Выявление и развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста
учебно-методический материал

Киселенко Елена Валерьевна

Для того, чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать развитие музыкальных способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyyavlenie_i_razvitie_muz._sposobnostey.pptx1.28 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Выявление и развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста» Презентацию составила: Киселенко Е.В. м узыкальный руководитель МКДОУ «Детский сад № 50» р п Бердяуш 2017 г.

Слайд 2

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности / Кирнарская Д.К./ Музыкальные способности – индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие потребностям музыкальной деятельности и являющиеся условием успешного её выполнения. Большинство авторов разделяют способности на общие и специальные.

Слайд 3

Музыкальная одаренность - это сложное качественное образование, включающее как специальные музыкальные способности, так и творческие и личностные составляющие. Музыкальные способности относятся к специальным способностям человека, которые необходимы для успешных занятий именно музыкальной деятельностью и определяются самой природой музыки как таковой. Особенностью музыкальной одаренности, отличающей ее от одаренности к другим видам искусства, является наличие музыкальности, которая выражается в особой восприимчивости индивида к звучащей музыке и повышенной впечатлительности от нее. К показателям музыкальной одаренности относятся: Блестящие музыкальный слух и память; Пластичный, скоординированный двигательный аппарат; Необычайная обучаемость; Работоспособность в музыкальной деятельности.

Слайд 4

Характеристика музыкальных способностей Музыкальные способности - это способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности. Они объединяются в понятие музыкальность. Музыкальность – комплекс способностей, необходимых для осуществления всех видов музыкальной деятельности (Б.М. Теплов). Ведущие компоненты музыкальности: Эмоциональный отклик на музыку (способность сопереживать содержанию музыки, эмоционально отзываться на нее). Музыкальный слух (способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности).

Слайд 5

Основные музыкальные способности Психолог Б.М. Теплов в структуре музыкальности выделяет три основные способности: в детском возрасте характерное проявление ладового чувства – любовь и интерес к слушанию музыки.

Слайд 6

Диагностика музыкальных способностей Для того, чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать развитие музыкальных способностей. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трёх основных музыкальных способностей по Б.М. Теплову: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Эмоциональная отзывчивость на музыку в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях. Исходя из этой структуры музыкальности важно определить показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными возможностями детей.

Слайд 7

Параметры и критерии диагностики музыкальных способностей Основные музыкальные способности Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Ладовое чувство Яркое эмоциональное восприятие музыки, внимание во время слушания предлагаемого произведения, просьба повторить его, наличие любимых произведений, точное ощущение устойчивости и неустойчивости звуков при окончании на них мелодии. Внешние проявления эмоциональности при прослушивании, недостаточное внимание при восприятии, нестабильность правильных ответов в определении устойчивых и неустойчивых звуков при окончании на них мелодии, нестабильность правильного выполнения задания довести мелодию до тоники. Отсутствие внешних проявлений эмоциональности при восприятии предлагаемого музыкального произведения, неузнавание знакомых мелодий, отсутствие способностей довести мелодию до тоники. Музыкально-слуховые представления Чистое интонирование мелодии знакомой песни с сопровождением и без него, точность интонации незнакомой мелодии после её предварительного прослушивания, правильный подбор по слуху незнакомой мелодии ( попевки ). Недостаточно чистое интонирование мелодии знакомой песни с сопровождением и без него, неточная интонация мелодии после её предварительного прослушивания, подбор с ошибками несложной мелодии ( попевки ) по слуху. « Гудошник », неправильный подбор незнакомой мелодии по слуху. Чувство ритма Чёткое воспроизведение хлопками ритмического рисунка мелодии, соответствие ритма движений ритму предлагаемого произведения. Воспроизведение хлопками ритмического рисунка мелодии с ошибками, недостаточная точность соответствия ритма предлагаемого музыкального произведения. Неправильное воспроизведение хлопками ритмического рисунка мелодии, несоответствие ритма движений ритму музыкального произведения.

Слайд 8

К диагностике музыкальных способностей детей Младшая группа № п/п Ладовое чувство Музыкально-слуховые представления Чувство ритма 1. Внимание. Подпевание знакомой мелодии с сопровождением. Воспроизведение хлопками простейшего ритмического рисунка мелодии из 3-5 звуков. 2. Просьба повторить. Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки. 3. Наличие любимых произведений. 4. Внешние проявления (эмоциональность). Соответствие ритму движений ритму музыки. 5. Узнавание знакомой мелодии.

Слайд 9

Средняя группа № п/п Ладовое чувство Музыкально-слуховые представления Чувство ритма 1. Внимание. Подпевание знакомой мелодии с сопровождением. Воспроизведение хлопками, притопами, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии. 2. Просьба повторить. Пение малознакомой попевки с сопровождением (после нескольких ее прослушиваний). Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с контрастными частями. 3. Наличие любимых произведений. Воспроизведение на металлофоне хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков. Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма). 4. Внешние проявления (эмоциональность). 5. Высказывания о характере музыки (двухчастная музыка). 6. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту. 7. Определение – закончилась ли мелодия? 8. Определение правильности интонации в пении у себя и у других.

Слайд 10

Старшая группа № п/п Ладовое чувство Музыкально-слуховые представления Чувство ритма 1. Внимание. Пение знакомой мелодии с сопровождением. Воспроизведение хлопками, притопами, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии. 2. Просьба повторить. Пение знакомой мелодии без сопровождения. Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с малоконтрастными частями. 3. Наличие любимых произведений. Пение малознакомой мелодии с сопровождением (после нескольких ее прослушиваний). Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма). 4. Внешние проявления (эмоциональность). Пение малознакомой мелодии без сопровождения. 5. Высказывания о музыке с контрастными частями. Подбор по слуху хорошо знакомой короткой попевки на металлофоне 6. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту. Подбор по слуху малознакомой короткой попевки на металлофоне 7. Определение – закончилась ли мелодия? 8. Окончание начатой мелодии на тонике.

Слайд 11

Развитие музыкальных способностей Все способности развиваются в деятельности. Эмоциональная отзывчивость на музыку может быть развита во всех видах музыкальной деятельности, но лучше всего она развивается при: восприятии музыки (предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности); м узыкально-ритмических движениях , т.к. проявляется ярче всего в ладовом чувстве (эмоциональный компонент слуха) и чувстве ритма. Ладовое чувство может успешно развиваться в процессе: в осприятия музыки (ее узнавания, определения, закончилась ли мелодия?); п ения (дети контролируют слухом правильность интонации). Музыкально-слуховые представления – в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху: в пении, в игре по слуху на звуковысотных музыкальных инструментах . Чувство ритма – в музыкально-ритмических движениях, соответствующих характеру, окраске музыки.

Слайд 12

Схема развития музыкальных способностей Музыкальные занятия, кружки, мероприятия Развитие музыкального слуха, ритма, памяти. Знакомство с музыкальными инструментами Творческое развитие в песне, танце, игре, импровизации. Фундамент для творческого роста, формирование музыкального мышления, вкуса, культуры. Закладка основных этапов развития творческой личности. Индивидуальный подход к ребенку, выявление его способностей. Контроль творческого роста на каждом возрастном этапе формирования личности. Помощь в выборе дальнейшего творческого пути. Сформированная подготовительная база для дальнейшего творческого музыкального развития детей в ДШИ, ДМШ и других образовательных учреждений.

Слайд 14

Источники информации: А.Г. Гогоберидзе. Т еория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. в ысш . учеб. з аведений/ А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская . М.: Академия, 2005. О.В. Гончарова. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ О.В. Гончарова, Ю.С. Богачинская . - 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2014. А.Н. Зимина. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста: учеб. пособие для ВУЗов/ А.Н. Зимина. – М.: ВЛАДОС, 2000. Д.К. Кирнарская . Музыкальные способности. М.: Таланты – XXI век, 2007. Д.К. Кирнарская , Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика. М.: Академия, 2003. О.П. Радынова , А.И. Катинене , М.Л. Палавандишвили . Музыкальное воспитание дошкольников: учеб. пособие для студ. фак. д ошк . в осп . в ысш . и сред. п ед . учеб. заведений. М.: Академия, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Выявление и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности "

Система работы по выявлению и развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности....

Выявление и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

Развитие творческой личности является приоритетным направлением в образовании и воспитании подрастающего поколения....

Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста  Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...

Мастер-класс для воспитателей детского дошкольного учреждения «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста по методике Железновых»

Данный материал представляет собой мастер-класс для воспитателей детских дошкольных учреждений для развития музыкальных способностей дошкольников....

Памятка родителям по выявлению и развитию творческих способностей детей дошкольного возраста

Памятка родителям по выявлению и развитию творческих способностей детей дошкольного возраста...

Программа "Выявление и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста"

Представленная программа направлена на формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям ч...

Выявление и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Творчество важно не только в детстве, сколько во взрослой жизни. Но чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно осуществляться в детстве. Сегодня можно привести огромное количество пр...