одеваться…

Я сама! Я сама!

Пойдем, будем умываться…

Я сама! Я сама!

Ну идем, хоть причешу, я…

Я сама! Я сама!

Ну, давай хоть покормлю я…

Я сама! Я сама!

Самостоятельность - ценное вещество необходимое человеку в жизни. Воспитывать необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны, очень часто они стремиться выполнять различные действия самостоятельно. И нам взрослым, важно поддержать их в этом. Часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать «Я сам!» В этом возрасте ребенок осознает себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Ребенок трехлетний Илюша с усердием надевает колготки. Трудное занятие! Наконец – то после долгих усилий практически становится самостоятельным: может выполнять без- помаши взрослого многие действия, усваивает навыки самообслуживания.

А сейчас давайте разберем ситуацию:

Трехлетний Илюша с усердием надевает колготки. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но…наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, «эту бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготы. Малыш поднимает крик:

-Сам, сам, сам!

Мать строго говорит:

-Сиди спокойно и не капризничай! « Не умеешь, а кричишь сам».

Чисто по разным причинам –из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка мы стремимся сделать все за него сами.

Но, действительно- ли мы оказываем ребенку помощь?

Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?

Важно отметить, что в детском выражении «Я сам!» проявляется стремление к самостоятельности. Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ребенку большой вред, лишают его самостоятельности, подрывая у него веру в свои силы, приучают надеяться на других дети, могут вырасти пассивными, ленивыми.

Психологи утверждают: уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти стремления ни в коем случае нельзя- это приводит к осложнениям в отношениях ребенка и взрослого

Первый из них- негативизм, т.е непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление делать все наоборот.

Затем -упрямство, ребенок будет настаивать на своем просто потому, что он этого потребовал.

Также в поведении ребенка могут проявляться строптивость или своеволие (ребенок все хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослого), наблюдаются такие явления, как бунт против окружающих (конфликт с окружающими, постоянно ссориться, ведет себя агрессивно).

Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка.

При формировании навыков самостоятельности у детей мы часто сталкиваемся, что ребенок не может или не справляется с предложенным заданием.

Что же они могут выполнять самостоятельно в младшем дошкольном возрасте?

. Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежд, сухо вытираться полотенцем.

. Одеваться и раздеваться в определенной последовательности одежду снимать, складывать, вещать, выворачивать на лицевую сторону, расстегивать и застегивать пуговицы.

. Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его.

. Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.

. Пить из чашки; есть, хорошо пережевывая пищу, с закрытым ртом.

. Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

. Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определенное место.

Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь, создаете необходимых условий для проявления самостоятельности, правильно руководить действиями детей и обязательно хвалить за малейшее проявление самостоятельности.

Для того, чтобы приобрести эти навыки, требуется помощь взрослого.

Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности:

. Приспособить росту ребенка вешалку для одевания.

. выделить место для хранения предметов туалета,

. постоянное и удобное место для полотенца , обуви и т.д.

Но создание условий еще не достаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.

Памятка для родителей.

. Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.

Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.

. Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать.

. Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.

Если у малыша что-то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.

. Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.

. В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.

. Старайтесь использовать игровую ситуацию.

. Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в младшей группе на тему: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

План:1.     Рассказ воспитателя о самостоятельности детей младшего возраста.2.     Решение проблематичных ситуаций.3.     Сов...

Конспект родительского собрания в младшей группе Тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».

Тема нашей встречи “Очень многое мы можем, очень много умеем” или “Воспитание самостоятельности у детей младшего д/о возраста”....

Конспект родительского собрания во II младшей группе Тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».

Рассказ воспитателя о самостоятельности детей младшего возраста.Решение проблематичных ситуаций.Совместная деятельность с ребенком....

Родительское собрание на тему «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» во второй группе раннего возраста

Стихотворение «Я сама»(И. Муравейка)- Давай будем одеваться …- Я сама! Я сама!- Пойдём, будем умываться …- Я сама! Я сама!- Ну идём хоть причешу я …- Я сама! Я сама!- Ну давай хоть накормлю я …-...

Конспект родительского собрания в младшей группе«Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».

«Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».Родительское собрание...

Родительское собрание в первой младшей группе "Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"

Родительское собрание в первой младшей группе "Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"...