Развитие социально-коммуникативной деятельности дошкольников через проектную деятельность с родителями.
статья

Савастина Татьяна Валентиновна

Проектная деятельность в работе педагога-психолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл о проектной деятельности20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Сотрудничество родителей и детского сада по развитию эмоционального интеллекта в рамках проектной деятельности.

Как отмечают современные психологи и социологи, изменился мир дошкольного детства, его образ, субкультура. Дошкольник уже не такой, каким мы его представляли ранее. Меняется социальная ситуация его развития и, конечно, всё это требует пересмотра подходов к содержанию образования, требует новых методов и технологий обучения, воспитания и социализации.

Одна из целей федерального государственный образовательный стандарта направлена на «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». Родители могут участвовать в реализации образовательной программы ДОУ, в создании условий для полноценного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть не просто сторонними наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса. Необходимо искать пути сотрудничества: родителям — для того, чтобы научиться понимать удивительный мир детства и собственно ребенка, педагогам — чтобы эффективнее оказывать помощь родителям.

Проблемой организации взаимодействия педагогов ДОУ и семьи в современной педагогике занимаются российские ученые  Е. П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, Т. А. Маркова, Л. В. Виноградова. В своих работах учёные предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи, раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей. (Т. Н. Доронова, О. В. Солодянкина) [2].                                                                            

Наш детский сад имеет богатый педагогический опыт, использует разнообразные формы, но родители, часто проявляют пассивность, поэтому мы стали задумываться:

  • Так как же заинтересовать родителей в воспитании своих детей?
  • Какие формы применить для родительской активности?
  • Как сблизить детей и родителей?

И здесь удачной находкой оказалась технология проектирования. Метод проектов — это обучение через поисково-познавательную деятельность, которая направлена на результат, полученный при решении той или иной проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности. Внутренний результат — опыт — становится бесценным достоянием ребенка. Такая совместная проектная деятельность педагогов, родителей и детей способствует не только сплочению внутрисемейных отношений, а также коллектива родителей группы и воспитателей. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей, посещающих группу, и даже подружиться. Поэтому мы решили объединить свои усилия, усилия родителей и детей в единой долгосрочной проектной деятельности, обозначив целью своей работы-развитие эмоционального интеллекта через создание экологической тропинки дошкольного учреждения.                                                                                                     Для полноценного и гармоничного развития ребенка очень важно уделять внимание формированию эмоционального интеллекта. Именно благодаря эмоциональному интеллекту человек способен адекватно и в полной мере понимать чувства и настроения других людей, свои собственные, а также продуктивно взаимодействовать в социуме.                                         

 В начале работы по проекту, совместно с педагогом-психологом, мы выделили типы семей воспитанников, обозначив тем самым ожидаемый результат и направления работы с каждой семьей, провели анкетирование. Типология семей по уровню социальной адаптации: Благополучные (95%), Группы риска (5%) Неблагополучные (0%). Типология семей по желанию участвовать в проекте: Заинтересованные (97%), Равнодушные (3%). Это помогло подобрать разнообразные, действенные подходы к общению с родителями.                                                                                                                       Принципами взаимодействия с родителями являлись: — доброжелательный стиль общения педагогов с родителями; — индивидуальный подход; — сотрудничество, а не наставничество; — серьезная предварительная подготовка; — динамичность [2].                                                                                   Основным девизом нашей совместной работы по данному проекту явились слова: «Вместе мы - сила». Процентный показатель участия родителей (на начальном и конечном этапе) составляет соответственно 45 % и 75 %. Что говорит о том, что нам удалось заинтересовать и мотивировать родителей на сотрудничество.                                                                                                                                        Объем работы по созданию «Экологической тропинки» огромный. Был создан «Родительский форум», и именно родители стали авторами чудесных работ первого этапа нашего экологического проекта «Эскизы экологической тропинки».  Дети и их родители рассказывали нам о своих эскизах, задумках и «изюминках» ландшафтного оформления, им хотелось словами выплеснуть те эмоции, те знания, те мысли, которые сопровождали их творческие изыскания. Так у нас зародилась идея работы «Природа и эмоции». Родителям захотелось рассказать малышам о своем детстве, о своих чувственных переживаниях от встречи с природой. Ребята открыли для себя то, что их взрослые родители, когда-то тоже были детьми, у них были похожие чувства, мысли. Взрослые и дети, вместе рассматривали иллюстрации и подбирали фотографии с эмоциональными выражениями к природным объектам на открытках. «У природы нет плохой погоды» понимали дети, любое эмоциональное состояние оставляет след в душе человека, только надо уметь принимать и грусть, и радость.                                     Второй этап «Что будет расти на экологической тропинке?» Родители подбирали интересную информацию о растениях, легенды и сказки о них. В результате кропотливой, творческой деятельности взрослых и детей нашего детского сада, у нас накопился большой, нужный и интересный материал о растениях. Дети слушали сказки о растениях и рисовали рисунки. Дети учились связывать состояние растений с определёнными эмоциями и чувствами. Третий этап: создании уголков природной флоры: «Зеленый водопад» (клематисы), альпийская горка, японский «Сад камней», «Уголок природной флоры», «Зеленая аптека» «Мини-водоем». И теперь с наступлением весны и до поздней осени дети, родители и воспитатели ухаживают за посаженными растениями, проводят наблюдения, разнообразную исследовательскую деятельность.                                                             К сожалению, в наше время, работа с детьми в детском саду ведется больше на интеллектуальном уровне, и мало время уделяют развитию эмоционального интеллекта. Обращение к миру природы позволяет развивать эту сферу ребенка. Каждый природный объект требует ухода внимания и заботы. Именно хрупкий мир природы в наше индустриальное время позволяет ребенку проявить разнообразный спектр эмоций и чувств.

Использование технологии проектирования в работе с родителями позволило создать такие детско-родительские отношения, которые дают возможность семье и детскому саду быть вместе, быть нацеленными на общий результат, что позволяет преодолеть существующие барьеры в отношениях, а это ведет к развитию эмоционального интеллекта ребенка.

Использование технологии проектирования в работе с родителями воспитанников детского сада ведет к развитию эмоционального интеллекта дошкольников. Обращение к миру природы позволяет раскрыть перед ребенком разнообразный спектр эмоций и чувств.

Эмоциональный интеллект, сотрудничество с родителями, проектная деятельность, детско-родительские отношения.

Литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Развиваем эмоциональный интеллект. Психологические игры и занятия с детьми. – М.:АСТ, 2014.
  2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. — М.: АСТ, 2008.
  3.  Щебетун М. В. Взаимодействие семьи и детского сада в рамках проектной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №23.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством игровой деятельности

В статье раскрывает роль различных видов детской игры в развитии социально-коммуникативных навыков...

Презентация на тему «Развитие социально-коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность»

Презентация повествует о том, как развивать социальные и коммуникативные способности дошкольников через игры....

Семинар на тему:"Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством игровой деятельности"

Потребность в общении с окружающими людьми, рано становится основной социальной потребностью ребенка.  В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослыми и све...

Районный семинар для педагогов на тему: «Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством игровой деятельности»

Счастье – это когда тебя понимают!Вся наша жизнь проходит в общении. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, - зависит очень многое....

Семинар для педагогов на тему: «Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством игровой деятельности»

Счастье – это когда тебя понимают!Вся наша жизнь проходит в общении. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, - зависит очень многое....

Выступление на педагогическом совете по итогам учебного года «Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников через музыкальную деятельность»

Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его первоначальной социализации. Педагогическая помощь в музыкальной игровой деятельности содействует нако...