Развитие и коррекция познавательной сферы дошкольников и младших школьников. Сценарии развивающих образовательных ситуаций
методическая разработка

Гонтарь Ирина Петровна

Инновационный подход заключается в том, что дети приобщаются к созданию образа в повседневной деятельности с использованием различных материалов, устанавливают логическую связь между представляемым и практическим реализуемым: цветом, фактурой избираемого материала, расположением в пространстве, цветом фона и др.(передача мимики, направлением движения, сущности разнообразных действий).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие и коррекция познавательной сферы дошкольников и младших школьников

Сценарии развивающих образовательных ситуаций

Цель проекта: 

Использование исследовательской (проблемно-поисковой) модели «развития детей через открытие» педагогической практике, следуя требованиям ФГОС. Инновационный подход заключается в том, что дети приобщаются к созданию образа в повседневной деятельности с использованием различных материалов, устанавливают логическую связь между представляемым и практическим реализуемым: цветом, фактурой избираемого материала, расположением в пространстве, цветом фона и др.(передача мимики, направлением движения, сущности разнообразных действий).

Создание образа с помощью выбора разнообразных материалов, каких-то дополнительных средств — это стержень, на который педагоги могут «нанизывать» используемые в настоящее время образовательные технологии.

Время сензитивного периода ( 1 год, около 3-х лет,  6-7 лет Л.Выготский) может быть удачно использован педагогами и родителями для развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка, т.к. именно тогда он легко усваивает информацию на определенные темы.

«Техническими» средствами для этого могут быть игровые действия со следующими материалами:

  • счетные палочки или спички;
  • игры-головоломки (ребенок выбирает одну из нескольких наиболее простых);
  • игры на объемное моделирование («Кубики для всех» № 1,2,3,4,5 — на выбор);
  • чертежи, контурные образцы, художественные иллюстрации;
  • занимательный литературный материал (задачи, шутки, пословицы, поговорки, стихи, загадки, короткие отрывки из рассказов и сказок).

    Материал предлагается в определенной последовательности: сначала — счетные палочки (спички), затем игры-головоломки, после этого «Кубики для всех».

         Основная цель — развитие у старших дошкольников самостоятельности и творчества. Длительность деятельности с каждым материалом 5 минут (в целом 15-20 минут в старшей группе, 25-30 минут).

 Этапы практической деятельности

1 этап «Думай! Составляй!»

Назначение: создание (составление) новых фигур последовательно из трех видов материала: палочки (спички), головоломки плоскостные, объемные «Кубики для всех»). В каждом случае ребенок объясняет и проговаривает способ соединения, присоединения, создания (сбоку, слева, справо, перевернул, развернул и т.д.).

 2 этап «Выбирай и составляй!»

Назначение: освоение способов выбора частей игры-головоломки, кубика и размещение их, ориентируясь на образец-чертеж (образцы надо подготовить заранее). В результате — получить воссозданное по образцу.

Итог, рефлексия: Как составляли, что оказалось сложным для вас?

3 этап «Догадайся как?»

Назначение: освоение приемов анализа образцов с опорой на комплект игры-головоломки или «Кубики для всех». Используются образцы: контурные или силуэтные (из методичек к играм-головоломкам и кубикам). Подготовить их заранее.

Предупредить детей о передачи сходства о передаче сходства по содержанию между всеми тремя частями (спички, головоломка, кубики)

 Итог, рефлексия: Коллективный просмотр полученных силуэтов, высказывание своего отношения, оценочных впечатлений.  - Что оказалось самым сложным?

4 этап «Как быть?»

Назначение: освоение способов размещения большого количества частей (2 комплекта одной и той же игры) с целью получения задуманного.

Детям предлагается составить одно большое интересное изображение (из спичек, из 2-х головоломок, из 2-х комплектов кубиков)

Итог, рефлексия: Взаимооценка, обоснование процесса составления, что осталось невыполненным.

5 этап «Я художник (скульптор)»

Назначение: Перенос изображенного на художественной иллюстрации в плоскостную и объемную модель.

Итог, рефлексия: обмен впечатлениями по поводу воссоздания модели.

 6 этап «Создаем композицию»

Назначение: коллективная работа (2-3 ребенка) по созданию композиции.

Итог, рефлексия: обсуждение, оформление альбомов или выставки.

Сценарии образовательных развивающих ситуаций

Воссоздание изображений:

- по сюжету  сказки (например, «Волк и семеро козлят);

- морское путешествие,

- изображение корабля,

- государственной символики,

- по загадкам,

- по стихотворению  и т.д.

       В развивающих ситуациях с использованием разнообразного материала у ребенка рождаются идеи и представляется возможность их реализовать. Бесценный опыт такой деятельности определяет будущее растущей личности, где стремление к творчеству, проявление инициативы и активности станут привычной необходимостью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста

Игры и упражнениядля развития и коррекциипознавательной сферыдетей дошкольного возрас...

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапии для детей от 4-5 лет «Умные ручки »

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапиидля детей от 4-5 ле...

Картотека игр и упражнений для развития и коррекции познавательной сферы дошкольников

В картотеке предлагаются игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, восприятия и навыков общения. Данное пособие будет интересно как родителям, так и педагогам....

картотека "Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста".

картотека "Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста"....

Занятие по развитию и коррекции познавательной сферы в логопедической группе на тему "Весна"

В занятии представлены игры и упражнения по развитию познавательной сферы у детей с тяжелым нарушением речи на лексическую тему "Весна"...

Методы и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы дошкольников

Предложенные приемы и методы способствуют благоприятному развитию эмоциональной сферы детей, повышают их психическую устойчивость в социальной среде, а также инициируют становление их эмоцио...

КАРТОТЕКА Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста.

Игра «Найди заданный предмет на картинке»Цель: развивать объем, концентрацию и устойчивость зрительного внимания.Условия. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть красочную картинку и ...